Телеканал "Россия 1"
(Тема обсуждения - судьбы русского языка и угроза безграмотности)
Кто боится Петра Павленского
Меня поражает вялая реакция общественности на подвиг Петра Андреевича Павленского. Ведь ему, как принято говорить в бесконечных ментовских телесериалах, «корячится» пуссирайотовская статья УК - 213, ч.1. п. 2 - хулиганство по мотивам групповой вражды.
С юридической точки зрения его судьба на первый взгляд даже благополучней, чем у Алехиной, Толоконниковой и Самуцевич, ведь социальный ущерб от его действий куда меньше. Pussy Riot реально совершили кощунство (хотя на тот момент оно еще не было криминализировано), огорчили, пусть и не оскорбив, верующих. Павленский не покушался ни на что сакральное, если не считать, конечно, прикосновения обнаженных мужских ягодиц и тестикул к священным камням вблизи традиционного места казней, Лобного места и маршрута проезда царственных лимузинов.
В июне 2011 года Пленум Верховного суда РФ специальным постановлением определил, что критика органов власти, должностных лиц и правоохранителей не может рассматриваться как разжигание вражды и ненависти к социальной группе.
Что касается элементов эксгибиционизма и жестокости, которые якобы должны были потрясти находящихся на Красной площади детей, женщин и бесполых патриотов, то даже мировой суд не усмотрел в действиях Павленского нарушения общественного порядка.
С точки зрения права акция мирного протеста в принципе не может трактоваться как хулиганство, потому что хулиганство - это циничное неуважение к обществу. Мирная ненасильственная акция протеста в защиту публичных интересов общества не может считаться неуважением к нему.
Акции Павленского - это бархатный вариант публичного самосожжения. В духе распространенного зэковского «проштыривания». Ибо российские заключенные, верные толстовским традициям общественной самозащиты, столкнувшись с несправедливостью, режут себя сами. В остальных странах мира в таких ситуациях чаще перепадает тюремщиками и их лизоблюдам.
Акция Павленского - это протест не столько против власти, сколько против присмиревшего общества. Когда в январе 1969 года 20-летний чешский студент Ян Палах сжег себя в центре Праги, это было протестом против молчания страны перед лицом готовящегося устранения от власти реформаторов во главе с Александром Дубчеком. Народ, свой моральной стойкостью отразивший в августе-сентябре 1968 года напор сотен тысяч оккупантов, оказался бессилен перед лицом аппаратных интриг. А десятки тысяч бывших ярых сторонников «Пражской весны» вместо организации «альтернативного государства», как это сделала польская «Солидарность» в 1980-81 годах, торопливо пересекали еще открытую австрийскую границу. Следом сожгли себя еще семеро. Но последняя попытка догорбачевской перестройки захлебнулась. Вместо гигантских демонстраций клокочущего протеста - только череда все более малочисленных похорон горстки героев.
Многие либералы отшатнулись от Павленского, что-то невнятно бормоча о ненормальности и натурализме подобных акций. Философ Григорий Померанц вспоминал, как в конце шестидесятых многие интеллигенты, искренние сторонники десталинизации и реформ, отстранились от диссидентов, когда те открыто стали делать то, за что грозил нешуточный лагерный срок. Эти прогрессисты шарахнулись от добровольно избранного мученичества. Сами они на такое решиться не могли, но разумом понимали, что иного пути противостояния нарастающей реакции и ресталинизации не существует. Презрение к собственной слабости обернулось агрессией в отношении героев. Померанц писал, что они выбрали путь Галилея (внешне отрекшегося от учения), а не путь пошедшего на костер Джордано Бруно.
Померанц вспоминал слова персонажа Рабле, готового отстаивать истину «до костра исключительно». На костер инквизиции он ни за какую истину не пошел бы. И сейчас мальчишки и девчонки бросаются на ОМОН, а солидным дяденькам и тетенькам остается лишь выпрашивать для них амнистию.
О деле Павленского
На первый взгляд, мы с Петром Павленским в похожей ситуации: оба совершили художественно-политические акции в местах, связанных с властью (Красная площадь и Верховная Рада), оба использовали свое тело, обоим инкриминируют хулиганство, наши политические взгляды лежат примерно в одной плоскости.
Но есть существенная разница как в образе наших действий, так и в характере репрессий.
Я совершил в первую очередь не художественный, а активистский жест, путем прямого действия реализовал свою свободу высказывания, противопоставив его цензуре. Я осознанно попробовал на прочность рамки закона и морали (юридический эксперимент, ага), хоть и получил немного неожиданный результат, на тюрьму все же не рассчитывал. Конечно же, была в моих действиях и художественная составляющая (так утверждают культурологи - кто я такой, чтобы спорить с культурологами?), но их основное содержание было политическим.
Петр в первую очередь художник. Да, радикальный, да, критичный, да, политизированный. Но если я шел в лобовую атаку против конкретных инициатив власти, то бунт Павленского носит более абстрактный характер, он требует осмысления и рефлексии. Петр действовал в символическом поле, не ставя своей непосредственной целью прямую конфронтацию. Так что поведение властей в деле Павленского можно сравнить с преследованиями Мавроматти, Тер-Оганьяна, Ерофеева и Самодурова или Краденого Хлеба.
Меня арестовали на "месте преступления" и возбудили дело уже через несколько часов после задержания. Обвинение настойчиво отрицало политический подтекст в ходе всего процесса, хотя именно на политической природе "сатанинского шабаша" настаивали безумные свидетели, по чьим показаниям меня и посадили. Защита и свидетели обвинения в унисон говорили о политике, но прокурор с судьей предпочли не слышать. Официальная версия моих приключений такова: "пришел какой-то дурак с подругой под Верховную Раду потрахаться. Да вот захотелось ему. И журналистов позвал. Зачем? Да просто так". В приговоре было прямо сказано, что политическую акцию я придумал уже постфактум, чтобы уйти от заслуженного наказания. Заказ от "блюстителей морали" в деле хоть и присутствовал, но слишком вялый и нечеткий: в Украине шла смена власти, кресла под чиновниками качались, и никто не мог себе позволить слишком уж увлечься моими гонениями, так что уголовный процесс шел преимущественно по инерции. Власть рефлекторно вцепилась в меня в первые минуты, а после этого она уже просто не могла разжать зубы, дрессура не позволяет.
С Павленским все по-другому. Менты сразу поняли, что перед ними "художник-акционист". Его выпустили вскоре после задержания, но не по широте душевной, а потому что понимали, что он, будучи публичной персоной, никуда от них не денется. Решение о возбуждении дела принимали неторопливо, осознанно, взвесив все за и против. Этим занимался не туповатый следователь и не начальник райотдела, сигнал явно шел с самого верха. И главное, власть абсолютно честно и искренне признаёт политический характер репрессий. В моем случае основная борьба шла с бюрократической машиной, которой было наплевать на форму и суть моего высказывания, она и самого-то высказывания в упор не видела, работая автоматически и по инерции, а здесь репрессии направляет политическая воля. И это гораздо страшнее и опаснее. После "двушечки" Pussy Riot трудно делать какие-либо прогнозы, но верить в гуманизм российских властей не приходится, только постоянное давление на всех уровнях сможет вынудить их закрыть дело или свети все к условному приговору/штрафу. Грамотная адвокатская работа безусловно важна, но выход из этой ситуации может быть не юридическим, а только политическим.
Похоть патриотки
"Раньше она интересовалась сексом, а теперь стала патриоткой!" Такие обвинения приходится выслушивать все чаще... К чему этот водораздел между "теперь" и "раньше"? Патриотизм - отличная вещь. Секс - одно из величайших удовольствий жизни... Давайте за две недели до поста, то есть времени, когда полагается с особым усердием думать о душе, воздадим должное телу... Губы норовят растянуться в улыбку или сложиться для поцелуя. Руки упорно ищут что-то теплее и мягче айфона. Ноги - если они, конечно, задались - напоминают окружающим мужчинам об истинных ценностях... Тело жаждет... нежных прикосновений другого тела.
Елена Ямпольская, главный редактор газеты "Культура". "Те, у кого я одна"
Оба они прошли мимо нее, раскачиваясь, как девушки, узнавшие любовь, они пошептались между собой и стали двигать руками, показывая, как бы они обнимали Баську, если б она этого захотела. И вот Баська тотчас же этого захотела, потому что она была простая девушка из Тульчина... и никогда не видела таких людей, как Соломончик Каплун. Поэтому, увидев его, она стала шаркать по земле толстыми ногами, обутыми в мужские штиблеты, и сказала отцу.
- Папаша, - сказала она громовым голосом, - посмотрите на этого господинчика: у него ножки как у куколки, я задушила бы такие ножки...
- Эге, пани Грач, - прошептал тогда старый еврей, сидевший рядом, старый еврей, по фамилии Голубчик, - я вижу, дите ваше просится на травку...
Исаак Бабель. "Отец"
Виктор Ерофеев, писатель
Когда мэр Сочи с сильным, волевым взглядом, Анатолий Пахомов, показал мне с гордостью и любовью олимпийские объекты космических масштабов, я не поверил своим глазам... мы получили на Черном море олимпийский город Сочи, преображенный, неузнаваемый...
- Солнце России, - говорю я мэру с легкой улыбкой, - встает теперь в Сочи...
Да, Сочи тоже послужит нашей европеизации. А представьте себе... что подумают спортсмены и туристы, оказавшись в Сочи? Они скажут: нам говорили, что Россия - это холодильник. А Россия - это пальмы и бамбуковые заросли! Ривьера!..
Знаете, я десять лет назад написал автобиографию под названием "Хороший Сталин"... Плохой Сталин - это 1937-й. А хороший - он радеет за народ, строит плотины, наказывает, но не в миллионных масштабах. И вот кто-то вроде такого хорошего Сталина взялся за сочинскую Олимпиаду и довел дело до конца...
У нас не самый плохой режим... Если мы пойдем в революцию, нас ожидает новая катастрофа... я говорю:
- Спасибо крепким сочинским строителям и хозяйственникам! Удачи спортсменам! Счастья болельщикам!
Ссылка
Александр Проханов, писатель и журналист
Если бы Тютчев был поэтом нашего времени, не написал ли бы он стих:
Отягченный трехлинейкой,
всю тебя, земля родная,
Бог в солдатской телогрейке
Исходил, благословляя.
Ссылка
Русское терпение лопнуло
Уже не вижу сегодня этого долготерпения. Да и народ добровольно становится все менее русским. Раньше у русского народа было долготерпение, и оно позволило достичь огромных исторических успехов, занять самую большую территорию в мире, освоить огромные богатства, справиться с множеством врагов... Терпение всегда было нашим конкурентным преимуществом. Когда другие отказывались терпеть трудности и проигрывали, русские выигрывали именно потому, что могли вынести то, что другие уже выносить не могли... Сейчас этого преимущества у нас нет... многие хотят все здесь и сейчас... Люди, выходившие на Болотную площадь, вовсе не мечтают встать к станку или выйти в поле, не думают о тяжелой работе.
Сергей Михеев, генеральный директор Центра политической конъюнктуры
- Вот правильно, - сказал экономист. - Все же главное в том, что мы русские люди. Шутка ли: русский человек!
Инспектор, улыбаясь, подмигнул своему дорожному приятелю: то, что называется: русский - старший брат, первый среди равных!
- Оттого и зло берет, - проговорил молодой экономист, - ведь русские же люди! Не нацмены. Ко мне один разогнался: "Липовый лист пять лет ели, с сорок седьмого года на трудодень не получали". А работать не любят. Не хотят понять - теперь все от народа зависит.
Он оглянулся на седого мужика, молча слушавшего разговор, и сказал:
- Ты, папаша, не сердись. Не выполняете вы трудового долга, а государство к вам лицом повернулось.
- Куда им, - сказал прораб. - Сознательности никакой, каждый день кушать хотят.
Василий Гроссман. "Все течет"
Еще о деле 15 сентября
На днях состоялось очередное заседание суда по "делу 15 сентября". Иногда его ещё называют "делом Староверова", поскольку он оказался по нему единственным обвиняемым.
Будучи одним из защитников Староверова, я принял в этом заседании активное участие. Заседание оказалось ключевым. Допрашивались последний свидетель обвинения - полковник полиции Андрей Шмонин и "потерпевший" прапорщик полиции Игорь Лебедев.
Сразу следует сказать, что в качестве свидетеля полковник Шмонин оказался лишь потому, что руководил "оперативным штабом" по разгону митинга. Событий, о которых он должен был свидетельствовать, он не видел, о чем честно заявил суду. Однако допрос Шмонина оказался достаточно интересным. Например, полковник так и не смог назвать суду конкретную норму закона "О митингах", которой он руководствовался, принимая решение о разгоне. Не смог описать эту норму своими словами. И более того, не мог назвать даже номер статьи закона "О митингах", которая могла бы содержать такую норму. На прямой вопрос, была ли соблюдена процедура прекращения митинга, действительно предусмотренная статьёй 17 этого закона, полковник также не смог дать сколько-нибудь вразумительного ответа. Поэтому я не могу сказать, как это сделал Стас Дмитриевский, что я не согласен с этой интерпретацией закона "О митингах". Чтобы интерпретировать закон, нужно его как минимум знать. Полковник такого знания не продемонстрировал.
Кроме того, Шмонин фактически признался, что не контролировал происходящее на площади, а о том, что Зайцева получила удар по голове спецсредством, узнал лишь через час в отделе полиции. Фактически это было признание в собственной некомпетентности.
Неудивительно, что накануне он был от занимаемой должности освобожден.
Удивительно, что этого не случилось раньше.
Ещё более интересным оказался допрос "потерпевшего" Лебедева.
Как я уже говорил, давая интервью Станиславу Власову для фильма "Боль", эпизод с якобы бывшим у задерживаемого Ильи Мясковского флагом стал ключевым для разоблачения лжесвидетельств.
Напомню, что трое свидетелей обвинения дали почти идентичные показания, совпадающие в мельчайших деталях. Однако, когда защита стала подробно выяснять эти детали в суде, тут же всплыли неустранимые противоречия. Эпизод с флагом оказался наиболее ярким.
Итак, как мы помним, Исмятулина в своих показаниях, данных следствию, утверждала, что у Мясковского перед задержанием был в руках флаг Левого фронта. На суде она эти показания подтвердила. Между тем в показаниях Лебедева и Борисова (сержанта, напарника Лебедева), данных следствию, фигурировал просто "флаг" без какого либо описания.
Когда на предыдущем заседании допрашивали Борисова, я задал ему вопрос про этот флаг.
Борисов описал флаг Стратегии-31.
На последнем заседании Староверов задал вопрос про флаг Лебедеву.
Лебедев описал флаг партии "Другая Россия".
Таким образом, по одному этому факту все ключевые свидетели обвинения дали взаимоисключающие показания.
Казалось бы, зачем врать в таком незначительном эпизоде, не имеющем решающего значения для дела? Но, с одной стороны, полицейские и связанные с ними "свидетели" лгут как дышат, а с другой стороны, им было нужно хоть какое-то основание для задержания Мясковского. Таким формальным основанием для них и послужил этот выдуманный флаг. Однако они не удосужились договориться между собой о подробностях. И только Исмятулина проявила фантазию и заявила, что флаг был Левого фронта.
Я хорошо помню начало митинга. Мясковский сказал тогда: "Я не хочу винтиться. Сегодня я буду только снимать". И показал фотоаппарат. "Наивный! - подумал я. - Идти на оппозиционный митинг в футболке с символикой Стратегии-31, рассчитывая при этом, что тебя не задержат, - это простодушие". Но ничего ему не сказал.
Естественно, никакого флага у него в руках не было.
Другим существенным противоречием в показаниях свидетелей обвинения было определение места событий. Лебедев и Борисов указали действительное место - к западу от памятника, - а Исмятулина назвала то, что находится с северной стороны.
Если настоящий свидетель и может ошибиться на несколько метров, то перепутать северную сторону памятника с западной уже почти совершенно невероятно.
Ещё одним интересным открытием на этом судебном заседании было то, что как выяснилось, полицейские Шмонин и Лебедев не знают толком даже закон "О полиции", на который ссылались в обоснование своих действий. Справедливости ради стоит отметить, что степень правовой безграмотности у них разная. Если Шмонин еще что-то смутно помнит, то Лебедев потряс публику и защиту тем, что вообще не видит разницы между терминами "неповиновение", "противодействие", "сопротивление" и "нападение". А когда я просил его назвать хотя бы число участников митинга, в отношении которых он применил свою дубинку, не смог этого сделать. Кроме того, он категорически отрицал, что, нанося ею удары неопределенному количеству людей, мог причинить им телесные повреждения.
Однако на вопрос адвоката Сидорова была ли какая-то угроза его жизни и здоровью в тот момент, когда он вовсю орудовал своей дубинкой, нанося удары гражданам, Лебедев честно ответил, что не было.
Кроме того, Лебедев сообщил суду (и даже подчеркнул это), что Староверова может опознать только по видео. На самом месте событий он его не видел и не помнит.
В судебном заседании также прозвучала информация о том, что постановление об отказе в возбуждении уголовного дела против самого Лебедева по факту нанесения Зайцевой телесных повреждений отменено и проверка, которую вёл местный СК, продолжится. Судя по всему, вести её будет другой следователь, поскольку Сергей Малахов перевелся в другой район.
Следующее заседание состоится 21 ноября в 9.30. На нем будут исследованы письменные доказательства обвинения и осмотрена видеозапись «инцидента».
Защита также потребовала повторно допросить потерпевшего.
Следим за развитием событий.
Амнистия: сами придумали - сами обиделись
А как все хорошо начиналось: болотники собирают вещи, выходят ко Дню Конституции, елка... На самом деле нет.
Начиналось все с того, что отдельные члены президентского Совета по правам человека, а также уполномоченный по правам человека Владимир Лукин и так пытались вмешаться в безобразную ситуацию с "Болотным делом", и эдак. Иногда даже успешно: Лукин помог перевести Николая Кавказского под домашний арест после года в СИЗО.
Одна из идей заключалась в том, чтобы предложить Путину амнистировать фигурантов дела. Удочку закидывали летом. Поскольку относиться к СПЧ нужно примерно как к коллективному коту Леопольду, а по степени влияния на решения власти этот орган Леопольду даже уступает, особых надежд не было. В начале сентября член Совета Ирина Хакамада просто и коротко, без соплей о "необходимости скорейшего диалога с гражданским обществом", пояснила ситуацию на "Эхе Москвы": "И ничего. Нас послали нахер".
У журналистов есть старая традиция, еще более скучная, чем даже сопли о диалоге власти с гражданским обществом: приставать к Путину с однообразными вопросами и превращать бессодержательные ответы в новость. В этот раз, правда, в фокусе на Валдайском форуме был не журналист, а политик Владимир Рыжков, который и спросил, не пора ли всех амнистировать.
Ответ Путина в расшифровке занимает 2057 знаков. Из них в пользу освобождения "болотников" говорит только одно дважды повторенное предложение: "Я этого не исключаю... я не исключаю". А, нет, извините, ошиблась. Это предложение ничего не говорит в пользу освобождения "болотников", оно вообще ничего не говорит. Еще шесть предложений о том, что если вы почему-либо подумали, что Путин может повлиять на суд, то это досадное недоразумение: нет, не может, все решают судебные инстанции и следственные органы. И еще целых два с половиной абзаца содержат нападки на "людей, которые ведут себя подобным образом", угрозы, что наступит хаос и сотрудникам полиции выколют глаза, и уверенность, что власть должна жестко такое пресекать. Коротко это описывается все той же фразой: "Нас послали". Ну мы же 13 лет за ним замужем, должны же понимать самые простые смыслы.
Благостные вы мои. Как же вы умудрились фразу "Я не исключаю" в этом словесном потоке заметить, да еще и услышать как "Я обещаю", а вот этого вот не заметить: "И не нужно шантажировать власть тем, что ей будет приклеен ярлык недемократичности. Власть должна реагировать соответствующим образом".
Путин вообще врать любит. Но здесь-то он был предельно честен.
В голову приходит и достопамятный случай с Шевчуком в 2010 году, когда Юра-музыкант спросил Владимира Владимировича прямо: вот выйдут люди 31-го числа, их будут разгонять? Путин тогда ответил, что граждане имеют право собираться, если соблюдают закон и не мешают дачникам. Ура, закричала почтенная публика, которая, судя по всему, обладает каким-то альтернативным пониманием русского языка, - граждане имеют право собираться, Путин ПООБЕЩАЛ не разгонять, посмотрим, как ОМОН выполнит его обещание. Но проблема в том, что участники Стратегии-31 именно что нарушали закон "О собраниях", осознанно и целенаправленно, потому что не считали его правовым. И сказал он вот что: этих - разгонят!
Когда СПЧ начал проектировать неполитическую амнистию за ненасильственные преступления, а почтенная публика захлопала в ладоши: "Это про нас, про нас!" - я уже не знала, смеяться или плакать. Ну с каких пор насилие в отношении представителя власти, вменяемое абсолютному большинству фигурантов, стало ненасильственным? Их фактическая невиновность здесь ни при чем: амнистия применяется к статье, а не к сути.
И главное, ладно бы поверили только сами заключенные да отчаявшиеся родственники. Но ведь это происходит с регулярностью гриппа. Каждый год у нас "Путин обещает отпустить Ходорковского, если тот покается". А он и вовсе ничего такого никогда не обещал, почтенная публика сама придумала... Как и обычно.
Доллары в сортире
13 ноября депутат фракции ЛДПР в Государственной думе Михаил Дегтярев внес на рассмотрение федерального парламента законопроект, ограничивающий оборот и хранение долларов США в России... "Доллары США - это фантики, ничем не обеспеченные, которые печатаются частной структурой... Зачем мы храним сбережения в долларах?.. Начать отказываться от грязных зеленых бумажек нужно народу, а потом и руководству страны. Народ должен отказать в доверии доллару первым", - отметил Дегтярев. Согласно законопроекту, владельцы долларовых вкладов в российских банках должны будут в течение одного года потратить или обменять доллары на национальную валюту. Владельцы наличных долларов также должны будут конвертировать свои сбережения... если при досмотре или иной проверке полиция, налоговая, таможенная, пограничная служба или органы миграционного учета случайно обнаружат американскую валюту, то они будут обязаны ее изъять...
Официальный сайт ЛДПР
- А в чем дело? - тихо спросил Никанор Иванович, следуя за пришедшими, - у нас ничего такого в квартире не может быть... А у вас документики... я извиняюсь...
Первый на ходу показал Никанору Ивановичу документик, а второй в эту же минуту оказался стоящим на табуретке в уборной, с рукою, засунутой в вентиляционный ход. В глазах у Никанора Ивановича потемнело, газету сняли, но в пачке оказались не рубли, а неизвестные деньги, не то синие, не то зеленые, и с изображением какого-то старика. Впрочем, все это Никанор Иванович разглядел неясно, перед глазами у него плавали какие-то пятна.
- Доллары в вентиляции, - задумчиво сказал первый и спросил Никанора Ивановича мягко и вежливо:
- Ваш пакетик?
- Нет! - ответил Никанор Иванович страшным голосом, - подбросили враги!
- Это бывает, - согласился тот, первый, и опять-таки мягко добавил:
- Ну что же, надо остальные сдавать.
- Нету у меня! Нету, богом клянусь, никогда в руках не держал! - отчаянно вскричал председатель.
Михаил Булгаков. "Мастер и Маргарита"
Светлое настоящее
В медийном мире имеется сильный перекос в негатив в силу наших традиций. Неравновесие существует в нашей культуре, потому что мы предъявляем завышенные требования к себе. У нас не принято хвалить, скорее есть обычай ругать и критически ко всему относиться. К хорошему относимся как к пропаганде... Мы пытаемся восстановить равновесие, выдвигая на первый план данные, которые говорят о чем-то хорошем... Этот проект - шаг к тому, чтобы преодолевать комплекс неполноценности... Мы говорим, что у нас плохо. При этом мы понимаем, что становится лучше, но хотим, чтобы было еще лучше. И наша самокритичность заставляет нас думать, что все не очень хорошо. В нашей культуре принято говорить чаще о плохом, чем о хорошем, а западные СМИ это воспроизводят.
Александр Ослон, глава Фонда "Общественное мнение"
...Знаете, зрелищем смерти, печали
Детское сердце грешно возмущать.
Вы бы ребенку теперь показали
Светлую сторону...
- Рад показать!..
Кто-то "ура" закричал, Подхватили
Громче, дружнее, протяжнее... Глядь:
С песней десятники бочку катили...
Тут и ленивый не мог устоять!
Выпряг народ лошадей - и купчину
С криком "ура" по дороге помчал...
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?..
Николай Некрасов. "Железная дорога"
Содомит подходит с тыла
Пока мы боремся с содомитами, они у нас в институтах вводят гендерные теории и дисциплины, которые представляют мужчину и женщину как гендер, вводят социальное понимание пола, которые полностью перестраивают сознание, утверждая, что главное - это то, кем себя человек ощущает. Идет размывание. И это происходит незаметно, формирует наших детей. Методы борьбы с нами сейчас изменились - они не открытые, скрытые, незаметные. Они не могут нам прямо говорить о своих целях, ведь в ответ можно и в лоб получить, но подходят с тыла. Ведь мы никогда не умели бороться с внутренним врагом. У нас открытое мировоззрение, а вся западная элита веками формировалась иезуитскими институтами и сообществами. И этому мы не можем противостоять. А через 10 лет будет поздно - мы получим поколение с перестроенным сознанием, к которому уже не сможем апеллировать. Так что наше главное оружие - называть вещи своими именами.
Ольга Четверикова, доцент кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО
Тони легонько постучал кулаком по столу, прорыча:
- Да! Мы поставим вас на кольени! Мы превратим вас в рабов! Разрушим вашу культуру! Спилим берьезки! Развалим церкви! Повьесим на ваши шеи тяжкое ярмо капитализма!
Марина втянула голову в плечи, как пантера, блестя глазами, зашипела ему в ответ:
- А мы будем сплачивать трудящихся всей планеты в борьбе против гнета американского империализма, против политики "большой дубинки", против огнеопасных игр мракобеса Рейгана за мир во всем мире, за полную и окончательную победу коммунизма на нашей планете!
Владимир Сорокин. "Тридцатая любовь Марины"
Упорный свидетель
10 ноября в Москву приехал Руслан Фаталиев – один из двух свидетелей, которые видели убийцу полковника Буданова на месте преступления и дали описание преступника, не позволявшее обвинить Юсупа Темирханова, осужденного, вопреки их показаниям, на 15 лет.
В феврале 2013 года неизвестные силовики вывезли Руслана Фаталиева в степь и избили, требуя отказаться от показаний, данных на следствии и суде, и солгать, что за эти показания адвокат Мурад Мусаев заплатил ему 15 000 рублей. Понимая, с кем имеет дело, Руслан под видеокамеру сказал все, что от него требовали. Но тут же поехал в Москву, чтобы сообщить о том, каким образом это лживое заявление было от него получено. 12 февраля он рассказал об этом в офисе нашей организации в присутствии председателя комитета Светланы Ганнушкиной и журналиста телеканала «Дождь».
На прошлой неделе февральский ролик с выбитыми у Руслана ложными показаниями всплыл вновь - в связи с заявлением представителя Следственного комитета Владимира Маркина о возбуждении уголовного дела против адвоката Мурада Мусаева за подкуп свидетеля.
Г-ну Маркину, конечно, и в голову не могло прийти, что его заявление может возмутить не только адвоката Мусаева, но и свидетеля Фаталиева. Правда и достоинство оказались для простого рабочего важнее, чем для представителя СКР. Руслан специально отправился в Москву, чтобы еще раз опровергнуть ложь о подкупе со стороны адвоката Мусаева и попросить защиты и поддержки в представительстве Республики Дагестан, откуда он родом.
Пейзаж с патриотом
Я, например, только поддержал бы такую инициативу, причем в самом жестком варианте - восхищаться и любоваться можно и нужно прежде всего своей Родиной, во всех ее ипостасях, а любые вояжи на отдых за рубеж отставить и забыть. Может, и молодежь, и зрелые поколения оценили бы по-другому и власть, и свою страну, заодно и узнали бы получше, какие чудеса света у нас, в России, а не в Таиланде, на Мальдивах или в Праге с Веной. Словом, работы на поприще патриотического воспитания не только молодежи, но и всего общества - непочатый край...
Сергей Роганов, философ. "И дым отечества нам сладок и приятен…"
По подсохшей к концу дня дороге лошадь быстро несла капитана Милягу вперед в неизвестность. Временами она от избытка энергии переходила на рысь, но капитан ее сдерживал, желая продлить неожиданную прогулку. Настроение Миляги улучшилось. Он беспечно поглядывал по сторонам, воспринимая затемненную сумерками местность как что-то особенное. "Эх, - думал он, - до чего все же наша природа красива! В какой еще стране найдешь такие сосны, березки и прочее?" Ни в какой другой стране Миляга в жизни своей не бывал, но по врожденному патриотизму был убежден, что достойная внимания растительность там вовсе не водится.
Владимир Войнович. "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина"
Суд над Стомахиным закрыли приставы
Вчера приставы силой не пустили нас в зал Бутырского суда на очередное заседание по делу политзека Бориса Стомахина, уже год как незаконно удерживаемого в московском СИЗО "Медведь" за антипутинскую и антиимперскую риторику в интернет-публикациях. По выдвинутому обвинению ему грозит срок до десяти лет заключения.
Дело в том, что никакого юридического обоснования этому решению - сделать процесс закрытым - не было. Состоялся акт личного должностного произвола судьи Ковалевского. Причем сам он от ответственности открещивается.
А дело было так.
В зал впустили только адвокатов подсудимого - Виктора Бородина и Михаила Трепашкина. Приехавшие друзья и сочувствующие Борису стали пытаться прорваться в зал. Приставы, все больше наглея, начали их отталкивать и припугивать. Стала завязываться потасовка, звуки которой хорошо были слышны внутри, за закрытыми дверями зала.
Нас так и не впустили, ничего не объяснив. Вскоре Стомахина отконвоировали из помещения, и напряжение автоматически спало. Тогда правозащитница Елена Санникова поинтересовалась: с какой стати процесс закрывают от наблюдателей? И судья Юрий Ковалевский без тени смущения свалил всю вину на приставов. Судье, оказывается, невдомек было, почему в зале не оказалось зрителей и по какой причине в коридоре суматоха и крики. А это, оказывается, приставы решили, что публика на процессе только мешает, поэтому без объяснений оттеснили людей от входа.
Неудивительно, что заседание суда в такой ненормальной обстановке не состоялось.
Находясь в зале (в клетке), Стомахин попытался выяснить, на каком основании открытое заседание проходит без публики. Вместо ответа судья его просто хамски заткнул: мол, что за разговорчики там, вам слова не давали. В результате Стомахин не выдержал и просто послал малоуважаемого судью на три буквы. В результате политзека вывели из зала, пригрозив недопуском на следующее заседание.
По мнению адвоката Трепашкина, такое поведение Юрия Ковалевского было продуманной провокацией. Ведь куда как удобнее разбираться с обвиняемыми, судя их не только без зрителей, но и без них самих.А у нас такое практикуется все чаще и чаще.
Когда политузника проводили мимо нас на выход, мы, как всегда, громко аплодировали, а также скандировали: "Свободу Борису Стомахину! Судью на мыло!"
Один из приставов возмущенно спросил меня:
- Что значит: на мыло? Это вам что здесь, футбол?
- Это хуже, чем футбол, - ответила я, - это спланированное издевательство и преступление. Вы напрасно злоупотребляете нашим терпением.
В таких случаях реакция одна и та же: ага, мол, вы нам тут угрожаете, и все такое. Не угрожаем, говорю я. Объясняем, что это НАМ здесь объявляют войну. И нам придется соответственным образом защищаться. Для начала мы пошли в канцелярию и написали стопку заявлений председателю Бутырского суда по поводу того, что господин Ковалевский нарушает основополагающие права - наши, как группы поддержки, и подсудимого тоже.
На судью Ковалевского, как я узнала позже, оказывается, даже "свидетель" по делу Роман Носиков-Доносиков жалобу накатал. За то, что тот якобы за деньги выставил его паспортные данные на сайте "Свобода слова". Статья была про доносчиков.
Вообще это дело с бредовыми обвинениями публициста в терроризме и экстремизме за его статьи представляется чем-то наподобие вялотекущей шизофрении: слушания постоянно переносятся, откладываются, жуткий процесс тянется, а приговор-то между тем уже приведен в исполнение - ведь человек уже год как сидит в СИЗО. ЗА НЕ ТАКИЕ, КАК НАДО, СЛОВА. И, поскольку общество "Мемориал" в упор не видит преследуемого за тексты автора в качестве политзека, то сторонники всех преследуемых за мысли и слова в РФ вместе с публицистом Виктором Корбом отправили составленную ими петицию в международные правозащитные организации и СМИ, озаглавленную "Stop the persecution of thought crime", предлагая всем здравомыслящим людям поучаствовать в этой акции, поставив свою подпись.
Присоединяйтесь.
Окультурить и пришить
Я прежде всего сторонник дружбы народов. И я думаю, что без русского фактора не будет большой многонациональной России. В этом смысле русская культура, русский язык - это все-таки стержневое явление. И надо сказать, что русские всегда не огнем и мечом, а именно через свою идейную, культурную, ну и по сути миссионерскую деятельность так или иначе окультуривали территории и "пришивали" их. И я надеюсь, что этот статус большого народа сохранится.
Сергей Шаргунов, писатель и журналист
Я написал, что если русская культура играет теперь неестественную роль культуры всероссийской, то "причина, главным образом, в вековом насилии и бесправии".
П.Б. Струве с этим не согласен. Русская, мол, культура преобладает и в Киеве, и в Могилеве, и в Тифлисе, и в Ташкенте "вовсе не потому, что там обязательно тянут в участок расписаться в почтении перед русской культурой, а потому, что эта культура действительно есть внутренне властный факт самой реальной жизни всех частей Империи...". Тут уж П.Б. Струве безусловно несправедлив к нашему благопопечительному российскому начальству. Как же можно отрицать его великие, неискоренимые из нашей памяти заслуги по части насаждения русской культуры за пределами Великороссии?.. Что же удивительного, если на этом поле, начисто опустошенном и распаханном усилиями урядника, с такой легкостью и вне всякой конкуренции взошли посевы той культуры, которую урядник по крайней мере терпел? И ничуть ее пышный расцвет в Киеве не доказывает, что дело исключительно в ее собственной мощи, что она и без помощи урядника все равно заглушила бы все соседние ростки и воцарилась единодержавно. Напротив. П.Б. Струве сам не будет спорить против того, что если бы вместо указа о воспрещении украинской культуры явился в 1876 г. указ о разрешении вести на украинском языке преподавание в школах и гимназиях, то уважаемому публицисту вряд ли пришлось бы теперь так победоносно констатировать, что в Киеве без русского языка нельзя быть культурным человеком.
Что в Киеве, то было и повсюду. Всюду на окраинах русская культура появилась только после того, как земский ярыжка расчистил ей дорогу, затоптав сапожищами всех ее конкурентов. На Литве с 1863 года были запрещены польские спектакли, польские газеты и даже польские вывески, а литовцам запретили печатать литовским алфавитом что бы то ни было, даже молитвенники... То же или почти то же происходило на Кавказе, и только потому П.Б. Струве имеет ныне возможность записать и Тифлис в перечень городов, завоеванных русскою культурой. Точнее, куда точнее было бы сказать: "Завоеванных урядником для русской культуры". Это. конечно, не мешает нам всем высоко ценить и даже любить русскую культуру, которая многому хорошему нас научила и много высокого дала. Но зачем игнорировать историю и уверять, будто все обошлось без кулака и будто успехи русского языка на окраинах доказывают внутреннее бессилие инородческих культур? Ничего эти успехи не доказывают, кроме той старой истины, что подкованными каблучищами можно втоптать в землю даже самый жизнеспособный цветок.
Владимир (Зеев) Жаботинский. "О языках и прочем"
Максим Мищенко, руководитель движения "Россия молодая", экс-депутат Госдумы
Я верю, что через 10 лет быть патриотом будет так же естественно, как было естественно в 90-е годы, скажем, читать "Спид-инфо", думая, что это спасает от СПИДа... Очень надеюсь, что и новый учебник истории этому поспособствует.
Ссылка
Милостивый государь
"Самодержавие, православие, народность" - формула Николая Первого. Тяжелейшие испытания выпали на его долю, но казнь декабристов была единственной в стране за годы его императорства... "Николай Первый, которого прозвали Палкиным и наклеили ярлык, - необычайной скромности и мужества царь Он очень много сделал. Пушкин сказал, что просто его полюбил", - сказал архимандрит Тихон (Шевкунов).
"Вести недели" (Россия 1)
- Как фамилия? - спросил Николай.
- Бжезовский.
- Поляк?
- Польского происхождения и католик, - отвечал Чернышев.
Николай нахмурился. Он сделал много зла полякам. Для объяснения этого зла ему надо было быть уверенным, что все поляки негодяи. И Николай считал их таковыми и ненавидел их в мере того зла, которое он сделал им...
Он взял доклад и на поле его написал своим крупным почерком: "Заслуживает смертной казни. Но, слава богу, смертной казни у нас нет. И не мне вводить ее. Провести 12 раз скрозь тысячу человек. Николай"...
Николай знал, что двенадцать тысяч шпицрутенов была не только верная, мучительная смерть, но излишняя жестокость, так как достаточно было пяти тысяч ударов, чтобы убить самого сильного человека. Но ему приятно было быть неумолимо жестоким и приятно было думать, что у нас нет смертной казни.
Лев Толстой. "Хаджи-Мурат"
Патриотизм на продажу
Решил проверить, как на электронном рынке Ebay продается олимпийская символика: много ли предложений сувенирки, активно ли ее покупают и пр. Ввел запрос.
И наткнулся на объявление о продаже олимпийского факела за 3 тысячи евро на аукционе. Как и прочая символика Сочи-2014 на Ebay, факел спросом не пользуется. Никто не готов потратить кучу денег на предмет, который либо не работает, либо взрывается.
Но у меня возникли вопросы к продавцу: откуда у него этот предмет и почему он считает возможным его продавать? Ответ я получил достаточно быстро. Оказывается, продавец несла факел в каком-то городе, а потом его выкупила. Поэтому она считает, что имеет право его продавать.
Вроде бы все правильно: купил - продаю! Но тут же возник вопрос: почему до сих пор не было объявлено открытой продажи факелов, произведенных на налоги всех граждан России, но при этом факелоносцы могут их купить за 13 тысяч рублей и продать, получив прибыль в свой карман?
Второй ответ получил так же быстро: «Вы сами понимаете, это Россия!»
То есть я, «представитель пятой колонны», «поганый либерал», человек, возмущенный олимпийским воровством, нарушением прав человека, не считаю приемлемым для себя покупать и демонстрировать символику этой мерзкой олимпиады. Тем более носить эти факелы.
Но «патриоты» носят, выкупают втихаря, перепродают, все это делают на мои налоги, считая это приемлемым. А потом тычут мне в нос: «Это твоя родина!»
Еще раз о борще с говном
Слушайте, мне это уже начинает надоедать. В который уже раз мне приходится защищать националистов! И это не только не будучи самому нациолналистом ни каким боком, но и с моей то фамилией (да и не только фамилией). И главное от кого? От самых что ни на есть либералов! Нет, к нацистам и вообще ко всякого рода гопникам, какими бы лозунгами они ни прикрывались, я отношусь ничуть не лучше, чем Александр Рыклин. Но причислять к ним всякого, кто не побрезгует пройтись рядом с ними по улице, мне представляется неправильным. Ведь кто проводил Русский Марш? Вся эта зигующая гопота хоть пальцем пошевелила для его организации? Его организовывали те же Белов, Тор и прочие, о чьем нечаянном превращении в известную субстанцию Александр так горько сожалеет. Все эти засранцы просто пришли на организованную другими людьми акцию. Но позвольте спросить, как же должны были поступить организаторы, чтобы в это не вляпаться? Или даже еще конкретнее – как бы поступили вы, если бы они они пришли на акцию Солидарности или Парнаса? Выгнали? Но как? На каком основании? Ведь приглашали же людей. Как же их теперь выгонять? А главное по какому признаку определить, кого выгонять, а кого нет? Сразу оговорюсь – в данном случае признак есть. Люди, пришедшие на либеральную акцию с националистическими лозунгами, конечно будут изгнаны. В том числе, если потребуется, и с помощью полиции. Но они пришли на националистическую акцию. Так что такое сравнение некорректно. Как же их идентифицировать? Может навесить на каждого гопника… желтую звезду… или красный треугольник? Кажется, все это уже было. Или может организаторам по своим субъективным оценкам выставлять вон всех подозрительных личностей? Так это получится, опять же, не Русский Марш, а частная тусовка Тора с Беловым.
Вот и выходит, что пока фашисты или гопники или просто провокаторы не проявили себя в этом своем качестве, Отделиться от них не так то просто. А когда проявили, отделяться поздно. Поскольку многочисленные камеры уже зафиксировали совместное шествие «говна» с «борщем». Да и полиция, как известно, в таких случаях отнюдь не торопится принимать меры против провокаторов. Что, опять же, наводит на мысль, что и полиция и провокаторы руководствуются указаниями из единого центра.
А теперь позвольте спросить, а как же действуете вы, дорогие мои братья либералы, когда на ваши акции приходят люди, уважаемые ничуть не больше, чем бирюлевские погромщики? Например те, кто прямо встроен в путинскую «вертикаль» или явно с ней аффелирован. Напомню – таким людям, в отличие от многих настоящих либералов, предоставляется возможность выступить со сцены и вешать всем сотням тысяч собравшихся лапшу, что на власть надо ВЛИЯТЬ, а ни в коем случае не менять ее. Так кем же, теперь прикажете считать всех, побывавших на митинге на пр. Сахарова, после того как они не только прошли в одной колонне с Собчак и Кудриным, но и слушали со сцены их пламенную пургу?
Нехорошо получается, нелиберальненько. Мух от котлет нужно отделять. И увы, говно от борща тоже. Поскольку какаой бы борщ мы ни сварили, кремлядь непременно подольет нам в него нечто такое, чтобы как можно больше людей отказались его кушать.