Большая группа ученых и деятелей искусства выступила в защиту права на манифестации, против жестоких разгонов и судебного произвола. Они требуют немедленного освобождения арестованных и реформы "митингового" законодательства. Обращение, адресованное всем "людям доброй воли", подписали академики, известные режиссеры, актеры, писатели.
Что бывает, если послушаться окриков из Кремля, хорошо видно на примере Беларуси. Где формальное двуязычие обернулось тотальной русификацией, а та в свою очередь - угрожающей зависимостью от Москвы, вплоть до неспособности самостоятельно решать политическую судьбу. Здесь, для того чтобы жить с Кремлем в мире и получать за это преференции, отказались от всего своего: языка, истории, культуры.
Хайнц Валк, придумавший в июне 1988 года выражение "поющая революция", и не предполагал, что те же самые принципы мирного протеста будут использованы 40 с лишним спустя за пределами Эстонии. Происходящее в Беларуси невозможно представить без звучащей там музыки. Разнообразие этих песен, от высокого пафоса до сатиры - показатель того, насколько этот протест многосоставен и неодномерен. И именно поэтому у него есть будущее.
Мы часто говорим про цензуру в масс-медиа и интернете. Но цензура в российском искусстве - такое же повседневное явление. Нет, никто не отменял 29-ю статью Конституции, гарантирующую свободу мысли и слова. На практике все совсем иначе - формальный запрет на цензуру окружен неимоверным количеством законов, подзаконных актов и беззаконных административных действий, и это не только "закон Яровой".
120-летие Николая Тимофеева-Ресовского омрачено безобразным скандалом с переименованием улицы в Екатеринбурге. Имя Зубра, великого репрессированного ученого, чья судьба в свое время потрясла перестроечную интеллигенцию, приходится снова очищать от клеветы. В нынешней атмосфере победобесия иначе и быть не могло, считает историк Борис Соколов.