Ксенофобия
В блогах
О событиях 11 декабря 2010 года
Заявление Гражданского конституционного форума
В Москве 11 декабря произошли трагические события – массовые бесчинства и погромы на почве национальной ненависти. Центр столицы фактически оказался на несколько часов в руках банд погромщиков при полном бессилии и попустительстве милиции. Есть пострадавшие. Пролилась кровь. Практическое отсутствие представителей правоохранительных органов на площадях, улицах и станциях метро во время погромов и их неспособность защитить людей, ставших объектом преступной расистской агрессии, при том, что о проведении массовой акции было известно за три дня, вызывает наше возмущение.
Мы выражаем глубокие соболезнования пострадавшим в ходе погромов. Мы также глубоко соболезнуем родным и близким убитого несколькими днями ранее Егора Свиридова. Мы требуем найти и наказать всех виновных в организации погромов, произошедших 11 декабря, и всех виновных в убийстве Егора Свиридова.
Мы заявляем, что происшедшие события стали результатом постоянного заигрывания властей с радикальными националистическими группировками и использования их для силовых акций против гражданских активистов, многолетней имперской риторики с самой вершины власти и неспособности правоохранительных органов пресечь проявления агрессивной ксенофобии.
Прямую ответственность за произошедшую трагедию несет высшее политическое руководство России. Мы требуем от Президента и Председателя правительства России отчитаться перед российским обществом, как власть смогла допустить националистические погромы. Мы требуем в качестве первого и очевидного шага немедленно отправить в отставку министра внутренних дел и руководство московской милиции.
Трагедия в Москве – не единичный случай. Подобные выступления националистов прошли одновременно в Санкт-Петербурге, поступают сообщения о планах проведения расистских акций в других городах России. Для того, чтобы волна радикального ксенофобского насилия не захлестнула страну, необходимы немедленные действия.
Нургалиев заявил...
Вчера в экстренном эфире телеканала "Дождь" я уже имел возможность выразить отношение к словам министра внутренних дел РФ Нургалиева о том, что беспорядки на Манежной площади спровоцировали левые радикалы (большое спасибо телеканалу за возможность оперативно дать комментарий, это ценно).
Я сказал, что министр Нургалиев либо откровенно бредит, либо не разбирает лево и право, но как тогда он водит машину? А, ну да, в его случае не нужно уметь водить самому, за него это может делать водитель, достаточно профессиональный, чтобы передвигаться по встречке.
Позднее в том же эфире корреспондент "Дождя" Илья Васюнин, снимавший вчера на Манежной площади, комментируя те же слова Нургалиева, сравнил его с Геббельсом (министром пропаганды нацистской Германии). Ведущему эфира Михаилу Зыгарю ни мои слова, ни слова Ильи не понравились (не буду утверждать наверняка, что именно поэтому данные фрагменты эфира не выложены на канал "Дождя" на ютьюбе, решайте сами).
Но дело, конечно, не в метафорах и оборотах речи журналистов и даже не в том, разбирает ли Главмент лево и право (то, что он не разбирается в праве, и так совершенно понятно и закреплено даже в народной поговорке "Нургалиев разрешил"). Куда важнее, что этими своими словами, сказаны они по ошибке или сознательно, он вводит в заблуждение, натравливает своих ментов и общественное недовольство на левых, которые устраивают на улицах акции протеста против государственного и коммерческого произвола, и выгораживает правых, которые устраивают на улицах уже настоящие погромы. Врет ли он при этом как Геббельс или просто лепит горбатого как Нургалиев - вопрос, на который даже история нам, скорее всего, не ответит.
Но учитывая, что 12 декабря, менее чем через сутки после фашистских беспорядков на Манежной, все задержанные там были отпущены, сравнение с Геббельсом приобретает, помимо риторического, еще и прямой политический смысл.
Латынина вот считает, что в России вполне сложилась ситуация failed state, она не видит тут государства. Я, наоборот, вижу много-много государства, просто это уже почти что fascist state.
Есть вопросы
Уже уходя с Манежки (в 18:10), мы увидели этого "нерусского" парня, лежавшего во рву, который окружал один из стеклянных куполов (что ближе к "Москве"). Две подошедшие женщины-медика попросили окружающих помочь. Среди мрачного молчания внятно прозвучал ответ: "Да пускай там подыхает!" Тащили его с ними к "скорой" мы со Степаном. Пожалуй, чуть раньше, когда было светлее и многолюднее в этом месте, мы стали бы следующими. Не знаю, сколько он там пролежал, но был крайне плох. Старик из толпы сказал, что парень работал в театре. Времени уточнять не было, поскольку врачи сказали, что где-то ниже лежит еще один, и мы пошли искать. Не нашли.
У эскалатора, ведущего из торгового комплекса в метро, за турникетом, под охраной милиции жалась кучка кавказцев, узбеков и негров. Ни спуститься в метро, ни выйти на улицу они не могли...
У меня есть пара вопросов. К коллегам-звездам с телевидения и радио: зная о намечающемся действе, предупреждали ли они "инородцев" и гостей столицы об опасности пребывания в центре вчерашним вечером?
К владельцам Манежного комплекса и милиции: понимали ли они, что бушующей на крыше их торговища толпе просто не пришло в голову заглянуть внутрь, где мирно пили кофей, делали шопинг и развлекались сотни людей всех оттенков кожи и волос?
К коллегам-журналистам и ГУВД: планируют ли одни обнародовать, а другие - разузнать список всех жертв вчерашнего дня, коих, думаю, как минимум десятки? Ну хотя бы про этого парня мы что-то узнаем?
К Нургалиеву, Путину и Медведеву вопросов (например, будет ли порядок в милиции) у меня нет. Я понимаю: спустить молодежный пар, обвинить подстрекателей в экстремизме, завинтить гайки на всех, припугнуть либералов, кавказцев и буржуа, "канализировать" протест - столько удовольствий в одном стакане! Тем более что пацаны распевали российский гимн. Значит - все в порядке.
Князь-кесарь и мигранты
Федеральную миграционную службу у нас сейчас возглавляет Константин Ромодановский. При Петре I такую же фамилию носил "князь-кесарь" Федор Юрьевич, начальник зловещего Преображенского приказа. Но Константин Олегович, хоть и сам выходец из КГБ СССР, вовсе не похож на грозного основоположника отечественных спецслужб. В его обширном интервью "Новой газете" есть немало вполне либеральных мыслей - взять хотя бы подчеркивание "выбора" и "свободы" как основных начал миграционной политики. Однако реализацию этих принципов г-н Ромодановский понимает, в частности, так: "Государство дополнительно поддерживает мигранта за то, чтобы тот знал язык страны проживания, чтобы знал местные обычаи, законы и руководствовался ими, чтобы одевался соответствующим образом, выглядел так, как подавляющее большинство, чтобы он стал членом этого общества, а не создавал внутри его какую-то замкнутую общину по национальному признаку".
Тут, кажется, свалены в одну кучу весьма разные вещи. Разумеется, знание и соблюдение законов страны обязательно для всех приезжих так же, как и для туземцев. Сулить законопослушным мигрантам некую дополнительную господдержку, строго говоря, даже излишне. Язык - другое дело. Для человека, приезжающего в Россию на время, а тем более насовсем, знание русского формально не обязательно, но фактически необходимо. Государству, конечно, следовало бы поощрять освоение мигрантами языка (различные занятия, курсы и т.п.), но этот процесс идет и будет идти так или иначе - нужда научит. А вот что касается усвоения местных обычаев, манеры одеваться и прочее, это все дело сугубо добровольное и никакого отношения к государству не имеющее. Хотят мигранты идти по пути ассимиляции, отказываясь от своих этнокультурных особенностей, - нет никаких оснований им в этом мешать. Не желают ассимилироваться, дорожат своими национальными чертами - их право. Между тем г-н Ромодановский в этом праве им решительно отказывает: по его словам, приезжие должны "ничем не отличаться от тех, кто составляет наше общество. Если все ходят босиком, значит, и ты ходишь босиком. Хочешь ходить в хиджабе - ходи в квартире! Не будь чужим, веди себя соответствующим образом". Такое лихое требование в устах высокопоставленного чиновника не только не основано на законе, но и бессмысленно, как сейчас говорят, по жизни. Даже если все кругом ходят босиком, всегда найдется желающий надеть сандалии - и трудно будет ему это запретить.
Директор ФМС одобрительно вспоминает, что при Екатерине II требование к въезжающим в Россию иностранцам было одно: принять присягу и соблюдать законы. Однако сам он в своих претензиях к приезжим идет намного дальше матушки-императрицы. А его неприязнь к чужеземной одежде напоминает скорее о сыне Екатерины императоре Павле Петровиче, который строго запрещал носить круглые шляпы, считая, что от них произошла французская революция.
Преступная вера
Если Вера Кичанова права - а в этом она права - и «тот, кто затыкает рот оппоненту, никогда не сможет убедить других в своей правоте», естественно предположить, что призывающий убивать тоже убедит не всех. Но чтобы множить убийства, этого и не нужно, достаточно убедить немногих, некоторых. Президент России начал с того, что звал «мочить в сортире» пойманных террористов, хотя пойманных надлежит предавать суду и судить по закону, уже тогда не допускавшему смертной казни. Президент призвал убивать подозреваемых. Вера Кичанова считает подобный призыв допустимым.
Бог весть, читали Владимир Путин и Вера Кичанова одни и те же листовки или каждый своим умом дошел до того, что подстрекатель не преступник. Трудно даже утверждать, что Вера Кичанова сознательно защищает лично Владимира Владимировича, а не общие принципы такой политики. Но она рвет с логикой, объявив, что, осуждая подстрекателей, «государство снимает часть ответственности с того, кто непосредственно пошел убивать». И даже, оказывается, оно не признает за преступником - а таким она считает лишь того, кто пошел убивать, - права выбора и свободы воли.
Это прямая неправда. Бывают коллективные преступления, Конечно, весомая часть вины лежит на прямом убийце, у которого всегда есть выбор - служить палачом в ГеСтаПо или КГБ или нет. Так же, как всегда был выбор – вступать ли в гитлерюгенд или комсомол, в нацистскую или коммунистическую партию. Уклонение влекло за собой тяжкие последствия но не все жители Германии и СССР были палачами или членами соответствующих организаций. Лишь в некоторые из них в отдельные периоды шло большинство.
Откуда же эта вера, что нет ничего худого в призывах убивать – убивать гомосексуалистов, наркоманов, членов национал-социалистических и коммунистических партий, олигархов, кулаков, либералов, чеченцев, русских, евреев, арабов, немцев, американцев? Да все оттуда же – от вседозволенности, от безответственности. Люди могут иметь самые разные мнения, о которых можно спорить, можно их не слушать, «выключать», но запрещать неверные мнения абсурдно – тут Вера Кичанова, конечно, права. Но правотой в этом она вуалирует переход мнения в призыв к действиям, а это совсем другое дело. Мы видели, как «идеи становятся материальной силой, когда овладевают массами», как ими овладевают телевидение, радио и потоки лжи, именуемой «Правда». Идеи нельзя запретить, поскольку неизвестно, чем они обернутся. Часто спорят, верно ли они истолкованы практиками. Но когда мнения и идеи перерастают в прямое «мочить в сортире», этот призыв убивать преступен. Не по предположению, что он может вырасти из тех или иных идей, а когда он уже вырос, произнесен, а часто и осуществлен.
Конечно, там, где правит автор такой формулы, напрасно ждать ответственности за призывы к убийствам. Конечно, нашему суду не различить, где мнение и идея, а где призыв. Не все люди понимают, что антисемиту или русофобу можно не подать руку, но они неподсудны, а плоды лозунга «Убивайте евреев!" или "Убивайте русских!» на убийцу-практика, принявшего его на веру, целиком не свалить.
Конечно, 282-я статья носит слишком общий характер, чтобы исключить злоупотребление ею, и она плохо служит наказанию пропаганды убийств и насилия по социальным, расовым, национальным и религиозным мотивам. Но Вера Кичанова идет дальше. Она отвергает даже конституционное осуждение проповеди ненависти - чисто символическое, поскольку оно нигде не перерастает в квалификацию конкретных призывов к убийствам и насилию на этой почве как преступных. Даже символическое осуждение таких призывов ей не по вкусу. Невозможно предположить у взрослого человека наивность, позволяющую верить, что свобода таких призывов никак не скажется на нашей жизни.
Прямое выступление против Конституции выставляет Веру Кичанову в свете радикальной оппозиционности. На деле никто с такой прямотой - не считая, понятно, самого Путина - еще не выразил сокровенные идеалы нынешней российской власти.
Свобода после слова
Представительница «Либертарианской партии» (известной в Петербурге выступлениями в защиту «Охта-центра») Вера Кичанова храбро заявила в блоге «Граней», что ее не устраивает часть 2 статьи 29 российской Конституции (запрещающая разжигание межнациональной, религиозной, расовой или социальной вражды. - Б.В.) – ей нужна «свобода без всяких оговорок». Дескать, «граждан страны, основной закон которой гарантирует свободу слова, не могут осудить за «экстремизм», «разжигание» или «пропаганду». Дескать, «тот, кто затыкает рот оппоненту, никогда не сможет убедить других в своей правоте». И статья 282 УК РФ, само собой, крайне ей не нравится: она тоже ограничивает свободу слова. И не должно быть такого понятия, как «подстрекательство», потому что «слова не убивают – убивают люди»...
Слышали мы уже это много-много раз. И про то, что никого нельзя преследовать за убеждения, и про то, что на слово нужно отвечать только словом, а не государственным насилием, и про то, что отношение к фашистам - дело личной брезгливости каждого человека, а не Уголовного Кодекса, и надо вступать с ними в дискуссии и пытаться побеждать их в споре, и так далее, и тому подобное. И что надо, конечно же, отменить статью 282, по которой преследуют оппозиционеров. А кто с этим не согласен – тот изменник борьбе за демократию...
Ну да, авторы «Международного пакта о гражданских и политических правах» (принят ООН в 1966 году) были, видимо, изменниками борьбе за демократию и любили свободу меньше Веры Кичановой. Потому и записали: «Всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом. Всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом».
Что касается использования статьи 282 для преследования оппозиционеров - так не в статье дело: захотят - найдут другую. Могут обвинить в изнасиловании (как сейчас обвиняют якобы "борца за свободу слова", а на самом деле истеричного скупщика краденого Джулиана Ассанжа) - означает ли это, что и данную статью УК надо отменить? И вообще весь УК - чтобы его статьями не "злоупотребили", преследуя оппозицию?
Главное, впрочем, не в этом.
Некоторые слова имеют обыкновение убивать – запомните это как следует, господа либертарианцы. И это не авторские вымыслы, а страшный опыт человечества: после Второй мировой войны оно пришло к необходимости запрета на высказывание фашистских идей именно потому, что заплатило за их свободу слишком дорогую цену.
Потому что убедилось: из этих слов, сказанных публично, в газетной статье, книге или радиопередаче, всегда и неизбежно делаются одни и те же выводы. И ведут они к одному и тому же – крови, проливающейся вовсе не потому, что кто-то вовремя не нашел нужных аргументов, которые можно было бы противопоставить фашистским идеям.
Я категорически отказываюсь вступать с фашистами в какие-либо дискуссии относительно верности их идей. И не потому, что опасаюсь дискуссии – в жизни такого не случалось, - а потому, что с фашизмом борются не при помощи разумных аргументов, а при помощи уголовного закона.
О чем можно дискутировать с фашистом? В чем его убеждать? В том, что (евреи, кавказцы, негры, японцы, узбеки и так далее – нужное подчеркнуть) такие же люди, как он, и имеют равные с ним права, которые нельзя нарушать? Это все равно что убеждать людоеда в том, что не надо питаться человечиной. Или убеждать педофила в том, что нехорошо насиловать маленьких детей. Вы, г-жа Кичанова, такая храбрая и решительная поборница свободы, готовы дать педофилу право свободно пропагандировать свои взгляды? Неужели, по Вашей логике, он не имеет на это права, если живет в свободном обществе? И, высказывая их, он ведь не совершает никакого насилия над ребенком – он лишь высказывает свое мнение, основанное на своих убеждениях...
После войны, по приговору Нюрнбергского трибунала, был повешен Юлиус Штрайхер — главный редактор газеты «Штурмовик», много лет проповедовавший зоологическую ненависть к евреям. Именно за это ему, - который сам лично никого не убил, - был вынесен смертный приговор. За то, что он сеял «зубы дракона», из которых неизбежно выросли ядовитые всходы. Случись г-же Кичановой быть среди судей, она, наверное, потребовала бы его оправдать. Что бы, интересно, она ответила родственникам шести миллионов евреев, уничтоженных в том числе благодаря «подстрекательству» Штрайхера? Что они погибли потому, что никто не сумел победить его в дискуссии и грамотно объяснить немцам, что евреи - тоже люди и их нельзя убивать?
Дискуссия с фашистами должна идти только в одном месте: в зале суда. Когда будет решаться вопрос о том, к какой мере наказания они должны быть приговорены. И разговор с ними должен идти только на одном - доступном им - языке: закона, карающего за пропаганду фашистских идей.
У фашиста может быть свобода слова.
Но у него не должно быть свободы после слова.
Ополченцы просят огня
Не в диких степях Забайкалья, а в столице нашей Родины – городе-герое Москве, в шаговой доступности от Кремля и Белого дома, Петровки и Лубянки, проводит активную работу Всероссийское общественное движение «Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского», возглавляемое полковником ГРУ в отставке В.В. Квачковым.
Организация вербует сторонников, собирает деньги на свою деятельность, занимается пропагандой среди военнослужащих и потенциальных соратников из гражданского населения.
Чтобы понять, что это за пропаганда, достаточно бегло просмотреть книгу Квачкова «Главная специальная операция впереди» (Челябинск, издательство «Танкоград», 2010 год).
Книга переиздавалась семь раз! Это сборник интервью, выступлений, открытых писем, материалов выборной кампании Квачкова, который в свое время баллотировался в Государственную думу.
Вот несколько цитат из этого фундаментального труда:
«В настоящее время национально-патриотические силы подошли к развилке, к точке принятия решений. Направо — парламентская болтовня вместе с правящей "Единой Россией", налево — парламентская болтовня левокоммунистической оппозиции. Прямо — национально-освободительная борьба и национальное восстание».
«Пока еще одиночки выходят на силовую борьбу с оккупантами. В этой национально-освободительной войне за русский народ и русскую землю не все доживут и увидят победу. Кому-то суждено погибнуть, кому-то быть раненым, кому-то попасть в плен. Это не важно. Важно найти в себе силы встать. Надо, пора подниматься!»
«Чтобы взять за шиворот и посадить в кутузку правительство национальных изменников и предателей, хватит нескольких грузовых автомобилей. Еще по грузовику на банкиров и телевидение, по "газели" — на нефтяные и газовые компании. На всю так называемую Государственную думу хватит караула в составе взвода, который объявит о своей усталости».
«Если политическая борьба в России дойдет до степени вооруженного насилия, первые всполохи которого уже начались, и существующая политическая система будет сметена, то на ее месте возникнет новое российское государство - государство, выражающее интересы русской нации. Ужастики о хаосе, войне и развале нужны тем, кто боится прихода к власти русского народа в лице новой национальной элиты... Поэтому наша цель в предстоящей кровавой схватке - Русское государство, государство русского и других коренных народов России».
А вот что говорил Квачков на Русском марше в ноябре 2008 года (примерно то же он повторил и 4 ноября 2010 года):
«Ни китайцы, ни евреи, ни африканские негры, ни представители других национальностей, имеющих свои государства за рубежом России, не входят в понятие коренных народов нашей страны».
«Приближается время освобождения России от иностранной оккупации. Нам вновь, как и нашим предкам, предстоит освободить себя, Европу и весь мир от современных претендентов на мировое господство – от иудейского ига и еврейской тирании».
Читая все это, не перестаешь задавать себе вопросы.
Почему наша власть проявляет такую прыть в борьбе с оппозицией, которая не готовит восстаний, не призывает к вооруженному захвату власти, а требует только соблюдения Конституции и действующих законов Российской Федерации?
Почему она столь благодушно относится к тем, кто в открытую говорит о необходимости кровавого переворота?
Почему?
...А может быть, правильнее было бы спросить: для чего?
Две даты
Я хотел бы привлечь внимание к двум событиям последних дней, одно из которых осталось абсолютно незамеченным, а второе скорее всего разделит судьбу первого.
Первое - это годовщина смерти. Второе - годовщина - именно так - дня рождения.
Ровно 20 лет назад 25 ноября в Москве умер Мераб Константинович Мамардашвили, выдающийся философ ХХ века.
Он скончался в накопителе аэропорта Внуково, ожидая рейса на Тбилиси. К нему подошли женщины-звиадистки, начали осыпать его градом ругательств и оскорблений. И сердце этого самого мудрого из всех встретившихся на моем жизненном пути человека - не выдержало.
Тогда его ненавидело большинство грузин - за его непатриотическую отповедь Гамсахурдии, за то что его голос оставался единственным трезвым и здравым голосом в реве одуревшей от националистического угара толпы. За то, что он произнес слова, которые теперь выбиты на его памятнике в Гори, где он родился: "Истина выше Родины".
Я сделал небольшой, всего 20-минутный фильм, посвященный его памяти. Его можно посмотреть на Ютьюбе, называется он "Ностальгия по оконному стеклу": часть 1, часть 2.
Второе событие - это день рождения Насти Бабуровой. Она родилась 30 ноября ровно 27 лет назад.
Хочу здесь привести строки из письма ее родителей, которые написали мне в связи с отменой после выстрелов в Новосибирске показов фильма "Любите меня, пожалуйста":
"Дело ведь не в том, чтобы люди еще раз вспомнили о нашей дочери и о нашем страшном и безмерном горе. Дело в другом. Дело в проблеме, которая остается неразрешимой, продолжает существовать и постоянно напоминает о себе смертями и избиениями ни в чем не повинных граждан России, которых государство не может оградить от этого зла.
Все российское общество должно противостоять неонацизму и бандитизму, только тогда можно будет победить это страшное явление. Эта идея и была главной при создании фильма, и это все должны понимать. Пока не будет всестороннего осуждения и всестороннего противодействия, вряд ли удастся что-то сделать. На всех неонацистов просто не хватит следственных органов".
Фильм в итоге все-таки показали. Правда, о показе никого не известили, даже меня. Видно, нужно было поставить галочку, раз уж не удалось замять дело втихую. После этого я написал все, что я думаю по поводу этих "квазиправозащитных" фестивалей, в своем блоге на Гранях.
И вот последняя новость. Участники не состоявшегося в Новосибирске показа фильма "Любите меня, пожалуйста", которых 9 ноября из травматических пистолетов обстреляли неизвестные молодые люди, провели в субботу митинг против фашизма и политического насилия (ВИДЕО).
Я очень благодарен этим ребятам. И от своего имени и от имени родителей Насти хочу выразить восхищение их мужеством и гражданской позицией. Обещаю, что я обязательно приеду вместе с журналистской организацией Frontline в Новосибирск и мы организуем там показ фильма на достаточно большой площадке.
К сожалению, никто из телевещателей не обратился ко мне с просьбой показать фильм о Насте в день ее рождения, 30 ноября. А вот в Берлине, на фестивале One World, он будет показан в самом сердце города, в кинотеатре "Арсенал" именно 30 ноября.
Для тех, кто все же осмелится, я как автор фильма даю здесь свое публичное согласие на его демонстрацию без всяких дополнительных условий, на безвозмездной основе. Берите пример с Леонида Парфенова, коллеги.
И давайте вслед за ним хоть вполголоса, хоть сами себе, произнесем эти магические слова: ТЕНЬ, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО!
Защита заключенных: нацисты вместо правозащитников?
В ноябре 2010 в Общественной палате состоялось заседание рабочей группы, которая рекомендовала кандидатов в Общественную наблюдательную комиссию (ОНК) по соблюдению прав задержанных и заключенных. Выяснилось, что из списка рекомендованных они исключили двух членов предыдущего состава: Ивана Ниненко и Михаила Кригера, которые известны своей активной защитой социальных прав, противодействием произволу милиции и отстаиванием гражданских свобод. Названные причины отвода были не просто смехотворны – якобы оба имели административные взыскания в течение прошедшего года, – но и лживы, так как те не привлекались ни к какой ответственности, в том числе и административной.
ОНК – это комиссия, инспектирующая учреждения, где находятся люди, лишенные свободы. На данный момент это единственная структура реального гражданского контроля, которая очень раздражает ФСИН и МВД. Им было бы гораздо спокойнее, если бы в комиссию входили какие-то понятные и послушные им люди - к примеру, представители силовых «ветеранских» организаций. Именно для этих кандидатов в московскую ОНК и были освобождены места Кригера и Ниненко.
По крайней мере 13 новых кандидатов являются представителями общественных организаций, которые имеют отношение к силовым структурам и объединяют бывших сотрудников милиции или военных, служивших в Чечне и Афганистане: организация ветеранов и сотрудников спецслужб «Ассамблея», «Союз телохранителей России», Межрегиональная общественная организация ветеранов оперативных служб «Честь», Общественная организация ветеранов органов внутренних дел Москвы, объединение профессиональных охранников «Элита».
ФСИН и МВД можно понять: им не нужен общественный контроль, гораздо удобнее видимость работы и хорошая отчетность. Но что лучше для людей, находящихся в отделениях милиции, СИЗО, колониях? Известно, что при существующей в России системе правосудия огромная часть задержанных и заключенных - люди, чья вина не доказана или сфабрикована. Множество заключенных "просто" ожидают окончания следствия в малопригодных для жизни условиях.
Однако решение рабочей группы заменить правозащитников бывшими силовиками оказалось не единственной опасностью для заключенных и для всех нас. Стремясь «зачистить» ОНК от правозащитников, рабочая группа (случайно или намеренно?) рекомендовала в московскую ОНК активистов Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство». О том, что это за организация, позволяют судить некоторые факты.
Митинг против коррупции был проведен этой организацией в день рождения Адольфа Гитлера. Это можно было бы счесть несущественным совпадением, если бы не официальное сотрудничество «Боевого братства» с такими националистическими организациями, как «Народный собор» и «Русский образ». 17 ноября «Русский образ" заявил о создании совместной с «Боевым братством» организации для оказания помощи осужденным и арестованным неонацистам. 21 ноября на совместном митинге на Пушкинской площади в Москве состоялась общественная презентация этой «правозащитной группы».
В Москве есть несколько следственных изоляторов, где содержатся десятки неонацистов, обвиняемых в различных преступлениях. Среди них Никита Тихонов, обвиняемый в убийстве Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой, и Николай Королев, осужденный за 13 убийств и организацию взрыва на Черкизовском рынке к пожизненному заключению и обвиняемый на данный момент по делу о 14-м убийстве.
Кроме того, нельзя не обратить внимание на тот факт, что «Боевое братство» было создано губернатором Московской области Громовым, "отцом-основателем" движения «Местные», известного своими ксенофобными акциями. Пресс-секретарем «Местных» был друг Никиты Тихонова, в прошлом помощник депутата Курьяновича и активист ДПНИ и «Русского образа», Алексей Барановский, который ныне возглавляет ультраправую организацию «Русский вердикт» (проект «Русского образа»).
Все эти «случайности» складываются в странную и тревожную последовательность. Вполне возможно, что вместо нормальной рабочей комиссии или ненормальной бездействующей мы получим весьма избирательную «правозащиту» в местах лишения свободы, которая будет сочетаться с попытками ультраправых групп легализовать свою деятельность.
Мы поддерживаем обращение правозащитников к Общественной палате и требуем возвращения в комиссию Михаила Кригера и Ивана Ниненко.
Мы считаем, что включение ультранационалистов и неонацистов в состав общественных наблюдательных комиссий недопустимо. Очевидно их предвзятое отношение к людям разных национальностей, гражданства и политических взглядов. Люди, выступающие за дискриминацию по признаку расы, этноса или национальности, не могут выполнять роль защитников прав человека, которые, как известно, есть у каждого независимо от происхождения.
Комитет 19 января призывает Общественную палату выступить против включения этих лиц в ОНК, а рабочую группу - пересмотреть список рекомендованных ею кандидатур.
Фильм памяти Анастасии Бабуровой показан на фестивале «Профессия: журналист»
Сегодня в 15 часов в рамках конкурсной программы фестиваля «Профессия: журналист» был показан фильм Валерия Балаяна «Любите меня, пожалуйста», посвященный убитой нацистами 19 января 2009 года журналистке и антифашистке Анастасии Бабуровой.
Комитет 19 января приветствует решение оргкомитета фестиваля вернуть фильм Балаяна в программу. Мы предполагаем, что это стало возможно благодаря публичным высказываниям многих общественных активистов, антифашистов, деятелей культуры и правозащитников, которых возмутило исключение фильма из программы фестиваля.
Показ начался с кратких выступлений режиссеров предложенных на конкурс фильмов о журналистах, среди которых был Валерий Балаян. Автор назвал решение организаторов фестиваля вернуть фильм в программу мужественным. Мы надеемся, что фильм «Любите меня, пожалуйста» будет возвращен и в программу фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер».
Мы считаем, что после возвращения фильма в программу фестиваля «Профессия: журналист» в дополнительном показе в музее и общественном центре им. А. Сахарова нет необходимости, тем более что на этой площадке 9 июня этого года уже состоялся его показ, организованный Комитетом 19 января.