Ксенофобия
В блогах
Иван и Тимур
На днях, уже после событий на Манежной, на вечерней улице столкнулся с группой футбольных фанатов, болельщиков "Зенита". Это было ясно по речевкам, которые они скандировали. Молодые люди вели себя довольно энергично - прохожие старались поскорее пройти мимо. Задели они и меня, агрессивно спросив: "Мужчина, а вы за какой клуб болеете?" Времени на размышление не было, а от быстроты и качества ответа зависело, я думаю, многое. Я был один. "За сборную!" - выпалил я, чем поставил группу фанатов в тупик. После немой сцены они рассмеялись и удалились по своим фанатским делам.
Размышляя об этом случае, я пришел к нехитрому выводу, что, уйдя от противопоставления клубов - "Зенит"-"Спартак", "Спартак"-ЦСКА, ЦСКА-"Зенит" (а все эти команды мне не чужие - лично знаю многих их болельщиков), - я не только лишил молодых людей повода для конфликта (а они его, конечно, искали), но и, если хотите, указал путь преодоления конфликта - подняться до общего интереса, до проекта, который интересен всем.
Если переводить эту локальную уличную ситуацию на шкалу политики, то очевидно, что существующий в российском обществе раскол на враждующие друг с другом социальные группы, преодолевается только общим большим проектом, в котором в равной степени будут участвовать все: русские, мусульмане, старые, молодые... Все! И даже не очень важно ЧТО это будет за проект, главное - КТО, какого качества люди, его предложит стране.
Важно, чтобы эти люди были принципиально других моральных качеств, чем большинство ныне действующих в российской политике лиц. В последние несколько лет я с ужасом обнаружил, что в среде российской оппозиции неисполнение обязательств - норма. Что амбициозные лидеры не могут остановиться у черты, за которой начинается крушение общих уже интересов и планов. Что некоторым из лидеров представляется нормальным сделать перерыв в борьбе, уйти на каникулы, на отдых.
Все это никуда не годится. Должны прийти новые, другие люди. Верные слову, не кидалы. Проводящие четкую грань между личным политическим интересом (политик без амбиций - нонсенс) и интересом общим. Отвергающие позицию "удачный проект либо со мной во главе, либо пусть развалится, не жалко". Вместе с тем это должны быть сильные люди, не трусы. В общем, ДРУГИЕ.
Такие люди есть. Больше всего их в "Другой России". Не в партии, нет. "Другая Россия" давно уже больше чем партия. Скорее сообщество, орден близких по духу людей. Государство в государстве. Антипод искусственного и фальшивого "ЕдРа", прибежища конформистов. В "Другой России" УЖЕ царят другие отношения: мусульмане соседствуют с фанатами, молодые и безбашенные уважают немолодых, но таких же безбашенных и смелых, все помогают друг другу, воодушевленные общей целью. Не о каком этническом национализме здесь и речи быть не может.
Это отражено и в программе: "Другая Россия" будет добиваться реального соблюдения принципов федерализма. Русский так называемый "национализм" есть всего лишь здоровое проявление национальной идентичности. Также и политика на Кавказе должна быть основана на понимании особенностей мусульманских регионов, а не на тупом насилии, как сейчас. Там, где большинство населения этого желает, следует дать возможность людям жить в соответствии с законом шариата. Россия станет только сильнее. Партия будет относиться с пониманием к особенностям как русских, так и мусульманских регионов". Вот так.
Новые отношения и связи закрепляются в «Другой России» буквально физически, кровно. Так, например, моих сыновей зовут Иван и Тимур. Символично? По-моему, очень. Русские и татары - братья навек, граждане одной великой страны, за сборную которой я болею.
Дмитрий Орлов, гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций
Моральная ответственность радикальных либералов за случившееся на Манежной площади, несомненно, есть. Ранее националистические организации преимущественно подавали заявки и их акции проводились санкционированно. Возможно, к ним были претензии с точки зрения лозунгов, но вот все формальные правила и требования закона они соблюдали. Теперь они бросили вызов закону и порядку. Несомненно, привычка к несанкционированным акциям, которая возникла и развивалась в результате деятельности радикально-либеральных организаций, теперь распространилась и на националистический лагерь. Так что моральная ответственность за случившееся лежит на либералах.
Ссылка
Максим Мищенко, депутат Госдумы, лидер движения "Россия молодая"
Очень серьезную роль (в погроме 11 декабря на Манежной площади. - Ред.) сыграла внесистемная оппозиция, поскольку в течение многих лет приучала людей к походам на улицу. Уже сформировалась своеобразная мода на несанкционированный протест. Вина в этих действиях по форме, а не по сути, которую еще можно было бы обсуждать, лежит во многом на оппозиции. Безусловно, националистические силы имеют совершенно другую риторику и не приемлют таких господ, как Рыжков, Касьянов или Каспаров, но формы проявления протеста у них получаются одинаковыми. По большому счету националистические движения воспользовались тем клише, к которому несистемная оппозиция их приучила.
Ссылка
Кому выгодна националистическая истерия
В ночь с 5 на 6 декабря в драке был убит болельщик «Спартака» Егор Свиридов и тяжело ранен Дмитрий Филатов. В ходе драки было применено травматическое оружие, что стало причиной смерти одного и тяжелого ранения второго молодого человека. После задержания милиция отпустила участников обеих сторон конфликта, кроме одного, сознавшегося в совершении убийства. На данный момент трое из них снова задержаны. Действия милиции, отпустившей задержанных, вне зависимости от причин, вызывает серьезные сомнения. Крайне правые силы поспешили воспользоваться ситуацией, чтобы озвучить свой традиционный лозунг о конфликте между «русскими» и «кавказцами». Этот лозунг столь же растиражирован, сколь ложен. Он маскирует произвол милиции, которая пренебрегает законом. (Полный текст заявления)Комитет приглашает провести новую антифашистcкую акцию памяти Станислава и Анастасии 19 января 2011 года. Всех, кто сознает разрушительное действие неонацизма на наше общество, мы призываем к совместным действиям!
Царство языка. Несколько тезисов про 11 декабря
Некоторые с лупой выискивают в событиях 11 декабря на Манежной площади в Москве записных националистов из всем известных наци-структур и не находят их. Некоторые видели их там невооруженным глазом, а теперь опознают на фотографиях. Но даже не вдаваясь в детали этого орнитологического спора, совершенно очевидно, что сами события носили вполне фашистский характер, это факт. Подобные же явно фашистские выплески были продублированы в Петербурге, Ростове и других городах.
Московская милиция, так наловчившаяся гасить мирные протесты по градостроительным, экологическим, правозащитным и антифашистским темам, вдруг оказалась не готова остановить фашистские погромы, а министр внутренних дел РФ выступил с провокационным заявлением, возложив ответственность за разгул на Манежной на тех, кого там и близко не было. Все это еще раз подтверждает, что главная функция милиции в нашей стране - сдерживать и карать политических и социальных врагов правящего режима, на которых ей покажут пальцем, в вопросах же правоохранительных и ориентационных (лево-право) она не разбирается вовсе. В общем, можно сказать, снова подтвердилось, что милиция - совершенно излишний для общества институт.
Еще одна важная деталь: когда демонстрации становятся по-настоящему массовыми, милиция переходит с режима подавления демонстрантов на режим их патрулирования и охраны. Ровно то же самое происходило в годы перестройки: как только антиКПССное движение набрало критическую массу, все демонстрации стали проходить без серьезных препятствий со стороны ментов. Да, они играли на нервах, выставляли грузовики и броневики во всех переулках по маршруту следования, но к тактике подавления не прибегали. То же самое было и с пенсионерами, перекрывавшими Невский проспект в январе 2005 года: когда их собралось десять тысяч, милиция справиться с ними не могла. То же самое было с антипутинскими протестами в Калининграде в январе 2010 года: 12 тысяч человек собрались где хотели и обсудили что хотели. Массовость решает.
Дискурс, в котором обсуждаются события 6-12 декабря (убийство на Кронштадтском бульваре, поведение милиции, демонстрации на Ленинградском шоссе и на Манежной площади), или, говоря попроще, тон, строй общественных дискуссий, их лексикон явно позаимствован из расистского и нацистского идеологического багажа. Постоянное упоминание "черных", "этнической преступности", "кавказского вопроса" людьми, которых вроде не заподозришь в сочувствии к нацистам и расистам, говорит о почти полном доминировании нацистского языка и понятийного аппарата в обществе. Нацистам и расистам удалось навязать всем не только свою повестку дня, но и свои подходы к ее обсуждению. Почти не говорится о социальной, классовой и гражданской подоплеке событий и реакции на них, все обсуждается в этнизированных терминах, которые тащат за собой представление о том, будто вопросы этничности сейчас ключевые и именно их надо обсуждать.
Это все констатирующие тезисы. Выхода я пока не намечаю. Выход давайте находить и выстраивать вместе.
Дмитрий Соколов-Митрич, журналист
...главный лозунг субботней Манежки "Е...ть Кавказ, е...ть!" заслуживает самого внимательного изучения на предмет применения на юридической практике. Я уверен, что результат будет самый положительный.
Ссылка
"Блаженны миротворцы", или Предчувствие гражданской войны
Когда 7 декабря после вечерней акции "футбольных болельщиков" на Ленинградке я услышал рассказ полковника из московского ГУВД Москвы Виктора Бирюкова о том, как ему удалось "путем мирных переговоров" умиротворить собравшихся и уговорить их мирно разойтись, мне страстно захотелось в это поверить. Однако, посмотрев на Ютьюбе кадры этих "умиротворенных", в 2000 глоток ревущих "Россия для русских, Москва для москвичей!", я почему-то усомнился в успехах миротворцев в каракулевых папахах.
Через пару дней в Cети появился плакат, который вы можете здесь увидеть. Он сопровождался постом одного из фанатских лидеров Ивана Комбата, который начинался словами: "Завтра будет довольно интересный день, а может, и переломный в чем-то. Впервые должна состояться такая массовая и спонтанная акция".
Обращает внимание на себя слово "спонтанная". Думаю, что руководство МВД со своими научно-исследовательскими институтами, аналитиками и сексотами взяло на вооружение этот термин. Если все происходит спонтанно, то что с них возьмешь? Реагирование, соответственно, и происходит "по мере изменения оперативной обстановки". В штатном, так сказать, режиме. И кто же может предположить, что после спонтанных и к тому вполне "умиротворенных" двух тысяч на Манежную столь же спонтанно вывалит уже около пяти тысяч?
Теперь о главном. О сочувствии. Сочувствую ли я, ЛКН (лицо кавказской национальности), людям, выражающим свой протест против убийства Егора Свиридова?
Ответ - да, несомненно. Абсолютно ясно, что разложившаяся окончательно милиция стоит только на стороне бандитских вертикалей - и по ту, и по другую сторону кремлевских зубцов. Но никогда не на стороне простых граждан - носят ли они фамилию Свиридов или любого из таджиков, еженедельно отправляемых в цинках на родину в Душанбе.
Означает ли это, что мое сочувствие совпадает с погромным сочувствием ментов, приговаривающих: "Ну, ребята, поспокойней, не добивайте только...", - когда на их глазах и при их потворстве насмерть топчут подвернувшегося под руку кавказца? Нет, нет и еще раз нет!
Более того, я хочу всем еще раз напомнить историю, которую я довольно бегло рассказал в эфире "Эха Москвы". Я там упомянул так называемое "дело Кель Беджи" в Косово. Это албанец, который в 1987 году служил в югославской армии и убил двух боснийцев, хорвата и серба. Это вызвало массовое возмущение косовских сербов. На волне этого возмущения коммунистический лидер Сербии Стамболич послал никому неизвестного функционера загасить конфликт. Этого функционера звали Слободан Милошевич. И Милошевич, который никогда до этого не говорил ни слова с позиций национализма, приехал на Косово поле и там произнес речь, где впервые использовал националистическую риторику. И 15 тысяч сербов ему рукоплескали.Что стало с Югославией и с Косово, напоминать, надеюсь, никому не надо.
А вчера появился довольно страшный призыв: Я призываю все наши братские народы Чечни, Ингушетии, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Осетии, Грузии, Азербайджана и Армении с гордостью наших предков выстоять эти акции урусов с честью и достоинством. Призываю вооружиться ПО ВОЗМОЖНОСТИ и, не падая духом, не бояться никого и не отсиживаться дома. Также хочу обратиться к девушкам наших народов - дорогие наши красавицы, в промежутке времени с 10.12.2010 по 30.12.2010 прошу особо не выходить на улицы Москвы, причину, я думаю, нетрудно понять.
Кроме того, в этом провокационном посте молодым московским кавказцам предлагается следующее: "...По этому случаю предлагаю собраться 15-го числа (15.12.2010) возле ТРЦ "Европейский" в 18:00. О дальнейших действиях решим на месте".
Мне бы хотелось обратиться ко всем представителям национальных диаспор Москвы с просьбой воздержаться от похода на площадь Киевского вокзала 15 декабря. И разъяснить горячим головам последствия такой провокации. Ведь фанаты и нацисты туда тоже собираются. И они уже называют Москву "Территорией войны".
Все происходящее несомненно режиссируется провластными кукловодами из тех кто рулит и "нашими", и "вашими".
Я очень хочу верить, что и лидеры национальных общин, и лидеры футбольных фанатов смогут найти публичную площадку - на радио, в Интернете, где угодно, - сесть за стол и обсудить сложившуюся ситуацию совместно. Дмитрий Муратов уже предложил для этого "Новую газету". Иначе кровопролития, причем массового, в Москве не избежать. И никакие уговоры "блаженных миротворцев" в погонах тут не помогут.
Без чувства реальности
Веру Кичанову оскорбило сравнение с Путиным. Она пишет: «В отличие от Путина, у меня нет репрессивного аппарата, и... никто поcле моих слов не получит карт-бланш на насилие». Если бы убивали лишь имеющие «карт-бланш», мне пришлось бы просить прощения. Но среди убийц они в меньшинстве. Тех, кого Кичанова вдохновит на убийство, ей не сделать депутатами Государственной думы и даже не спасти от наказания. Но вдохновитель убийства - его соучастник, от этого не отмыться. Меж Кичановой и Путиным разница есть, она еще не премьер и президентом не была. Но есть сходство в плохом ощущении реальности и недостатке ответственности за непоправимый ущерб, который оба легко причинят другим.
С Путина спросу нет, работа в КГБ «освобождает от химеры, именуемой совестью», ее, эту "химеру", не вернуть. Откуда это у Кичановой, не знаю. Она вторит идеалам либертарианства, близкого анархизму. Против наказания убийц она прямо не протестует. Но это, как и выдача карт-бланша, вне ее раздумий, поскольку репрессивного аппарата у нее покамест нет! А подстрекателей защищает. Если по-вашему они неправы, переубедите! А покуда пусть говорят! Если, наслушавшись, кто убьет, не дожидаясь, пока вы переубедите, сам виноват. И вы виноваты, что не смогли переубедить. А подстрекатель лишь выразил свое мнение. Навязывая утопические нормы реальному обществу, так отстаивают свободу убивать.
Ответ нацистам
Когда на улицы Парижа Ле Пен выводил 2-3 тысячи националистов и они говорили от имени французского народа, через пару дней Миттеран выводил на улицы Парижа, помнится, тысяч 700-800. Это демократический ответ на вопрос, кто именно имеет право говорить от имени народа.
Следует с печалью констатировать, что сегодня демократия в России находится в таком окончательно разрушенном состоянии, что на 5000 нацистов у стен Кремля ответа нет. Потому что наши ответы в наших электронных СМИ или даже по телевизору – это не ответ. Ответом были бы 50 тысяч людей, которые скажут, что мы народ, а не вы, расисты; что в Москве есть хотя бы 50 тысяч человек, которые готовы настоять на том, что наши правила будут правилами жизни для наших детей, а не их правила и их практика.
Почему так получилось, что этих людей нет? Наверное, анализировать это надо, но в каком-то смысле важнее констатировать, что ни одна политическая партия, ни одно движение, ни они все вместе не вывели эти 50 тысяч москвичей - а они есть, эти 50 тысяч, безусловно, - в ответ на 5000 нацистов. Поэтому нацисты сегодня говорят от имени народа, поэтому нацисты сегодня торжествуют победу у стен Кремля.
Я не анализирую даже беспомощные и чудовищные действия милиции, которая фактически натравила националистов на людей в метро, запустив их туда. Подонков, с которыми они не смогли справиться, они отправили в метро.
Вообще после такого уходят в отставку. Россия - единственная страна, где после такого не уходит в отставку министр внутренних дел.
О беспорядках в Москве
Заявление Г. Каспарова, Б. Немцова, И. Яшина, Д. Билунова
11 декабря 2010 года в центре Москвы собралось несколько тысяч молодых людей, чтобы выразить протест против убийства Егора Свиридова. Демонстрация закончилась масштабными столкновениями с милицией, погромами и ранениями десятков граждан.
Беспорядки начались после того, как правоохранительные органы освободили из-под стражи лиц, подозреваемых в убийстве.
Мы считаем, что причины освобождения этих лиц кроются в коррумпированности правоохранительных органов. Именно коррупция и беззаконие спровоцировали беспорядки в Москве.
Коррупция прокуратуры, некомпетентность судов и милиции систематически позволяют убийцам и бандитам избегать ответственности. Это ведет к неизбежному росту преступности, в том числе этнической.
Недоверие к правоохранительной системе со стороны общества неминуемо ведет к бунту наиболее радикальной его части. Нацисты нашли повод для этнических погромов. Мы осуждаем этнические расправы и выступаем против любых проявлений ксенофобии.
Мы призываем российское общество добиваться изменений в нашей стране мирными и ненасильственными методами.
Коррупция, насилие и бунт - это прямой путь к развалу России.
Гарри Каспаров
Борис Немцов
Илья Яшин
Денис Билунов
12 декабря 2010 года
Москва