Ходорковскому в Германии присудили медаль за правозащитную деятельность
Экс-глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский и его адвокат Юрий Шмидт удостоены в Берлине премии имени доктора Райнера Хильдебрандта за правозащитную деятельность. Как передает BBC, почетную награду вручил матери Ходорковского уполномоченный по правам человека при правительстве Германии Маркус Ленинг. Он отметил, что процесс над бизнесменом, обвиняемым в крупных хищениях нефти, носит "политический характер".
На церемонии награждения присутствовал спикер бундестага Норберт Ламмерт. Он отметил, что дело Ходорковского, по его мнению, демонстрирует, что "Россия и ее правительство не выказывают никакого интереса в восстановлении дружественных отношений с Европой". Церемония проходила в музее Берлинской стены, директор которого Александра Хильдебрандт учредила награду в 2004 году в память о своем муже - правозащитнике Райнере Хильдебрандте.
2 ноября Ходорковский выступил с последним словом, в котором заявил, что не боится пробыть в тюрьме до смерти. "Мне, как и любому, не хочется жить в тюрьме, но и не хочется умереть", - сказал Ходорковский, добавив, что его "вера стоит жизни".
"Судя по смыслу выступления прокуроров: "дайте им 14 лет" и "наплюйте на прежние судебные решения", за эти годы меня опасаться стали больше, а закон уважать - еще меньше", - сказал Ходорковский. В своем последнем слове он не стал говорить о юридической стороне дела. "Все, кто хотел что-то понять, – давно все поняли. Признания вины от меня никто всерьез не ждет. Вряд ли сегодня кто-нибудь поверит мне, если я скажу, что похитил всю нефть, добытую моей компанией", - сказал экс-глава "ЮКОСа".
Он выразил надежду, что Россия "все-таки станет страной свободы и закона, где закон будет выше чиновника". На заседании в суде присутствовал экс-премьер Михаил Касьянов, который был первым свидетелем защиты по делу Ходорковского и Лебедева. "За семь лет в тюрьме Ходорковский сохранил удивительное мужество. Я по-прежнему утверждаю, что он невиновен. Тем не менее, надежда, что судья примет правосудное решение, минимальна. Давить надо на главу вертикали. Ходорковский и Лебедев семь лет безвинно сидят в тюрьме и, судя по всему, к сожалению, будут сидеть еще несколько лет", - заявил Касьянов после заседания.
Процесс по делу о хищениях нефти и акций открылся весной 2009 года и продолжается уже более полутора лет. На процессе в качестве свидетелей защиты выступили экс-премьер Михаил Касьянов, бывший глава Центробанка Виктор Геращенко, руководитель Сбербанка и бывший министр экономики Герман Греф, а также глава Минпромторга Виктор Христенко. Все они назвали действия подсудимых обычной экономической практикой и заявили, что не слышали о таких масштабных хищениях, хотя должны были бы узнать о них в силу своего служебного положения. Подсудимые и их защита также заявляли в ходе процесса о физической невозможности хищения нефти, в указанных в обвинении объемах. Оглашение приговора начнется 15 декабря.
Блоги
Статьи по теме
Предательный падеж
А вот еще один вице-президент РСПП. "Высокомерием" Ходорковского в отношениях с властью объясняет он все постигшие того напасти. Разве одно это словечко "высокомерие" не выдает самого вице-президента как законченного номенклатурного раба до мозга костей?
Данилкин суд
Некоторые призывают Данилкина к подвигу, то есть к вынесению честного приговора. Но нечестный приговор, если он состоится, окажется гораздо большим подвигом, которого лучше не совершать, ибо он будет равен публичному самосожжению.
Повторение проделанного
Повторное осуждение Ходорковского и Лебедева ознаменует еще большее усиление нынешней власти. Не надо врать себе и другим - лепетать что-то о моральном поражении и скором крахе тандемократии. Это триумф неототалитаризма.
Гюльчахра Януарьевна и другие
"Умные слушатели" Медведева предпочли не заметить его сознательной лжи и его прямого участия в творящемся преступлении. Они продолжают ловить в его пустых декларациях тайные знаки "либерального Штирлица", посылаемые посвященным из гестаповского логова.
Звук осторожный и глухой
В защиту Ходорковского и Лебедева впервые выступили действующие госдеятели - верные слуги Вертикали, соратники Национального Лидера, лучшие люди страны. Высказывались они без огонька, весьма осторожно, строго по делу, но с той бронебойной отчетливостью, что не оставляла обвинению совсем никаких надежд. В нормальном государстве после таких свидетельств суд мог бы и прекратиться.