статья Данилкин суд

Владимир Войнович, 09.11.2010
Владимир Войнович. Фото с сайта www.online.trud.ru

Владимир Войнович. Фото с сайта www.online.trud.ru

15 декабря судья Виктор Данилкин зачитает подсудимым Ходорковскому и Лебедеву приговор, который, как многие люди бездоказательно утверждают, уже давно вынесен, и вовсе не Данилкиным. Уважая презумпцию невиновности, я не хотел бы так думать про человека, которого я не знаю. Я исхожу из предположения, что Данилкин, честный человек и судья, сознает свою ответственность перед правосудием, законом, совестью, страной и историей и вынесет честный приговор. Я не оказываю на суд давления и не подсказываю, каким именно должен быть приговор - обвинительным или оправдательным. Главное чтобы он был честным, основанным на не вызывающих сомнения доказательствах.

Это важно во всех случаях отправления правосудия, но теперь положение судьи усугубляется тем обстоятельством, что его решение станет неизбежно приговором себе самому. Предположим, что он вынесет нечестный приговор и за это получит вознаграждение в виде повышения по службе, квартиры, дачи, мешка денег, ордена, именных часов или наградного пистолета. Но при этом он совершит тяжкое должностное преступление, опозорит судейское звание, себя лично и весь свой род. Его дети, внуки и правнуки будут стесняться носить фамилию Данилкин, а выражение "Шемякин суд" как устаревшее будет заменено выражением "Данилкин суд".

Если же он вынесет честный приговор, то, вероятно, не получит ни должности, ни ордена, ни мешка денег, но зато отстоит свою честь, а другим людям вернет веру в то, что в нашей стране правосудие все-таки возможно. А таком случае его приговор в зале суда и за его пределами будет встречен бурными аплодисментами. После этого в народе фамилию Данилкин станут произносить с трепетным уважением, а дети судьи, его внуки и правнуки будут с большой гордостью называть себя Данилкиными. Может быть, то же выражение "Данилкин суд" в противоположность суду Шемякину станет на все времена символом суда честного и неподкупного.

Некоторые предполагают, что, вынеся честный приговор, судья Данилкин может сам подвергнуться суровым, беззаконным и бесчестным преследованиям. Я не исключаю того, что такие попытки возможны, но предвижу, что Данилкин будет от них неплохо защищен. Честное исполнение своего судейского долга вызовет к нему такое уважение и такое внимание мировой общественности, что для бессудной расправы он окажется практически недосягаемым. И напротив, за нечестный приговор в каком-то отдаленном или не очень отдаленном будущем может последовать честное, назначенное справедливым судом, наказание.

Короче говоря. Некоторые люди призывают Данилкина к подвигу, то есть к вынесению честного приговора. Но нечестный приговор, если он состоится, окажется гораздо большим подвигом, которого лучше не совершать, ибо он будет равен публичному самосожжению. Мне кажется, Виктору Николаевичу Данилкину стоит взвесить, какие последствия будут для него страшнее. И я думаю, когда на весах даже никакого не героя, а просто нормального человека положены с одной стороны сомнительные материальные выгоды, а с другой его имя, честь и достоинство, выбор не так уж и сложен.

Владимир Войнович, 09.11.2010


в блоге Блоги