Мордовские санатории

Vip Надежда Раднаева (в блоге Свободное место) 18.11.2010

341

Получить группу инвалидности в местах лишения свободы сложно, а порой невозможно. Тяжело больной человек вполне может получить заключение врачей о том, что показаний для инвалидности нет. При этом трудно понять, чем же руководствуются медицинские работники бюро МСЭ.

Александр Семихвостов попал в места лишения свободы в 1999 году, являясь инвалидом третьей группы по зрению. За десятилетие в тюремных застенках Мордовии пришлось не только многое пережить, но и, согласно официальной медицинской документации, поправить пошатнувшееся на воле здоровье – группу инвалидности ему сняли. Санаторий да и только!

Только в реальности все по-другому. В 2003 году Александр, находясь в заключении, получил травму позвоночника, у него парализованы нижние конечности и, как следствие, нарушены функции тазовых органов (недержание). Осужденный утверждает, что это результат избиений. Но ему прямо говорят: попробуешь пожаловаться, при каких обстоятельствах получил травму, - не доживешь до освобождения.

Кроме того, находясь на «санаторно-курортном лечении», он, как и полагается большинству заключенных, «честно заработал» туберкулез, в нагрузку – острый вирусный гепатит «С», сердечную аритмию, хронический гастрит, колит. За время нахождения в колонии Александр «подлечил» и свое и без того плохое зрение: то есть полностью ослеп на левый глаз и приобрел астигматизм правого. И это на фоне эпилепсии с частыми припадками.

Но по документам он не инвалид.

Человек не может самостоятельно передвигаться, обслуживать себя. Очевидно, что он должен иметь статус инвалида - это хоть как-то облегчит его существование. Он сможет получать государственную социальную поддержку, иметь послабления в режиме содержания. Также с его личного счета не будут удерживать за содержание в колонии, что позволит использовать эти деньги их на лекарства и улучшенное питание.

Всем понятно, что в нашей стране без бумажки ты никто. Вот и осужденный Александр без бумажки об инвалидности является здоровым и трудоспособным человеком, которого наравне со всеми другими осужденными можно заставить маршировать и петь песни, а если откажется, то и водворить в ШИЗО – ведь закон запрещает водворять в ШИЗО только инвалидов.

Согласно последнему заключению бюро медико-социальной экспертизы по Республике Мордовия (сентябрь 2009 г.), у осужденного Александра Семихвостова признаков инвалидности по-прежнему нет. Как нет у осматривавших его врачей признаков сострадания и человечности.

К слову о человечности. На прошлой неделе к нам поступила информация о том, что Александр уже неделю не принимает пищу. Как выяснилось, это происходит вовсе не по его собственному желанию. Дело в том, что территория исправительной колонии не оборудована пандусами и инвалиды-колясочники, каковым фактически является Александр, не имеют возможности преодолевать пороги и посещать столовую. Раньше Александру приносили пищу прямо в отряд учреждения другие осужденные, с которыми он расплачивался сигаретами. Так было до 9 ноября, пока у него не закончились сигареты, а вместе с ними и питание. Попытки осужденного обратить внимание администрации колонии на проблему остались безрезультатны.

Фонд «В защиту прав заключенных», как только стало известно о происшедшем, довел эту информацию до сведения ФСИН РФ, а те, в свою очередь, до УФСИН по Республике Мордовия. В этот же день в колонию прибыл Александр Парышев, начальник медицинского отдела УФСИН, обещал, что будет выделен отдельный сотрудник, обязанный доставлять пищу Александру.

Однако по состоянию на 17 ноября сотрудник так и не был выделен. Лишь последние несколько дней какой-то сердобольный заключенный стал приносить Александру поесть. Более недели человек был лишен пищи.

Вызывает горечь равнодушие к жизни пусть и оступившегося и понесшего наказание человека. Равнодушие сотрудников колонии, знавших, что тяжело больной человек вот уже неделю ничего не ест, и не принявших никаких мер к разрешению проблемы. Равнодушие врачей бюро медико-социальной экспертизы, обследовавших парализованного, фактически слепого человека и упорно твердивших: признаков инвалидности не установлено.

Мы поставили в известность ФСИН России, прокуратуру, УФСИН и Дубравную прокуратуру по надзору за исправительными учреждениями по Республике Мордовия о сложившейся ситуации с осужденным Семихвостовым. Мы надеемся, что в ближайшее время проблемы будут устранены, а виновные должностные лица будут привлечены к ответственности, поскольку своими действиями (бездействием) они фактически поставили жизнь осужденного под угрозу.


Сетевое видео: новое качество

Vip Ксения Туркова (в блоге Видео года) 18.11.2010

92

С выбором большинства членов жюри я согласна – ролик о Путине на "Калинах" действительно заслуживает названия «народное видео года». Хорош он прежде всего своей жанровой многоплановостью, если такое сочетание тут уместно. Здесь и элемент реалити-шоу, и закадровый комментарий, и даже что-то похожее на прямое включение, когда событие разворачивается на наших глазах. Мне кажется, что это отличная альтернатива сюжетам центральных каналов об «автопробеге» Путина, своеобразный глас народа, представители которого выступают еще и в роли своеобразных «народных аналитиков».

В дискуссиях о том, что же в итоге победит - традиционное телевидение или так называемое народное видео, народная журналистика, неизбежно возникает тезис об усреднении, а то и потере качества (это камень в огород интернет-видео). Если все могут снимать все, то где же индивидуальный стиль, выверенная картинка и необходимое для «настоящего» телевидения качество? Именно за это, кстати, недавно появившийся и долго время вещавший только в Интернете телеканал «Дождь» скептики уже язвительно прозвали «елеканалом». На мой взгляд, борьба за знак качества в этом случае сродни атаке на палатки у метро - почему-то у меня возникла именно такая ассоциация. Палатки, может, и не очень красивые, и еда в них, конечно, не совсем качественная, но ведь выручают! Где еще купить газету, цветы, колготки взамен порвавшихся или, в конце концов, пирожок? И бегущего куда-то москвича в такой ситуации не очень заинтересует ресторан в 10 минутах ходьбы, где будут обслуживать долго, или магазин, где колготок, кстати, может и не оказаться.

Видео в Интернете в чем-то сродни таким «быстрым» палаткам. Оно гораздо оперативнее теленовостей, а зрителю гораздо важнее получить информацию быстро, а не ждать красивой и выверенной картинки. Обычное телевидение с развитием интернет-видео вообще оказалось в числе отстающих: по оперативности, аналитике и даже выбору тем оно вынуждено догонять и газеты, и радио, и Интернет. Кроме того, в Сеть часто попадает то, чего по ТВ не показывают по цензурным соображениям (например, знаменитая истории с падением венка на Януковича).

Впрочем, тут важна не только оперативность. Поэтому параллель с палатками на этом, пожалуй, заканчивается. Видео в Интернете может вызвать общественную дискуссию, может рассказать о какой-либо острой, конфликтной ситуации больше, чем любой аналитический репортаж. Совсем свежий пример – интервью Глеба Пьяных с мэром Химок Стрельченко, которое попало на YouTube до выхода программы в эфир. Такие ролики - это своеобразные кусочки реалити-шоу, и они очень интересны зрителям. Весьма преуспели в этом жанре, например, знаменитые «Синие ведерки». В Сети множество роликов с их акций, где сняты диалоги с милицией, задержание людей.

Правда, иногда использование таких реалити-шоу журналисты превращают в смакование страшных подробностей, нимало не заботясь об этической стороне вопроса. Именно это случилось с видеокадрами избиения журналиста Олега Кашина, опубликованными порталом LifeNews и массово пересылаемыми друг другу пользователями Интернета.

Так что тут важно чувство меры. А его поймать во Всемирной сети пока трудно.


Свободу Николаеву и Воротникову!

Vip Сергей Давидис (в блоге Свободное место) 18.11.2010

4236

В Москве чуть ли не в режиме контртеррористической операции задержаны участники арт-группы «Война». Ее этапированным в Питер активистам Леониду Николаеву и Олегу Воротникову судом уже избрана мера пресечения в виде содержания под стражей.

Насколько известно, им инкриминируют "хулиганство" (ст. 213 УК РФ), то есть "грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное... по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы". Вероятно, часть вторую этой статьи, предусматривающую наказание до 7 лет лишения свободы за деяния, "совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанные с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка". Видимо, будут «шить» что-то вроде мотива ненависти и вражды к социальной группе «милиция» или социальной группе «власть».

Мне нравились далеко не все акции группы «Война». Сомнительной юридически казалась и акция «Дворцовый переворот», в ходе которой переворачивались милицейские машины. Но дело вовсе не в этом. Искусство не обязано нравиться.

Сейчас речь идет о том, что на отважных и искренних молодых людей, не прибегавших к насилию против личности, обрушилась репрессивная машина государства. И сама ситуация их ареста, и сопутствующие обстоятельства секретности, и немедленное заключение под стражу, да и просто знание того, как это нынче бывает в нашей стране, гарантируют, что их права нарушаются и будут нарушаться. Это требует от всех, кто считает себя противником авторитарного репрессивного режима, готовности помочь Николаеву и Воротникову. Не потому, что они абсолютно невиновны, не потому, что они скажут потом «спасибо», не потому, что они друзья. А потому, что они последовательно боролись с режимом теми средствами, которые считали необходимыми, понимая, полагаю, меру угрозы, связанной с этими средствами. То, что они считали свои действия явлениями искусства, не делает их неподсудными, но заставляет смотреть на мотивы этих действий не только через призму жестких формул УК, а еще и с точки зрения законов художественного творчества.

Несправедливой и противоречащей идее права является и сама формулировка закона, ужесточающая наказание за действия, совершенные по мотивам «ненависти или вражды к социальной группе», особенно по отношению к таким нелепым группам, как «милиция» и «власть». Как милиция, так и власть – общественные институты, которые могут и должны подвергаться критике. Отношение к ним не может быть наказуемым.

Я вижу сейчас и предвижу в дальнейшем, что правозащитное сообщество будет испытывать сомнения и колебания в вопросе оказания помощи арестованным участникам «Войны»: "Как же?! Они ведь переворачивали милицейские машины". Но для остальных, не связанных этикой профессиональной правозащиты, вопрос, думаю, должен стоять не так. Нам стоит сделать все, чтобы помочь Николаеву и Воротникову.

Им должна быть обеспечена качественная юридическая помощь адвокатов, они должны чувствовать солидарность, получать передачи и письма, к их делу должно постоянно привлекаться внимание общества. Короче говоря, нужна масштабная кампания общественной поддержки. Надеюсь, что публичный сбор средств в пользу заключенных членов «Войны» начнется в ближайшее время.

Если требование возмещения имущественного вреда и, возможно, штрафа за умышленное повреждение имущества со стороны государства вполне правомерно, то содержание под стражей и наказание связанное с лишением свободы, представляются несоразмерной жестокостью.

Свободу Николаеву и Воротникову!


Борис Евсеев, писатель

Vip Дерьмометр (в блоге Дерьмометр) 17.11.2010

26

Нужно создать в обществе и литературе честную, прозрачную атмосферу... Меня никуда не пускают. За десять последних лет я ни разу не выезжал по официальной разнарядке за границу. А уж каких только псевдописателей за это время туда не вывозили!.. У меня нет проблем. Есть проблемы у русской литературы.

Ссылка


"Война" в "Крестах" и нолики

Vip Влад Тупикин (в блоге Свободное место) 17.11.2010

208

Преследуя художников и активистов, власть демонстрирует искусство владения приемами "дымовой завесы"

Арест двух участников скандально известной арт-группы "Война", произведенный по всем правилам шпионско-полицейского шоу (конечно, на фоне избиения журналиста Кашина и массы других нерасследованных преступлений нужно ведь иногда показать, что хоть в чем-то милиция сильна, например... ну вот, например, в аресте двух художников), комментируют в Сети как-то подленько, с намеками. Типа: ну наконец, а то мы уже нехорошее думали, чего это "Войну" все не арестовывают и не арестовывают...

Подозревающим "Войну" в подментованности можно ответить одно: для того чтобы тебя не арестовывали после акций, которые с точки зрения "правоохранительных органов" могут казаться сомнительными, не надо иметь связи "на самом верху", не надо давать ментам жирные взятки и вообще ничего такого не надо. Достаточно очень четко планировать акции и вести себя согласно плану, заранее зная, когда, куда и как отходить, через сколько минут и секунд, достаточно соблюдать минимальные правила конспирации в быту.

Думаю, именно это "Войну" долгое время и спасало. С другой стороны, многие из их акций были хоть и скандальными, но не вполне понятными сознанию не то что среднего милиционера, но и среднего россиянина. То есть основания, кажущиеся достаточными для ареста искушенным толкователям из блогосферы, вполне могли не казаться таковыми носителям обыденного правосознания, каковыми и являются на вид в своем большинстве отечественные милиционеры. А если что-то было и понятно, то не всегда по задуманному "Войной". Скажем, лихая июньская акция "Хуй ФСБ" - на Литейном мосту был нарисован половой член, а когда мост развели, член этот восстал прямо перед Большим домом, т.е. Управлением ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, - в народе была воспринята скорее как "Ну вот, мосты опять развели, хуй переедешь..."

Удивляет и позиция самозваных адвокатов группы, заявляющих, что все они делали совершенно правильно. А "повешение гастарбайтеров" в универсаме тоже было правильной акцией? Без никаких ненужных аллюзий и возможностей кривопонимания? В той самой эстетике, которая нужна? Тот самый посыл несла?

Не буду уже упоминать, что тараканий суд, который они учинили Тараканскому, то есть, простите, Таганскому суду на процессе искусствоведа Ерофеева и бывшего директора музея Самодурова, прекрасно вписывался за права человека, но был сомнителен с точки зрения прав животных (или как лучше назвать тараканов, выпущенных на волю в антисанитарных условиях постсоветской юстиции, с риском для их тараканьей жизни в виде охранников суда и прочих ловцов и давителей). Не буду, ибо сам не принадлежу к числу сторонников зверозащитной идеологии, однако именно эта идеология все более проникает в молодежную среду и многими считается прогрессивной, выводящей человечество на более высокий уровень понимания гуманности и т.п.

В "Войне" меня как приверженца идей свободы (или, как принято с середины 1990-х говорить - чтобы не употреблять "страшного" слова "анархизм" - сторонника либертарных взглядов) отталкивал очевидный элитаризм, отношение к сторонникам и помощникам как к расходному материалу, откровенный цинизм участников группы и не в последнюю очередь стремление к саморекламе. Словом, именно то, что, как правило, и проводит труднопреодолимую границу между прикидывающимися активистами в угоду тенденциям актуального искусства художниками и активистами настоящими, у которых, может, и выдумки поменьше, а когда и смелости недостает, но зато активничают они ради взаправдашних идеалов, а не ради построения удачной арт-биографии, на которой всю вторую половину жизни можно комфортно ехать, перемещаясь с биеннале на биеннале.

Но каковы бы ни были наши придирки, наши подозрения или наши справедливые упреки группе "Война", все это отходит пока на второй план перед ужасом брутального ареста двоих ее участников, перед кошмаром рассадника туберкулеза "Кресты", куда их поместили, и бетонным блоком семилетнего срока, который им грозит по статье 213 (точно так же, как и "химкинским заложникам", пока что вырванным из лап кривосудия, но не факт, что окончательно).

И особенного "шарма" их аресту придает то, что предъявляют им прежде всего акцию "Дворцовый переворот" - опечатывание Михайловского замка в Петербурге, вошедшего в русскую историю легитимизированным цареубийством (чтобы не отвечать за убийство царя перед судом и виселицей, группе заговорщиков, оказывается, надо просто быть его друзьями и родственниками - не это ли один из постоянных источников, питавших традиционное русское правосознание задолго до 1917 года) и сопровождавшее акцию переворачивание машины с милиционером, уснувшим на посту.

Естественно, этого позора милиция (скоро ее переименуют, изображая реформу) не могла снести. Тут уж включился и питерский Центр "Э", и московский Центр "Э", а будь в составе МВД еще какие-нибудь центры с названиями из языка дикарей с дубинками, типа Центр "У-у-у!", или Центр "Р-р-р!", или Центр "Ы-ы-ы!", то, можно не сомневаться, и они бы подключились.

Группа "Война" показала, какой именно "реформы МВД" гостеприимно желает загадочная русская душа - теперь группа "Война" будет выплевывать за это легкие в туберкулезном изоляторе и топтать зону, если до зоны дойдет. И это не вопрос, на чьей стороне надо быть - на стороне двоих не повзрослевших сорванцов с наглыми лицами или на стороне веками отлаживаемой системы подавления, не выросшей даже из первобытного состояния (да простят меня первобытные люди и их исследователи, друзья-антропологи).

Разумеется, надо требовать не "справедливого расследования", не "честного суда", не "учета активной общественной позиции и вклада в отечественную художественную культуру", а полного снятия всех обвинений, полного закрытия дела против активистов "Войны" (и всех дел по Химкам, возникших против участников демонстрации 28 июля 2010 года). И заодно уж расформирования позорного Центра "Э", который не только ловит художников вместо того, чтобы ловить нацистских убийц, но еще, похоже, и вбрасывает через СМИ разлагающие общественность намеки - в результате исследования чьих именно компьютеров, взятых на обысках, они вышли на ту или иную "изобличающую" информацию.

И совсем уж утопическое, но вместе с тем реальное: надо бороться за изменение самого представления о "преступном", о "нормальном", ибо что есть норма и преступление? Судя по российским обычаям - построенная на взятках вертикаль есть норма. А что есть преступление? Судя по российским законам - трава, традиционное сырье для крепких канатов и моторного топлива, за употребление дыма которой, куда менее опасного для здоровья, чем разрешенный алкоголь, у нас в стране сидят по тюрьмам и зонам десятки, если не сотни тысяч людей... Но это долгий разговор, как и любой разговор о революции. При этом всегда есть локальные задачи типа прекращения дел против группы "Война" и химкинских заложников. Будем же действовать локально, не забывая о глобальных помыслах.


История с "Войной"

Vip Лев Рубинштейн (в блоге Свободное место) 17.11.2010

12

История с арт-группой "Война", как это ни покажется странным, довольно типична для истории искусств. Искусство, особенно такое, которое в наши дни принято называть актуальным, работает на границах общественного сознания, эстетических и этических условностей. И даже на границах правового пространства. Иногда художник эти границы нарушает (сознательно или нет), и тогда неизбежно вступает в ход государственно-репрессивная машина. В некоторые периоды истории эта машина вступает в ход и "просто так", без юридически очевидных нарушений границ, а в силу своей природы, просто потому, что ей "хочется кушать".

Этот случай вроде бы простой и очевидный. Молодые радикальные художники, чья творческая стратегия базируется на отчетливом гражданском и эстетическом противостоянии власти, совершенно явно нарушили закон. Тут юридических разночтений нет и быть не может.

Моя личная позиция на этот счет двойственна.

С одной стороны, для меня является категорической аксиомой, что законы надо соблюдать. Всем. Хоть ты художник, хоть ты милиционер. И аргумент, в соответствии с которым то, что сделали эти ребята, сущая детская игра в песочнице по сравнению с тотальными беззакониями, тайно или явно творимыми всеми уровнями и ветвями власти, мне не кажется убедительным. Да, власть сплошь и рядом ведет себя беззаконно. А вот законопослушание сознательных граждан дает им, гражданам, моральное преимущество. Я в этом убежден.

С другой стороны, я твердо уверен, что эта акция "Войны", как и все прочие, есть акция исключительно художественная, хотя при этом налицо и очевидное правонарушение со стороны художников. Такой вот, если угодно, парадокс. И в истории искусств, повторяю, такое бывает.

Я безусловно против того, чтобы статус художника давал юридические привилегии. Точно так же, как против того, чтобы насилие над журналистом квалифицировалось как-то особенно, иначе чем насилие над врачом, строительным рабочим, программистом или бомжом.

Но в данном конкретном случае я очень надеюсь на максимально мягкий приговор. Нет, не на оправдание: факт нарушения закона, с моей дилетантской точки зрения, неоспорим. А нарушивший закон так или иначе должен понести наказание. Но вот каким оно будет? По максимуму или по минимуму?

Тот факт, что обвиняемые художники, сыграет роль в этом деле? Если да, то какую - смягчающую или отягчающую? Это, мне кажется, очень важный вопрос, ответ на который даст нам существенную, пусть не очень заметную на первый взгляд, черточку в общей картине состояния общества.


Об аресте участников "Войны"

Vip Дмитрий Гутов (в блоге Свободное место) 17.11.2010

122

Все, что художники называют перформансом или искусством, в наших условиях чистого номинализма и есть искусство. Другое дело, как должно государство с этим поступать.

В случае с акцией арт-группы «Война», за которую сейчас арестованы Олег Воротников и Леонид Николаев, есть явное нарушение какой-то статьи закона, насколько я понимаю. Но если бы государство было мало-мальски вменяемое, оно бы поступило мягко. То есть оно их всех возможных статей нашло бы самую мягкую и применило бы в ее рамках самое мягкое наказание. Но так как я не очень верю в разумность и гуманность нашего государства, то непонятно, чем это кончится.

Другой вопрос, надо ли это было делать. Я как человек, прошедший 90-е, участвовавший отчасти в создании того акционизма, думаю, что сейчас возрождение этой героической практики не есть правильно. Я исхожу из того, что путинской стране подобные акции жутко выгодны: подобные действия не только никаким образом не ослабляют ситуацию - они ухудшают ее.

Государство сейчас живет натравливанием одной части общества на другую по совершенно разным признакам. И давать дополнительные поводы для этого неправильно. Нельзя давать государству еще больше раскалывать общество, натравливать друг на друга по религиозному и национальному признаку, по признаку подобного радикализма.

Я не берусь сейчас обсуждать это с эстетической точки зрения, потому что это можно делать только тогда, когда нет уголовного преследования. Если бы его не было, я бы как художник раскритиковал бы коллег, считая что с точки зрения искусства, это не лучший вариант, а с общественной – просто неправильно. Но сейчас это невозможно делать никоим образом. Главное чтобы людей не посадили, я считаю.


Художественная акция

(в блоге Свободное место) 17.11.2010

94

17 ноября в 16.00 возле посольства Болгарии (Мосфильмовская улица, дом 66) пройдет митинг, организованный художниками в поддержку Олега Мавроматти.

1 апреля 2000 года Мавроматти провел художественную акцию «Не верь глазам» - его прибили стомиллиметровыми гвоздями к деревянному кресту, а на спине его было написано: «Я не сын Божий». Это была не самостоятельная акция, а часть игрового сюжета в эфире НТВ.

После выхода телесюжета «банда православных хоругвеносцев» подала на художника в суд.

Сейчас Олег находится в Болгарии, у него закончился заграничный паспорт, и посольство РФ в Болгарии не соглашается его продлевать ввиду того, что в России против художника возбуждено дело по статье 282 («экстремизм») УК РФ.

Олег попросил политического убежища у властей Болгарии, и сейчас решается его судьба.

Приходите! Художники сделают красивую акцию!


Фильм памяти Анастасии Бабуровой показан на фестивале «Профессия: журналист»

Vip Комитет 19 января (в блоге Свободное место) 16.11.2010

85

Сегодня в 15 часов в рамках конкурсной программы фестиваля «Профессия: журналист» был показан фильм Валерия Балаяна «Любите меня, пожалуйста», посвященный убитой нацистами 19 января 2009 года журналистке и антифашистке Анастасии Бабуровой.

Комитет 19 января приветствует решение оргкомитета фестиваля вернуть фильм Балаяна в программу. Мы предполагаем, что это стало возможно благодаря публичным высказываниям многих общественных активистов, антифашистов, деятелей культуры и правозащитников, которых возмутило исключение фильма из программы фестиваля.

Показ начался с кратких выступлений режиссеров предложенных на конкурс фильмов о журналистах, среди которых был Валерий Балаян. Автор назвал решение организаторов фестиваля вернуть фильм в программу мужественным. Мы надеемся, что фильм «Любите меня, пожалуйста» будет возвращен и в программу фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер».

Мы считаем, что после возвращения фильма в программу фестиваля «Профессия: журналист» в дополнительном показе в музее и общественном центре им. А. Сахарова нет необходимости, тем более что на этой площадке 9 июня этого года уже состоялся его показ, организованный Комитетом 19 января.


Страшная правда о Магнитском

Vip Михаил Угаров (в блоге Свободное место) 16.11.2010

263

Когда умер Сергей Магнитский, то его убийцы очень страдали. Не из человеколюбия, нет. А оттого, что не успели концы спрятать. (Почитайте их профессиональные форумы - они просто клянут Магнитского за неожиданную смерть.)

Все эти прокуратуры, следственные комитеты, судьи, тюремные врачи, бутырки и матросские тишины - это же донные жители, они не любят подниматься на поверхность. Им просто нельзя туда подниматься, а то от перепада давления глазки полопаются. И многое стало известно. А познание умножает скорбь.

Работая над материалом для спектакля, я узнал многое. Узнал, сколько стоит открыть/закрыть дело в прокуратуре (в СКП); узнал прайс-лист Бутырки и разных судов (у всех цены разные). Узнал, что говорить судье "ваша честь" не совсем, что ли, уместно, а то однажды какой-нибудь нервный судья расхохочется тебе прямо в лицо. Что приговоры судьям приносят из прокуратуры прямо на флешке, только распечатать и зачитать. Про тюремную медицину и говорить не буду. Я узнал, что корпоративность выше закона. Что глава СКП может нарушать закон. Дело о смерти Магнитского еще не закончено, а Бастрыкин заявляет о невиновности фигурантов.

Женщина с чудесной фамилией Дудукина (пресс-секретарь СКП) говорит, что убийцы Магнитского - пушистые зайчики. Что Магнитский не был юристом, а был бухгалтером. То есть бухгалтера в камере убить можно, а юриста не совсем, тут легкий вопрос возникает... А следствие официально закончится 24 ноября. Откуда у женщины Дудукиной такие сокровенные знания об истине? Это ее рассказ мужу? Соседке по лестничной клетке? А, это пресс-конференция в Интерфаксе...

(Химкинский судья с говорящей фамилией Халатов выносит обвинительный приговор (клевета) Бекетову. А следствие по избиению Бекетова не закончено. Как он доказал невиновность мэра Химок Стрельченко?)

Все это как у Островского в "Грозе" - "суди меня, судья неправедный!"

Короче говоря, мне все эти знания совершенно не нужны! Я не хочу ничего этого знать!

Теперь вопрос: как это сделать - чтобы не знать?


Виталий Дрижик, атаман Кущевского районного казачьего общества, войсковой старшина

Vip Дерьмометр (в блоге Дерьмометр) 16.11.2010

26

(Объясняя, почему в станице Кущевской много лет хозяйничала банда убийц и насильников)

Раскол у нас был... Так что сейчас у нас всего 600 казаков. К нам "цапокские" не цепляются. Мы, конечно, знали, что они себя непотребно вели. Людей задирали. Было бы нас больше, я уверен, порядок навести смогли бы.

Ссылка


ВИДЕО ГОДА: ВЫБОР ЖЮРИ

Vip Грани-ТВ (в блоге Видео года) 16.11.2010

271

Сегодня мы подводим итоги нашего конкурса и представляем победителей. Члены жюри - Манана Асламазян, Дмитрий Борко, Игорь Иртеньев, Владимир Корсунский, Марина Литвинович, Александр Плющев, Лев Рубинштейн, Светлана Сорокина, Михаил Угаров - могли проголосовать не более чем за три ролика в каждой из номинаций.

1. ВИДЕОДОКУМЕНТ/РЕПОРТАЖ
(номинанты: 1, 2, 3)

Безоговорочную победу в этой номинации одержал ролик, снятый любителями внедорожников из клуба "Диверсант" во время автопробега главы правительства, - "Путин едет на "калинах".

За этот ролик проголосовали шестеро из девяти членов жюри: Светлана Сорокина, Манана Асламазян, Игорь Иртеньев, Михаил Угаров, Александр Плющев, Владимир Корсунский.

Согласно формулировке Мананы Асламазян, премия присуждается "за постепенное прозрение очевидцев".

На втором месте - ролик "Выезд из горящего Тамболеса" (за него проголосовали Дмитрий Борко, Игорь Иртеньев, Владимир Корсунский). По два члена жюри отметили ролики "Вой за свободу" (Борко, Корсунский), "Пешеход и гаишник" (Борко, Плющев), "ДТП с участием Анны Шавенковой" (Литвинович, Плющев).

Были также отмечены следующие ролики:
Манана Асламазян - "Спор на фоне спецназа МВД", "31 августа на Триумфальной";
Игорь Иртеньев - "Себастьян Перейра";
Марина Литвинович - "Леня Ебнутый таранит машину", "Разгон под гимн";
Лев Рубинштейн - "Жемчужный прапорщик", "Забытые в огне";
Светлана Сорокина - "Дом в Потаповском", "Узбеки бегут из Киргизии";
Михаил Угаров - "Фаллос для ФСБ", "ОМОН избивает шахтера".

2. КЛИП
(номинанты: 1, 2, 3)

Первое место - Noize MC. "Мерседес S666" ("Колесница")

Этому клипу отдали свои голоса пятеро членов жюри - Светлана Сорокина, Марина Литвинович, Игорь Иртеньев, Александр Плющев и Владимир Корсунский.

На втором месте - Вася Обломов со своим хитом "Еду в Магадан" (Асламазян, Иртеньев, Плющев, Рубинштейн).

По три голоса набрали "Каста неприкасаемых" (Асламазян, Борко, Литвинович) и "Они ох.ели" (Борко, Рубинштейн, Сорокина).

Светлане Сорокиной и Михаилу Угарову нравится "Песня-31", а Манане Асламазян и Александру Плющеву - Mr. Freeman.

Марина Литвинович отметила ролик "Год России во Франции", Игорь Иртеньев - "Песню петербургских чиновников", Лев Рубинштейн - "Комбайнеров", Дмитрий Борко - "65 хлопков Медведеву", Владимир Корсунский - "Бремя новостей-40" и "Включайся!".

3. ВИДЕООБРАЩЕНИЕ
(номинанты)

Первое место поделили бывший ухтинский прокурор Григорий Чекалин и жертва гаишников Станислав Сутягин. Эти ролики получили по пять голосов.

Чекалина сейчас судят в Сыктывкаре за лжесвидетельство в деле о поджоге торгового центра "Пассаж". За видеообращение экс-прокурора с рассказом о фальсификации уголовного дела и осуждении невиновных проголосовали Манана Асламазян, Дмитрий Борко, Владимир Корсунский, Лев Рубинштейн, Светлана Сорокина. По мнению Мананы Асламазян, Григорий Чекалин заслуживает премии "за искренность и за то, что пострадал, заботясь о других".

На днях обвинение потребовало для Чекалина четыре года лишения свободы в колонии общего режима. В обращении к общественности подсудимый выразил надежду, что будут найдены истинные заказчики и исполнители поджога: "Начав решать проблему снизу, с конкретных дел, мы надеемся, что мы добьемся системы, которая позволит уйти от того произвола, который происходит сейчас... Поверьте, начато хорошее дело, и останавливаться нельзя".

Первое место с Григорием Чекалиным разделил Станислав Сутягин - невольный участник операции "Живой щит".

За это видеообращение проголосовали Манана Асламазян, Дмитрий Борко, Игорь Иртеньев, Марина Литвинович, Александр Плющев.

На втором месте - родоначальник жанра Алексей Дымовский. Ему воздали должное Иртеньев, Литвинович, Плющев и Угаров.

В этой номинации были также отмечены: Евгения Чирикова (Сорокина, Угаров), Александр Ковтун (Корсунский, Угаров), Владимир Бурцев (Асламазян), Татьяна Колокольцева (Литвинович), Алексей Тухватулин (Иртеньев), Евгений Чичваркин (Рубинштейн), Валерий Кулиш (Плющев).

Интересно, что во всех трех номинациях победили "автомобильные" ролики ("Калины", "Мерседес 666", "Живой щит").

Лауреатов премии "Видео года" мы будем чествовать в декабре на праздновании 10-летия Граней.Ру.


Григорий Торбеев: начало репрессий

Vip Алексей Давыдов (в блоге Свободное место) 15.11.2010

245

Суд, как и следовало ожидать, назначил Григорию Торбееву меру пресечения содержание под стражей. Не помогло ни ходатайство адвоката, ни личное поручительство Льва Александровича Пономарева. Отныне 24-летний активист Левого фронта Григорий Торбеев будет во время следствия находиться в СИЗО.

Григорий не из тех молодых людей, о которых можно сказать, что они сами не занют, чего хотят от жизни. Он из приличной семьи, его дед член Cоюза писателей России, Гриша работает, сам себя полностью обеспечивает, занимается творчеством, играет в рок-группе. То есть это не хулиган с улицы, который оказался 12 ноября на площади от нечего делать.

Мы будем внимательно следить за участью Григория и бороться за него до конца.

В самом суде (время которого тщательно скрывалось) в зал не пустили свидетеля защиты. Меня за то, что я сделал на сотовый телефон снимок Григория за решеткой, чуть было силой не выволокли из зала суда, спасло вмешательство Льва Александровича. Приставы и менты вели себя нагло. Такое ощущение. что власти дали команду "фас".

Сегодня же состоялась серия одиночных пикетов в поддержку Григория у Генеральной прокуратуры и на Петровке, 38.

Все последние события - избиение Фетисова и Кашина, захват ОНК, дело Торбеева- звенья одной цепи. Началась реакция: власть мстит за уступки по Стратегии-31.

И под занавес: как стало только что известно, людьми из Центра "Э" задержаны и увезены в неизвестном направлении участники питерской арт-группы "Война": Леонид Николаев, Давид Солдаев, Олег Воротников и Наталья Сокол. Телефон, который дали в ОВД: +7(495)214-18-05. Звоните и требуйте предоставить информацию о задержанных!











"Это надо остановить"

Vip Наталья Пелевина (в блоге Свободное место) 15.11.2010

295

Вчера в 16.30 мы снова собрались у российской миссии при ООН в центре Манхэттена. Акция была экстренной - в поддержку российских журналистов в связи с жестоким избиением Олега Кашина. Времени было мало, и мы не рассчитывали на большое число участников и были рады, когда собралась наиболее активная группа.

Мы стояли в строгой линии с баннерами, которые выражали наши мысли и чувства. Ньюйоркцы проявляли большой интерес к нашему пикету. Они останавливались, внимательно читали тексты, высказывали свое сочувствие, разговаривали и настойчиво интересовались, когда снимут Путина. Девятилетняя девочка, скорее всего отличница, любознательно поинтересовалась у меня, почему мы здесь и о чем говорят баннеры.

Сюрпризом было участие в акции журналиста CBS Джонатана Сандерса. Свободно владея русским, он дал интервью телевизионному каналу RTVi. Мы ждали прихода директора международной организации "Репортеры без границ" Клотильды Ля Коз, которая немного опаздала из-за часа пик. Ее сразу окружили журналисты.

Освободившись от их внимания, она встала в нашу линию. Она сказала мне, что не может оставаться равнодушной к тому, что происходит с журналистами в России, и рассказала историю своей подруги, которая представляет организацию "Репортеры без границ" в Европе. За последние несколько лет ее подруга потеряла половину своих друзей-журналистов в России. Клотильда передала мне ее слова: «Я не знаю, что надо сделать, но это надо остановить!»

(Фото с пикета)


Видео года: мой выбор

Vip Дмитрий Борко (в блоге Видео года) 15.11.2010

7

1. Видеодокумент/репортаж (номинанты: 1, 2, 3)

1) "Пешеход и гаишник".
Этот ролик, как и видеорепортажи ФАРа, на мой взгляд, идеальное воплощение идеи "народного репортера". В них есть абсолютная открытость, достоверность и неожиданность момента. Но при этом и режиссерское решение, заключающееся в изначальном планировании ситуации. Кроме того, эти ролики отличает изумительная интонация "интервьюера" милиционеров: спокойная, уверенная и совершенно незлобивая к объекту. Просто люди знают свои права и уверенно их отстаивают перед телекамерой, демонстрируя зрителю прекрасную модель поведения. Я намеренно выбрал не популярную запись, прославившую на всю страну полковника "Себастьяна Перейру", а эпизод общения с гаишником, снятый вдали от людных митингов с обилием журналистов и свидетелей. Наиболее "чистый" сюжет, идеальный для подражания.

2) "Выезд из горящего Тамболеса".
Потрясающий по силе вызываемого сопереживания ролик. Настоящее, непрофессиональное "видео очевидца". Смелость и фанатизм оператора, не прекратившего съемку в смертельной опасности. Как профессиональный репортер, я знаю, что камера в руках в критической ситуации способна помочь человеку преодолеть страх и не поддаться панике, давая тебе какую-то цель и дело. Этот ролик свидетельство тому.

3) "Вой за свободу".
Съемок (профессиональных и любительских) с Триумфальной площади мы видели огромное количество. Как правило, они неотличимы одна от другой. Здесь мы имеем отчетливый авторский - отстраненный и задумчивый - взгляд на события и к тому же заранее продуманный и реализованный технический прием: съемка мобильником, подвешенным к ремню сумки. Он не воспринимаемтся окружающими всерьез и оттого превращается в открытую "скрытую" камеру. Это совершенно меняет реакцию людей, делая ее непосредственной и откровенной.

2. Клип (номинанты: 1, 2, 3)

1) Noize FM. "Они ох_ели"
Лучший за последний год музыкально-агитационный проект (именно проект) неизвестных авторов. Я бы сделал победителем его целиком (5 снятых роликов), но это невозможно. Выразительно все: изобразительный ряд, текст, ритм, страстность. Удачно выбран жанр рэпа - наиболее популярный среди молодежи и прочно занявший в последние годы место рока, как выразитель "низовых" протестных настроений. Да и просто понравилось.

2) "Каста неприкасаемых". Грамотно и профессионально сделанные сюжеты. Возможно, несколько "отдающие" телестилистикой, но имеющие от нее и ряд отличий. Очень сильный эмоциональный посыл.

3) "65 хлопков Медведеву"
Демонстрация того, как при помощи очень простого технического приема и творческого чутья можно быстро сделать из унылой трансляции очень смешной клип.

3. Видеообращение (номинанты)

1) Григорий Чекалин
В отличие от "родоначальника" жанра Дымовского человек говорит спокойно, осмысленно и отчетливо передает свою позицию, которую продолжает без лишней дешевой ажитации отстаивать в суде.

2) Станислав Сутягин - "Живой щит"
Лучший пример "человека с улицы, воспользовавшегося жанром видеообращения как единственным доступным средством рассказать о возмутительном случае. Он не политический деятель, не подсудимый, находящийся в безвыходном положении, а просто гражданин!

А вот за кого проголосовали другие члены жюри и кто стал победителем


Объединение по-питерски

Vip Андрей Пивоваров (в блоге Свободное место) 15.11.2010

294

Вчерашний митинг, я считаю, прошел очень удачно. Выступили разные люди, затрагивали важные для города и страны темы.

Некоторым вчера вспомнилась ситуация со вторым Маршем несогласных, потому что было огромное количество милиции и вертолет, который барражировал сверху. Но сотрудники вели себя лояльно.

Мы собрали средства для поддержки тех ребят, против которых сейчас возбуждено уголовное дело по 282-й статье, – Андрея Дмитриева и его товарищей. Была также затронута и тема нападений на журналистов.

На митинге собрались самые разные силы города: КПРФ, РНДС, «Другая Россия», «Яблоко», «Солидарность», «Рот Фронт», правозащитники. Акция продолжалась около часа. Увы, не очень повезло с погодой. Из-за этого, а еще из-за того, что слишком поздно стало известно о согласовании акции, нам не хватило времени на нормальную агитацию, собралось не очень много народу – человек 300-400. Мы просто не успели распространить информацию широко.

Самым существенным я считаю то, что собравшиеся вчера организации и люди, я уверен, будут собираться вместе не только по теме 282-й статьи, но и по другим проблемам, в том числе по общим проблемам города. То, что вчера собрались все политические силы города, позволяет надеяться, что они и дальше смогут принимать участие в совместных коалиционных мероприятиях относительно, например, градостроительной политики. Вчера я увидел, что по любому острому социальному вопросу мы всегда сможем объединиться и выступить единым фронтом.


Почему Домжур испугался

Vip Людмила Алексеева (в блоге Свободное место) 15.11.2010

49

Возмутительно, что именно в Домжуре отказали в показе фильма о погибшей в Москве журналистке. Собственно, для чего тогда Домжур вообще, если такие фильмы нельзя показывать?

И то, что кто-то пытается повлиять на это решение, не может служить оправданием. Тем более, опять же, в Доме журналиста. Мне просто непонятно, как могут организаторы отказываться от показа, боясь каких-то санкций, провокаций. Если они будут, пусть сообщают правозащитникам. Мы их будем защищать.

А насчет правозащитного кинофестиваля «Сталкер» - я просто не могу в это поверить. Потому что фестиваль существует многие годы, и они показывали очень острые фильмы. Что случилось? Там сменилось руководство? Или раньше им не угрожали, а сейчас стали угрожать?

Руководству кинофестиваля «Сталкер» смешно говорить – обращайтесь к правозащитникам, там в руководстве правозащитники есть. Я просто не могу поверить в этот факт. Надеюсь, это изменится и фильм будет показан.


"Наши" просятся в охранку

Vip Владимир Ермолин (в блоге Свободное место) 15.11.2010

163

Движение «Наши» предложило защиту всем журналистам, «кто опасается за собственную безопасность». На своем сайте они пишут, что готовы предоставить клиенту «постоянное или временное сопровождение» силами участников проекта «Добровольные молодежные дружины» (ДМД). Особо подчеркивается: «Предложение относится в первую очередь к тем журналистам, которые подписались под обращением к президенту России Дмитрию Медведеву с призывом обеспечить тщательное расследование нападения на Олега Кашина».

Что такое движение «Наши», объяснять не надо. «ДМД», может быть, не так раскручено, как бренд движения, поэтому о нем пару слов стоит сказать. Создана «нашенская милиция» в 2005 году. Год назад стала ассоциацией, куда входят десятки региональных организаций «по охране правопорядка». Самое свежее появление дружинников на телеэкране – присутствие в колоннах «Русского марша» около тысячи крепких молодых людей с характерной выправкой и повязками на рукавах. Обеспечение «мероприятий» движения «Наши» - основная боевая задача ДМД. О кадровой политике ДМД интересно высказался один из руководителей проекта Сергей Бохан: «Мы работаем с той группой риска, которая потенциально может разбить бутылку о чью-то голову». Таким предоставляются спортзалы, «качалки», инструкторы по боевому самбо и пр. Эти парни вполне узнаваемы. Их отмороженные физиономии засветились на кадрах столкновений «неопознанных» хулиганов с участниками митинга в защиту Михаила Ходорковского, пикетирования у дома журналиста Александра Подрабинека и во многих других случаях, на самом пограничье оппозиции и друзей действующей власти.

Словом, господа журналисты, предложение от «Наших» поступило выгодное, принимайте, не прогадаете. Не получится поработать охраной, ну поработают охранкой. Навыки есть. Ну а если уж и вломят по голове, то хоть будете знать в лицо своих обидчиков.

А что, могут вломить – к бабке не ходи. Гуру нашистов Василий Якеменко в своем блоге очень ярко отозвался об Олеге Кашине, называя его и зомби, и ящерицей, и Лениным сегодня. И так понятно желание «Наших» приставить к каждому честному журналисту по своему вертухаю-боевику, который «потенциально может разбить бутылку о чью-то голову». Да и давно уже не только «потенциально».


Сидеть должен Собянин, а не Торбеев!

Vip Алексей Давыдов (в блоге Свободное место) 15.11.2010

245

Хочу сказать несколько слов по поводу задержанного 12 ноября на Дне гнева в Москве активиста Левого фронта Григория Торбеева. В ходе акции Григорий зажег файер, в давке, созданной сотрудниками милиции, был сбит с ног и при падении угодил файером в лицо одному из милиционеров. Теперь на Григория заводят уголовное дело.

Я намеренно оставлю в стороне вопрос о том, можно ли приносить файеры на публичные акции. Даже если Григорий нарушил такое правило, он должен отвечать по статье административной, а не уголовной.

Важно другое. Важно вскрыть причины, почему подобная ситуация стала в принципе возможна. Если бы власти соблюдали Конституцию, в том числе ее 31-ю статью, этого инцидента не могло бы быть в принципе.

Некоторые моралисты, даже из рядов оппозиции, говорят: «Нечего было менту в рожу файером тыкать - правильно посадили». Им неважно, что никто никого никуда не тыкал ни файером, ни чем-либо еще. Этим, с позволения сказать, «законникам» неважно и то, что судить изначально за случившиеся надо нового назначенца Кремля мэра Собянина по 149-й статье УК за «воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них». Их не интересует, что всех ментов, кто участвует в разгоне мирных демонстраций, создавая искусственную давку, которая приводит к таким плачевным результатам, надо гнать в шею. И только потом надо спрашивать что-то с мальчишки, который явно не от хорошей жизни переехал в Москву из Челябинска, за то, что он осмелился выйти на площадь, чтобы публично заявить: власть у нас скотская!

Для непредвзятого наблюдателя понятно, что Григорий не виноват в приписываемом ему преступлении. Просто власть сделает из него козла отпущения, чтобы запугать других активистов и людей с активной гражданской позицией. Только напрасно: если они осудят Григория, они сделают из него героя, кем он и является.

И еще небольшая деталь: очевидцы сообщают, что сотрудники милиции Григория повалили и стали пинать. Не знаю как он, но я бы точно ткнул за такое файером в рожу, ибо если на тебя нападает невменяемый сотрудник милиции, надо давать сдачи - сам Нургалиев разрешил!

Напомню, что сегодня с 14.00 у здания Генеральной прокуратуры (Большая Дмитровка, 15) пройдет серия одиночных пикетов в поддержку Григория. Приходите.


Народное ТВ

Vip Евгений Легедин (в блоге Видео года) 14.11.2010

494

Любая картинка красноречивее слов, поэтому мы в Екатеринбурге придаем особое значение политическим видеороликам. Видеосервисы Ютуб, Рутуб, Вконтакте являются агитатором и пропагандистом, помогают мобилизовать активистов. По сути это наше народное ТВ.

Особых сложностей в создании видеороликов нет, самое главное - это выдумка и смекалка. Как сделать хорошие видеоролики, я описал в докладе "Медиа-активизм на коленочке".

Лучшие видео года? Я сразу думаю про авторов. В первую очередь про Олега Козырева, который успешно и давно занимается политвидео.

И все же лучшим клипом за этот год я считаю "Мерседес S 666", автор - Noise MC. Убойный текст и потрясающий видеоряд.