статья Ад в Междуречье

Владимир Абаринов, 12.03.2003
Фото с сайта www.zvestia.ru

Фото с сайта www.zvestia.ru

В прошлом году Центральное командование Вооруженных сил США, которому предстоит предстоит руководить операцией в Ираке, устроило командно-штабную игру, дабы предусмотреть все возможные варианты развития событий. Генерал Корпуса морской пехоты, которого назначили на роль Саддама, сразу же учинил настоящий разгром. Он атаковал американские военные корабли армадой пилотов-камикадзе еще на подходе к портам Персидского залива. Игра была остановлена; генералу сказали, что он играет нечестно, и, отобрав у него роль, начали сначала. Но кто сказал, что настоящий Саддам будет "играть честно"? Напасть на корабли в Заливе он уже опоздал, однако он еще вполне способен нанести упреждающий удар по американским базам на севере Кувейта. В его арсенале немало и других нетривиальных способов сопротивления. Некоторые возможные сценарии выглядят просто апокалиптически.

Перебежчики из элитных частей иракской армии в один голос утверждают со "стопроцентной гарантией", что Саддам применит против американских войск химическое и биологическое оружие. Иракские силы, говорят они, в полной мере снабжены защитными средствами против такого оружия.

Но американская разведка в достоверности этих сведений сомневается. Саддам, считает она, может прибегнуть к запрещенному оружию в качестве последнего довода, однако тем самым он подтвердит справедливость обвинений против себя и окончательно превратит войну в легитимную операцию разоружения. Для иракского диктатора имеет смысл играть на затягивание и ожесточение войны, с тем чтобы обратить американское общественное мнение в свою пользу и вынудить президента США с позором вывести из Ирака свои силы. Он рассчитывает сломить боевой настрой американцев невыносимо высокими потерями и жертвами среди гражданского населения. И у него есть все основания полагаться на то, что при надлежащем освещении хода компании антивоенное движение многократно окрепнет.

Поскольку войска США не планируют никаких карательных акций, эту функцию возьмут на себя специальные иракские отряды, переодетые в американскую и британскую форму. Они будут чинить расправу над мирными иракцами перед камерами "Аль-Джазиры" и других арабских средств информации. Естественно, перед этими камерами предстанет и каждый американский военнопленный, чью волю постараются подавить пытками, как это было в 1991 году.

Для того чтобы выиграть время, Саддаму необходимо максимально осложнить марш союзных армий на Багдад. Он наверняка не будет защищать границы – регулярная армия, состоящая из призывников, ненадежна даже при наличии заградотрядов. Он стягивает своих паладинов - Республиканскую гвардию, насчитывающую около 60 тысяч человек, - к крупным городам. Эти, напротив, будут переодеваться в гражданское платье. Первое серьезное сопротивление на юге союзные войска встретят в районе Басры. Ожидается, что иракские власти могут отдать приказ о разрушении плотин на Евфрате и затопить местность, чтобы остановить наступление на Багдад ценой массовой гибели гражданского населения.

На подступах к Багдаду полным ходом идет рытье траншей. Источники ЦРУ утверждают, что их не предполагается использовать в качестве окопов; на самом деле это будет почти средневековое средство обороны – траншеи заполнят нефтью и подожгут. Таким образом иракские военачальники рассчитывают сбить с толку самонаводящиеся американские бомбы и ракеты. Однако системы наведения тех ракет и бомб, которые управляются со спутников, к такому препятствию нечувствительны.

Вполне вероятен также поджог нефтяных скважин – по данным американской космической разведки, в районы нефтепромыслов доставлено большое количество взрывчатки. В 1991 году Саддам приказал поджечь 700 кувейтских скважин, что привело к экологической катастрофе - тушение пожаров и ликвидация последствий обошлись в 40 миллиардов долларов. У Ирака скважин полторы тысячи.

Заложниками Саддама в Багдаде могут стать западные журналисты, сотрудники гуманитарных организаций, добровольцы, опрометчиво согласившиеся стать "живым щитом", и даже инспектора ООН.

План Пентагона состоит в том, чтобы как можно скорее обезглавить иракскую армию: лишившись вождя, она утратит волю к сопротивлению. Поэтому президентские дворцы и бункеры подвергнутся массированным ударам с воздуха в первые же минуты войны. Эти удары будут наноситься систематически и одновременно, с тем чтобы затруднить передвижения Саддама. Параллельно будут уничтожаться узлы связи и командные пункты. Однако иракский диктатор может в сопровождении малого числа клевретов и охранников ретироваться из Багдада и залечь на дно, как это сделал в похожей ситуации Осама бен Ладен. В этом случае охота затянется.

У Пентагона есть только что испытанные бомбы, способные пробивать бетонные и стальные хранилища отравляющих веществ и сжигать их содержимое. Но для этого разведка должна знать в точности, где расположены эти хранилища, а она не знает. На психологическую войну Саддама командование операцией собирается ответить своими контрмерами – специальные подразделения "быстрого реагирования" будут снабжать прессу своей "картинкой" с театра военных действий. Тем не менее вероятность, что в тяжелых обстоятельствах президент дрогнет, остается высокой. В 1991 году председатель Объединенного комитета начальников штабов Колин Пауэлл приказал остановить воздушные удары по Багдаду после того, как американские бомбы убили в бомбоубежище более 400 мирных граждан. В конце концов и президент Буш-старший тогда решил, что войну пора кончать. Так что Саддаму есть на что рассчитывать.

Владимир Абаринов, 12.03.2003


новость Новости по теме