статья У войны не европейское лицо

Владимир Абаринов, 28.01.2003
Фото с сайта www.iaea.or.at

Фото с сайта www.iaea.or.at

Споры по иракскому вопросу напоминают дискуссию о том, наполовину пуст стакан или наполовину полон. "К сожалению, ничего из того, что мы услышали сегодня, не внушает нам надежды, что Ирак намерен полностью выполнять резолюцию 1441 или какую-либо из 16 резолюций, принятых на протяжении последних 12 лет", - заявил американский посол в ООН Джон Негропонте после того, как в понедельник руководители инспекторов Ханс Бликс и Мохаммед эль-Барадей представили Совету Безопасности свои отчеты.

За два месяца работы инспектора не смогли установить со всей определенностью, имеет ли Ирак оружие массового уничтожения и возможности для его производства. Они не получили от иракской стороны никаких ответов на свои вполне конкретные вопросы. Багдад отказался гарантировать безопасность полетов разведывательных самолетов U-2. Эксперты ООН не смогли провести ни одной беседы с иракскими разработчиками оружия с глазу на глаз – по словам иракских должностных лиц, ученые боятся, что их утверждения будут фальсифицированы, и потому требуют присутствия на этих беседах представителей иракских властей. Обвинения во лжи, лицемерии и шпионаже – обычный стиль общения клевретов Саддама с мировым сообществом. В итоге Ханс Бликс был вынужден заявить, что багдадский режим сотрудничает с ООН формально, из-под палки, и подлинной приверженности разоружению отнюдь не демонстрирует. При таких условиях инспекции могут продолжаться сколь угодно долго – до тех пор пока Саддам опять не закапризничает.

Конечно, гораздо лучше, спокойнее было бы начинать войну, зная, что у Ирака нет оружия массового уничтожения. Но и ждать, пока оно там точно появится, не резон. В США сегодня все чаще вспоминают "доктрину Картера" – нобелевский лауреат сейчас превратился в пацифиста, а во время своего президентства, в период небывалого энергетического кризиса, сказал, что Америка, если потребуется, обеспечит свои интересы в зоне Персидского залива военной силой.

В сущности, мировому сообществу следовало бы сейчас озаботиться послевоенным устройством Ирака. Но во Франции и Германии вместо этого на прошлой неделе устроили неприличную истерику по поводу высказываний министра обороны США. Министр экологии Франции Розлин Башло-Наркен сказала в радиоинтервью, что она воздержится от комментариев, поскольку то, что она хотела бы сказать, нельзя говорить по радио. Да что ж такого заявил Дон Рамсфелд, что отвечать ему можно только матом? Всего-то навсего, что Франция и Германия – это старая Европа, а центр тяжести новой Европы с приемом в НАТО новых членов смещается к востоку. Что касается федерального канцлера ФРГ Шредера, то здесь и подавно все ясно. 2 февраля пройдут выборы в Нижней Саксонии и Гессене, которые социал-демократы почти наверняка проиграют: их рейтинг опустился до рекордно низкого уровня 25 процентов, тогда как у ХДС/ХСС поддержка составляет 56 процентов. Канцлер просто еще раз решил разыграть карту пацифизма, которая помогла ему в прошлом году удержаться у власти.

Партикулярные интересы держав уже не раз спасали Саддама. На этот раз спасут вряд ли. У нынешней американской администрации хватит политической воли действовать, если необходимо, самостоятельно.

Владимир Абаринов, 28.01.2003


новость Новости по теме