статья Упустил возможность промолчать

Виталий Портников, 18.02.2003
Жак Ширак. Фото BBC

Жак Ширак. Фото BBC

Как и следовало ожидать, саммит ЕС в Брюсселе стал настоящим бенефисом французского президента. После достижения согласия в комитете военного планирования НАТО относительно военной помощи Турции мало кто удивился словам немецкого федерального канцлера, заявившего – кто бы мог подумать! – что он "никогда не исключал, что война может оказаться последним средством убеждения". На этом фоне Жак Ширак был настроен по-боевому, на нападки оппонентов отвечал язвительно и хлестко, что, впрочем, никак не отразилось на заключительной резолюции европейского саммита. Как и следовало ожидать, в этом заявлении констатируется, что инспектора не могут работать в Ираке до бесконечности, но вместе с тем указывается, что война – это последнее, крайнее средство.

Германии удалось добиться большой дипломатической победы – выбросить из документа слова "время истекает". Франции такого рода успехи не понадобились: маневренность позиции, занятой Шираком по иракскому вопросу, собственно и свелась к принятому заявлению руководителей Европы. Так что теперь, если война будет, Ширак вполне может сказать "мы же предупреждали", а если не будет – "сторонники мира победили". О том, что станет говорить Шредер, если будет война, думать не хочется – как и о том, что в случае мирного разрешения кризиса скажет британцам Блэр.

А Шираку, научившемуся в свое время сосуществовать с Миттераном – ну кто такие Шредер и Блэр по сравнению с Миттераном! – и помнящему еще переговоры с Рейганом и Тэтчер, удалось с помощью нехитрых приемов представить себя настоящим лидером антивоенного сопротивления, этаким Ману Чао большой политики. Французский президент названивал российскому, а центральноевропейские страны, осмелившиеся поддержать Вашингтон, пригвоздил к позорному столбу с помощью блестящего motto "они упустили возможность промолчать" - ну прямо тебе "Война и мир", салон Анны Павловны Шерер.

Но от этого пропагандистского выигрыша Ширака суть дела не меняется. А суть эта состоит в том, что саммит Евросоюза, во-первых, не исключил возможность военных действий – и под этим подписались и Франция, и Германия, и Бельгия. Во-вторых, стало ясно, что Евросоюз – это совсем не США и никакой общей европейской внешней политики нет и в ближайшее время не будет. В-третьих, теперь уже даже Шираку и Шредеру стало очевидно, что Дональд Рамсфелд был прав, говоря о "старой" и "новой" Европах, и что расширяющийся Евросоюз будет представлять собой организацию, направленную с Востока далеко на Запад. И уж тем более не удастся проводить в этой расширившейся Европе никакую единую внешнюю политику. А новые члены ЕС – и это в-четвертых – теперь убедились в том, что "гранды" Евросоюза продолжают относиться к ним покровительственно и несколько пренебрежительно. Чего стоит фраза Ширака о молчании, воскрешающая в памяти те далекие времена, когда Генрих Валуа без раздумий бросил польский престол ради французского. Вот и Жак Ширак в очередной раз променял общеевропейскую корону на французскую, с помощью хлесткой фразы подарив Джорджу Бушу благорасположение восточноевропейцев еще на долгие, долгие годы. Упустил возможность промолчать.

Виталий Портников, 18.02.2003


новость Новости по теме