статья Зубочистки Саддама и ботинок француза

Владимир Абаринов, 09.03.2003
Саддам Хусейн. Фото АР

Саддам Хусейн. Фото АР

Очередной отчет руководителя инспекций ООН в Ираке, представленный Совету Безопасности в пятницу, почти ничем не отличался от предыдущих. Председатель Комиссии ООН по наблюдению, проверкам и инспекциям (ЮНМОВИК) Ханс Бликс заявил Совету Безопасности, что подчиненные ему инспектора сталкиваются в Ираке с "относительно немногими трудностями", однако дал понять, что прогресс достигнут благодаря неослабевающему военному давлению извне.

Инспектора не нашли в Ираке мобильных лабораторий по производству биологического оружия и отравляющих веществ, о существовании которых говорят США. Не обнаружено и никаких подземных производственных мощностей. Экспертам ООН, рассказал Бликс, удалось получить некоторые новые документы, однако значительные пробелы в иракском досье остаются. Бликс отметил, что иракская сторона представила ЮНМОВИК cписки своих специалистов, занимавшихся в 1991 году ликвидацией оружия массового уничтожения. Но Ирак, подчеркнул Бликс, - страна с "высокоразвитой административной системой"; коль скоро власти знают, кто участвовал в ликвидации, они располагают и документами, которых инспектора пока не видели. Кроме того, отчитываясь перед ООН в количестве ликвидированного оружия, Ирак не отчитывается в количестве произведенного – поэтому невозможно сказать, уничтожены ли запрещенные арсеналы полностью или частично. Ирак, в частности, не дал ответа на вопрос о том, куда делись 10 тысяч литров препарата сибирской язвы. Багдад располагает всеми техническими возможностями и технологиями для быстрого наращивания производства биологического оружия до довоенного уровня, сказал главный инспектор. Бликс вместе с тем похвалил Багдад за уничтожение запрещенных ракет, подчеркнув, что это "не зубочистки", а "смертоносное оружие".

Генеральный директор Международного агентства по атомной энергии Мохаммед Эль-Барадей в свою очередь сообщил членам СБ ООН, что у него претензий к Багдаду практически нет. Никаких свидетельств наличия у Ирака ядерной программы подведомственные ему специалисты не обнаружили. Доказательств того, что Ирак приобрел высокопрочные алюминиевые трубы и магниты с целью производства ядерного оружия, не существует. Информация о попытках Ирака купить уран у Нигера не нашла подтверждения. Иракские ученые беседуют с инспекторами ООН без сопровождения иракских представителей и не имеют при себе никаких записывающих устройств (накануне президент Буш заявил, что ученым приказывают прятать под одеждой скрытые диктофоны). И Бликс, и Эль-Барадей сказали, что они продолжают добиваться разрешения иракских властей на беседы с иракскими учеными за пределами страны (Багдад утверждает, что от таких поездок отказываются сами ученые, опасаясь провокаций инспекторов ООН).

Одним словом, с одной стороны, "инспекции работают" и необходимо лишь время, чтобы получить ответы на все оставшиеся вопросы. С другой стороны, Багдад не проявляет доброй воли к сотрудничеству и открывает инспекторам свои военные тайны лишь в силу крайней необходимости, в целях самосохранения. "Нужное подчеркнуть", как пишут в бланках анкет. Что и делали ораторы в рамках отпущенных им регламентом семи минут.

"Некоторый прогресс", "заметный прогресс", "существенный прогресс" - к этим формулировкам Ханса Бликса в Совете Безопасности уже привыкли. Так пишут американские учителя начальной школы в табеле ученика за четверть. Но Саддам Хусейн – не малое дитя, которого требуется отучить от вредных привычек. Это патентованный негодяй и кровавый палач собственного народа, своим идеалом избравший Сталина. Это понимают абсолютно все министры, собравшиеся на заседание СБ, поэтому абсолютно никому выводы Ханса Бликса не интересны. Каждая страна определила свою позицию исходя из собственных интересов. Характерно, что противники войны старательно обходят ключевой вопрос: станет ли мир лучше без Саддама? Российский министр иностранных дел Игорь Иванов, будучи недавно в Лондоне, сказал ошеломляющую фразу: "Мы бы не хотели, чтобы экспорт революции сменился экспортом демократии". Больше он ее пока не употреблял, видимо, осознав, что революция и демократия – не одно и то же и что, если международные организации для чего-нибудь и нужны, так именно для экспорта демократии.

Доклад Эль-Барадея привлек особое внимание журналистов. Глава МАГАТЭ не просто назвал "безосновательными" сведения о попытках Ирака два года назад закупить уран у Нигера – он заявил, что документы, предоставленные британским правительством и проанализированные американской разведкой, оказались "неаутентичными", проще говоря - поддельными. Речь идет о переписке между представителями иракского правительства и официальными лицами Нигера. Согласно заключению независимых экспертов, в бумагах допущены грубые ошибки в именах нигерских чиновников и названиях учреждений, которым адресованы письма. Тем не менее эль-Барадей уверен, что Лондон и Вашингтон "добросовестно заблуждались". В субботу в интервью CNN он подтвердил, что ни в чем их не обвиняет. Кто же изготовил фальшивку? Неизвестно. Что касается алюминиевых труб, то здесь американское правительство осталось при своем мнении; если даже они и непригодны, как утверждает Эль-Барадей, для использования в технологии обогащения урана, их импорт Ираку запрещен режимом санкций.

Еще более интересные детали обнаружились в докладе Бликса. Его полный текст офис Бликса журналистам предоставить отказался, несмотря на его несекретность. Тем не менее кто-то доклад размножил и распространил. Американский представитель, которого спросили, откуда у него экземпляр доклада Бликса, пошутил, что нашел его на улице и назвал адрес – угол Лексингтон-авеню и 51-й улицы. На этом углу, как известно, находится отель "Уолдорф-Астория", где традиционно останавливается американская делегация. Именно американская сторона обратила внимание на тот факт, что Ханс Бликс не удосужился в своем выступлении сообщить Совету Безопасности о наличии у Ирака беспилотного самолета с дальностью полета 500 км, запрещенного резолюциями СБ ООН, а также приспособлений для распыления с воздуха химического и биологического оружия.

Прения по докладу отличались такой напряженностью, что генеральный секретарь Кофи Аннан впоследствии признался: он ожидал, что французский министр Доминик де Вильпэн, как некогда Никита Хрущев, вот-вот разуется и застучит по столу ботинком. До этого дело не дошло, хотя де Вильпэн, выступивший одним из первых, изнывал от желания ответить оппонентам. Американских и британских дипломатов особенно раздражает стремление французского министра представить дело так, будто вынужденное сотрудничество Саддама с инспекторами – результат его неустанных усилий. В действительности, как подчеркнул в своем выступлении британский министр Джек Стро, Багдад идет на сотрудничество исключительно под дамокловым мечом американо-британского вторжения.

Судьба новой резолюции зависит сейчас от шести стран, которые находятся пока, как выражаются американцы, "на заборе". Несмотря на то, что все шестеро – Ангола, Гвинея, Камерун, Мексика, Пакистан и Чили – высказались за продолжение инспекций, администрация США видит нюанс в их позиции по сравнению с позицией лидеров антиамериканской фронды. Пакистанская делегация, кроме того, распространила свое предложение об амнистии иракских должностных лиц, которые пойдут на "полное и безусловное" сотрудничество в деле разоружения. Идея, как стало известно, исходит от Саудовской Аравии.

Владимир Абаринов, 09.03.2003


новость Новости по теме