Глас вопиющего в Совбезе
В Америке вчерашнее заседание Совета Безопасности сравнивают с другим, состоявшимся в октябре 1962 года, на котором посол США в ООН Эдлай Стивенсон потребовал от Москвы убрать ракеты, размещенные на Кубе. В ответ на реплику советского посла Валериана Зорина о том, что у Вашингтона нет доказательств, Стивенсон предъявил Совету 26 фотографий, сделанных пилотами разведывательных самолетов U-2. Колин Пауэлл блестяще выполнил аналогичную миссию. Американцы знают: он никогда не говорит того, в чем не убежден сам. Именно переход Пауэлла в стан твердых сторонников принудительного отстранения Саддама от власти обеспечил президенту Бушу новый рост рейтинга: еще до речи госсекретаря в Совете Безопасности за военное решение иракского вопроса высказались 68 процентов избирателей, причем 51 процент заявили, что останутся при своем мнении даже в том случае, если ООН выступит против.
В надежде убедить скептиков администрация Буша пошла на беспрецедентный шаг, рассекретив и огласив на весь мир в прямом эфире информацию, которая обычно предоставляется лишь ближайшим союзникам в конфиденциальном порядке - как США поступили в случае с "Талибаном" и "Аль-Кайдой". Тогда чтобы предъявить доказательства публике, потребовалось разгромить талибов и извлечь улики из пещер. На этот раз, однако, Вашингтон было необходимо развернуть в свою пользу общественное мнение стран-оппонентов. Разведданные не имеют юридической силы, скептики могут сомневаться по-прежнему. Но ни один из членов Совета Безопасности достоверность представленных свидетельств под сомнение не поставил – не только потому, что это означало бы публично отказать в доверии правительству США, но и потому, что им известно, что сказанное Пауэллом – чистая правда.
Этого, однако, тоже никто кроме британского министра иностранных дел Джека Стро на заседании не сказал. В своих ответных выступлениях министры и послы вообще не дали никакой оценки досье Пауэлла. Тексты выступлений были написаны, а некоторые даже и розданы журналистам заранее. Квинтэссенция позиции миролюбивых членов СБ – надо передать американские сведения инспекторам, и пусть они продолжают работать. Но Пауэлл рассказывал как раз о том, как иракцы дурачат инспекторов. "Они инспектора, а не сыщики", - говорил он. Этот аргумент госсекретаря присутствующие пропустили мимо ушей.
В итоге приглашенный на заседание и получивший слово иракский посол Мохаммед аль-Дури с полным основанием констатировал, что "высказывания господина Пауэлла не достигли результата, к которому стремилась администрация США". Советник Саддама, один из разработчиков иракского химического оружия генерал-лейтенант Амир аль-Саади, созвавший в Багдаде пресс-конференцию сразу же после выступления госсекретаря, пошел гораздо дальше. Он объявил доказательства Пауэлла полной фальсификацией, назвав его выступление в СБ "типичным американским шоу, наполненным трюками и спецэффектами". Фотографии спутников, по мнению генерала, "ничего не доказывают", записи разговоров иракских военных подделаны, а показания перебежчиков не заслуживают доверия. Иракскому народу, правда, даже эти сомнительные доказательства не показали – аль-Саади смотрел репортаж из штаб-квартиры ООН по спутниковому каналу, иракские же телезрители, которым запрещено устанавливать спутниковые антенны, в это время лицезрели Саддама, дающего интервью отставному британскому законодателю Тони Бенну. Иракский вельможа изъявил желание ознакомиться в деталях с американскими материалами с тем, чтобы иметь возможность разоблачить фальшивку. Ничего другого от аль-Саади, конечно, и нельзя было ожидать: Пауэлл назвал генерала в числе иракских должностных лиц, активно препятствующих работе инспекторов.
При таком настрое иракской стороны вряд ли стоит ожидать позитивных результатов от нового вояжа в Багдад руководителя инспекции ООН Ханса Бликса и глвы МАГАТЭ Мохаммеда эль-Барадея. Их очередной отчет Совет Безопасности заслушает 14 февраля.
Статьи по теме
Глас вопиющего в Совбезе
Тринадцать членов Совета Безопасности ООН дружно высказались за продолжение инспекций в Ираке. Точку зрения Вашингтона поддержал только Лондон. Улики вероломства Саддама, предъявленные государственным секретарем США Колином Пауэллом, не произвели впечатления на участников заседания СБ не потому, что они были неубедительны, а потому, что они оказались излишними – оппоненты США пришли слушать Пауэлла с готовым решением. Всего вероятнее, участь багдадского диктатора определится не Нью-Йорке, а в Вашингтоне.
Подробности в статье Владимира Абаринова (Вашингтон).
В войне победит Саддам
Американцы явно раздражены позицией "старой Европы", не желающей без крайней необходимости давать согласие на вторжение в Ирак. Для разгрома саддамовской армии американцы в союзниках особо не нуждаются - с этой задачей они способны справиться и самостоятельно. Но печальный парадокс в том, что военная победа над террористическим режимом может пойти на пользу мировому терроризму.
У войны не европейское лицо
В Вашингтоне и Лондоне полагают, что инспекции ООН в Ираке уже предоставили международному сообществу необходимый casus belli. Генеральный секретарь ООН, двое постоянных членов Совета Безопасности - Франция и Россия, - а также Германия, к которой вскоре должно перейти председательство в Совбезе, настаивают на том, чтобы инспекторам дали возможность продолжать работу. Старая Европа держит щит меж двух враждебных стран - США и Ирака.
Читайте комментарии Владимира Абаринова (Вашингтон) и Ильи Мильштейна.
Голова Саддама и баррель нефти
Американские экономисты считают, что война с Ираком может оказать благоприятное воздействие на экономику США. Для этого Саддама требуется разгромить быстро, сохранив нефтедобывающую инфраструктуру Ирака. Что касается России, то ей выгоден наиболее тяжелый, затяжной и кровопролитный сценарий войны – в этом случае цена нефти возрастет до 80 долларов за баррель.
Подробности в статье Владимира Абаринова (Вашингтон).
Войну можно заменить маневрами
Не успели Ханс Бликс и Мохаммед эль-Барадей добраться до Багдада, как хозяева порадовали их милым сюрпризом: оказывается, иракцы сами обнаружили у себя в закромах еще четыре боеголовки для химического оружия - мол, сами удивляемся, как они могли затеряться. Ну как можно принудительно разоружать режим, отличающийся такой обезоруживающей откровенностью? К тому же нынешнее состояние "ни мира, ни войны" выгодно едва ли не всем основным силам, вовлеченным в иракский кризис.
Читайте комментарий Ильи Мильштейна.
Я так хочу, чтобы вето не звучало
По первым сообщениям американских СМИ, встреча между двумя министрами с опорной для России фамилией и президентом Соединенных Штатов прошла без неожиданностей. Игорь Иванов выступил с согласованным российско-американским заявлением по иракскому вопросу. Однако разногласия между Москвой и Вашингтоном не устранены. Россия может наложить вето на резолюцию о применении силы по отношению к режиму Саддама Хусейна. Вопрос в том, на что готовы пойти американцы, чтобы этого не случилось.
Проделки старого Саддама
Аллах ведает, что сегодня творится в голове иракского лидера. Есть сведения, что он стареет и уже не вполне адекватно воспринимает действительность. Возможно, в его бедовой голове созрел хитроумный план: поссорить Америку с Европой.
Саддам испугался - издал манифест
В сумасшествии иракского президента есть своя система. Это бывалый трус, но отнюдь не балбес. Побоявшись доводить дело до войны, багдадский диктатор объявил, что его правительство готово выполнить все требования Совета Безопасности ООН по разоружению Ирака. Однако ооновские инспектора могут снова угодить в ловушку мелких обманов, придирок и проволочек. В прошлом эта тактика не раз помогала Саддаму выходить сухим из воды. Но теперь Соединенные Штаты настроены серьезно.