статья "Спитцер" подтвердил теорию формирования звезд

Максим Борисов, 24.08.2008
Фото: NASA/JPL-Caltech/Harvard-Smithsonian CfA с сайта cfa-www.harvard.edu

На снимках, полученных с помощью космического телескопа NASA "Спитцер" (Spitzer Space Telescope) в инфракрасном диапазоне, наблюдается сразу несколько поколений звезд. Речь идет об области звездообразования в созвездии Кассиопеи, обозначаемой как W5. На земном небе она занимает поле, эквивалентное четырем полным лунам, при этом находится от нас на расстоянии приблизительно 6 200 световых лет. Старые звезды - это синие точки в центрах двух относительно свободных полостей (другие синие точки - фоновые и, наоборот, близлежащие к нам звезды, не связанные с описываемой областью). Более молодые звезды концентрируются у краев полостей, при этом некоторые из них могут наблюдаться как розовые точки в районе исполинских туманных "столбов". Регионы, помеченные белым, представляют собой те места, где формируются самые юные звезды. Красные пятна - раскаленная пыль, а зеленому цвету соответствуют плотные газовые облака.

Подобно другим крупным зонам звездообразования (вроде тех, что в созвездиях Ориона и Киля), W5 содержит характерные обширные полости, которые "вырезаются" в газовых облаках звездными ветрами и излучением самых массивных звезд. Согласно теории, эти процессы и приводят к дополнительному сжатию газа у "стенок" полостей, где загораются в конце концов новые поколения молодых звезд.

Спустя миллионы лет массивные звезды в W5 погибнут в ходе катастрофических взрывов. Когда это случится, пострадают и некоторые из молодых близлежащих звезд - тех самых звезд, что родились благодаря соседству с гигантами.

Изображение, которое обладает не только художественной, но и научной ценностью, выложено теперь на сайте "Спитцера" в ознаменовании пятилетней годовщины его запуска (он был запущен с мыса Канаверал во Флориде 25 августа 2003 г.). Картинка представляет собой лучшее свидетельство вышеизложенной теории индуцированного формирования звезд (triggered star-formation theory). Группа американских астрономов под руководством Ксавьера Кёнига (Xavier Koenig) из Гарвард-Смитсонианского астрофизического центра (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics - CfA, Кембридж, штат Массачусетс), проводившая анализ фотографии, сумела показать, что возраст звезд увеличивается в соответствии с некоторой прогрессией по мере уменьшения расстояния до центра полостей. Соответствующая статья будет опубликована 1 декабря 2008 г. в "Астрофизическом журнале" (Astrophysical Journal).

Фотография в условных цветах на деле представляет собой комбинацию трех снимков в инфракрасном диапазоне от двух разных инструментов "Спитцера". Экспонирование продолжалось в общей сложности 24 часа (в 2006-2007 гг.). Синий цвет соответствует длине волны 3,6 микрона, зеленый - 8 микронам (то и другое - результат работы IRAC - infrared array camera). Красный цвет соответствует 24 микронам (это уже MIPS - multiband imaging photometer).

Spitzer Reveals Stellar "Family Tree" - Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics - Press Releases