статья Космос постепенно погружается во тьму

Максим Борисов, 14.04.2004

Пик звездообразования в нашей Вселенной случился гораздо позже, чем до сих пор считали астрономы. Кроме того, согласно новейшим исследованиям, весь окружающий нас космос постепенно погружается во тьму.

Как известно, первые звезды, родившиеся после Большого взрыва, были гораздо массивнее, чем большинство современных звезд. Массивные звезды быстро сгорают и взрываются - то есть превращаются в сверхновые и погибают уже спустя несколько десятков миллионов лет.

Те первые звездные взрывы насыщали возникающие галактики новыми химическими элементами, более тяжелыми, чем исконные водород и гелий, что в свою очередь привело к появлению следующих генераций звезд, которые были менее массивными, но множились с сумасшедшей скоростью. Тем временем свободный газ в окружающем пространстве был постепенно стянут гравитацией в нити и узлы - подобно каплям воды, стекающим по паутине. И большие скопления газа также приводили к более интенсивному рождению звезд. Ученые пока не знают точно, как и когда были запущены эти процессы, но знают, что в какой-то момент темп рождения звезд стал попросту лихорадочным. При этом более массивные галактики (в число которых входит и наш Млечный путь) сформировали большинство своих звезд намного быстрее, чем мелкие галактики.

Согласно прежним оценкам, этот "демографический взрыв" произошел приблизительно 8 миллиардов лет назад, однако новое исследование показывает, что пик звездообразования отстоит от нас примерно на 5 миллиардов лет, то есть это случилось как раз перед тем, как появилось на свет наше собственное Солнце, возраст которого составляет 4,6 миллиардов лет (и это половина из отпущенного нашему светилу срока). Коэффициент "звездной рождаемости" с тех пор резко снизился, и мы теперь живем отнюдь не во времена "царства звезд". А спустя несколько миллиардов лет ночное небо заметно потускнеет.

Такие выводы были сделаны после изучения почти 100 тысяч галактик в ходе реализации программы Слоановского цифрового обзора неба (Sloan Digital Sky Survey - SDSS). Астрономы Алан Хивенс (Alan Heavens) из Эдинбургского университета (University of Edinburgh) и Рауль Хименез (Raul Jimenez) из Пенсильванского университета (University of Pennsylvania) создали компьютерную программу, чтобы оперативно анализировать световой спектр каждой галактики и таким образом определять средний возраст составляющих ее звезд (публикация в Nature). Компьютерная программа называлась Multiple Optimised Parameter Estimation and Data Compression (MOPED). Спектры 96 545 галактик были обработаны всего за четыре недели, а без программы потребовалось бы восемь лет. Причем ранее для изучения были доступны только более массивные галактики, в этом и кроется причина "сдвига" во времени пика рождаемости звезд, - Слоановский обзор просто оказался более всесторонним. Уточнение этого важного момента в жизни Вселенной и темпов снижения скорости звездообразования поможет астрономам лучше понять эволюцию всего космоса и отдельных галактик.

Надо сказать, что снижение темпов звездообразования - не единственное грядущее драматическое изменение в окружающем нас космосе (помимо, естественно, проблем с нашим Солнцем, которые неизбежно возникнут спустя миллиарды лет). Ведь Вселенная, как недавно выяснилось, расширяется во все ускоряющемся темпе, и теоретики теперь предсказывают, что галактики в конечном счете будут разлетаться с околосветовой скоростью. Некоторые галактики "на краю Вселенной" уже и теперь расположены от нас так далеко, что мы лишены какой-либо возможности когда-либо с ними связаться или хотя бы разглядеть, ну а в конечном счете вообще не останется ни одной видимой галактики вне нашей локальной группы. Впрочем, это дело весьма отдаленного будущего.

А согласно еще более печальному теоретическому сценарию, расширение Вселенной ускорится до такой степени, что в будущем будут разлучены даже фундаментальные частицы, разлетится абсолютно все и получится так называемый Большой разрыв (Big Rip), не останется ни планет, ни даже атомов...