Также: Наука, Общество | Персоны: Алексей Левин

статья Планеты в процессе рождения

Алексей Левин, 13.08.2004
Фото с сайта www2.keck.hawaii.edu/news/disk/disk.html

Сотрудник Института астрономии Гавайского университета Майкл Лью (Michael C. Liu) впервые получил фотографии околозвездного газопылевого диска у красного карлика, на которых видны структуры, могущие оказаться недавно возникшими планетами. 12 августа это сообщение было вывешено на сайте расположенной на Гавайях Обсерватории имени Кека, а также опубликовано в электронном издании журнала Science.

Доктор Лью работал на телескопе Кек-2 с зеркалом десятиметрового диаметра (этот телескоп, как и его близнец Кек-1, является самыми крупным астрономическим инструментом, способным фотографировать небосвод в инфракрасном диапазоне). Целью его наблюдений была тусклая звезда AU Microscopium (AU Микроскопа), удаленная от нашего Солнца всего лишь на 33 световых года. Этот красный карлик, масса которого вдвое меньше солнечной, по космическим меркам чрезвычайно молод - ему только 12 миллионов лет. В феврале нынешнего года группа американских астрономов во главе с Полом Каласом (Paul Kalas) из Калифорнийского университета в Беркли (University of California at Berkeley) (в нее входил и сам Лью) обнаружила, что эта звезда окружена дисковидным облаком, состоящим из пыли и газа. AU Microscopium стала всего лишь четвертой по счету звездой с выявленным газопылевым диском-компаньоном, да к тому же при этом она куда ближе к Земле, чем три ее предшественницы. Не приходится удивляться, что она сразу же вызвала большой интерес у астрономов.

Фото с сайта www2.keck.hawaii.edu И этот интерес вполне оправдан. Согласно современным космогоническим моделям, звезды формируются в процессе гравитационного сжатия и разогрева облаков космической материи. Неиспользованные в процессе звездообразования частицы пыли и газа не рассеиваются в пространстве, а продолжают вращаться вокруг юной звезды. В результате столкновений они теряют скорость и слипаются друг с другом. Этот процесс приводит к образованию планетезималей, плотных тел поперечником от нескольких сотен метров до нескольких километров, которые при благоприятных условиях становятся зародышами планет земного типа. С другой стороны, растущие в размере планетезимали могут аккумулировать вокруг себя летучие вещества, постепенно давая начало газовым планетам-гигантам. Открытие газопылевого облака, охватывающего звезду AU Microscopium, сразу же позволило предположить, что в нем происходят именно те процессы сгущения пыли и газа, которые могут привести к возникновению планет.

Теперь эта теория получила серьезную поддержку в результате новой работы Майкла Лью. Он сделал серию фотографий окрестности AU Microscopium, на которых сама звезда экранировалась непрозрачным диском (прибор, который позволяет делать такие снимки, называется коронографом). Фотографии выполнены с очень высоким разрешением - всего четыре сотых угловой секунды, одна пятисоттысячная часть углового диаметра полной Луны. Такое разрешение позволяет различать объекты поперечником порядка 60 миллионов километров или 0,4 астрономической единицы (1 а.е. - среднее расстояние от Земли до Солнца - составляет 150 млн км). На снимках заметны сгущения вещества диска, которые удалены от звезды на расстояния в диапазоне от 25 до 40 астрономических единиц (в Солнечной системе в этом поясе лежат Нептун и Плутон). Доктор Лью полагает, что эти сгущения выдают наличие юных планет поперечником не менее тысячи километров.

Michael C. Liu