Религия
В блогах
Оскорбление величества
...В светлой теперь и легкой голове прокуратора сложилась формула. Она
была такова: игемон разобрал дело группы бродячих плясуний по кличкам
Мария, Надежда и Екатерина и состава преступления в нем не нашел. В
частности, не нашел ни малейшей связи между действиями группы и митингами,
происшедшими в Москве недавно. Плясуньи оказались душевнобольными.
Вследствие этого смертный приговор Марии, Надежде и Екатерине, вынесенный Малым Синедрионом, прокуратор не утверждает. Но ввиду того, что безумные
пляски Марии, Надежды и Екатерины в храме могли оскорбить чувства
верующих, прокуратор подвергает группу заключению на 15 суток.
Оставалось это продиктовать секретарю.
- Все о них? - спросил Пилат у секретаря.
- Нет, к сожалению, - неожиданно ответил секретарь и подал Пилату другой
кусок пергамента.
- Что еще там? - спросил Пилат и нахмурился.
Опять-таки виновата была, вероятно, кровь, прилившая к вискам и застучавшая в них, только у прокуратора что-то случилось со зрением. Так, померещилось ему, что головы арестанток уплыли куда-то, а вместо них появилась другая. На этой плешивой голове выделялось накачанное ботоксом лицо с отвисшей нижней капризною губой. И со слухом совершилось что-то странное - как будто вдали проиграли негромко и грозно трубы и очень явственно послышался носовой голос, надменно тянущий слова: "Закон об оскорблении величества..."
... - И что же вы пели? - спросил Пилат. В тоне Пилата была уже
безнадежность.
- В числе прочего мы пели, - рассказывали арестантки, - что нынешняя
российская власть является насилием над людьми:
Патриарх Гундяй верит в Путина.
Лучше бы в Бога, сука, верил.
Пояс девы не заменит митингов -
На протестах с нами Приснодева Мария!
Богородица, Дево, Путина прогони!
Путина прогони, Путина прогони!
- Далее!
- Далее ничего не было, - сказали арестантки, - тут вбежали люди, стали
вязать нас и повели в тюрьму.
Секретарь, стараясь не проронить ни слова, быстро чертил на пергаменте
слова.
- На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для
людей власти, чем власть президента Путина! - сорванный и больной голос
Пилата разросся.
Прокуратор с ненавистью почему-то глядел на секретаря и конвой.
Магические водные процедуры
Томская епархия Русской православной церкви обеспокоена установившейся аномальной жарой и сложной лесопожарной обстановкой в регионе. По благословению архиепископа Томского и Асиновского Ростислава 22 июля во всех храмах Томской епархии после божественной литургии будет совершаться молебен "Во время бездожия".
Сообщение Томского областного управления МЧС
В народное восстание он (народоволец Александр Михайлов. - Ред.) верил плохо. В его родных местах крестьяне в засуху, чтобы вызвать дождь, закапывали возле колодца живого рака.
Марк Алданов (1886-1957), русский писатель. "Истоки"
Мои "Сатанинские стихи"
Гляжу я на то, с каким остервенением и с какой безнаказанностью власти рвут трех участниц группы Pussy Riot, и берет меня глухое отчаяние. И хочется бросить в лицо этим властям - светским и духовным - свой "стих, облитый горечью и злостью". Именно стих - художественное творение. От публицистики, от митингов уже устал. И вот обнаружились у меня в закромах такие "стихи", хоть и проза, и удалось издать ее отдельной книжкой в самый разгар этого остервенения и безнаказанности.
Называется книжка "Их есть царствие". О тех, чье царствие сейчас и наступило, мрачное и явно не для нас, первая глава - "Попики". И как они сумели перевернуть с ног на голову многие постулаты Евангелия о любви и прощении, так и я собрал в этой главе короткие рассказы о таких церковных типажах с перевернутым сознанием. Стремящихся наказать юродивых, не замечая, что юродивы сами.
Вторая глава "Асисяи" и главы, следующие за ней, - это уже мое, а не их, понимание слов "Царствие Божие". Надеюсь, если кого-то из верующих и оскорбит первая глава моей книги, то все остальные главы - меня реабилитируют.
Ну а нет - так я готов к участи автора "Сатанинских стихов". Ведь самый настоящий православный "Талибан" грядет в России, и дело Pussy Riot, и бессилие гражданского общества отстоять трех певиц, осмелившихся обличить церковь, ставшую прислужницей земной власти, - это лишь цветочки. Ягодки мы еще увидим.
Возможно, в недалеком будущем книжки, подобные "Их есть царствию", невозможно будет издать и все, что касается духовной тематики, обязательно будет проходить цензуру РПЦ МП. Так что спешите видеть мою книгу в киоске "Экспресс-хроника" - "Новая газета" - The New Times у выхода из метро "Чеховская" в Москве. Тираж небольшой, времени осталось совсем мало - так что, как говорится, не проходите мимо!
Михаил Кузнецов, доктор юридических наук, профессор Российской академии государственной службы
(О деле Pussy Riot, в котором он выступает адвокатом "потерпевшего" охранника ХХС Владимира Потанькина)
[Потанькин] глубоко переживает. Он немолодой женатый человек, православный. У него после преступления в храме проблемы со сном. Затронуты его глубокие чувства... Это преступное сообщество создано для расчленения общества. Но группа подсудимых во главе с Толоконниковой - это только маленькая видимая вершина айсберга экстремистов, стремящихся поломать тысячелетний устой Русской православной церкви, спровоцировать раскол, обманом повести паству не к Богу, а к сатане. За всем этим стоят настоящие враги и нашего государства, и православия... По масштабам спланированной и осуществленной провокации, к которой привлекли и группу Толоконниковой, со стороны православных усматривается и мистическая составляющая, которая непонятна атеистам сатанинского толка и иным сочувствующим, но хорошо понятна воцерковленным людям. Лично для меня понятно, что деяния, осуществленные в воссозданном храме Христа Спасителя группой Толоконниковой, очень скоро могут перерасти в события сопоставимые с взрывом башен-близнецов 11 сентября в Америке... Уже тогда было четко доказано разными учеными и специалистами, что данную акцию осуществили не американские власти, не ЦРУ, а силы, стоящие над ними. Например, все работники торгового центра были информированы по тайным масонским цепям не выходить 11 сентября на работу. В первом случае [действовала] сатанинская группа, во втором - мировое правительство. Но обе эти группы связаны на высшем уровне... Поразительно, но как только кощунницы были арестованы, на копытца встал целый сонм деятелей от культуры. Все это вызывает большое подозрение относительно того, что тщательное расследование богохульства какими-то путями затронет и их тайную связь с противниками православия и христианской веры.
Ссылка
Святые девочки
Несмываемым позором покрыла себя РПЦ, посадив в тюрьму девочек, пропевших молебен в храме Христа Спасителя. У двоих из них маленькие дети. В московских храмах с благословения патриарха, правящего архиерея Москвы, настоятелями зачитывалось «Обращение к прокурору» с требованием ужесточить наказание этим девочкам. Невольно возникает образ прокуратора Иудеи Понтия Пилата. В обращении их уже обвиняли не только в оскорблении святынь, а в святотатстве, вандализме и экстремизме. Повторю, что без благословения патриарха никакое обращение не могло быть зачитано. Более того, после службы многие настоятели принуждали прихожан подписывать эту ахинею. После нее девочкам продлили пребывание в тюрьме до 24 июня, с формулировкой, что это обезопасит их от гнева православных.
Но и этого показалось мало. Патриарх возглавил многотысячный молебен у храма Христа Спасителя в защиту православных святынь, против гонителей церкви. «Молились» под охраной полицейского легиона. Заметим, что девочки-«гонители» сидят в тюрьме, а гонимые на свободе и молятся об ужесточении наказания «гонителям». Обещанные семь лет тюрьмы эту многотысячную изуверскую толпу не устраивали. И вновь невольно возникают евангельские образы: «Если отпустишь Его – ты не друг кесарю» и «Распни Его, распни!». Очень явственно мне слышались эти крики: «Распни! Распни этих девочек...». И возникает вопрос: Кому молились эти шестьдесят тысяч? Распятому за нас и за этих девочек Христу, Богу Любви, или какому-то иному, не христианскому богу?
Не может сердце христианина (любого – православного, католика или протестанта) видеть страдания этих девочек и не скорбеть, не болеть за них, совершенно безвинных. Они пропели, что у них было на сердце, потому их молитва так всех и всколыхнула. Их молитва проверила всех нас на прочность, на веру во Христа. И оказалось, что большинство из нас не способно на милосердие, на христианскую любовь, даже на простую человеческую любовь не способно, что в нас столько ненависти, зла, непрощения, что мы в своей вере не только не приблизились ко Христу, а еще больше отдалились от Него.
Можно ли сейчас спокойно спать, есть, молиться, трудиться, исповедоваться, причащаться, когда своей «молитвой»-стоянием загнали этих девочек в тюрьму и, может быть, на многие годы лишили детишек их мам? Мы, называющие себя православными христианами? И как могут патриарх, архиереи, священники стоять у престола, совершать службу милосердному Богу, когда по их «молитвам» невинные страдалицы сидят в тюрьме? Когда их приводят в суд в двойных наручниках под охраной автоматчиков, как особо опасных преступников?
Мне семьдесят четыре года, из них более сорока лет я священник Русской православной церкви. Я очень хорошо помню настоящие гонения – хрущевские, когда было закрыто десять тысяч церквей, тридцать монастырей, пять семинарий. Возвышала ли РПЦ свой голос в защиту церкви, храмов и верующих? Церковь молчала. На Западе нас называли «церковь молчания».
Но хорошо если бы только молчала. Так нет. Почти все высшие иерархи церкви, за малым исключением, были соработниками гонителей, вместе с которыми закрывали церкви, монастыри, семинарии, за веру выгоняли с работы, студентов исключали из институтов, сажали в тюрьмы, не пускали молодежь в храмы, в некоторых храмах, особенно в провинции, под давлением уполномоченных архиереи запрещали причащать детей, почти везде передавали в органы имена крестившихся и венчавшихся... Как умели, предавали верующих.
Отец Глеб Якунин и отец Николай Эшлиман в 1965 году в своем «Открытом письме» писали патриарху: «Можно ли себе представить, чтобы апостолы крестили пришедших к ним и затем передавали списки крестившихся римским властям?» Этим иерархам не нужны были награды на небесах. Награды они получали от гонителей церкви: ордена Трудового Красного знамени, почетные грамоты, медальки (читайте «Журнал Московской патриархии» за советские годы).
Вспомним историю храма на Преображенке. Люди три дня и три ночи дежурили, узнав, что храм собираются взорвать. Позвонили митрополиту Пимену, будущему патриарху: «Владыко, мы просим власти показать письменное распоряжение на взрыв храма». Ответ митрополита, будущего патриарха всея Руси: «Есть устное распоряжение». И повесил трубку. И храм взорвали. А он был построен еще по рисунку Петра I. Скажите теперь: кто кощунник? Девочки из Pussy Riot или будущий патриарх всея Руси?
И все те годы, в течение семидесяти лет, церковные иерархи лгали и лгали, что у нас не было никаких гонений на церковь, а всех новомучеников, которых затем прославили, называли тогда контрреволюционерами, изменниками и предателями. Плач стоял по всей русской земле, а РПЦ заявляла, что нет никаких гонений. А тех, кто поднимал свой голос против гонений, церковь жестоко наказывала. Архиепископа Гермогена (Голубева) сослали в Жировицкий монастырь, запретили в служении бесстрашного отца Глеба, посадили за защиту церкви (и не его одного!) на пять лагерей и пять лет ссылки. Мало того, когда он вышел на свободу, сняли с него сан и отлучили от церкви. Были настоящие гонения, и не было никаких молебнов на площадях у храмов. Перед мучениками иерархи так и не покаялись до сего дня.
Так что на этом фоне милые девочки-христианки, высветившие своим молебном совершенно не христианское нутро нашей церкви, просто святые. А церковь требует от них покаяния - и тогда, мол, их отпустят. Этим она только еще раз доказывает, что в тюрьме девочки по вине церкви. Не им надо просить прощения у наших князей церкви, а у них все мы должны просить прощения за то, что мы так немилосердны и столь не по-христиански с ними поступили. Церковь, сажающая в тюрьму, - не церковь. Кощунство – сажать в тюрьму именем Христа. Христос бы так с ними не поступил.
Их Господь послал для нашего вразумления, как посылал юродивых - Василия Блаженного и многих других.
Помолимся о них, чтобы спали с них узы, и они вышли на свободу, и вернулись к своим семьям.
Самодонос
Г-н Чаплин предпринял собственное расследование на предмет того, кто же на самом деле распял Христа. В кругах, почитающих г-на Чаплина за выразителя собственных взглядов, всегда принято было считать, что Христа распяли жЫды. Но г-н Чаплин демонстрирует способность отойти от некоторых традиционных стереотипов и приходит к прямо-таки сенсационному выводу: Христа распяла тогдашняя либеральная интеллигенция.
В этом не оставляет никакого сомнения данное г-ном Чаплиным описание фарисеев, которые, по его мнению, и обеспечили римским оккупантам и местным жуликам и ворам необходимые формальные основания для расправы. Они любили приспосабливать религиозные нормы к «современной жизни». Любили молиться не в синагогах, а по домам, предвосхищая «приватную религиозность», модную в определенных кругах XXI века. Отделяли себя от непросвещенных обывателей, от заевшегося священства, от тех, кто сотрудничал с ненавистной оккупационной властью. Призывали к отделению религиозной власти от светской – у второй же, дескать, «руки в крови». Выступали против смертной казни и за разумный республиканский конституционный порядок.
Не преминул г-н Чаплин лягнуть даже «приспособленческое богословие, рожденное в диаспоре, в условиях доминанты секуляризма». Означает это ровно одно: сторонники светской республиканской конституционной модели государства для нынешней верхушки РПЦ МП являются врагами. Спешу заверить г-на Чаплина: она может рассчитывать на полную взаимность. Нынешняя верхушка РПЦ МП, прямо отрицающая, что в России церковь может быть отделена от государства, для сторонников светской республиканской конституционной модели является политическим противником. То есть врагом.
Речь, разумеется, не идет о том, должна ли церковь быть вовлечена в общественно-политические проблемы. Речь идет о направленности этой вовлеченности. Кто-нибудь может поверить, что верхушке РПЦ МП ничего не известно о массовых фальсификациях на последних думских и президентских выборах? Кажется, церковь всегда учила, что необходимо повиноваться действующим законам. Конечно, при той лихорадочности, с которой наши смешные депутаты принимают всевозможные репрессивные поправки, мудрено уследить за их законотворческими новациями. Но, насколько я помню, поправка, объявляющая выборные фальсификации законным механизмом поддержания безопасности государства, пока еще не принята. Почему же церковь не осуждает неповиновение законам со стороны представителей власти?
Молчание церкви по таким вопросам – это тоже форма вовлеченности. Избирательной вовлеченности на стороне вполне определенной политической группировки. Еще в христианской культурной традиции это определяется исключительно ярким и емким образом «умыть руки». Я это к тому, что именно такие, как г-н Чаплин со товарищи, казнили иудейского нонконформиста. При поддержке агрессивной толпы, орущей «распни его». Или публично высеки. Или заставь сделать то же самое в мечети. А заявления о том, что церковь не будет вмешиваться в ход «дела Pussy Riot» (со стороны приверженцев выведения правовых норм из постановлений средневековых церковных соборов), являются классическим образчиком «фарисейства» в смысле лживости, лицемерия, подленького лукавства.
За молчанием верхушки церкви по поводу нарушения властями собственных законов стоит не аполитичность, а приверженность вполне определенной политической концепции. Повиноваться законам обязаны лишь подданные. Власть повиноваться законам не обязана, потому что она и есть закон. Закон есть то, что делает в данный момент власть. И ни перед кем на земле отчитываться она не должна. Подданные не должны противиться власти, даже если им кажется, что от нее исходит зло.
На самом деле современные мракобесы от православия давно подменили понятие «непротивление злу» понятием «непротивления злому». Потому что «злой» – это свой, природный. Недаром у известных «православных активистов» подобная «покорность воле Божией» так органично сочетается с готовностью дать в ухо непротивленцу-оппоненту.
Я принципиальный противник физических расправ с политическими и идеологическими противниками. Для меня единственный допустимый способ борьбы с ними – это добиваться их морально-политической изоляции. Пытаться внушить максимально широкому кругу людей те же чувства, которые испытываю к своему противнику я. Поэтому считаю своим долгом поставить в известность соответствующие органы: данный текст написан с целью разжигания политической и идеологической вражды к социальной группе «верхушка РПЦ МП». Там еще про «ненависть» в их антиэкстремистских статьях написано. Нет, мне достаточно «вражды». Столь патетического чувства, как ненависть, этот мой противник просто недостоин.
PUSSY RIOT SCHOOL. Урок 5. Рок-н-Мол: «Богородица, Путина прогони» и «Отче наш»
(Урок 4 см. здесь)
Иисус Христос, поучая народ, дает образец молитвы, получившей название Молитвы Господней, или, по первой строчке, «Отче наш». Он подчеркивает, что настоящая молитва должна быть краткой, а не многословной («Когда молитесь, не бубните, как язычники. Они думают, чем больше слов в молитве, тем скорее их услышит Бог») и выражать существенные чаяния человека на земле. Панк-молитва соответствует этим двум требованиям: она немногословна и отражает горячие мольбы не только Pussy Riot, но и многих людей в современной России. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить их молитву с протестными плакатами и речами людей, которых отчаянное положение страны вывело на улицы.
Первое прошение в «Отче наш» обращено к Богу с надеждой, что Его имя будет святым на земле, что на земле установится Его царство и восторжествует Его благая воля. В комментарии к Евангелию от Матфея читаем: «Прославление имени, приход Царства и исполнение воли Бога – три разных способа сказать об одном и том же», то есть о торжестве Бога, а не противной ему силы, на земле.
Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
Очевидно, что такая молитва была дана людям, изнемогающим под гнетом злой силы и жестокой воли, которые мечтают о тех временах, когда более не будут почитаться (святится) имена порочных людей, и те не будут более царствовать над нами, и мы наконец-то выйдем из-под власти их злой воли.
С мольбы об освобождении от гнета жестокого правителя начинается панк-молитва, и так же, как в «Отче наш», ее первое прошение в библейском стиле повторяется три раза:
Богородице Дево, Путина прогони,
Путина прогони, Путина прогони!
Мы узнаем из Молитвы Господней, что воля Божья царит на небесах, а человек жаждет, чтобы она восторжествовала и на земле. В панк-молитве небеса так же противопоставляются грешной земле как царство свободы – тюрьме:
Призрак свободы на небесах,
Гей-прайд отправлен в Сибирь в кандалах.
Известно, что в православии сложилась традиция в тяжелейших обстоятельствах обращаться к Богородице. Вера в силу такой молитвы столь велика, что Григорий Палама утверждал, что всякая молитва с земли сначала достигает Богородицы, а через нее - Христа.
Рок-н-Мол: рок и молитва
Я хожу к суду в футболке «За песню в тюрьму?», хотя предпочла бы надпись «За молитву в тюрьму?» Очевидно, однако, что это была и песня, и молитва - рок-н-мол.
Заметим, что новый жанр рок-молитвы всячески поощрялся церковными властями, которые давно завели дружбу с рок-музыкантами, с 2003 года проводили фестивали и открывали клубы «православного рока», благословляли Кинчева, Шевчука, Неумоева, Бертенева, Кривошеева и др. Диалог с русским роком стал проверкой церкви на дух христианской свободы. С самого начала было ясно, что церковь, с одной стороны, хотела бы использовать широкую аудиторию рок-культуры в миссионерских целях, а с другой – опасалась ее свободной эстетики. Игумен Сергий (Рыбко) и другие священники выходили на сцену с проповедью, в ответ рок-группа пришла в церковь. Прислушайтесь к ним. Они кричат от боли за вас.
О единстве формы и содержания
Эстеты говорят, что и петь-то девочки не умеют. (Кстати, часто задают вопрос: почему «девочки»? Потому что они мне в дочки годятся, и потому что все мы дети Божьи, мальчики и девочки.) А на мой взгляд, их акцию отличает классическое свойство художественной целостности - единство формы и содержания, в данном случае построенное на контрасте, который отражает столь важное для молитвы противопоставление неба и земли.
Небеса представлены обращенностью к Богородице и надеждой на нее, и эту часть авторы искусно стилизовали под церковный знаменный распев. Но их молитва представляет два мира – небо и землю, и разъятое двоемирие ярко выражено контрастом стилей: благостный напев и смиренные земные поклоны резко сменяются пластикой отчаянной борьбы и протестными выкриками в стиле уличного ой-панка. А затем они опять обмякают, как в поклонах, но теперь уже кротко повиснув на руках охранников, чтобы подчеркнуть ненасильственный характер своего сопротивления. Каждый жест – метафора, а все вместе – шедевр художественного акционизма. Цельный, глубоко гуманный, бесстрашный и необычайно действенный.
Смирение перед небом, протест против земного зла, - и непротивление злу насилием. (Лев Николаевич, память о тебе в род и род!) Небо и земля – в противопоставлении и столкновении друг с другом. Небо пребывает в гармонии, и к нему молящиеся обращаются в благоговении, на коленях, а земля содрогается от жестокости кровавых погон под черными рясами; от торговли Христом и Богородицей, от подмены любви - ненавистью, милосердия – местью; от дешевой магии, за которой люди выстраиваются в длинные очереди, не понимая, что кланяются не Богу, а торгашам в храме; от лжеучителей в школе; от расправ над женщинами в домах и судах… Это и вызывает крик протеста, об этом и вопиет к небу храмовый рок. Большая часть их молитвы звучит о бесчестии и насилии на земле. Заключительные строки рок-молитвы, повторяя первые, почти дословно перекликаются с последним прошением из «Отче наш»: «Но избави нас от лукавого».
Пожертвования борзыми щенками
Церковь этот иск (о незаконной торговле в храме Христа Спасителя. - Ред.) не признает по нескольким причинам. Во-первых, закон о защите прав потребителей распространяет свое действие только на те отношения, которые возникают из договора розничной купли-продажи... Во-вторых, деятельность, которая осуществляется подворьем в храме Христа Спасителя, не является предпринимательской, торговой деятельностью. Подворье распространяет предметы религиозного назначения, и этот вид деятельности... не тождественен предпринимательской деятельности... Общество защиты прав потребителей предъявило иск в защиту «неопределенного круга потребителей». Однако в нашем случае этот круг в общем-то определен, поскольку в церковные точки заходят главным образом верующие люди, а не любые потребители.
инокиня Ксения (Чернега), руководитель юридического отдела Московской патриархии
Аммос Федорович. Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам - рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело.
Городничий. Ну, щенками, или чем другим - все взятки.
Аммос Федорович. Ну нет, Антон Антонович. А вот, например, если у
кого-нибудь шуба стоит пятьсот рублей, да супруге шаль...
Городничий. Ну, а что из того, что вы берете взятки борзыми щенками?
Зато вы в бога не веруете; вы в церковь никогда не ходите; а я, по крайней мере, в вере тверд и каждое воскресенье бываю в церкви.
Николай Гоголь. "Ревизор"
Православие - это не секта
Поведение некоторых представителей Московской патриархии, а также
отдельных агрессивно настроенных граждан, по сущему недоразумению считающих себя православными христианами, приобрело сегодня столь
отталкивающие формы и проявления, что горестно сознавать, сколько
людей сегодня именно по ним судят о православии и скольких они от
настоящего православия оттолкнут. Неслучайно Виктор Давыдов
высказал недоумение:
что делать, мол, приличному человеку в том клубе по интересам, члены которого ведут себя столь недостойно.
С ним можно было бы согласиться, если бы речь действительно шла о каком-то клубе или кружке. Но в том-то и дело, что православная церковь - это никакой не клуб по интересам. Если хоть какой-нибудь клуб, или партия, или секта способны в истории просуществовать столь длительный срок, хотелось бы узнать примеры.
Да, сегодня русское православие переживает серьезную беду: патриархом
РПЦ в силу трагических обстоятельств оказался человек, не являющийся по сути христианином. Это вводит в заблуждение огромное количество людей. Одни полагают, что позиция патриарха Кирилла и есть голос православия, и отворачиваются от церкви, другие же здравую критику по его адресу называют нападками на церковь.
И все это от непонимания смысла и сути православия. Дело в том, что глава церкви никакой не патриарх, потому что церковь - это не организация, не партия и не государство. Церковь по определению есть тело Христово, и глава ее Иисус Христос. И любое высказывание или действие патриарха, не согласующееся с духом и буквой Евангелия, не может считаться голосом церкви. Патриархия в этом случае превращается в пустую бутафорию, а подлинная церковь продолжает свою жизнь вопреки ее козням и непотребствам.
Русская православная церковь существует уже более тысячелетия, догмата о непогрешимости суждений патриарха у нас нет, и действия любого патриарха, хоть Московского, хоть Константинопольского, хоть Иерусалимского, которые не согласуются с учением Иисуса Христа, уходят и забываются, не оставив следа в подлинной жизни церкви. Время вносит во все церковные неурядицы, трагедии и драмы (без которых у людей не бывает) свои коррективы.
Кто помнит сегодня патриархов и митрополитов, подобных сегодняшнему Кириллу? Когда являли они собой лицо православной церкви? Лицо русского православия - это преподобные Антоний и Феодосий Печерские, прославившиеся строго аскетическим образом жизни, которым и в голову не пришло бы надеть на себя дорогостоящую побрякушку, хоть подаренную, хоть не подаренную. Это Сергий Радонежский и Серафим Саровский, которые жили и молились в лесу, чувствовали язык зверей и птиц и с неизъяснимой добротой встречали каждого пришедшего за советом, хоть князя, хоть простолюдина. Из представителей власти лицо русского православия - это князья Борис и Глеб, которые сложили оружие, добровольно отказались от власти и приняли смерть ради недопущения братоубийственной бойни.
А если уж говорить о патриархах, то тут лицо русского православия являют собой митрополит Филипп и патриарх Тихон. Первый обличал Ивана Грозного, обвинял его в неправосудии и жестокости и принял за это мученическую кончину. Второй прославился гневными
обличениями большевиков как узурпаторов власти.
На фоне таких имен попытки патриарха Кирилла выдать за позицию церкви
свою мелкую философию бюргерского успеха, материального и духовного
комфорта и пресмыкательства перед светской властью смотрятся
комично. За что нашей церкви такая напасть, как сложилось, что ее
патриархом оказался человек почти неверующий, а на некоторых вчерашних верующих нашло настоящее умопомрачение, - это тема отдельной статьи.
Но точно уж не соглашусь я с Виктором Давыдовым насчет того, что протоиерей абсолютно прав, стоя вышибалой у церковных врат с табличкой, на которой написано, что ответственным за решение, кто мерзость, а кто нет, назначен именно тов. Вигилянский. Не прав этот товарищ абсолютно, и миссию на себя берет как раз довольно-таки мерзкую. Именно потому, что русская православная церковь - это не секта московского патриархата, а церковь Христова.
Единственное, в чем могу я согласиться, так это в том, что спорить с Вигилянским, назвавшим искренний, человечный текст, подписанный уважаемыми людьми, мерзостью, практически бессмысленно. Тут разумнее либо вовсе проигнорировать его высказывания, либо поступить по-евангельски, то есть гневно обличить книжников и фарисеев, воцарившихся сегодня на лоне русского православия.
Люди написали письмо по зову совести, Вигилянский же ответил им по долгу службы: диалог изначально неравный. Однако же почему Виктор Давыдов считает, что из РПЦ должны в результате уйти люди искренние и совестливые, а не наоборот? Вообразите себе, как удивились бы рекомендации уйти из православной церкви протоиерей Александр Мень, убитый за открытую и пламенную проповедь, или православный философ Лев Карсавин, погибший в сталинских концлагерях, или митрополит Антоний Сурожский, духовное наследие которого мало кого оставляет равнодушным. Список таких светлых и вдохновляющих имен можно продолжить. Все эти люди были не просто православными, но убежденными православными. И, кстати, они оставались в РПЦ, несмотря на трагедию сергианства.
Нет, не стоит сегодня уходить из православной церкви только лишь по
причине сомнительного поведения таких товарищей, как Гундяев, Чаплин,
Вигилянский. Наоборот, пусть как можно больше приличных и порядочных
людей в нее войдет, пусть как можно более ярко и пламенно проявляют
сегодня православные свою подлинно христианскую позицию, чтобы одолеть то засилье книжников и фарисеев, лицемеров и волков в овечьей шкуре, которое на нашу беду образовалось сегодня в московской патриархии и в наиболее агрессивных кругах псевдоправославной общественности.
Свиные рыла
Гоголь. «Сорочинская ярмарка».
Вся история с задержанием и судом над девочками из Pussy Riot – из Гоголя и Кафки.
Любопытный факт – никогда еще за всю историю России русское общество не было столь готово принять Христа и войти в Его Церковь. И никогда еще за всю историю России русская церковь не отвращала столь искусно русское общество от Христа и Его Церкви. Никогда еще – за всю историю христианства – ни одна церковь не подавала людям камень вместо хлеба (Мф 7:9) столь явно, недвусмысленно и даже гордясь собой.
Патриоты могут торжествовать – это удалось сделать только и исключительно нашей отечественной Русской православной церкви Московской патриархии. Впрочем, добавление «Московская патриархия» со временем забудется, а вот словосочетание «Русская православная церковь» останется в памяти надолго. И будет ассоциироваться с чем-то донельзя тошнотворным, вызывающим самые нелестные ассоциации.
На этом фоне нет ничего удивительного, что на обсуждении акции Pussy Riot 15 марта в программе Андрея Малахова «Пусть говорят» под несимпатичным названием «Бесы» всего двое участников оказались христианами и говорили о прощении: раввин Довид Карпов и епископ Церкви христиан веры евангельской Сергей Ряховский. Остальные, будучи верными сынами Русской православной церкви, призывов к прощению не услышали, но в соответствии с русскими традиционными ценностями явили себя как те самые бесы, в честь которых Малахов назвал свою передачу. И окрестили акцию девушек «плевком в душу миллионов православных русских людей», «сознательной провокацией» и «бесовскими плясками», требуя как минимум выпороть девушек публично на лобном месте и ни в коем случае их не прощать, ибо «наша церковь должна быть воинственной».
Нам известны и иные призывы «русских православных». Не грех повторить кое-какие из них, хотя они уже давно навязли на ушах.
Страна должна знать своих чикатил.
«Поймать и высечь розгами этих сучек», «поместить их в ледяную воду и продержать их там несколько часов», «раздеть их до белья, обвалять в меде и пухе, обрить налысо и выгнать на мороз», «обязать их то же самое совершить в мечети в Мекке или у Стены плача». «За осквернение храма Cпасителя нашего Иисуса Христа убить, их тела бросить псам на растерзание и не предавать земле», «как инструмент дьявола, они заслуживают сожжения на костре». Думаю, достаточно.
Наступила долгожданная свобода. Общество постучалось в двери некогда гонимой, а ныне свободной церкви... Глядь - во всех окнах повыставлялись свиные рыла...
Проступает новая реальность: оказывается, есть христианство и есть православие. Получается, что есть христианская Православная всероссийская церковь (официальное наименование, принятое русским православием на Поместном соборе 1918 года – единственном свободном соборе за всю историю России и русской церкви). И есть Русская православная церковь патриотов-путинцев - так сказать, смесь из РПЦ(пп) и РСДРП(б). И в нее сегодня по несчастливой случайности входят и десятки нормальных клириков и мирян, не сексуальных садистов, не инквизиторов и не персонажей Гоголя. Которых, впрочем, никто в церковной администрации абсолютно ни во что не ставит. Ибо эти клирики и миряне суть остатки той самой Православной всероссийской церкви, которая возглавлялась св. патриархом Тихоном и члены которой до сих пор живут и в России и за ее рубежами.
Сотрудничество с органами организованного зла не может оставаться безнаказанным. Тайное всегда становится явным. «Ибо всякое дерево познается по плоду своему; потому что не собирают смокв с терновника» (Лк 6:44). И если плоды путинославия – хамская кровожадность, конспиромания, ненависть, нетерпимость, призывы не поддаваться духу милосердия и прощения (как если бы это был злой дух), то ведь организация, плотью от плоти которой является Лучший Друг Патриарха, других плодов никогда и не приносила.
Что лично мне навсегда запомнится от всех телеобсуждений на тему Pussy Riot? Две вещи. Первая из них - счастливая улыбка монахини Ольги Гобзевой при словах «ударь по лицу, дай пощечину» из руководства св. Иоанна Златоуста о том, как надо себя вести с хулителями Царя Небесного.
Слова эти (видимо, полагая под «Царем Небесным» Путина, поскольку в песне девушек содержалась лишь «хула» на Путина), зачитал на своей программе православист Аркадий Мамонтов. Автор фильма «Провокаторы», в котором нельзя продохнуть от хамской лжи и наглого ханжества. Напомню, что главный посыл ленты Мамонтова – то, что акция Pussy Riot вдохновлена и спланирована богомерзкими жидами. Еще напомню, что св. Иоанн Златоуст, подкрепляя воззрения Мамонтова и гостей его передачи, писал, что «синагога есть логовище зверей и жилище демонов».
Второе, что запомнится мне навсегда, - это как легко нормальный человек становится православным оборотнем. А именно откровенная ложь в диафрагму во время тех же мамонтовских посиделок еще одного моего старого знакомца – писателя Юрия Вяземского, некогда члена нашей веселой мгимовско-инязовской студенческой компании конца 60-х годов, затем ведущего телепрограмм для юношества, а ныне... члена Патриаршего совета по культуре, «видного общественного деятеля, просветителя и публициста». В ту пору он был моим приятелем, другом моего друга. И – свидетельствую – милым, нормальным и достойным человеком. Каково же было мое изумление, когда я обнаружил его в компании мамонтовых и холмогоровых.
«Я долго искал перевод названия Pussy Riot, - уверяет зрителей Вяземский, - перебрал много переводов и самое приличное – это «прошмандовки». Хорош просветитель!
Чем глубже и основательнее индивид становится причастен к московско-путинской Патриархии, тем быстрее происходит в его душе оскудение совести и нравственного чувства.
История с задержанием и судом над девочками из Pussy Riot – из Гоголя и Кафки. Но крайне тягостно постоянно читать в Рунете безграмотные словеса о том, что «оказывается, вызов обществу брошен уже в самом имени группы», «Гугл выдает перевод pussy - киска, vagina, писька. Riot - беспорядки, бунт... разгул, необузданность. То есть по-русски - блудняк или блядство?» И сразу теоретическое обоснование: «Блудняк, в который девушки влетели, был заложен уже в самом названии панк-группы Pussy Riot».
Похотливый бред, к которому с благословения патриарха присоединился и прекрасно знающий английский язык видный просветитель и публицист.
Для тех, кто (видимо, как и Вяземский) всерьез видит в заключительных словах письма пушкинской Татьяны «кончаю, страшно перечесть... стыдом и страхом замираю» описание акта женской мастурбации, – для таких «переводчиков» название группы Pussy Riot может означать все, что им подсказывает их разнузданное воображение, от «бунта писек» до «прошмандовок».
По-английски, однако, название группы – должен огорчить патриотов с особенно яркой фантазией – означает всего лишь «Девчачья революция». При буквальном переводе «революция котят» и смысловом – «Революция юных феминисточек». И не более того.
И последнее. Для тех, кто в своей глубочайшей наивности не перестает вопрошать, отчего это, дескать, Pussy Riot не выступили в мечети или синагоге. Или это кровожадность? Ибо каждый раз после такого вопроса с придыханием приводится глубокое наблюдение, неизменно свидетельствующее о ярком и оригинальном интеллекте: «Их бы там сразу разорва-а-али!».
Объясняю. Оттого, что девушки не еврейки, не чеченки и не татарки. Впрочем, иной раз захочешь что-то объяснить... Глядь – а во всех окнах повыставлялись свиные рыла...
Так все-таки кто они, эти люди, изрыгающие злобный и больной бред и выдающие его за нравственность и духовность? Бесы или всего лишь свиные рыла?