PUSSY RIOT SCHOOL. Урок 5. Рок-н-Мол: «Богородица, Путина прогони» и «Отче наш»
(Урок 4 см. здесь)
Иисус Христос, поучая народ, дает образец молитвы, получившей название Молитвы Господней, или, по первой строчке, «Отче наш». Он подчеркивает, что настоящая молитва должна быть краткой, а не многословной («Когда молитесь, не бубните, как язычники. Они думают, чем больше слов в молитве, тем скорее их услышит Бог») и выражать существенные чаяния человека на земле. Панк-молитва соответствует этим двум требованиям: она немногословна и отражает горячие мольбы не только Pussy Riot, но и многих людей в современной России. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить их молитву с протестными плакатами и речами людей, которых отчаянное положение страны вывело на улицы.
Первое прошение в «Отче наш» обращено к Богу с надеждой, что Его имя будет святым на земле, что на земле установится Его царство и восторжествует Его благая воля. В комментарии к Евангелию от Матфея читаем: «Прославление имени, приход Царства и исполнение воли Бога – три разных способа сказать об одном и том же», то есть о торжестве Бога, а не противной ему силы, на земле.
Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
Очевидно, что такая молитва была дана людям, изнемогающим под гнетом злой силы и жестокой воли, которые мечтают о тех временах, когда более не будут почитаться (святится) имена порочных людей, и те не будут более царствовать над нами, и мы наконец-то выйдем из-под власти их злой воли.
С мольбы об освобождении от гнета жестокого правителя начинается панк-молитва, и так же, как в «Отче наш», ее первое прошение в библейском стиле повторяется три раза:
Богородице Дево, Путина прогони,
Путина прогони, Путина прогони!
Мы узнаем из Молитвы Господней, что воля Божья царит на небесах, а человек жаждет, чтобы она восторжествовала и на земле. В панк-молитве небеса так же противопоставляются грешной земле как царство свободы – тюрьме:
Призрак свободы на небесах,
Гей-прайд отправлен в Сибирь в кандалах.
Известно, что в православии сложилась традиция в тяжелейших обстоятельствах обращаться к Богородице. Вера в силу такой молитвы столь велика, что Григорий Палама утверждал, что всякая молитва с земли сначала достигает Богородицы, а через нее - Христа.
Рок-н-Мол: рок и молитва
Я хожу к суду в футболке «За песню в тюрьму?», хотя предпочла бы надпись «За молитву в тюрьму?» Очевидно, однако, что это была и песня, и молитва - рок-н-мол.
Заметим, что новый жанр рок-молитвы всячески поощрялся церковными властями, которые давно завели дружбу с рок-музыкантами, с 2003 года проводили фестивали и открывали клубы «православного рока», благословляли Кинчева, Шевчука, Неумоева, Бертенева, Кривошеева и др. Диалог с русским роком стал проверкой церкви на дух христианской свободы. С самого начала было ясно, что церковь, с одной стороны, хотела бы использовать широкую аудиторию рок-культуры в миссионерских целях, а с другой – опасалась ее свободной эстетики. Игумен Сергий (Рыбко) и другие священники выходили на сцену с проповедью, в ответ рок-группа пришла в церковь. Прислушайтесь к ним. Они кричат от боли за вас.
О единстве формы и содержания
Эстеты говорят, что и петь-то девочки не умеют. (Кстати, часто задают вопрос: почему «девочки»? Потому что они мне в дочки годятся, и потому что все мы дети Божьи, мальчики и девочки.) А на мой взгляд, их акцию отличает классическое свойство художественной целостности - единство формы и содержания, в данном случае построенное на контрасте, который отражает столь важное для молитвы противопоставление неба и земли.
Небеса представлены обращенностью к Богородице и надеждой на нее, и эту часть авторы искусно стилизовали под церковный знаменный распев. Но их молитва представляет два мира – небо и землю, и разъятое двоемирие ярко выражено контрастом стилей: благостный напев и смиренные земные поклоны резко сменяются пластикой отчаянной борьбы и протестными выкриками в стиле уличного ой-панка. А затем они опять обмякают, как в поклонах, но теперь уже кротко повиснув на руках охранников, чтобы подчеркнуть ненасильственный характер своего сопротивления. Каждый жест – метафора, а все вместе – шедевр художественного акционизма. Цельный, глубоко гуманный, бесстрашный и необычайно действенный.
Смирение перед небом, протест против земного зла, - и непротивление злу насилием. (Лев Николаевич, память о тебе в род и род!) Небо и земля – в противопоставлении и столкновении друг с другом. Небо пребывает в гармонии, и к нему молящиеся обращаются в благоговении, на коленях, а земля содрогается от жестокости кровавых погон под черными рясами; от торговли Христом и Богородицей, от подмены любви - ненавистью, милосердия – местью; от дешевой магии, за которой люди выстраиваются в длинные очереди, не понимая, что кланяются не Богу, а торгашам в храме; от лжеучителей в школе; от расправ над женщинами в домах и судах… Это и вызывает крик протеста, об этом и вопиет к небу храмовый рок. Большая часть их молитвы звучит о бесчестии и насилии на земле. Заключительные строки рок-молитвы, повторяя первые, почти дословно перекликаются с последним прошением из «Отче наш»: «Но избави нас от лукавого».
Комментарии
Небеса представлены обращенностью к Богородице и надеждой на нее, и эту часть авторы искусно стилизовали под церковный знаменный распев.
Эта часть пения есть точный фрагмент из "Всенощного бдения" Сергея Рахманинова, op. 37, часть 6-я, "Богородице, дево, радуйся".
Александр Беляев, Дубна
точный фрагмент из "Всенощного бдения" Сергея Рахманинова, op. 37, часть 6-я
Спасибо. Замечательно! Не знала. Искала источник, но не нашла.
точный фрагмент из "Всенощного бдения" Сергея Рахманинова, op. 37, часть 6-я
Я не музыкант, хотя музыкой интересуюсь с музыкальной школы. О том, что это Рахманинов, узнал от знакомой -- музыканта-хормейстера -- когда напел ей этот фрагмент. Она сразу же говорит: "Так это же Рахманинов, я сама разучивала этот номер со своим хором!" Эта знакомая тогда же и узнала от меня про Pussy Riot. Во мнениях относительно акции Pussy мы с ней немало разошлись, но сошлись на том, что это сочинение Рахманинова тем самым приобретёт бОльшую известность.
точный фрагмент из "Всенощного бдения" Сергея Рахманинова, op. 37, часть 6-я
Спасибо. Замечательно! Не знала. Искала источник, но не нашла.
точный фрагмент из "Всенощного бдения" Сергея Рахманинова, op. 37, часть 6-я
Спасибо. Замечательно! Не знала. Искала источник, но не нашла.
Небеса представлены обращенностью к Богородице и надеждой на нее, и эту часть авторы искусно стилизовали под церковный знаменный распев.
Уточняю -- точный по музыке.
Эстеты говорят, что и петь-то девочки не умеют
А между прочим, есть в мире страны, где людей, которые "и петь-то не умеют", точно так же НЕЛьЗЯ сажать в тюрьму за (возможно, плохое) пение, как и лучшее колоратурное сопрано за ее хорошее. В этих странах есть закон, который охраняет права человека, а не его пение. Но, по-видимому, российскому интеллигенту этого не понять. Поэтому я не вижу по существу большой разницы между позицией автора и позицией какого-нибудь дремучего Чаплина. Дремучий полагает, что Пусек надо держать в тюрьме, потому что они плохо поют, бездарно и бестактно. Автор полагает, что их надо сейчас же освободить, потому что поют они гениально. Оба, т.обр., согласны в том, что есть какaя-то мера "человеческих прав", что эти права как-то зависят от таланта, социальной роли, социальной активности и прочих вещей.
С точки зрения западного христианства, что такой меры нет. Бездарности и люди, не умеющие себя тактично вести - такие же дети Божии, как и Мария Каллас. Отсюда и правовой принцип: хабеас корпус. Поскольку ясно, что Пуськи УК не нарушали, их место на свободе. Вот и все. Все остальное - хорошо ли поют, и можно ли их пение считать молитвой или нет - от Лукавого. Да, от него самого.
хм! категорично, как у коммунистов.
всё или белое или черное.
Все остальное - хорошо ли поют, и можно ли их пение считать молитвой или нет - от Лукавого.
Да, всё это правильно, что Вы говорите. Единственно, на мой взгляд, автор статьи проводит такой подробный сравнительный анализ, чтобы обратить внимание не столько на правовой фактор, сколько на моральный. Она убедительно на мой взгляд доказывает, что акция Pussi не была "кривлянием", хулиганским куражём ради пиара. Что это действительно искреннее, "болящее" обращение к Высшим Силам об избавлении, заступничестве, восстановлении справедливости на земле. Ну, а уж если девчонки и каноны соблюли, так тем более, только в плюс бы им поставить. Не будучи специалистом в богословии, к тому же являясь атеистом, всё же, как человек уважающий и сочувствующий людям искренне верующим, могу сказать, что доводы автора на этот счёт вполне убедительны для таких как я, по крайней мере. Форма, что форма?!
Во-первых, на сколько знаю, Богу без разницы в какой "обёртке", лишь бы искренне, от души, что называется, честно и по совести.
Во-вторых, советовалось бы людям старшего поколения (особенно религиозным, набожным, но и обычным или с коммунистическими идеалами)не отвергать с кондачка, и с брезгливостью творческую манеру самовыражения молодых. У них бывает, грубо, зло, но много больше и реализма, и правдивости, чем например, у моего поколения.
Надо понимать, что наше поколение никогда не будет уже сочинять, петь, танцевать в манере своих родителей, бабушек-дедушек, а наши дети и внуки никогда не смогут делать это как было принято, модно у нас, во время нашей молодости. Каждое поколение рождает свои формы.
Если завтра "вдруг окажется"...
И не "завтра", и не "вдруг". А позавчера и вполне предсказуемо.
Про предложение Богородице перейти на позиции фашизма ("стань феминисткой") в данном уроке ничего нет. Видимо, урок фашистской пропаганды еще впереди.
Про предложение Богородице перейти на позиции фашизма ("стань феминисткой") в данном уроке ничего нет.
Уроки прогуливаете! Это на втором занятии было.http://echo.msk.ru/blog/lenavanna/898678-echo/
Еще факультативный семинар был для углубленного изучения этой темы "Феминистский аспект Pussy Riot": http://gogol.tv/video/490
Изучайте и поймете, что феминизм - не фашизм, а гуманизм. Успеха!
«Богородица, Путина прогони»
"... кровавые погоны под чёрными рясами..." - это хорошо сказано...
Образно и справедливо....
Сколько их "коммуняки" перевешали,а всё плодятся, как тараканы....
"Служители Бога..."...Стукачи с рачьими глазками...
Впрочем,эти паразиты всегда такими были....
Мы - антиподы, мы здесь живем!
У нас тут анти-анти-антиординаты.
Стоим на пятках твердо мы и на своем,
Кто не на пятках, те - антипяты!
В.Высоцкий. Марш антиподов.
Опиум для народа
Мудрствует, уважаемая автор.
Любая попытка трактовать деяние девушек с точки зрения религиозных воззрений - химера.
Если ты не пророк, говорящий устами бога, то пытаться трактовать писание и предание, судить о действиях кого-то с их точки зрения - суета и гордыня. Кто ты такой, чтоб судить, что богу угодно, как правильно ему служить и молиться, что его оскорбляет? Молись, кайся, возлюби ближнего – вот и весь удел верующего, а адвокатство – от лукавого!
Истинно верующий, даже считающий, что девушки не правы, не может быть оскорблён их действиями. Он лишь помолится за их души, т.к. бог – не младенец, ему защитники не нужны.. Истинно верующий вообще не может быть оскорблён чем-либо, т.к. всё – по воле божией, чего ж оскорбляться то?
Поэтому здесь возможна лишь нормативно-правовая оценка. А с точки зрения атеиста это всё вообще полная чушь, и храм мифического бога ни чем не отличается от храма науки - университета! В университете во время занятий шуметь нельзя, но и сажать в тюрьму за такой шум додумаются лишь психи.
Те же, чьи «религиозные чувства» оскорблены, оскорблены лишь тем, что это был «наезд на их тусовку». «Наших бьют!» - вот чувство и действия этой «шпаны от религии», над которой подшутили или случайно задели локтём. Поэтому и отношение к этой религиозной шпане, начиная от Михалкова, заканчивая «хоругвеносцами» должно быть, как к шпане, зарвавшейся, оборзевшей от подстрекательства власти.
Мудрствует, уважаемая автор.
Мудрствую, то есть рассуждаю. Нельзя запретить религиозное рассуждение. Уверена, что многие беды религиозного сознания - от веры без разума, без рассуждения и желания познать и понять Бога и людей своим разумом и сердцем, а не идти на поводу у других, особенно тех, кто облечен мнимой властью.
Я, верующая, совсем не оскорблена их действиями, а приветствую их. Считаю их голосом тех, кто принял учение Христа и болеет за церковь и страну. Оценка возможно всякая. Правовую пусть дают юристы. Девочки, конечно, невинные жертвы мести и беззакония. Но важно же понять суть того, что они совершили. Многие не понимают. Другие не считают нужным разговор по существу. А они сделали большое дело. Я, как смогла его понять, так и толкую. Каждый действует в соответствии со своим пониманием и своим чувством долга по отношению к гонимым..
Я считаю, что своим толкованием утверждаю те ценности, ради которых они пошли на смелый поступок и стойко держатся в тюрьме. Вот и все.
Ув. lenavanna ,мне было-бы интересно узнать к какой конфессии Вы принадлежите.
Ответите, буду благодарен, нет ,не обижусь.
Я неверующий, но ни в коем случае не осуждаю тех кто верит в Бога.
Меня тоже не оскорбляет их поступок, но я расцениваю его несколько иначе чем Вы, я вижу в их действиях чётко спланированную и направленную акцию тех сил с которыми я стараюсь бороться.
Извините, вопрос снят.
"Отче наш" и "Кирилл Гундяев" несовместимы в принципе, никогда ещё во главе Православной церкви не стоял такой низкий человек, откровенно считающий свою паству скотами.
я вижу в их действиях чётко спланированную и направленную акцию тех сил с которыми я стараюсь бороться.
И я. В этом и смысл толкования молитвы.
В этом и смысл толкования молитвы
Глубокоуважаемая Елена Волкова написала ахинею. Всё её "толкование" молитвы Христа - полная несуразица, и называть это толкованием такая же несуразица. Если бы она потрудилась перечитать самые первые слова этого её "урока", да подумать о чём Христос говорил, то, возможно до неё дошло бы, что НИЧЕГО ПОДОБНОГО Иисус не имел в виду. Но, возможно кому-то это нравится, за отсутствием способности мыслить самостоятельно.
Мудрствует, уважаемая автор
Сказывают, что канонизированного блаженного Фаддея Петрозаводского местные интеллигенты того времени пытались "развести" на разговор о вере, послушать его комментарии по вопросам богословия. Он всегда отвечал так: "Я верую...(далее следовал символ веры). А ты во что?" При себе он носил посох, который превращался в палку для тех, кто после этого продолжал умничать.
Нет, уважаемая, рассуждения в религии вообще недопустимы.
Судите сами, если мы действительно начнём рассуждать строго логически, то придём к тому, к чему пришёл Лео Таксиль в своих забавных библии и евангелии: нам придётся признать, что святое писание полно ахинеи, которая в корне противоречит здравому смыслу и уж тем более современной науке!
Либо мы верим в абсурдное, либо рассуждаем, но тогда не говорите о вере.
Рассуждение и вера - извечные антагонисты. Если веришь в бога-вседержителя, то рассуждать - грех.
Любые попытки рассуждать, опираясь на религиозные тексты и догматы тысячелетней давности, всегда приведут Вас к противоречию, ибо они сами по себе противоречивы и ненаучны. Именно поэтому религиозной риторикой можно с одинаковым успехом и опорочить, и оправдать один и тот же поступок. Поэтому, заводя религиозную дискуссию, Вы уподобляетесь тому же Гундяеву и иже с ним. В этом споре победит не тот, кто прав, а тот у кого "длиннее язык". А правого в этом споре нет, ибо правда только у бога.
Истину может установить только научный спор, основываясь на научных фактах. А наука существование бога в версии Библии напрочь отрицает: Дарвин, Кропоткин, современные геологические изыскания, доказанная 20 лет назад теория большого взрыва и т.д., - всему этому нельзя противопоставить логику и рассуждения, только веру.
Истинно же верующий скажет только одно: "Бог им судья!"
Анонимные комментарии не принимаются.
Войти | Зарегистрироваться | Войти через:
Комментарии от анонимных пользователей не принимаются
Войти | Зарегистрироваться | Войти через: