Религия
В блогах
Экуменическое слово верующим РПЦ
Готов честно признать, как на исповеди, - я человек не воцерковленный. Более того, я даже не христианин, а практикующий буддист. С тем большим интересом наблюдаю за дискуссией группы православных верующих с Московской патриархией в лице б. пресс-секретаря патриарха протоиерея Владимира Вигилянского.
Собственно, «дискуссия» в данном контексте слово не совсем точное. Это апостол Павел считал, что «надлежит быть и разномыслиям между вами». Патриархии этот маргинал не указ, там живут по заповеди от Грызлова – «не место для дискуссий».
Уважаемые в народе и интеллектуальных кругах верующие имели неосторожность обратиться с письмом к патриарху, призывая его к проявлению христианских добродетелей милосердия и прощения врагов своих в отношении арестованных Pussy Riot. За что получили по полной программе от «собрата по вере» Вигилянского за то, что «смели свое суждение иметь».
В лучших традициях золотого XVII века протоиерей навтыкал «защитникам богохульников» селедочной мордой за «вопиющую дерзость» и приложил на них печать, обозвав «мерзостью перед Господом». Можно поблагодарить, что не стал ругаться матом, – видимо, все-таки сказываются хорошее воспитание и журфак МГУ.
Утерев селедочную юшку с лица, верующие принялись объяснять Аввакуму с комсомолом в анамнезе, что ничего плохого они не имели в виду и т.д. Понятно, что эпопея на этом не закончится, патриархия им еще ответит – и как бы не дошло до анафемы.
Хотя казалось бы, ничего удивительного. Конфликты паствы с пастырями в христианском мире - явление, ставшее в последние десятилетия глобальным. То там, то здесь верующие берут на себя «дерзость» напомнить клиру о том, какое тысячелетье на дворе, и потихонечку добиваются, чтобы побивание камнями в прямом и переносном смысле исчезло из списка мер церковной педагогики. Однако эти конфликты часто приобретают и кривоватый характер. Так, феминистки требуют от папы римского предоставить право на служение женщинам - как уже делается в протестантских церквах. Геи также добиваются доступа к церковным таинствам, в частности к венчанию.
Зрелище это в чем-то комичное – примерно как попытки тинейджеров прорваться в ночной клуб через фейс-контроль. Любая церковь и есть частный клуб, правила членства в котором четко определены. Здесь протоиерей абсолютно прав, стоя вышибалой у церковных врат с табличкой, на которой написано, что ответственным за решение, кто «мерзость», а кто нет, назначен именно тов. Вигилянский. И пусть письмо в защиту Pussy Riot подписала doctor theologiae Ольга Седакова – по правилам частного клуба «РПЦ», любой церковный аппаратчик имеет полное право и ей селедкой тыкать. Ибо такой это интересный клуб.
И меня, как человека постороннего, все время занимает вопрос: почему вполне приличные люди с кристальной совестью и бесспорной верой в душе так рвутся в компанию прожженных лгунов, обвешанных брегетами и медалями «За беспорочную службу в органах КГБ»? Ведь перед каждым из верующих на столе лежит книга, где черным по белому написано «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» - так нет же, не только идут, но и стоят в очередь приложиться какому-нибудь нечестивому мерзавцу к ручке.
Нет, я не призываю никого переходить в буддизм, где есть свои ограничения на прозелитизм, ни даже обращаться в католичество, где выступить в защиту Pussy Riot не считается зазорным - как сделал то князь Карел Шварценберг. Но в России существует достаточное количество вполне канонических православных церквей, и, казалось бы, можно выбирать.
Более того, каноничность самой РПЦ – вопрос довольно спорный. В свое время православная диссидентка Зоя Крахмальникова провела довольно кропотливый анализ и доказала, что сергианство, являющееся нынешней идеологией РПЦ, есть по сути церковная ересь. В этом, наверное, и заключается причина существующей пропасти между настоящими верующими, тысячами честных священников с одной стороны, – и церковными иерархами, на которых пробы негде ставить, с другой. Это конфликт продажных еретиков и Живой Церкви, которая не умирала даже в самые жуткие периоды советских репрессий. В первую очередь благодаря тому, что не шла на поклон ни к обновленцам, ни к сергианцам.
Верующие, подписавшие письмо в защиту Pussy Riot, несомненно принадлежат к этой Живой Церкви. И хочется обратиться к ним со своей экуменической просьбой не рваться в гундяевский частный клуб, а, оставив его членам удовольствие кувыркаться в грехе, обрести свой собственный дом, в котором их хотя бы не будут держать за малолетних правонарушителей. Там, где можно будет жить по заповедям Нагорной проповеди и не ждать оплеух за проявление чувств милосердия и сострадания. Ибо если читать Евангелие буквально, то сделать это - не только право истинных христиан, но и их прямой религиозный долг.
РПЦ умнее инквизиции
Именно с их стороны (арестованных участниц Pussy Riot. - Ред) пока не раздалось однозначных слов сожаления о содеянном и о той боли, которую они причинили сотням тысяч верующих... удивительно обнаруживать невнимание большого количества людей, подписывающих разные воззвания, к позиции Церкви, невольно вовлеченной в эту неприятную и неудобную для нее ситуацию... Позиция Церкви по этому делу озвучивалась многократно, в том числе и ее Предстоятелем... Церковь всегда готова принять раскаявшегося преступника, нарушителя, кощунника и хулигана. И всегда молится о вразумлении тех, кто к этому покаянию еще не готов.
Владимир Легойда, председатель Синодального информационного отдела Московского патриархата
Русские преследовали ересь безжалостнее, чем инквизиция. И они думали, что извлекли урок из ошибок прошлого; во всяком случае, они поняли, что мучеников создавать не надо. Прежде чем вывести жертву на открытый процесс, они стремились лишить ее достоинства. Арестованных изматывали пытками и одиночеством и превращали в жалких, раболепных людишек, которые признавались во всем, что им вкладывали в уста, обливали себя грязью, сваливали вину друг на друга, хныкали и просили пощады.
Джордж Оруэлл. "1984"
Еще раз о Pussy Riot. Загнан ли Путин в угол?
Ответ другу Алику Гольдфарбу
С политической точки зрения – правы те, кто считает, что дело Pussy Riot загоняет путинистов в угол или по крайней мере они забили гол в собственные ворота. Но до конца матча еще ой как далеко, и, как мне кажется, играют на этом русском поле не в политику, а во что-то совсем иное.
Поэтому не следует обольщаться тем, что в политбюро путинизма дураки сидят.
На первый взгляд, власть сделала Pussy Riot максимальный международный пиар, а теперь и настроила против себя кое-кого из союзников. Ну а если представить себе, что власть рассматривала дилемму: замять выходку, оскорбляющую не только (или не столько) "чувства верующих", сколько ее, власть, и лично товарища Путина, – или проявить твердость и защитить те самые чувства и того самого товарища. Что бы имела власть от первого, гуманного варианта? Скорректированную в сторону либерализма репутацию? Скромное обаяние отголосков медведизма, который якобы мягче путинизма? Пустое! Ничего бы она не имела – кроме разве что обвинений в слабости. Сегодня власть имеет на руках политическую проблему, но выглядит верной своему культурно-идеологическому образу и в этом смысле с точки зрения, увы, большинства выглядит сильной.
Помилуйте, скажут мне, запереть трех молодых женщин за ненасильственный эпатажный поступок – выражение силы?! Это проявление слабости и страха! Да, отвечаю я, слабость и страх - в интеллектуальной и политической интерпретации. Но не в иррациональном восприятии толпы. И дело здесь не только в статистике, не только в том, что "заявление ста" (поддержанное несколькими тысячами, включая автора этой заметки) - это все-таки слишком мало и по количеству подписавших, и по качеству текста. Дело в том, что сама причина, по которой заключение под стражу Pussy Riot возможно и мыслимо в России, ни на йоту не затронута благородным посылом подписавших обращение. Причина глубока, а реакция – запоздалая и компромиссная – метит в следствие.
Я искренне надеюсь, что обращение возымеет практическое действие и приведет к скорейшему прекращению нашего национального позора - тюремного заключения участниц Pussy Riot. Но я не считаю, что сам факт подписания этого обращения оправдывает лояльное отношение к российскому авторитаризму в других областях. Я не считаю, что можно считать себя честным и нравственным гражданином, подписав обращение, но не задумываясь о невинных женщинах и детях, убиваемых с помощью нашей страны прямо сейчас в Сирии. Я не думаю, что можно прятаться за аполитичность и то же православие, прямо или косвенно поддерживая того же Путина и его систему, на счету которых огромное количество несправедливо осужденных и невинно убиенных. И это вопрос не только морали. Как ни важны обращения и манифесты, не они сокрушат путинизм. Более того, как ни необходимы умная стратегия и умные советы издалека, сами по себе они недостаточны. Решающей будет бескомпромиссная индивидуальная отвага и, да, самопожертвование. Эти качества есть, с моей точки зрения, у молодых женщин, за которых вступились наконец работники культуры. Но Pussy Riot в тюрьме не по недоумию компрометирующей себя власти, а потому, что они как могли боролись с режимом. И подписи тех, кто не готов себе в этом признаться, не представляют для Путина ни малейшей опасности.
300 лет русского горя
Государство рухнуло... Из-за вашего Петра. До него люди были счастливы, потом они стали несчастны.
Всеволод Чаплин, протоиерей, глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества
- Мишка! - сердито закричал боярин... - Мишка, умыться подай...
Роман Борисович больше фыркал в ладони, чем мылся, - противно такое бритое, колючее мыть... Ворча, сел на постель, чтобы надели портки. Мишка подал блюдце с мелом и чистую тряпочку.
- Это еще что? - крикнул Роман Борисович.
- Зубы чистить.
- Не буду!
- Воля ваша... Как царь-государь говорил надысь зубы чистить - боярыня
велела кажное утро подавать...
- Кину в морду блюдцем... Разговорчив стал...
- Воля ваша...
Одевшись, Роман Борисович подвигал телом - жмет, тесно, жестко... Зачем? Но велено строго - дворянам всем быть на службе в немецком платье... Терпи!..
Алексей Толстой. "Петр Первый"
PUSSY RIOT SCHOOL. Урок 4. О природе провокации
(Урок 3. см. здесь)
Не бес, но ангел
Один петербургский купец жаловался Макарию Оптинскому на новую прислугу, которую старец благословил взять в дом: «Отче, позвольте мне ее уволить, это сущий бес. С той минуты, как она появилась в моем доме, я непрерывно злюсь и потерял всякое самообладание». А Макарий ему ответил: «Ни в коем случае не выгоняй ее; это ангел, которого Господь послал тебе, чтобы ты мог увидеть, сколько в тебе таилось злобы, которую предыдущая служанка не сумела раскрыть в тебе».
Эта история сегодня звучит как аллегория, в которой купец олицетворяет церковь, а новая служанка – группу Pussy Riot. Церковь видит бесов в посланных им ангелах и жаждет уволить-унизить-уничтожить тех, из-за кого непрерывно злится и теряет всякое самообладание. Никто ранее (ни одна из «предыдущих служанок») не вызывал у церкви такого массового негодования – ни советская власть, жесточайшим образом уничтожавшая храмы и христиан, ни органы госбезопасности, поставившие церковь под жесткий контроль. О страшном прошлом церковь даже порой вспоминает с ностальгией, примиряя на себя одежды погибших мучеников. Те страдания явили лик мученичества, который столь соблазнительно приписать себе сегодня в ситуации полной защищенности и безнаказанности.
Новая служанка-ангел раскрыла другое лицо церкви, ранее для многих сокрытое («чтобы ты мог увидеть, сколько в тебе таилось злобы»). Называя ангелом служанку, провоцирующую хозяина на злобу, Макарий Оптинский дает богословское обоснование цели провокации как откровения об истинном состоянии души. Провокаторами в этом смысле были библейские пророки, вызывавшие гнев у власти и народа своими обличениями; Иисус Христос, нарушавший субботний покой, разгонявший торговцев в храме, разделявший трапезу с презренными мытарями, обещавший разрушить храм и через три дня воздвигнуть другой, нерукотворный; многочисленные юродивые. Цель их провокаций была та же, что у купеческой служанки, - открыть людям глаза на зло внутри них, скрытое за внешним благолепием и хрупким покоем их жизни.
Провокация как вызов
Слово «провокация» буквально означает «вызов» (лат. provocatio), а столь негативное в русском языке слово «провокатор», закрепившееся за предателем и зачинщиком беспорядков, в латинском языке (provocator) означало «человек, бросающий вызов» (в Древнем Риме так еще называли гладиаторов, отличающихся быстротой и ловкостью приемов, сопоставимыми, полагаю, с энергичной стремительностью акций панк-группы). Этот вызов, как положительное значение провокации, ставит человека перед нравственным выбором между любовью и ненавистью, уважением и презрением, миром и агрессией, по сути – между добром и злом, выявляя представления о них разных людей.
Признаю, что краткий экскурс в историю слова «провокация» в нашей школе не может соперничать с развернутым анализом «обсценной» (ненормативной) лексики, представленным в третьей заказной экспертизе по делу Pussy Riot, многочисленные смыслы которой раскрывают новые аспекты молитвенного вызова.
Провокация в многообразии
Что нас только ни раздражает в жизни! Мы ежедневно провоцируем друг друга в семье и школе, на работе, в транспорте, на дорогах. Даже если не хамим и не унижаем друг друга (что большая редкость), провоцируем уже тем, что мы все очень разные. Есть, очевидно, глубокий смысл в глубоком отличии друг от друга родственников, сослуживцев, соседей по дому и по стране, национальностей и культур. И каждый знает, как трудно жить в мире с Другим, не похожим на тебя, как редко мы понимаем, что это различие должно вызывать интерес, уважение и любовь, а не раздражение и ненависть, что часто сущим бесом нам кажется ангел, показывающий как много таится в нас злобы. Что в самом многообразии людей жизнь являет себя как провокация.
Бремя иноходца
Pussy Riot не похожи ни на кого вокруг нас, они яркое воплощение инаковости. «Говорят: он иноходью скачет./ Это значит иначе, чем все». Конечно, можно найти аналоги в православном юродстве, в западном панк-роке и акционизме, но в личном опыте большинства людей они воплощает абсолютную инородность привычному – привычной молитве как вычитыванию знакомых и при этом чужих текстов; привычному молчаливому стоянию в храме; привычному выступлению рок-групп в концертном зале.
Заметим, что авторы третьей экспертизы апеллируют к «нарушению общепризнанных правил и норм поведения», «несообразному и несвойственному церкви», «каноническим правилам» (которые в церкви обычно вспоминают при гонениях на неугодных священников, а теперь – и мирян). Агрессивная экспертиза как форма призыва к жестокому наказанию, отмщению – это контрпровокация, направленная на физическое подавление врага. Низкая провокация в данном случае отличается от высокой тем, что опирается на насилие. Она диктует и принуждает человека к действию, но не может лишить его права на нравственный выбор.
Надежда Толоконникова ответила, что они выбрали истинное христианство, служение Богу, а не царю. Потому они не похожи на «предыдущих служанок», которые не нарушали покоя в сытой купеческой церкви. Нравственный смысл их кардинального отличия от других – вызвать уважение к праву человека иначе молиться (выражая свои чувства и убеждения), иначе вести себя в храме, иначе петь и танцевать, иначе выражать политический протест. Потому что они жаждали не власти и не денег, а правды. И выразили в своей молитве мысли и желания многих людей. Но даже те, кто солидарен с ними по существу, часто не могут принять непривычной формы, спотыкаются об инаковость, инородность, непреодолимую новизну Иначе, без которого нет ни творчества, ни свободы, ни вечности.
Чудесное обретение иконы Pussy Riot в Берлине
Вслед за Новосибирском чудесное обретение иконы Pussy Riot на днях произошло в Берлине. Ждем оценки этого события владыкой Тихоном, «Народным собором» и «Союзом православных женщин», а также любопытно было бы взглянуть на результаты дактилоскопической экспертизы от бдительных и вездесущих сотрудников центра «Э».
Фото со страницы Facebook пользователя Булата Барантаева
Фото со страницы Facebook пользователя Вадима Каплуна
Фото со страницы Facebook пользователя Rita Kabakova
За ВДВ!
Американцы обезьянничают
В нашем понимании свобода отличается от понимания свободы на Западе. Западное понимание свободы исходит из антропологического видения, то есть из видения человека как некого существа, произошедшего от обезьяны и развившегося в ходе эволюции. Я считаю, что большинство граждан нашей страны полагает, что человек является творением божьим, что человек был наделен изначально такими функциями свободы, которые не нуждались в эволюционном развитии, которые изначально позволяли ему, условно говоря, видеть мир во всей полноте.
Макcим Шевченко, телеведущий
Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых.
Декларация независимости США
PUSSY RIOT SCHOOL. Сон в зимнюю ночь
Когда я была беременной, мне казалось, что мир в основном состоит из беременных женщин. Когда я попала в больницу, вся страна показалась мне одним «раковым корпусом». Сейчас я защищаю панк-узниц - и всюду вижу синдром PUSSY RIOT. Надеюсь, что это не узкий взгляд на мир сквозь личные шоры, а осмысление событий как метафор культуры в целом. Женщина – символ новой жизни; больница – хрупкости, кризиса, умирания... А PUSSY RIOT? Сначала написала – «символ контркультуры», потом добавила «контркультуры как трагикомедии», как способности посмеяться над собой, до слез, да и символ новой жизни тоже (как много нового мы узнали благодаря им!), и хрупкости, и кризиса, и умирания старой.
PR-syndrome – широкое явление, оно включает в себя суды над художниками и организаторами выставок, пикеты и оскорбления, запреты спектаклей, сожжение книг, подметные письма в патриархию, штрафы, условные сроки и тюремные застенки. Это современный опыт преследования художника, клеветы на него и мученичества. А как иначе назовешь оголтелую кампанию против Pussy Riot, угрозы в их адрес, издевательства в СИЗО и неудобоваримые формулировки следователей, за которыми месть и жажда расправы?
Жаль, что мало кто понимает значение панк-истории. Потому не понимают, подумала я, что не умеют читать художественный язык протеста, и решила открыть школу контркультуры под названием PUSSY RIOT SCHOOL (предыдущие уроки см. здесь: Урок 1, Урок 2).
УРОК 3. PUSSY RIOT И ШЕКСПИР
Не смейтесь. Именно так. Монументально. Поскольку скандал вокруг оперы Бриттена «Сон в летнюю ночь» тоже проявление PR-синдрома. Кристофер Олден поставил оперу Бриттена как оперу о Бриттене, наложив музыку и шекспировский текст на автобиографические страдания композитора в школе для мальчиков и хоре мальчиков, но развернул школу до яркой всеобщей метафоры социального насилия. Афины и даже волшебный лес заменил на мрачную английскую школу, короля и королеву фей сделал холодными безликими учителями, всех одел в строгие костюмы и показал, что под серой униформой английской (только ли?) сдержанности бушуют шекспировские страсти, неподвластные ни рассудку, ни общественной морали. Комедия превратилась в трагикомедию, или сатиру – на лицемерную систему, на внешне жесткий порядок, за которым скрывается хаос дурмана, опьяняющей власти и запретной страсти. Видимая стабильность - и невидимый разгул животных инстинктов. Чем не образ современной России? Полицейский режим, замешенный на безраздельной власти над покорными «учениками» всероссийской школы насилия (образы наркотического безумия, школьной педофилии и гомосексуализма также зазвучали актуальной политической метафорой).
Но в последнем акте серые тюремные стены государства (напоминаю, что школой режиссер заменил Афины) превращаются в красочные декорации шутовского театра, и на сцену выскакивают, не поверите... Pussy Riot. Ну, не сами, к сожалению, а их предки – актеры афинского шутовского театра ремесленников, которые приготовили к свадьбе герцога Тезея веселое представление о Пираме и Фисбе, этакий водевильный вариант истории Ромео и Джульетты. Шекспир вывел актеров-шутов под забавными труднопереводимыми кличками Пигва, Миляга, Основа, Дудка, Рыло и Заморыш, напоминающими «псевдонимы» Pussy Riot – Тюря, Шляпа, Шумахер, Гараджа. Причем актеры, как и панк-девчата, выступают под разными именами. Пигва, он же Пролог, открывает представление потешным сумбуром, путая знаки препинания:
Мы не жалеем своего труда
Вас оскорбить. Не входит в наши цели
Вас развлекать. Явились мы сюда
Не с тем. Чтоб вы об этом пожалели,
Актеры здесь.
В этой путанице – установка смеховой контркультуры, которая заострена на обличительную провокацию, а не развлечение, обращена к властям как пародия на серьезную церемониальную культуру (у Шекспира – пародия на брак Тезея и Ипполиты, у Pussy Riot – на брак церкви и государства). И шекспировские шуты, и наши панки похожи на резвящихся детей, устами которых глаголет истина.
Ипполита: Действительно, он сыграл свой пролог, как ребенок играет на флейте: звук есть, но управлять им он не умеет.
Детская неловкость, подростковый задор, нескладная речь, в которых – веселый карнавальный перевертыш, выворачивающий наизнанку ложные претензии сильных мира сего.
Не знаю, все ли детали постановки в театре Станиславского и Немировича-Данченко входили в план режиссера Кристофера Олдена, но возникает ощущение московской импровизации по мотивам акций групп «Война» и Pussy Riot: актеры выдают скабрезные жесты в адрес герцога и его свиты (акция на Литейном мосту?); Лев, который по сюжету должен лишь разорвать плащ Фисбы, снимает штаны и набрасывается на нее под хохот актеров и афинской знати (акция в Биологическом музее?), а заключительный танец актеров в разноцветных одеждах, двое из которых танцуют в ярких чулках и коротких юбках, прямо напоминает стиль панк-группы.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Предлагаю написать сочинение на тему «Шекспировская шутовская традиция в творчестве Pussy Riot (или – в современном акционизме)». Развивайте. У Шекспира много мудрых шутов. А у нас - бум карнавального протеста.
И приходите 5 июля в Сахаровский центр на семинар «Феминистский аспект явления Pussy Riot».
Душевная боль каждому
Иллюстрация удалена редакцией "Граней" под угрозой блокировки сайта
История с чудесным появлением иконы Pussy Riot в Новосибирске спустя почти три месяца получила неожиданное продолжение. Ряд лиц и организаций (в их числе и новосибирская митрополия РПЦ МП) не поверил в нерукотворное происхождение икон и потребовал от прокуратуры и центра Э опровергнуть факт чуда, а также найти исполнителей и заказчиков.
Только что я вернулся из прокуратуры города Новосибирска, где, помимо бесед об искусстве, о моём фильме «Блаженство» 2006 года (вот она, слава моей мечты, здоровенная, наконец-то), о Монстрации, о группе «Война», о Василии Блаженном и Диогене, я получил постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.26 КоАП РФ («Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях»). Три постановления. А также повестку в суд на завтра. Три повестки. Будет три заседания. За каждую икону по одному. Прокомментирую чуть позже, а пока вот наслаждайтесь, тут много прекрасной жырноты.
А, да, прокурору в объяснении я пояснил, что, на мой взгляд, неправильно трактовать «иконы» как оскорбление — напротив, в них используется универсальный образ матери и ребёнка, почитаемый различными социальными и религиозными группами, и, тем самым, в изображении подчёркивается сходство и единство таковых групп, в противовес навязываемой в последнее время вражде и розни.
Традиционные русские ценности в действии
Сегодня многие ставят самые острые вопросы о Московской патриархии, о ее месте и функции в российском обществе. Налицо открытое противостояние так называемых «традиционных ценностей» и ценностей, к которым человеческая цивилизация (включая русскую) пришла в ХVII-ХIХ веках в результате своего исторического развития и накопленного опыта. «Википедия» информирует нас, что патриарх Кирилл старается презентовать себя как поборника традиционных ценностей, лидера российской неоконсервативной мысли, реставратора идеи (XV века! – А.А.) «Москва - Третий Рим».
Что же это за такие «традиционные ценности», последователи которых, как правило, избегают их перечислять и ограничиваются туманными лозунгами о патриотизме? К чему восходит «традиция», которая имеется в виду? К дохристианскому прошлому? К эпохе крепостного права? К советскому прошлому? Ясно одно: поборники «традиционных ценностей» не имеют под оными в виду иудеохристианские ценности, являющиеся основой современной цивилизации Европы, обеих Америк, большей части Африки и значительной части Азии и бывшие в равной степени ценностями русской цивилизации до 1917 года. Ибо если бы имелись в виду эти ценности, они бы назывались прямо.
Пытаясь понять современность, полезно бросить взгляд назад. Прошло десятилетие с момента написания отцом Глебом Якуниным классической статьи «Исторический путь православного талибанства», в которой автор анализирует церковную ситуацию в пост-коммунистической России. Напомню, что в первый раз отец Глеб открыто выступил за свободу церкви еще в 1965 году, за что прошел через тюрьмы, лагеря и ссылки. Что немедленно после выхода на свободу в 1987 году он, собрав вокруг себя группу духовенства и мирян в движение «Церковь и перестройка», вновь развернул публичную кампанию за свободу веры и церкви. И что только - я подчеркиваю, только благодаря этой кампании пункт об отмене дискриминации верующих в СССР, был включен в предвыборную программу Бориса Ельцина и после избрания его президентом реализован. С этого и только с этого момента и началась современная история РПЦ как свободной церкви.
Поэтому, когда в 1993 году отец Глеб Якунин был «лишен сана» а в 1997 году на Архиерейском соборе РПЦ «отлучен от церкви», эти акции, возможно, сделанные под давлением КГБ и группирующихся вокруг него сил, явились не только политическими, но и абсолютно аморальными. Синод РПЦ отлучил человека, отдавшего делу свободы церкви и веры больше, чем весь тогдашний и нынешний состав самого Синода. В таком отношении к священнику видна вся политика Московской патриархии. Он был запрещен в служении в 1966 году патриархом Алексием I и будущим патриархом Пименом, «отлучен от церкви» патриархом Алексием II и оставлен в оном положении патриархом Кириллом. Четыре из пяти патриархов РПЦ коммунистического и посткоммунистического периодов показали миру, что никакой независимости и свободы от богоборческого кесаря они не хотят, а за борьбу во имя такой свободы нанесут вам удар в спину.
В упомянутой статье священник ставит точный диагноз этой ситуации, поясняя, что «будучи порождением тоталитарного режима, Московская патриархия сама является организацией тоталитарного типа. Этим объясняется ее тяготение к политическим образованиям коммунистического и национал-патриотического толка».
В своей статье отец Глеб указывает и пути очищения Московской патриархии от скверны сталинского коммунизма и советчины – это как минимум публичное покаяние за сотрудничество со спецслужбами и обязательное возвращение к демократическим принципам Поместного собора 1917-1918 годов - первого и последнего свободного церковного собора за много веков русской истории. Вследствие чего подлинную юридическую силу имеют только его постановления, разумеется, не выполняемые Московской патриархией. «Только избавившись от наследия коммунизма, Церковь сможет стать общественной силой, - подводит итог автор статьи, - открыть уста для проповеди, служить миру примером своими добрыми делами. Иначе РПЦ окончательно превратится в реликтовый этнографический заповедник, в комбинат обрядово-бытового обслуживания для невежественного и невоцерковленного народа».
Эти слова оказались пророческими. Вследствие свободы, наступившей в результате яковлевско-горбачевской революции, в церковь пошел середняк советского разлива - «образованец» по меткому определению Солженицына. То есть человек, формально получивший высшее образование, но абсолютно не просвещенный светом цивилизации, культуры и разума, поскольку традиция подлинной учености и просвещенности была в советском обществе прервана и сохранилась лишь за небольшими группами. За истекшие десять лет внутри Русской православной церкви силами упомянутого середняка буквально реализовалось все то, что о. Глеб Якунин перечислил в своей статье как «символ Веры православного талибана Московской патриархии».
Здесь и идея превращения России в «православную империю», и отношение к любой форме либерального или реформаторского направления в РПЦ как к ереси, и неприятие всяческого инакомыслия. Здесь и резкая враждебность к остальному христианскому миру, к Западу, в который теперь включается даже Константинопольский патриархат - отец русского православия. Последнее является прямо разбойничьим нарушением Священного Предания. Здесь и неприятие демократических свобод, прав человека и в особенности свободы совести. А отсюда недалеко до закона, обязывающего всех предъявлять раз в месяц справку о причащении, до запрета женщинам ходить с непокрытой головой, до насильственного перевода прочих христиан и «нехристей» в госправославие и т.д. Мусульмане, по-видимому, будут поставлены перед альтернативой крещения или депортации, а атеисты и агностики поселены в особых гетто.
При этом идеологи «православной патриотичности» и «третьеримскости» всерьез именуют себя «клерикалами», не задумываясь о том, что клерикализм, жалкий пережиток арьергардных боев церковного консерватизма и обскурантизма, остается обветшалым и пропахшим нафталином понятием давно ушедшего ХIХ века.
Учитывая все это, я выстроил систему пресловутых «традиционных ценностей» и сформулировал "символ веры русского православного патриота", попытавшись несколько стилизовать текст под церковнославянский. Он перед вами. Страна должна знать и понимать свои «ценности».
1. Верую, яко высшая истина состоит только в древнем благочестии Русского Православия, всякие же перемены и всякое же иноверие суть ересь и бесовщина.
2. Верую и исповедую, яко Москва есть Третий Рим, четвертому же не бывати.
3. Верую, яко народ Русский обязан быть покорен любому Царю, ибо Царь Русский есть Вождь Третьего Рима.
4. Верую, яко Государство и Коллектив выше отдельного человека, онже обязан смиряться и подчиняться Соборной Воле большинства.
5. Верую, яко народ Русский обязан служить Богу, Царю и Отечеству, ибо создан Богом только для сего, егоже идеальное состояние есть Крепостное Право во исполнение своих обязанностей.
6. Верую и исповедую, яко всякая свобода совести есть бессовестность и обман, ибо совесть может быть только Русской Православной, всякий же иной русский есть предатель и изменник, егоже следует наказати со всею строгостию закона.
7. Верую, яко всякое народовластие сиречь демократия - от диавола.
8. Верую, яко всякая проповедь свобод и прав человека есть предательство Третьего Рима и должна искореняться огнем и мечом.
9. Верую, яко весь мир, кроме России-Третьего Рима, избранной Богом для преподания урока Западу и всему миру, лежит во зле и апостасии, особенно Запад и особенно Америка.
10. Верую в заговор мировой закулисы против России и Православия - оплота подлинной борьбы против антихриста и сатаны, богопротивных жидов же гонение в Империи Российской бяху справедливо.
11. Верую в заступничество за Россию Трех Великих Святителей Иоанна Грозного, Григория Распутина и Иосифа Сталина, ихже обязан чтить каждый Русский.
12. Верую, яко Третий Рим должен расти землями, а остальной мир – умаляться, все украинствующие же суть изменники и бесы.
Нетрудно заметить, что в вышеприведенном тексте нет ни следа «неоконсервативной мысли». Перед нами старый знакомый – левый радикализм, припудренный под правый. Место сталинизма здесь занимает «госправославие», место «авангарда человечества» - «Москва - Третий Рим». Проповедуется вся та же тоталитарная государственность, все то же противостояние свободному миру, который все так же объявляется «загнивающим». Все так же подавляется личность и удушается свободная мысль, все так же сохраняется параноидальная вера в мировой заговор против «первой в мире страны победившего православия» и восстанавливается крепостное право для всех служилых сословий - кроме «православной номенклатуры» и ее вождей.
Теперь понятно, каковы «традиционные ценности», согласно которым сегодня тщатся выдрессировать русский народ и прочие народы России?