Религия
В блогах
Димитрий Смирнов, протоиерей, глава патриаршей комиссии по делам семьи
Фото: hramvkostino.ru
У нас женщины сами не понимают, что такое брак. Неохота сказать, что "я бесплатная проститутка", поэтому говорят: у меня гражданский брак. Здрасьте! Да нет, ты просто бесплатно оказываешь услуги - и все, а так тебя никто за жену не считает.
...Те мужчины, про которых говорят, что они женаты гражданским браком, они не считают их за жен, это просто временная утеха. Потому что если бы он относился к ней как к жене - ну что, трудно зарегистрироваться, что ли? Да нет, никакого труда.
Алексанлр Ищенко, судья Вилючинского городского суда
Свидетели Иеговы не желают выполнять некоторые основные законы общества. Они отказываются защищать родину. Разве это не противопоставление себя обществу? Кто должен тогда защищать родину, если большинство станут свидетелями Иеговы? Что тогда произойдет со страной? Разве это не угроза нашей национальной безопасности?
...Что будет завтра, если их станет много? Кто будет родину защищать?
Кирилл, патриарх Московский и Всея Руси
Давайте молиться, трудиться, чтобы и в нашем основном законе упоминался Бог. Потому что большинство российских граждан в Бога верят. Я не говорю только о православных - я говорю также о мусульманах и о многих, о многих других. Если в гимне может быть "хранимая Богом родная земля", почему об этом не может быть сказано в нашей Конституции?
Пока еще этого нет, но я думаю, что общими усилиями и молитвами мы будем содействовать тому, чтобы такая возвышенная идея, каковой является вера в Бога, которая формирует нравственность и личную, и общественную, и политическую, чтобы она присутствовала в том числе и в нашей Конституции.
Считаю, что сегодня можно было бы начать дискуссию об этом.
Кирилл, патриарх Московский и Всея Руси
Должно же быть где-то противодействие разрушительной силе интернета! Давайте зададимся вопросом: а где? Школа - вот место, где можно реально создать систему положительного воспитания нашей молодежи, насыщения их сознания такими ценностями, которые было бы трудно разрушить влиянием интернета. Но этим нужно заниматься не откладывая, потому что многое уже потеряно. Ведь наша неспособность мобилизоваться и организовать работу с детьми и молодежью привела к тому, что уже не одно поколение молодежи плохо знает историю, литературу и, что более всего меня печалит, не отличается сознательной любовью к своему Отечеству.
Не хотел бы пересказывать разговор молодых людей, который однажды услышал и который больно ранил мое сердце. Я только понял, что все их мечты связаны с другими странами, с другой культурой, что они устремляются туда и там хотят обустроить свою жизнь. Что же это, как не наша общая ошибка? Почему мы допускаем, что именно так, а не иначе формируется сознание молодежи? Почему такое разрушительное влияние оказывает Интернет, почему мы неспособны дать отпор этому разрушительному влиянию?
Димитрий Никитин, иерей (Барнаульская епархия РПЦ)
Фото: katun24.ru
О ботинках с крестом на подошве
С точки зрения православия это недопустимо в том смысле, что мы носим крест у себя на теле, но никак не на подошве, не на обуви. То есть мы не должны попирать его ногами. А кроме того, когда остается след, его тоже кто-то попирает, наступает на него. Это не благоговейное отношение к святыне.
Александр Сергеев, президент РАН
Фото Ивана Петрова
У нас есть нацпроекты, и задачи, которые там ставятся, для всех нас очень важные. И такая интегрирующая цель, как я считаю, стоит в нацпроекте "Демография". Это сложнейшая задача: 78+ к 2024 году (увеличить среднюю продолжительность жизни до 78 лет. - Ред.) и 80+ к 2030 году... Давайте вместе будем работать над тем, чтобы такие очень важные интегрирующие цели были достижимы. А это возможно, если мы объединим усилия науки и усилия РПЦ в плане идеологического воспитания нашего общества, прежде всего молодежи.
...Мне кажется, что мы вместе - ученые и наши уважаемые представители РПЦ - должны предлагать новые подходы, идеи, концепции, чтобы мы действительно решали эти проблемы народосбережения, чтобы мы действительно могли увидеть через 5-10 лет, что мы растем и формируемся как некая общность.
Павел Пожигайло, член Общественной палаты
Как-то меня спросили: "Если вы президент России, какие первые законы?" Первое - это запрет изучения английского языка... Второе - ликвидировать Министерство культуры... Естественно, я бы закрыл все театры.
...У меня была возможность получить хорошее образование, и в этом смысле я не просто какой-то с базара там сумасшедший. Язык ставит мировоззрение. Если русский язык - четыре часа (в неделю в средней школе. - Ред.), английский - шесть, мы выращиваем англичанина - англичанина, поверьте мне... Думать на английском - меняется мировоззрение... Это примитивный легкий язык, я свободно на нем общаюсь... Язык - это первое оружие массового поражения, которое было привнесено в 90-е годы.
...Театр - это альтернатива литургии. Театр, сцена, амвон, артисты и так далее - это альтернатива. Появилось же это фактически во времена Вольтера - ну, бурно расцвело. И в России это в XIX веке в основном, что, по Розанову, и подготовило русскую революцию. Театр - это подмена церкви, подмена вот этого акта служения в храме, замена храма... И потом уже неприлично не быть в театре, все в театре, в монокле и так далее... В Серебряном веке... в эту эпоху постмодернистского мощного развития... передовая часть элиты начинает утверждаться в своем убеждении в том, что они выше Бога и Сатаны.
...Конечно, я не против Исторического музея. Ну понятно - Третьяковская галерея. Но, к сожалению, и музеи сейчас пошли в ту же самую сторону - все эти инсталляции, все эти современные искусства... Говорят - надо построить много музеев, чтобы человек все время ходил и что-то обозревал. Но это же бред - ходить обозревать!
...Человек ходит шесть дней в неделю в театр, потом в музей - обозревает, потом, значит, в какую-то библиотеку - непонятно, чего он там будет делать. А еще телевизор с сериалами, еще интернет. То есть человек фактически вырывается из того социума, где он по-настоящему может быть счастливым, - в семье. Это абсолютно продуманная системная диверсия.
...В деревне надо дать гармонь, научить играть на гармони, сделать деревенский хор. Приехали, провели кастинг, создали деревенский хор, научили петь то, что пели 200 лет назад, и современное. А в Палехе вернули палехские росписи.
...В каждой школе сегодня будут делать будущих артистов. Из 140 миллионов в стране останется 40, ну а дальше России не будет.
Константин Малофеев, зампред Всемирного русского народного собора
Поставлена задача - защита прав русских, поскольку, как ни странно, именно русские в России обладают сегодня наименьшей защищенностью... Второе направление - защита чувств православных верующих от намеренных оскорблений. Мы отдаем себе отчет, что в большинстве случаев это провокации, призванные дестабилизировать и Церковь, и государство... Ради создания "хайпа" вокруг своей персоны они (художники. - Ред.) намеренно используют сакральные образы и символы, прежде всего крест. Мы это понимаем, поэтому в медийных битвах не участвуем, дабы не работать на их раскрутку, а тихо подаем соответствующие заявления в правоохранительные органы.
...Вопрос, на который у меня лично ответа нет: зачем сейчас, когда наш президент уверенно постулирует суверенное развитие страны, правительство РФ продолжает финансировать эту колониальную школу (Высшую школу экономики. - Ред.)?
...Во многих аспектах молодые сталинисты и монархисты сходятся. А вместе в своем поколении - численно значительно превышают либералов-западников. Просто последних сильно пиарит парадная "гей-медийная" среда, вот и создается ощущение, что их много.
...Нам проще сейчас объединить молодежь, которая не имеет еще стойких убеждений или предубеждений, основанных на многолетнем опыте. Среди них нет ни православных диссидентов, которых преследовало КГБ, ни тех, кто защищал остатки советской власти на баррикадах октября 1993-го.
...Содомиты проникли далеко наверх, особенно связаны с искусством, держатся друг за друга хвостами, подтаскивают. Но есть еще, банально, бюрократические механизмы, без всяких теорий заговора. РФ вступила в свое время в Совет Европы, была лишена там голоса. А сегодня за возврат туда активно борется: наши депутаты, видимо, очень хотят послушать, как меньшинства из стран, которых и на карте-то с трудом сыщешь, плюют в Россию с трибуны.
Это (реакция властей на летний "гей-скандал" в Крыму.- Ред.) важная победа над разветвленным гомосексуальным лобби в творческой среде, которое портит ребят еще в театральных вузах... Вдумайтесь: дошло до того, что для фильма "28 панфиловцев" мужественные молодые лица, похожие на фронтовиков сорок первого, приходится искать на "Беларусьфильме"!
Патриархия и политзеки
Движение "Христианское действие" выступило с призывом к христианам всех конфессий защищать узников совести. Это заявление было составлено после того, как со стороны представителей Московской патриархии посыпались нападки на священников, написавших письмо в защиту Константина Котова и фигурантов "московского дела".
Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе назвал письмо священников попыткой заняться правозащитной деятельностью, а значит - политической, а значит - борьбой с властью. А борьба с властью, как объясняет этот чиновник, не есть дело Церкви.
Мы вспомнили в связи с этим чиновников из Совета по делам религий в Советском Союзе, которые брали на себя функцию объяснять священникам, как им себя вести. Кто такой заместитель председателя Синодального отдела, объясняющий священникам, что есть дело Церкви? Читаем на сайте патриархии: окончил МГИМО в 2004-м, тогда же поступил на работу в отдел внешних церковных связей Московского патриархата и с тех пор работает в различных отделах этой организации. То есть даже духовного образования нет у молодого человека, которого патриархия уполномочила журить священников, многие из которых убелены сединами и служат уже не первое десятилетие.
Нам не понять, какую борьбу с властью могли усмотреть сотрудники патриархии в тексте, который назван печалованием и заканчивается словами: "Мы призываем всех к усиленной молитве о заключенных и о тех людях, в руках которых оказалась их судьба, о России, ее властях, воинстве и народе. Пусть Бог благословит всех нас Своим миром и подаст нам силы и решимость уважать и любить друг друга".
Профессор Андрей Зубов дал пламенную отповедь своему бывшему ученику. Тот написал холодный и высокомерный ответ профессору, в котором кроме фразочек, демонстрирующих элементарную невоспитанность чиновника, содержатся и такие: "вопрос заключенных по политическим статьям - это политический вопрос", "в политические игры мы играть не умеем и никогда не умели", "обращение священников... нарушает внутренние церковные документы... запрещающие участие в политической борьбе".
Если вспомнить, что все священники, расстрелянные в годы Большого террора, были обвинены по политическим статьям, то по логике чиновника деятельность другого отдела РПЦ - Синодальной комиссии по канонизации святых - является политической, поскольку самая значительная часть ее работы - это выявление судеб и дел без вины обвиненных по политическим статьям людей. Конечно, эти люди посмертно реабилитированы, и это о прошлом! Но как тут не вспомнить слова из Евангелия (Мф 23:29): Иисус Христос обличает книжников и фарисеев, которые строят гробницы пророкам и украшают памятники праведных, но сегодняшних праведников не пощадят!
Непосредственный начальник Вахтанга Кипшидзе, глава Синодального отдела Владимир Легойда заявил, что вообще-то священникам ничего не грозит (хорошая постановка вопроса!). Однако начавшаяся травля со стороны патриархии, поток предвзятых и как раз очень политизированных заявлений - это уже преследование, это психологическое давление на духовенство.
Между тем стало известно, что в Самарской епархии священников, подписавших письмо, заставили писать объяснительную. А вчера священник Филипп Парфенов сообщил у себя в Фейсбуке, что в Ханты-Мансийской епархии освободили от должности священника Марка Мазитова, клирика храма Покрова Божьей Матери города Мегиона, и фактически изгнали его из епархии. Этому предшествовал "не очень приятный разговор" с референтом архиерея о подписи под письмом священников.
18 сентября на сайте упомянутого Синодального отдела появилось сообщение, в котором кроме очередного недовольства письмом священников содержалась и приятная новость о том, что правозащитному центру Всемирного русского народного собора поручено "озаботиться изучением материалов дел лиц, упомянутых в вышеназванном заявлении, и иных лиц на предмет возможного нарушения их правв ходе судебного процесса".
С тех пор прошло уже 10 дней. Никаких вестей о ходе изучения дел правозащитниками ВРНС на сайте Московской патриархии нет. На судебные темы там пока только поздравление патриарха председателю Верховного суда Вячеславу Лебедеву. В нем есть такие слова: "Надеюсь, что сложившееся соработничество Верховного суда и Русской православной церкви будет и впредь способствовать утверждению в жизни людей непреходящих идеалов мира и добра, милосердия и справедливости".
В чем конкретно заключается соработничество Верховного cуда и патриархии, в сообщении не уточняется.
Будем надеться, что все-таки не в построении новой инквизиции. А если в ходе такого соработничества служащие патриархии втихую (как они настойчиво рекомендуют) посодействуют освобождению из тюрем ни в чем не повинных людей, так это и замечательно. Но это - если бы...
Олег Смолин, первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке
Я, будучи сторонником светского образования в государственной школе, поддержал бы это предложение (митрополита Волоколамского Илариона включить религиозные тексты в школьный курс литературы. - Ред.). Программа по литературе и без того большая. Надо понять, за счет каких других произведений можно было бы это сделать. Не за счет классики, сто процентов. Есть некоторые произведения относительно современной литературы, которые без великого вреда можно из школьной программы исключить. Например, "Архипелаг ГУЛАГ" дает довольно мало представления о реальном историческом процессе. Надо посмотреть программы и исключить то, что является слишком политизированным.
Я считаю, что знакомство с классическими произведениями религиозной литературы для общего развития ребят полезно. Я бы не стал делать это в старших классах, которые и так перенасыщены. Может быть, не позже восьмого.