Религия
В блогах
Владимир Юрасов, адвокат фирмы "Князев и партнеры"
(Комментируя возможность судебного разбирательства по надписи на майке "Богородица, Путина прогони")
Возможно, там и церковь в лице, скажем так, символа этого изображения, может претендовать на то, чтобы восстановить деловую репутацию, как это ни громко будет сказано, – этого лица, Богородицы. Но, в частности, и Путин имеет право быть заявителем. При этом надо понимать, что в России фамилию Путин носит не только президент Российской Федерации. Соответственно, и другие лица также могут претендовать на то, чтобы быть заявителями.
Ссылка
Церковь, церковь и "церковь"
Русские – козлы. Они взрывают по ночам жилые дома, бомбят кавказские города, топят подводные лодки, травят зрителей в театре газом... список можно продолжать... и наконец, сажают в тюрьму кого ни попадя по абсолютно вздорным обвинениям. Надеюсь, никому не придется объяснять, что подобный стеб, если его воспринимать всерьез, оскорбителен не только для русских, но и для всего народа России. Может, я все это зря? Ведь никому и не приходит в голову обвинять русский народ в мерзостях путинской вертикали. Народ действительно не приходит. Но как только речь заходит о церкви, приходит, да еще как!
Сколько же помоев вылито за последние дни на церковь! Извините, ссылок давать не буду, тошнит. Но основные аргументы напомню. Это и нанопыль, и часы патриарха, и пьяные ДТП священников, и хамские заявления Чаплина, и, конечно же, суд над Пусями. Дошло до выведения особой породы - homo orthodoxus. Так вот, мне, как православному христианину и члену Русской православной церкви, больно и обидно слышать подобные упреки по своему адресу. Я категорически отказываю в праве выступать от имени моей церкви тем, кто ее позорит и дискредитирует, будь он хоть священник, хоть епископ, хоть патриарх. Церковь - это не организация. В ней есть и элементы организации, хотя бы потому, что она состоит из людей и определенным образом организована. Но организации создаются людьми. Поэтому если в организации власть захватили мерзавцы, всякому порядочному человеку подобает из нее выйти и заняться созданием новой. А церковь создать нельзя. Создать церковь может только Бог. Так что если церковь больна, ее надо лечить. Если в ней что-то не так, даже очень серьезно не так, это надо исправлять. Но бросать церковь в беде — тяжелый грех. Это можно (и нужно) сделать только в одном случае — если она окончательно перестала быть церковью. А это значит, что в ней не осталось ни одного настоящего христианина, ни одного служащего всею своею жизнью Богу, а не Путину и не патриарху. А пока такие люди есть, можно говорить лишь о границах церкви, а не о ее наличии или отсутствии.
Для христиан первых веков вопрос о границах церкви не стоял. Стать христианином можно было только жестко противопоставив себя государству, а в некотором отношении и обществу. Те, кто выбрал для себя этот путь, и составляли церковь. Христиан гнали, преследовали и убивали «за одно имя», то есть за одно то, что они христиане; но их стойкость и мужество приводили только к одному — к церкви присоединялись новые и новые люди самых разных возрастов, наций, сословий, социального статуса и пр. Проблемы возникли в IV веке, когда в христианство обратился император. Быть христианином стало не только можно, но и выгодно; христиане стали занимать видные посты в государственной иерархии. Вот тут-то в церковь и «понаехало» множество людей, ищущих не служения Богу и ближнему, а карьеры и выгоды. Церковь долго, несколько веков, сопротивлялась. Существовавшая в то время практика катехизации не позволяла просто зайти в ближайший храм после работы и, уплатив определенную сумму, принять обряд крещения. К вступлению в церковь людей готовили в течение нескольких лет. Да и допускались на катехизацию только те, за кого поручился кто-то из христиан. Так что приступающий к крещению тогда понимал, какую ответственность он на себя берет. И все же, государство победило. И ключом к этой победе, конечно, оказались дети. Ведь ребенок может умереть некрещенным (КОШМАР!). Поэтому крестить стали детей, потом маленьких детей, потом совсем младенцев... А про катехизацию тихо забыли.
Сложилась парадоксальная ситуация. Христианами были почти все жители империи, а людей, реально служащих в первую очередь Господу, а всем господам по остаточному принципу, — ничтожное меньшинство. Так образовались как бы две церкви, или, вернее сказать, два представления, два понятия о церкви. К первой, ее называют церковью с маленькой буквы, относятся все, кто правильно крещен, не отлучен, верует в соответствии с догматами и исполняет канонические правила. Тут все ясно, хоть ксивы выдавай. А вот вторую, Церковь с большой буквы, составляют сам Христос и те, кто доверил свою жизнь Ему, готов идти, куда бы Он его не позвал или не послал. Тут сложнее. «Небесная канцелярия», как известно, указов не издает. Да и на лбу ни у кого не написано. Иными словами, никаких бесспорных критериев, по которым любой чиновник мог бы определить, принадлежит данный гражданин к Церкви или нет, не существует. Впрочем, сами христиане, как правило, легко узнают друг друга, сколь бы радикально ни различались обычаи и традиции церковных сообществ, к которым они принадлежат.
Эта двойственность породила и двойственное устройство церкви. Подавляющее ее большинство было устроено по поместно-приходскому принципу: каждый был приписан к определенному приходу, каждый занимал определенное место в иерархии. Но всегда сохранялось и другое — общины и братства. Здесь так или иначе служили все, а не только клирики. А предстоятель был не жрецом, совершающим таинства, а лишь старшим, по нашим понятиям - председателем. У католиков этот принцип называется конгрегационным и замечательно уживается с поместным. В православии, во всяком случае в русском православии, сложнее. Здесь государству удалось настолько подчинить себе поместную церковь, что в XVIII веке она вообще превратилась в «ведомство православного исповедания» с прямым подчинением государству. Это падение поместной церкви и привело к упадку, сделавшему возможной катастрофу 1917 года. Тут церкви пришлось подчиняться уже не государству, а нацепившим личину государства бандитам и террористам. А общины и братства всегда были, есть и будут. Даже в самые тяжелые времена советских гонений на церковь тайные собрания христиан регулярно проводились во многих местах нашей страны, хотя их всегда было немного.
А что же большинство, те самые миллионы верующих? Государственная церковь всегда относила их на свой счет, как свою паству. Но так ли это? И прежде мужик знал, о чем попу на исповеди сказать, а о чем лучше промолчать, ибо тот настучит. Потому и шли с тяжелыми проблемами не к попу, а к старцу — не иерарху, а духовному авторитету. В XX веке эта проблема еще более усугубилась. С некоторых пор без санкции Совета по делам религий (фактически бывшего подразделением КГБ) нельзя было рукоположить ни одного священника, не говоря уже о епископе. К счастью, эта система милостью божьей нередко давала сбои, иначе бы у нас давно уже не было ни одного честного попа. Так в РПЦ образовался еще один раскол — между сформированной под чутким надзором спецслужб иерархией и народом, устраивающим свою христианскую жизнь кто как может. Вот и получается, что церковь у нас - это не нечто одно, а как минимум три. С одной стороны, общины и братства, где несмотря на массу проблем церковная жизнь есть, с другой - аффилированная с властью вертикальная структура с конторой в Чистом переулке, а между ними церковный народ — миллионы, между прочим верующих.
Так вот, очень прошу всех, кто сейчас пишет что-либо о церкви, помнить: если вы хотите обвинить во всех вышеупомянутых грехах (от нанопыли до преследования Pussy Riot) эту самую структуру и эту самую контору, то вы несомненно правы. Но когда вы говорите «церковь», то масса людей вынуждена принять это на свой счет, чего они не только не заслужили, но сами страдают от этого больше вас.
Богатство Максима Соколова
...могу сказать за себя. В России у меня семья, работа, все движимое и недвижимое. Все мои сбережения - в российских банках... Блаженны [имущие], поскольку обремененность имением и ответственность за имение заставляет людей быть более осмотрительными, в меньшей степени поддаваться демагогам и скептически относиться к замышляющим у нас невозможные перевороты.
Максим Соколов, публицист. "Декларация лояльности"
21. Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
22. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
23. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;
24. и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.
Евангелие от Матфея, гл. 19
Обжалованию не подлежит
Решение Хамовнического суда можно обжаловать, а вот заявление Высшего церковного совета – нет. Оно окончательное. В том смысле, что окончательно раскалывает общество и, возможно, церковь. Убогий, противоречивый и какой-то очевидно бессовестный текст. Даже как-то жалко председателя Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимира Легойду, который нагнетал напряжение, пытался создать интригу и ожидание какого-то откровения в виде заявления. А получилось унылое и бездарное паскудство.
Сначала вроде Совет обращает внимание на то, что «юридическая оценка находится вне сферы компетенции церковного Священноначалия». А потом то же Священноначалие выступает с необычным для кодифицированного (не прецедентного) права предложением: «Созданный судебный прецедент должен предотвратить повторение подобных действий в будущем». Такая вот законодательная инициатива по поводу богохульства и кощунства. Ведь «то, что произошло, есть богохульство и кощунство»!
Но главная, на мой взгляд, подлость заявления в том, что в нем появился национальный дискурс. Призыв к воздержанию от «попыток мести, от любых незаконных, тем более насильственных деяний» обращен к «людям, религиозные и национальные чувства которых были глубоко оскорблены как самим актом кощунства, так и последовавшей за ним пропагандистской кампанией». Что это за оскорбленные «национальные чувства», откуда они взялись и какое отношение имеют к «пострадавшим» от панк-молебна?
Предостерегая от насилия, ВЦС благословляет «мирные гражданские действия, направленные на ограждение православного народа и его святынь от вражды и кощунства». Обращения в прокуратуру, судя по отношению к прецеденту Pussy Riot, РПЦ считает именно «мирным гражданским действием». Если так, то в заявлении нужно было бы привести телефон горячей линии прокуратуры, по которому каждому пострадавшему от кощунств и богохульств круглосуточно окажут правовую поддержку.
Сергей Марков, проректор РЭУ им. Плеханова, член Общественной палаты
Если Pussy Riot выходят на свободу без наказания и публичного искреннего раскаяния, то с высокой вероятностью после освобождения и радикализации русских националистических группировок они совершат самосуд и линчевание участниц панк-молебна... Если Pussy Riot будут прощены, то следующим шагом станут более жесткие кощунства... в алтаре будут заниматься сексом. Если Pussy Riot будут прощены без покаяния, то резко упадет уважение к русским православным в бытовых конфликтах.
Ссылка
Богомольные бесы
Мне довелось побывать только на одном заседании процесса по Pussy Riot в Хамовническом суде, это было 1 августа. В тот день один из свидетелей обвинения (так называемых свидетелей) сообщил суду, что, увидев нашумевший ролик в интернете, понял, что девушки молятся не Богородице, а темным силам, и обратился к следователю с просьбой дать ему встретиться с ними, чтобы объяснить, в какую бездну погибели те низвергаются. При этом столь удивительный «свидетель» показал судье какой-то листок и, заверяя ее в своих исключительных познаниях в области богословия, объяснил, что здесь под видом иконы изображен дьявол. К публике он листка не повернул, так что можно было только догадаться, что речь о коллаже, созданном в защиту девушек, где вместо лика иконы изображено лицо в маске Pussy Riot. И, возможно, смутившись, явной неуместностью своих откровений в стенах светского учреждения, «свидетель» пояснил, что такая категория, как дьявол, является неотъемлемой частью картины мира верующего человека.
Тут я подумала, что, пожалуй, без этой категории и не объяснить всего, что происходит в Хамовническом суде. Иначе устанешь глаза округлять от удивления, чувствовать себя наблюдателем фантастики, живой антиутопии, бреда наяву. А если вспомнить о мире невидимом, так сразу встанет все на свои места: да бес их всех попутал – вот и объяснение происходящему!
Взять хотя бы этого «свидетеля», который хотел наставить девушек на путь истинный, а стал свидетелем обвинения. В московских храмах группы поддержки заключенных не справляются с потоком писем из мест лишения свободы — так что бы этому господину к ним пойти, к тем, кто действительно нуждается в духовном наставничестве. Почему он не переживает за души тех, кто совершил действительно что-то преступное и страшное?
«Вы нам и сейчас сочувствуете?» - спросила у горе-свидетеля Мария Алехина. «Да», - ответил тот, не понимая, что его сумбурные и столь неуместные показания уже записаны в протокол — чтобы быть использованными против девушек, отнюдь не во благо их душам.
А как объяснить поведение следователя, который допрашивает этого доброхота как «свидетеля», относится всерьез к его показаниям, пытается пригласить его к выступлению на телевидении в какой-то программе Мамонтова, да еще и на суд выставляет на посмешище прессе? Логики никакой, здравого смысла нет, разве что бес попутал...
А как объяснить действия тех, кто принимал решение об аресте девушек, об уголовном преследовании за минутный эпизод, который не тянул и на административку? А тех иерархов, которые умудрились ранней весной в дни Великого поста отдать распоряжение во всех московских храмах собирать подписи под обращениями в прокуратуру, составленными в духе вдохновенных доносов сталинских времен?
Гонители и ненавистники Pussy Riot и по сей день не осознали, что огромная популярность и слава девушек, невероятное количество их поклонников, сторонников и защитников, рекорд просмотров нашумевшего ролика — все это дело их рук, все это они сделали, добившись ареста девушек.
Я в перерыве спросила того горе-свидетеля, когда он пришел к православию. Он ответил: в начале 90-х. То есть не тогда, когда хождение в церковь было опасным для карьеры, а тогда, когда можно стало. Так же в большинстве своем и все они — те, кто чувствует себя сегодня образцами церковного благочестия, забыв о своем комсомольском прошлом и не раскаявшись в нем. Они остались в своей глубине носителями той же бесовской идеологии, которую им внушили в совке, которая не мыслит себя без раздувания зла, без отчаянной ненависти к врагу, пусть даже вымышленному.
И когда люди в облачении, исполненные духом подобной идеологической ненависти, оказываются на амвоне и произносят проповедь с призывами к гонениям и карам – вот это действительно оскорбляет чувства верующих, действительно является кощунством и святотатством.
Сама я пришла к православию в те годы, когда за церковность могли из высшего учебного заведения выгнать (да меня и выгнали). Пришла в результате серьезного внутреннего поиска. Могла бы засвидетельствовать на суде, что нашумевший ролик нисколько моих религиозных чувств не задел, могла бы доказать, что в храме девушки ровным счетом ничего не осквернили, они даже и не ступили туда, где женщинам по церковным обычаям быть запрещается. Они не нарушили ход богослужения, поскольку такового в тот момент и не было, и проступок их в пустом храме был столь несущественным, что не стоило об этом и говорить. Ну да свидетелей защиты к суду, как известно, не допустили.
Из адвокатов так называемых потерпевших в Хамовническом суде мне запомнилась женщина, которая смотрела и на девушек, и на журналистов с таким озлоблением и холодом, будто ненависть, а не любовь ей по ее вере заповедана. Откуда столько ненависти и зла? Ведь наверняка она считает себя церковным человеком, мы могли бы оказаться с ней на одном богослужении в храме. Я даже спросила ее в перерыве, в какой она ходит приход, но она отшатнулась с таким раздражением, будто я враг заклятый.
Хотелось бы все-таки, чтобы очнулись они и осознали, какими силами движимы сегодня, чтобы отвратились от зла и обратились к Богу, то есть исполнились духом сострадания, любви и милосердия, и покаялись в своем жестокосердии. Чтобы охранники, которые избили людей за слова из Евангелия «Блаженны милостивые» на ступенях храма, ужаснулись содеянному и от души попросили у избитых прощения.
А девушек – Надежду, Екатерину и Марию – нужно немедленно освободить и оправдать. В этом, я надеюсь, мало кто сомневается сегодня.
PUSSY RIOT SCHOOL. Урок 6. Голгофа Pussy Riot
(Урок 5 см. здесь)
6 мая я шла в балаклаве и яркой одежде кислотного цвета по Якиманке, одной рукой поддерживая над головой большую белую ленту, которая растянулась на десятки метров, когда по этой молочной реке ко мне приплыла икона. Чудесным образом обретенная. С тех пор она висит у меня над кроватью, и я молюсь перед ней за освобождение панк-узниц - Кати, Нади и Маши.
1.CHRIST-LIKE FIGURE
В английском языке давно установился термин для персонажа, прообраз которого можно увидеть в Христе, – Christ-like figure. Этот термин трудно перевести на русский. Христоподобный? Христовидный? Подобный Христу? Все звучит слишком претенциозно: слова нет, а явление есть. Известно, что художника, поэта, музыканта, преследуемого церковью или обезумевшим обществом, и в русской культуре традиционно сравнивают с распятым Христом. Вспомним, хотя бы, хрестоматийное из Лермонтова: «И прежний сняв венок — они венец терновый,// Увитый лаврами, надели на него...» или Пастернака: «Если только можно, Aвва Oтче,// Чашу эту мимо пронеси». В сопоставлении Христа и Художника - внутренний стержень романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Примеров можно привести много.
Еще в 2003 году, после разгрома выставки «Осторожно, религия!», я увидела в судебной расправе много параллелей с распятием Христа. Смерть художника Ани Альчук, которую «православные» преследователи прямо или косвенно довели до гибели, стала распятием длиною в два с лишним года. И почти все друзья (апостолы) тогда в страхе разбежались. Остался верный муж Михаил Рыклин, описавший ее крестный путь в книге «Свастика, крест, звезда». Это новое Евангелие от Михаила, похоже, станет "синоптическим", ибо его сюжет имеет много общего с новым судилищем – над Pussy Riot.
2. ХРИСТОС, ИЗГОНЯЮЩИЙ ТОРГОВЦЕВ ИЗ ХРАМА
Очищение Храма – наиболее часто цитируемый эпизод в связи с панк-молебном в ХХС. Эта аналогия ярко прозвучала в акции питерского художника с «говорящим» именем Петр Павленский (Петр и Павел?), который встал с зашитым ртом перед Казанским собором, держа в руках красноречивый плакат: «Выступление Pussy Riot было переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа. Мф. 21: 12-13». В Евангелии от Матфея читаем: "И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано "дом мой домом молитвы наречется"; а вы сделали его вертепом разбойников".
Ветхозаветный пророк Малахия говорил, что Мессия появится неожиданно и очистит храм: "И внезапно придет в храм Свой Господь, которого вы ищете... Вот Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он – как Господь расплавляющий и как щелок очищающий" (3: 1-2).
Вторжение Pussy Riot в храм было внезапным, они не делом, но словом своим «опрокинули» многие столы «торговцев и менял» - тех, кто обменял свою веру на карьеру и роскошь, на виллы и яхты, кто продает «главный храм страны» налево и направо, на концерты и корпоративы, делая бизнес на людском горе, болезнях, смерти, на всем. Продается все! У вас радость? Рождение ребенка или свадьба? Выкладывайте тысячи рублей на крестины и венчание. Вы потеряли близкого человека? У вас горе? Для него тоже есть прейскурант - на отпевание. Всему есть денежный эквивалент в единицах добровольно-принудительного пожертвования. Сам Христос с легкостью меняется торговцами на Царя или просто заменяется Путиным. Об этом кричат панки, но этого не видят прихожане.
Протоиерей Вячеслав Винников - единственный из священников РПЦ, кто увидел Христа в пришествии Pussy Riot, единственный, кто понял, что «их Господь послал для нашего вразумления». Это же увидел и отец Глеб Якунин, давно изгнанный торговцами из храма, то есть отлученный ими от торговой корпорации. Ему было дано увидеть в них новых панк-юродивых, чья «песня с амвона сильнее ОМОНа». Он создал целую раешную пуссиану о «бронепанковой» небесной силе, посланной Богородицей, которая «от их молитв не отгородится».
Христос очищает Храм от торговли, что несовместима с молитвой. В панк-молитве есть несколько строк, в которых обличается обогащение за счет Бога и Храма, по существу – торговля Богом: это «Крестный ход из черных лимузинов» и «В школу к тебе собирается проповедник,// Иди на урок - принеси ему денег!» Крестный ход – это путь на Голгофу, в рубище и босиком, ноги, разбитые в кровь, пот ручьями под палящим солнцем, нищета и отверженность, побои и проклятия, а вокруг солдатня, избивающая, а не охраняющая, палачи, а не охранники. Пастыри в черных лимузинах – это пародия на Via Dolorosa.
Но есть строки, обличающие и более страшный грех. Глава церкви, кланяющийся главе организации, пролившей кровь тысяч и тысяч христиан («Глава КГБ, их главный святой»), - это идолопоклонство. Против идолопоклонства выступали многие пророки, здесь Pussy Riot звучат абсолютно по-библейски. Либо новомученики – либо КГБ/ФСБ. Либо Бог – либо Путин. Нельзя служить двум господам. И фиговым листком из «государственно-церковной симфонии» здесь не прикроешься. Слишком много крови было пролито. Утонешь.
Первосвященники не простили Христу вторжения в Храм. После этого они и решили погубить Его. Храм был символом народа, о великолепии его ходили легенды, слова и поступки Христа были кощунством в глазах «истинно верующих» и «патриотов» своей страны. Храм по сути, и убил Христа в лице своих служителей. Отсюда рождается высокая трагическая параллель: Христос – Художник – Храм.
3. КАК МОЖЕТ САТАНА ИЗГОНЯТЬ САТАНУ? (Лк. 3:23)
Чем ближе приговор, тем большие обороты набирает конспирологическая версия Pussy Riot. Мне еще в марте сообщили популярную мысль, что панк-молебен устроили (или потом раскрутили) для того, чтобы отвлечь нас от более важных проблем страны, переключить людей с протеста на «кощунство». Неубедительно, поскольку акция в ХХС только обострила все остальные проблемы (в том числе даже международные), стала символом и авангардом протеста, более того – загнала власть в тупик. Как неубедительна и версия тщеславных, что девушки хотели лишь попиариться. На несколько лет в тюрьме? А вы лица их видели? Речи их слышали? Искренние и чистые, скромные и смелые, Маша, Катя и Надя – интеллигенты и интеллектуалы, яркие личности и убежденные борцы с насилием и ложью. Разуй глаза, как любила говорить моя бабушка. Имеющие глаза да увидят. Имеющие уши да услышат.
Недавно протодьякон всея Руси заявил, что за акцией могли стоять люди из штаба Путина. Ну прямо по Евангелию! «Учителя Закона, пришедшие из Иерусалима, говорили: В Нем Вельзевул! Это старший над бесами дал Ему силу изгонять бесов. Тогда Иисус, подозвав их к Себе, стал говорить притчами: Как может Сатана изгонять Сатану?» Как может Путин, или его приспешники, подготовить молебен «Путина прогони!»?
Идея заговора, как обычно, придумывается людьми, которые сами не способны обличить зло, потому что связаны с ним и служат ему.
4. «ЕСЛИ ОТПУСТИШЬ ЕГО, ТЫ НЕ ДРУГ КЕСАРЮ» (Ин. 19:12)
«Обращение к прокурору», зачитанное в московских храмах 18 марта, сравнивают с обращением первосвященников к прокуратору Иудеи Понтию Пилату. Аналогия очевидна. Церковные начальники и в Иерусалиме, и в Москве начинают с религиозных обвинений в кощунстве и богохульстве, а затем переходят на язык государственных преступлений. В Евангелии от Иоанна: «С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю». В церковном «Обращении к прокурору»: «В сети Интернет, теле-радио и печатных СМИ транслируется видеоролик провокации, цитируются оскорбления в адрес священнослужителей и руководителей (там вроде про одного? – Е.В.) государства». К «глумлению», «унижению» и «осквернению» в конце письма прибавлено убойное слово «экстремистские действия». Это уже иная статья. Преступление против государя и государства. Обвинение Христа в намерении разрушить Храм сегодня бы определили как подготовку террористического акта.
5. «И ХОТЯ МНОГИЕ ВЫСТУПАЛИ КАК ЛЖЕСВИДЕТЕЛИ, ИМ ЭТО НЕ УДАЛОСЬ» (Мф. 26:60)
Синедрион в Иерусалиме вел судебное разбирательство в большой поспешности и в нарушение многих законов. Приговор вынесли до судебного разбирательства: когда приговорили Христа к смерти, не было даже состава преступления (Мф. 26:3-5). Евангелисты свидетельствуют, что это был не суд, а фарс, так как целью было не установление истины, а обвинение любыми средствами, даже путем лжесвидетельства. В Иерусалиме ночью нашли двух лжесвидетелей (хотя приходили многие). В Москве при свете дня обнаружилось около двадцати, считая потерпевших, свидетелей, адвокатов обвинения и авторов третьей экспертизы. В Иерусалиме, как и сегодня в Москве, суд не заслушал свидетелей защиты (лишь десятую часть из них допустили до Хамсуда), а ограничился только свидетелями обвинения. Синедрион отверг ходатайство Христа о допросе Его свидетелей: «Спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил» (Ин. 18:21). Не спросили. Так что не было и состязательности сторон.
Но не было и людей у стен Синедриона, которые кричали бы «Свободу Иешуа!» А у Pussy Riot такие люди есть, а значит, есть и надежда, что мы сможем остановить эту экзекуцию. Приходите к Хамсуду 17 августа в 14.00. Встанем на пути у «крестного хода из черных лимузинов» на Голгофу Pussy Riot.
Блаженны милостивые
Реакция большинства православных на панк-молебен в ХХС просто отвратная. Самое противное в ней то, что молебен тот не признается молитвой. Вот, мол, патриарх молится – это молитва: священники молятся, я молюсь – это молитва, а у этих девчонок какая ж молитва? От непризнания их молитвы происходят и все обвинения: хулиганки, кощунницы, дурочки и пр. А молитва должна идти от сердца, и тогда ее услышит и Господь, и мир изменится вокруг. Так и случилось с молитвой Нади, Кати и Маши. А значит, то была настоящая молитва. Ее услышали и повторяют люди во всем мире.
Ужасно еще и то, что нападки на девочек обрушиваются, когда те сидят в тюрьме. Это особенно гадко и безжалостно. Пока человек в тюрьме, мы можем только жалеть его или защищать невинного, молиться о его освобождении. Слушаю людей и ужасаюсь тому, сколько в них «христианско-православного» немилосердия, нелюбви, жестокости, непрощения, злобы. Девочки сидят в тюрьме, где каждый день мучителен, их там пытают, не кормят, не поят, спать не дают, оскорбляют, натравливают на них собак, а православные христиане от этого в каком-то восторге: пусть, мол, посидят, для души полезно. Нет никакой души у того, кто так рассуждает, камень у него, а не душа. Такие стоят у Креста и не видят мучений распинаемых, не видят их судорог, боли, не видят их ран, не слышат плача их детей... Слепы и глухи к страданию, а ведь в сострадании – сердце христианства. Православные, что равнодушно, безучастно смотрят на распинаемых, буквально становятся тем копьем, которым пронзает, прободает девочек наша церковь. Как нравится, оказывается, нашим православным все время кого-нибудь распинать! Без этого какая же будет «жизнь во Христе»! И орудие распятия – Великий Гвоздь – объявили главным символом православия.
Что же это за «христианство» такое вошло в сердце православных, из каких книг они его почерпнули? Но уж точно не в Евангелии они нашли такого немилосердного бога.
Позвонила прихожанка и задала «вопрос года»: «Отец Вячеслав, а что бы с ними сделали, если бы они пропели свой молебен в синагоге или мечети?» Подтекст этого вопроса такой, что их бы там просто убили или сожгли. И с каким злорадным смакованием люди произносят этот вопрос! Люди, считающие себя христианами, правильно славящими Бога. После этого вопроса с ними не хочется больше разговаривать. В нем такая ненависть: и к девочкам, и к мусульманам, и к иудеям! Настоящая религиозная ненависть – именно в этом вопросе. Он сразу разоблачает тех, кто его задает.
За две тысячи лет Церковь Христова так ничему и не научила нас: ни христианской любви, ни милосердию, ни жажде правды. Значит – сама не впитала в себя Христова учения, и настоящей Церковью никогда не была. Легко шла на преследования, казни, сажала инакомыслящих–инаковерующих, гнала старообрядцев... Вот и плоды этой жестокости – три девочки за решеткой, страдания которых не волнуют ни патриарха, ни священников, ни большинство мирян. Все они прошли бы мимо распятого Христа, обозвав Его кощунником, и пошли бы по своим делам: работать, учиться, молиться.
Равнодушие к страданиям других вошло у нас в христианскую норму. Говоришь с такими православными о муках заключенных, а они тебя не слышат. У них свой Христос, свое Евангелие, своя молитва. Они могут засадить девочек своей молитвой на долгие года, хоть пожизненно, и продолжать спокойно жить, работать, растить детей и учить их своему христианству. Потому и вышли люди к храму со словами «Блаженны милостивые», в которых призыв – вспомнить о всемилостивом Спасе посреди жестокосердия и окамененного бесчувствия.
Церковь изменила Христу, распятому при Понтийском Пилате, и выдумала какого-то другого Христа, который не умер на Кресте за этих распинаемых девочек. Он их будто обошел стороной, они вне Христовой любви, поэтому их можно сажать, травить, издеваться над ними.
Но верю, что блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Православные неверующие
Сегодня утром перед храмом Христа Спасителя в Москве прошла акция в поддержку арестованных участниц группы Pussy Riot. Собравшиеся составили из букв евангельское изречение "Блаженны милостивые", адресуя его, понятное дело, к суду, который, как известно, в пятницу должен огласить приговор.
Акцию, разумеется, жестко разогнали. Видимо, фразы из Евангелия сегодня считаются богохульными и кощунственными. Может быть, кто-то этому изумится, но не мы, живущие здесь и сейчас. Жизнь довольно настойчиво и грубо учит нас ничему не удивляться. И будет очень скверно, если мы эту науку усвоим.
Сейчас ведется очень много разговоров о вере и безверии, о свободе совести и воли, о сращении церкви и государства, о личном выборе и многом другом. И конечно же, о том, что же такое РПЦ – религиозная ли организация, государственное ли учреждение, институт ли идейного обеспечения государственной власти, механически заменивший собой какой-нибудь Институт марксизма-ленинизма.
Ответ, как мне кажется, в том, что понятия «верующий» и «православный» в наши дни, как ни странно, в огромном числе случаев фатально не совпадают. По результатам множества социологических опросов выясняется, что на вопрос "считаете ли вы себя православным" положительно отвечает намного больше опрошенных, чем на вопрос "верите ли вы в бога". Получается, в стране живет огромное количество «неверующих православных», то есть тех, для кого православие – это вовсе не религия, а все что угодно: государственная идеология, партийная принадлежность или, пуще того, национальность.
Удивительно ли, что евангельский призыв к милости, высказанный к тому же не в канонической форме и, что самое главное, без согласования с начальством, воспринимается как опасная ересь.
В любимой моей книге Михаила Леоновича Гаспарова "Записи и выписки" есть такое прекрасное место:
"Я неверующий", - сказал я. "Но православный неверующий?" - забеспокоился старый Ш. И услышав "да", успокоился.
Процесс Pussy Riot: власть теряет почву под ногами
Я надеюсь, что девушкам из Pussy Riot назначат не слишком суровое наказание. Учитывая, что Путин какой-то сигнал подал, им, наверное, дадут столько, сколько они отсидели. Это будет, возможно, самое разумное решение со стороны власти. Но все равно справедливость не восторжествует, потому что она была непоправимо попрана с первой их ночи, проведенной в тюрьме. Правда, компенсацией будет мировая известность, которую им, проявив похвальное усердие, обеспечили наши карательные и церковные власти. А процесс над ними войдет в историю как пример средневекового мракобесия.
Что касается искусства Pussy Riot (безотносительно к их поступку), тут я ни за, ни против, потому что вообще не понимаю многих современных перформансов и инсталляций. Впервые я познакомился с таким жанром лет 35 назад, когда увидел где-то на выставке реальное поношенное пальто художника Одноралова, которое было выставлено как инсталляция или как перформанс. И это считалось новым шагом в искусстве.
Поступок девушек - это то, что футуристы когда-то назвали пощечиной общественному вкусу. Я понимаю тех, кто возмутился тем, что они сделали. Так же нехорошо было бы, если бы они, допустим, вскочили в театре на сцену и нарушили ход какого-нибудь спектакля. В таких случаях людей выводят, может быть, штрафуют. Но та мерзость, которая последовала за этим выступлением, просто невообразима. Это сочетание чудовищного невежества, жестокости и глупости. Шабаш, который устроили сторонники расправы над девушками, напоминает, пожалуй, советские перформансы тридцатых годов, когда такая же публика дружным ревом откликалась на призыв расстрелять оппозиционеров как бешеных собак.
Люди, которые оголтело клянут Pussy Riot и требуют для них самой суровой кары, ничем не отличаются от большевиков, которые крушили церкви, сбивали кресты и устраивали в церквях свинарники или картофелехранилища. Мерзость еще и в том, что поощряется самодеятельность разных подонков – я говорю о том человеке, который ударил женщину, защитницу арестанток, и говорит, что и дальше будет это делать. Если его за это не накажут, это будет прямым поощрением самосуда толпы.
Я, кстати, не верю в искренность гнева требующих расправы над девушками. Я думаю, девять десятых из них распаляют себя и входят в раж в расчете на то, что их «патриотическое» рвение будет замечено и по достоинству оценено. Я таких людей встречал на собственном пути, когда, например, меня прорабатывали за «Чонкина». На разборе моего персонального дела такие же оголтелые «критики» впадали в истерику, изображая ужасный гнев, который у них якобы вызвало мое кощунственное повествование (я был тоже кощунником), а потом, утерев слюну, спокойно шли в буфет получать заслуженную порцию сосисок.
Говорят, что с девушками поступили бы более жестко, если бы они спели в мечети или синагоге. Я думаю, что если бы они это же сделали в клетке с тиграми или в ящике с ядовитыми змеями, им тоже было бы не очень хорошо. И вообще есть еще много каких-то мест, где им было бы еще хуже. А если бы они, скажем, 5 декабря 1931 года в храме Христа Спасителя попросили Богородицу убрать Сталина, то их взорвали бы вместе с храмом и атеистические предшественники наших разгневанных православных очень бы такой перформанс одобрили.
Вообще вся эта история напоминает мне другое историческое событие: процесс Синявского и Даниэля, который благодаря тем, кто его направлял, проводил и горячо одобрял, сильно подорвал устои советского государства, открыв глаза миллионам людей внутри страны и за рубежом на репрессивную сущность режима. Этот процесс породил протестное движение, которое называли по-разному: правозащитное, диссидентское, демократическое. На Западе многие люди, все еще симпатизировавшие стране «победившего социализма», включая коммунистов, отшатнулись, разочаровались в ней (как сейчас разочаровываются верующие в РПЦ), а многие стали и просто врагами. Советский Союз потерял многих старых друзей, приобрел многих новых врагов и в результате этой и других попутных причин в конце концов рухнул.
Когда советская власть начала бороться с диссидентством, она очень сильно подрубила сук, на котором сидела. Нынешняя власть сейчас делает то же самое и теряет почву под ногами. А церковь делает все, чтобы отвратить от себя верующих и колеблющихся.
В заключение хочу сказать, что когда я впервые услышал об этой группе и увидел по ТВ их выступление на Лобном месте, а потом и в ХХС, я их не одобрил и не осудил, но подумал, что это какие-то глупые хулиганки-эпатажницы. Но теперь, прочтя речи девушек на суде и некоторые их высказывания до него, я увидел, что на самом деле это достаточно образованные и мыслящие личности (в отличие от иных певиц и балерин), у которых есть определенные взгляды на жизнь и умение их излагать не только своими плясками, но и словами. И поведение их в заключении, на фоне тех проклятий, которые на них обрушились, и угрозы сурового приговора, вполне достойно и заслуживает безусловного уважения.