Религия
В блогах
Молчание отцов
«Где начало того конца, которым неизменно оканчивается начало»? В отношении РПЦ МП? Ведь то, что началось при тов. Сталине и Страгородском 4 сентября 1943 года, заканчивается при тов. Путине и Гундяеве - если и не 17 августа 2012, то немногим позже. Лично мне кажется, что наступает конец конца этой сталинской церкви, ее тяжелая агония. Естественно, думаешь — а дальше-то что? «Оковы тяжкие падут, темницы рухнут» — долго ждать не придется, а вот что будет с РПЦ? Люстрация путем ампутации, как о том уже с осени говорит Станислав Белковский?
Вопросов, как всегда, больше, чем ответов. Есть среди них и такой, болезненный, — ну почему, почему ни один священник РПЦ МП не пришел к Хамсуду? Не покаялся, не призвал к милосердию? Не предложил себя в качестве свидетеля защиты? Речь не написал? Ведь только отец Вячеслав Винников на «Гранях» и «Кредо» да отец Павел Адельгейм в блоге ясно, недвусмысленно и до конца обозначили суть происходящего и свое христианское отношение к нему. Да еще трое-четверо священников осторожно, аккуратно так, без имен и точных характеристик напомнили некоторые слова Евангелия. Спасибо им за это.
Пощадит ли Господь наш российский содом с гоморрой ради двух праведников? А церковь нашу? Неужели наши замечательные отцы — Александр Борисов, Георгий Кочетков, Петр Мещеринов, Владимир Лапшин и многие другие — не понимают, какие раны наносят они своим молчанием — страшно сказать — Христу? Так ради чего??? Сохранения своих приходов (общин, институтов) внутри безбожной и гнилой поместной церкви («ты носишь имя, будто ты жив, но ты мертв»)? Что спасать-то, кроме своих грехов, выдаваемых за добродетели? И откуда это убеждение, что церковь спасает очередной отец Крокодилий — Сергий ли Страгородский своей Декларацией 1927 года либо другой какой, — а не Христос, к которому обращались Екатерина, Мария и Надежда 21 февраля?
Нет, не понимаю. Но ясно вижу — своим молчанием отцы, да и мы, если молчим, губим нашу РПЦ МП. И себя с ней тоже.
Но ведь еще есть время, совсем немного...
А если им не воспользоваться, то тогда — только ампутация. Как с МВД, ФСБ, АП и прочими абвгд. Потому что молчание означает только то, что пресловутые «врата ада» одолели-таки данную поместную церковь, ее служителей и прихожан.
Досвидос, как говорят в народе.
«Суди меня, судия неправедный...»
Не думаю, что напишу о деле Марии Алехиной, Екатерины Самуцевич и Надежды Толоконниковой что-то особенно оригинальное. Моя точка зрения исчерпывается тем, что я сама бывший зек и правозащитник, а вдобавок - рядовой православный интеллигент. Юридическая подкованность (по первой «специальности») и православное сознание мне говорят, что никакого кощунства не было, да и хулиганства не было - разве что такое мелкое, за которое девушек сразу и постигло соразмерное наказание: их вывели из храма. И на этом, казалось, все кончится. Поступок был не вполне уместным, что девушки и сами признали на суде и извинились. И охранники, кстати, выводя девиц из храма, видимо, считали свою миссию оконченной. (И не предполагали, что их пошлют выступать «потерпевшими» и расписывать свои душевные страдания.)
Еще прибавлю, что, на мой взгляд, и «искусства» никакого особенно не было. Та же история, что с выступлением на Лобном месте. Я тогда была очень тронута, что про нас вспомнили и даже включили в песню слова «За нашу и вашу свободу», но в целом-то текст был совершенно беспомощным. И спетый в храме текст, за исключением ударной ключевой фразы, тоже выглядит довольно средненьким. Другое дело, что я абсолютный приверженец свободы слова, даже в том случае, когда таковое мне не нравится по содержанию или, как в данном случае, по форме. Но, пока с девушками ничего страшного не произошло, я по их поводу помалкивала.
Их арест, конечно, все изменил. Я подписала какие-то письма, отмечала ход дела в своем ЖЖ (не столько писала сама, сколько время от времени делала перепосты, иногда снабжая их несколькими словами от себя). Но еще и это не вылезало за нормальные рамки ненормальной российской действительности. В конце концов, я уже несколько лет делаю записи под одним и тем же заголовком «Свободу политзаключенным!». И тут наступил суд. Как выразительно написал о нем мой собрат по ЖЖ Владимир Абаринов, это было «смешение Кафки со Страной чудес, где сторожевой пес - не собака, а спецсредство, истерзанный душевными страданиями свидетель спит, как Соня, а все прочие являют собой смесь Безумного Шляпника с Мартовским Зайцем». Но меня особенно поразила судья. Тут я сделала не перепост, а короткую запись от себя под заголовком «Фемида»:
«Я уже не делаю почти никаких перепостов, только читаю и ужасаюсь - думаю, что все, что я читаю, читают и другие, и с теми же чувствами. Уровень беззакония и правовой безграмотности российской Фемиды зашкаливает. Если некоторые свидетели напоминают некоторых свидетелей на процессе Бродского и на суде над пятью демонстрантами, то судья Сырова превзошла и Савельеву*, и нашу Лубенцову (Лубянцеву). И это не потому, что она такая особенная, - это новый тип, совершенно соответствующий "социальному заказу" и в каком-то смысле отражающий состояние не только государства, но и общества».
Интересно, что в комментариях мне возразил мой друг, бывший политзек Эдуард Хямяляйнен:
«...это не новое явление, это несколько подзабытое старое во всей своей красе вылезло наружу. Судьи советских времен вели себя в подобных делах ничуть не лучше. Примеров этому немерено. Например, я сам получил в 1976 году 15 суток за якобы избиение прохожего (выше меня на голову), нецензурную брань (обсценную лексику никогда не использовал) и паразитический образ жизни (уволился с работы за два часа до задержания). Никакие мои доводы, указывающие на абсурдность выдвинутых против меня обвинений, на судью, молодую даму, не подействовали. В те дни были задержаны подобным образом несколько человек в разных городах СССР. КГБ не хотел, чтобы состоялась наша встреча, поэтому и отдал соответствующие распоряжения МВД и судебным органам.
Не было тогда никакой мало-мальски свободной печати (я уж не говорю про Интернет), поэтому никто и не знал о незаконных задержаниях и судах. Тем более если это случалось в провинции».
На что я, подумав, ответила:
«Может быть, действительно, интернетная (и отчасти прочая) гласность создает такое впечатление. Но!!! Тогда они действовали "за закрытыми дверями (даже если) открытого суда" и знали, что гласности никакой, а уж по крайней мере немедленной, не будет. Сегодняшняя их наглость, когда они знают, что каждое слово будет тут же вынесено и УВЕКОВЕЧЕНО, - вот серьезное отличие».
Но вернусь к вопросу, в каком же смысле поведение судьи Сыровой отражает состояние не только государства, но и общества. Не по одному же она «социальному заказу» сверху действовала с такой нескрываемой, прямо самозабвенной злобой, как бы и не приличествующей отправителю правосудия. Мне кажется - только не забудьте: я не очевидец, я смотрю на происходящее из своего «прекрасного далека» и главным образом через то, что я читаю в интернете, - что сегодня в России не стыдно (а то и хорошим тоном считается) быть злобным. Злобны «православные», злобны атеисты, злобны мелкие сошки и большие начальники. По новому закону, предназначенному карать «за оскорбление», можно было бы пересажать чуть не всю страну, только знай подавай жалобы в суды. И какими же злобными и оскорбительными будут эти жалобы!
Ладно, вернусь к нашим девушкам. Я совершенно разделяю мнение адвокатов, что никакой приговор кроме оправдательного не будет правосудным. То есть даже условный срок и выход их на свободу (самый лучший мыслимый вариант) все равно останется торжеством неправосудия. И вдруг мне пришла смешная мысль: вообразим себе, что 17 августа судья Сырова произносит этот самый оправдательный приговор. Ну, прикажут ей, ради того чтобы прекратить скандал, уже всемирный. С одной стороны, замечательно, с другой - какое же тут торжество правосудия, если «независимый суд» выносит приговор по приказу?
Париж, 12/13 августа
* ...и в овале бадьи
видит лицо судьи
Савельевой и тайком
в лоб стучит молотком.
архимандрит Наум (Байбородин)
Раньше Закон Божий в школах преподавали. Люди соблюдали посты. Апостольское правило хранилось. Монастыри были оплотами веры. И сколько по вере народной творилось чудес. Церковь просвещала народ... Церковь была в союзе с государством...
Но народом управляли сатанисты. Все сделали, чтобы в России очень легко было устроить переворот. Председатель Комитета министров, потом Совета министров С.Ю. Витте был сатанистом, врагом Христовым. Написал Манифест 17 октября. При нем с руководящих да учительских должностей православных верующих увольняли. Ставили каких-то французов...
В мире действует темная сила, которая поклоняется дьяволу, ненавидит Евангелие, Церковь, Православие... Сейчас у нас в стране прошли президентские выборы. Намечался запланированный из-за рубежа переворот, но Путин все-таки предпринял меры, не допустил гражданской войны. Не произошло переворота, не дошло до стрельбы.
Сталин перед войной пересажал всех масонов, не было тогда "пятой колонны". Мать Сталина Екатерина была верующей, сам он говорил, что она до самой смерти сожалела, что он не стал священником. Когда в начале войны бывший семинарист Сталин столкнулся с чудесами, происходящими на фронтах, он приказал открыть храмы, восстановить Патриаршество...
Видимо, конец уже близок. Если в России зло будет распространяться, то этим будет приближаться конец Света. Может быть большая война... Должно утверждать Евангелие, водворять Истину, добро и святость. Особенно женщин надо привести в порядок, прекратить блудодеяния. Какое нечестие было в храме Христа Спасителя. Веру Божию надо воздвигать, а не уничижать. Страна погибнет, если не запрещать богохульство...
Темные силы не отказались от своих планов насчет нашей страны. И сейчас всюду у власти враги Христовы. Если верующие учителя говорят истину о Христе, их увольняют, ставят врагов Церкви... Народу сегодня нужны добрые правители, только они смогут темные силы упразднить. Старых мудрых людей надо привлекать, советоваться, чтобы через бестолковых правителей не хулилось Имя Божие... А как соблюдать Закон Божий, если он неизвестен? Библию надо читать. Но на русском языке сейчас много искаженных текстов. Читать надо по-церковнославянски. Для кого написана Библия? "Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии, разве Мене" (Исх. 20, 2-3). А сейчас зарегистрировано около тысячи вер.
Ссылка
Православничающие проходимцы
Пляска свиных рыл на развалинах русской культуры перестала быть хаотичной и обрела тошнотворный характер организованного глумления над обществом и институтами нормальной человеческой жизни. Бандиты от религии и хулиганы от правосудия, пользуясь полным беспределом аморальной и самозваной власти, преступно глумятся не только над чувствами всех нормальных людей, не только над здравым смыслом, который не может не брезговать затхлым клерикализмом и воинствующим мракобесием (тем паче что эти чувства наигранны и имитируются по указке главного героя панк-молебна), но и над конституцией, правом, законностью, разумом. Это то, о чем недавно написал Александр Скобов: "В деле Pussy Riot государство не просто произвольно манипулирует законом или даже игнорирует его. Оно на наших глазах творит новую законность. Вернее, возвращают хорошо забытую старую".
Хорошо забытая старая законность, которую они возвращают, есть псевдозаконность идеократии – системы, при которой господствует презумпция виновности, а социальные институты томятся в когтях утопической и лживой идеологии и служат ее торжеству. После 1917 года это была идеология марксизма-ленинизма, затем - идеология сталинофашизма, припудренная марксистско-ленинскими заклинаниями. Сегодня это идеология Москвы - третьего Рима и русской «богоизбранности», припудренная сталинофашизмом и позорным клерикализмом. Из этих трех идеологий, терзающих тело и душу России и попутно наносящих максимальный побочный ущерб ее невезучим соседям, преступны все три, лживы все кроме первой и кощунственна последняя. Лживы все кроме первой - потому что марксизм-ленинизм хотя бы исходил из социального неравенства, из бесспорного факта страданий эксплуатируемых классов и явной преступной медлительности и ретроградства имперской администрации. Кощунственна только последняя, ибо первые две не провозглашали своей сакральности и не спекулировали на религии и церкви.
Сам социально-психологический механизм этого процесса ясен как день. Перед нами классический принцип маятника: типично русское бросание из одной крайности в другую, но всегда столь же ложную и аморальную. Причина - национальная специфика русской души и характера, заключающаяся в неумении идти средним путем, то, о чем писал еще в XVII веке тонкий наблюдатель России, предтеча позднейшего славянофильства Юрий Крижанич: «Не умеют русские люди ни в чем держаться меры и идти средним путем, а всегда плутают в крайностях и погибелях».
Нелепость навязывания клерикальной идеологии и средневековых суеверий стране, в которой семьдесят лет господствовала дискриминация церкви и верующих, в которой население принудительно зубрило в школах материализм, а в университетах – «научный атеизм», делает честь любому театру абсурда и воистину зашкаливает по своей наивной аморальности. Во всех городах и весях России до сих пор стоят идолы Вождя, провозгласившего идею Бога «труположеством» и «невыносимейшей мерзостью», а религию – «духовной сивухой, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ». Прежде чем даже заводить речь о статусе религии и церкви в стране, большинство населения которой безрелигиозно, не следует ли государству сперва извиниться за репрессии против церкви и верующих и очистить города от идолов Пламенного Атеиста?
Не стыдно ли РПЦ, которая сама была семьдесят лет гонима, поддерживать позорную государственную кампанию по очередному насильственному «введению единомыслия в России»? Пристало ли церкви потворствовать надутым православным живчикам, позавчера узнавшим о православии, вчера пробежавшим десяток статеек столетней давности с критикой феномена интеллигенции, либерализма и русского освободительного движения, а сегодня хищно набрасывающимся на эти понятия, вдохновенно изрекая поверхностную, безграмотную и пошлую ахинею?
Любопытно, что все якобы церковные обвинители Pussy Riot не только непрерывно лгут, но еще и усиленно тщатся объяснить преследование участниц акции в ХХС не критикой Путина, а «оскорблением всего народа». Плетут о «тяжелой ненависти» либералов к православию, вещают о сатанинских силах и о Бжезинском, но ни слова о Путине. Как тщательно все стараются не поминать всуе именно это имя! Как скромно обходят стороной личность подлинного героя панк-молебна! Казалось бы, защитите своего президента открыто. Что в этом плохого или недостойного? Ни в какую!
Лопающиеся от ощущения собственной духовности защитники государственного «православия с длинными руками» все более начинают выглядеть как персонажи комедии масок, несущие заплетающимися языками несусветную чушь. Как, например, Николай Бурляев, заявивший, что мы не должны подставлять вторую щеку, ибо церковь должна быть «воинственной» (вместо воинствующей). Как достойный сын своего недостойного отца-гимнюка Никита Михалков, одаривший нас тонким сравнением Pussy Riot с ханом Мамаем и еще более тонкой мыслию о том, что «Христос, всепрощение, подставь другую щеку» - это все, дескать, «спекуляции», а надо давить и убивать. Как Михаил Леонтьев, всерьез уверяющий, что Христос не призывал прощать всех, что это «дикое заблуждение», ибо Он имел в виду только личных врагов, но не давал «никакого права прощать врагов Отечества и врагов Господа и рода человеческого». При том, что во всем Евангелии есть всего лишь одна реальная фраза со словом «отечество»: «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем» (фраза, вполне относящаяся и к девушкам из Pussy Riot).
Похвально, что Максим Соколов, напомнивший недавно, что «недостоинство священника не делает совершенное им таинство недействительным», осведомлен о донатистских спорах и вызванных ими постановлениях церковных соборов. Но мы не в IV веке живем. Действительность таинств, совершаемых подонком в рясе, не является оправданием духовного окормления у оных подонков. Пусть подонки и лжецы в рясах причащают и венчают подонков и лжецов без рясы. А уж мы, грешные недостатком смирения для обуздания своей брезгливости, как-нибудь обойдемся без их услуг, не подвергая сомнению действительность их таинств. К счастью, священников вокруг много.
Изрядно насмешил своей логикой и «православный писатель» Владимир Крупин, полагающий, что Pussy Riot будут отвечать перед Господом «по высшей мере, так что им лучше теперь пострадать, чтобы душу спасти». Во-первых, Крупин рангом не вышел, чтобы судить, кто и как будет отвечать перед Господом. Во-вторых, при такой извращенной логике, которую, кстати говоря, в своё время использовали и отцы-инквизиторы, императору Николаю II и всем новомученикам российским тоже очень повезло. Не пострадали бы от большевиков – не обрели бы святости.
Несуразность рассуждений всех официальных и мнимых «ревнителей православия» свидетельствует о том, что у них либо не нашлось надлежащих «духовных тренеров», либо что все их наставники столь же бессвязны в речах и невежественны в церковных вопросах и евангельских текстах. Характерно, что Аркадий Мамонтов, как только реальный священник отец Геннадий высказался на его шоу о необходимости милосердия и прощения, тут же отскочил от него как чёрт от ладана и отобрал микрофон.
Вот почему всех этих господ-обличителей бесполезно уличать во лжи. Тем более нелепо напоминать им о милосердии – они его с кашей едят. Мы имеем дело с верующими в идеологию, а не религию. Это все равно что писать письма Сталину, обличая его в извращении ленинизма.
Нынешние православничающие проходимцы врут не задумываясь, как не задумываясь врал Сталин и его аппаратчики. Врал – и сам начинал верить в сказанное. Такова суть идеократии. Идеология не только заменяет им религию, но и становится подлинной религией лжи и разрушения. В первую очередь разрушая своих носителей. Вот почему суд над Pussy Riot все больше становится судом и над их гонителями, и над Путиным. Любому умному диктатору было бы намного дешевле давным-давно их отпустить и свернуть балаган.
Слово о беззаконии и "благодати"
Всё дело в том, что в ихней статье все люди как-то разделяются на "обыкновенных" и "необыкновенных". Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные.
Достоевский. "Преступление и наказание"
1 августа в Серафимо-Дивеевском монастыре патриарх Кирилл, желая, видимо, произнести новое "Слово о законе и благодати", преподнес своей пастве богословскую апологию беззакония. Взяв за основу противопоставление Духа и Закона в Послании к Галатам апостола Павла, он выдал богословский вариант теории Раскольникова. Апостол Павел утверждал, что не ветхозаветный закон (заповеди, данные Моисею), но Дух есть сила, преображающая людей. И когда Дух преображает человека изнутри, Закон (указания и запреты) становится ненужным, потому что живущий в Духе неспособен на зло.
Кирилл же искусно подменил закон Моисеев сводом российских законов и слова Павла о духовно преображенных "на таковых нет закона" (то есть живущие в Духе не нуждаются в законе) перефразировал довольно странным образом: "...на того, кто имеет плод Духа, не распространяются нормы закона", то есть они неподвластны земному суду. И уточнил для непонятливых: "Эти слова обращены ко всем людям: нет закона над теми, кто живет по закону Духа. Закон предполагает ответственность (а преображенные – безответственные люди? – Е.В.); нарушение закона предполагает суд (а избранные неподсудны? – Е.В.); суд предполагает, в случае обнаружения вины, наказание. А если над таковыми нет закона, то нет ни суда, ни наказания".
При нынешнем торжестве беззакония и неподсудности властей слова о касте избранных, право имеющих переступать закон, звучат как богословское оправдание безнаказанности, как насмешка над "всеми людьми", которым навязчиво внушается, что закон не для "живущих в духе комфорта", то есть не для патриарха и других князей церкви. Истинная правда. "Все люди" это давно поняли, а теперь наполнят этой истиной свои религиозные чувства.
Что же остается не преображенным? Им остается суд, который "есть непременная и очень важная экзекуция в человеческом обществе". Но, вновь подчеркивает патриарх для невнимательных, "человек, который живет по закону Духа, вне этой реальности, на него ничто не распространяется". А что же делать нам, бедным, обреченным на эту реальность? Оказывается мы, так называемое общество, не только обречены на экзекуцию со стороны иномирных, но еще и жаждем ее, требуя "принять более строгие законы, ужесточить ту или иную норму – в надежде, что укрепление государственных институтов и исправление законов приведут к их исполнению, изменят климат в обществе, сделают народ лучше". С чем святейший отчасти согласен.
Понятно? По советской традиции все драконовские законы властей принимаются по просьбе трудящихся, простите – теперь они называются живущими по плоти. И эти плотские существа, новые твари, ныне дрожащие перед законами и пыточными расправами, втуне уповают на "так называемые правовые общества и государства. Когда разрушается нравственная основа бытия, никакие законы не спасут". Оставь надежду всякий в суд входящий: в Хамовнический и Басманный, в казанский и астраханский, в любой.
"Богословие беззакония" можно с полным основанием рассматривать как фундамент "духовной основы государства". Патриарх прямо об этом и говорит: "И самое главное понять, что первично, а что вторично: что фундаментально, базисно..." Мы поняли, спасибо за откровенность.
Враги русской старины
Мы эти ситуации отслеживаем на протяжении последнего десятилетия. Ну, получили монахини... икону Богоматери Боголюбской, да, со всеми возможными напутствиями от хранителей, чего надо делать, чего не надо делать, как там наблюдать, как себя вести с ней, они всё это благополучно выслушали... А с какого-то момента, поскольку они не понимали, что они делают, зачем они делают, каков смысл их действий, они просто перестали это делать. И мы получили с Боголюбской то, что мы получили, то есть икона... Ну, икона находится... в состоянии клинической смерти, в анабиозе, на реставрационном столе, и сколько лет она будет находиться в таком состоянии... ее даже поднять вертикально нельзя, она лежит... Понимаете, это все их на самом деле не интересует. У всех на устах высказывания митрополита Евсевия Псковского, который... когда все эти разговоры о передаче собора велись, он сказал, что все эти ваши руины интересны только вам, а вот когда нам это все достанется, мы тут наведем порядок, все забелим и будет тут все хорошо и правильно... То, что соображения материальной выгоды - это очень часто то, чем руководствуется церковь, требуя себе тот или иной памятник, - это довольно известное дело... если бы мы имели прецеденты, что по этому закону таки вот эти разваленные сельские церкви передавались бы в массовом порядке и поднимались бы из руин, - тогда у нас… было бы больше оснований верить в бескорыстие. Пока у нас оснований не очень много.
Левон Нерсесян, старший научный сотрудник Третьяковской галереи, специалист по древнерусскому искусству
...Во Пскове в настоящее время разрушают древнюю стену, чтобы заменить ее новой в псевдостаринном вкусе. В Изборске древнюю стену всячески стараются изуродовать ненужными пристройками. Древнейшая в России Староладожская церковь, относящаяся к XI веку (!!!), была несколько лет тому назад изувечена усилиями настоятеля, распорядившегося отбить молотком фрески времен Ярослава, сына святого Владимира, чтобы заменить их росписью, соответствующей его вкусу... Когда спрашиваешь у настоятелей, по каким основаниям производятся все эти разрушения и наносятся все эти увечья, они с гордостью отвечают, что возможность сделать все эти прелести им дали доброхотные датели, и с презрением прибавляют: "О прежней нечего жалеть, она была старая!" И все это бессмысленное и непоправимое варварство творится по всей России на глазах и с благословения губернаторов и высшего духовенства. Именно духовенство - отъявленный враг старины, и оно присвоило себе право разрушать то, что ему надлежит охранять, и насколько оно упорно в своем консерватизме и косно по части идей, настолько оно усердствует по части истребления памятников. Что пощадили татары и огонь, оно берется уничтожить.
Алексей Толстой. Письмо императору Александру II, 1860 год
Акция в храме: английский опыт
В пасхальное воскресенье 12 апреля 1998 года британский гей-активист Питер Тэтчел трехминутным протестом прервал речь духовного главы Англиканской церкви, архиепископа Кентерберийского доктора Джорджа Керри во время пасхальных богослужений в Кафедральном соборе. Тэтчел и еще несколько активистов с плакатами взобрались на кафедру проповедника.
Позже суд признал Тэтчела виновным в непристойном поведении в церкви по закону 1860 года и приговорил к штрафу в 18 фунтов 60 пенсов. Примечательно, что закон 1860 года был викторианской модернизацией аналогичного закона 1551 года, по которому виновного клеймили и отрезали уши.
После вынесения приговора Тэтчел вышел из здания суда к своим сторонникам и заявил: "Печально, что суд меня признал виновным за то, что я использовал свое право на свободу слова и мирный протест. Меня признали виновным в суде, но я сам не считаю себя нравственно виновным в преступлении. Я выступил в Соборе против нарушения прав геев и лесбиянок со стороны архиепископа Кентерберийского доктора Керри. Я выступаю за равенство. Архиепископ - виновное лицо. Именно он поощряет нарушения прав человека".
Владимир Крупин, сопредседатель Союза писателей России, лауреат Патриаршей литературной премии
(О подсудимых по делу Pussy Riot)
Я всю жизнь преподаю, и я человек не только не злой - я всем сердцем люблю молодежь... Они же собой гордятся, из них делают героинь. Вот, мол, "мы читаем Солженицына и Окуджаву". Это уже за пределом. Евангелие надо читать, душу надо спасать... Как бы они ни были самонадеянны, душа у них вечна, и отвечать перед Господом они будут по высшей мере. Так что им лучше теперь пострадать, чтобы душу спасти... Это произошло в России - а это самая целомудренная страна в мире... Если бы это произошло в мечети или в синагоге, они бы живыми оттуда не вышли... Я говорю, что нужно учиться у мусульман и иудеев защищать свои святыни. Салман Рушди, написавший роман "Сатанинские стихи", до сих пор скрывается, потому что мусульмане хотят убить его. Почти 30 лет бегает от мести - а ведь он даже не плясал, только книжку написал... Я бы, конечно, их просто выпорол и отпустил, но... Произошло такое кощунство - если они этого не поймут, они погибнут... Им ничего страшного не угрожает, их кормят, поят, Солженицына с Окуджавой приносят в СИЗО читать. Не жалейте их. Вы в московской судороге (сутолоке? - Ред.) больше страдаете, чем они в своих комфортных условиях. Найдется Березовский, чтобы их до старости прокормить. Им надо о душе подумать, а не о комфорте жизни. Они содержатся в СИЗО из милосердия к ним. Если их выпустить, их просто разорвут. Это я такой добрый, мило с вами о них беседую, а при встрече поздороваюсь и попробую поговорить. А им многое угрожает от возмущенных людей.
Ссылка
Покушение на устои
Социолог Элла Панеях показала причины, заставившие выступить в защиту группы Pussy Riot многих людей, относящихся к их акции равнодушно либо даже отрицательно. Дело в том, что процесс высветил касающиеся каждого свойства российского государства, в первую очередь правоохранительной его части. Это сервильность суда, готового решать не по закону, а по заказу (или по своему представлению о невысказанном заказе) в любом «особом» случае и просто занимающего карательную позицию, чтобы не подводить сторону обвинения, в любом рядовом деле и в любом случае наглухо игнорирующего сторону защиты. Абсолютное «чего изволите» в вопросе заключения под стражу. Превращение этой процессуально-обеспечительной по юридической сути меры в репрессию часто страшнее самого приговора, в орудие нанесения жестокого вреда здоровью, если не убийства, как в деле Магнитского. Следствие, прячущееся за издевательскими экспертизами. Государственное обвинение, развращенное своим привилегированным положением в суде до такой степени, что даже в публичном громком деле не считает нужным представить минимально корректное обвинительное заключение.
Именно эти проблемы заставили «вписаться» в противостояние по-настоящему массовые группы людей, которые могли бы позволить себе не занимать никакой особой позиции по другим вопросам, затронутым акцией Pussy Riot. На стороне обвинения остались только те, для кого все это не имеет значения. Для кого первично, чтобы «кощунницы» пострадали, а как - по закону или нет, в результате разбирательства или по его ходу, - глубоко безразлично, - пишет Элла Панеях. По ее мнению, линия раскола прошла между сторонниками правового государства и теми, кого устроил бы репрессивный патерналистский режим, решающий все вопросы при помощи произвольной манипуляции законом.
Все это так, но, с моей точки зрения, из виду упущен один очень важный момент. В деле Pussy Riot государство не просто произвольно манипулирует законом или даже игнорирует его. Оно на наших глазах творит новую законность. Вернее, возвращают хорошо забытую старую.
Как там сказано в обвинительном заключении? Нанесли урон священным ценностям христианского служения? Посягнули на сакраментальность церковного таинства? Кощунственным образом унизили вековые устои Русской Православной Церкви? Значит, устои, говорите? Так вот, ведущие это дело следователи, прокуроры и судьи не просто нарушили закон, вынося заведомо противоправные решения. Вместе с вдохновляющими их клерикальными мракобесами из РПЦ МП они совершили гораздо более тяжкое преступление. Они посягнули на устои нашей цивилизации, базовой ценностью которой является светское, правовое государство.
Поясню свою мысль на примере. Давайте допустим, что Pussy Riot провели свою эпатажную протестную акцию в театре. Сбили артистов с текста, помешали зрителям смотреть спектакль, за который, между прочим, деньги плочены... Одним словом, нанесли ущерб и нарушили права. Кто бы как ни относился к содержанию акции, а нарушение общественного порядка налицо и влечет за собой административную ответственность. Так вот, в светском правовом государстве для закона не существует разницы между срывом спектакля в театре и срывом молитвы в церкви. Точно так же, как не существует для него понятий «сакральность» и «богохульство». В светском правовом государстве закон защищает чувства молящихся в церкви в той же мере, в какой он защищает чувства зрителей в театре. И не более того. И никакими отдельными юридическими нормами государство устои веры и церкви не поддерживает.
Наши же православные фундаменталисты как раз и претендуют на то, чтобы чувства молящихся в церкви государство защищало особым законом, отличным от того, которым оно защищает чувства зрителей в театре. Чтобы в правовых нормах была зафиксирована некая «мистическая составляющая» чувств верующих. А это и есть подрыв принципов светского государства, от которого церковь отделена и никаким особым статусом не пользуется. То есть – покушение на устои цивилизации. Преступление особой тяжести и максимальной степени общественной опасности. Устои, как-никак.
Церковные мракобесы и не скрывают, что выступают против основ современной светской цивилизации, что отрицают принцип отделения церкви от государства, что претендуют на право определять обязательные для всех нормы. Об этом давно, постоянно и совершенно открыто говорит, например идеолог доминирующей в нынешней верхушке РПЦ МП группировки Всеволод Чаплин. А фактически поддержавшие притязания этой группировки следователь, прокурор и судья являются соучастниками ее преступной деятельности, да еще и использующими при этом свое служебное положение.
Мне могут возразить, что действующее законы не предполагают уголовной ответственности за «посягательство на устои цивилизации». Что само понятие «устоев», как и понятие «цивилизации», юридически весьма неопределенно и позволяет трактовать его достаточно произвольно. Согласен. Судить за это церковников в общем порядке и по общей процедуре невозможно. Они, в отличие от следователей, прокуроров и судей, формально законов не нарушают. Однако известны и чрезвычайные механизмы, действующие во времена социально-политических потрясений. В годы Великой французской и большевистской революций охраной нового порядка занимались революционные трибуналы, судившие никак не по формальным законам. Так что защита устоев - штука обоюдоострая.
Никита Михалков, кинематографист
А ведь в 1937 году, в тот период, когда происходит действие первых "Утомленных солнцем", люди любили, занимались сексом, хохотали, пели, купались, загорали и не каждую секунду думали о том, что делает товарищ Сталин в Кремле. Какие наивные! - говорим мы сейчас. Или смотрим на Северную Корею и думаем: "Ё-моё..." Но они вот так живут. Почему кто-то пытается насильно их изменить? "Раскроем им глаза" - что за фанаберия такая мировая?.. Это я к тому, что при всех изъянах советского времени были несомненные достоинства и была система нравственных координат... А теперь их нет - наверное, впервые за всю историю России. Отсюда такое изумление либералов по отношению к мусям-пусям: подумаешь, девочки пошумели немножко в храме, и что? Да ничего. В синагоге пошумите или в мечети - посмотрим, что с вами дальше будет. Эти спекуляции: а как же Христос, как же всепрощение, подставь другую щеку... Сергий Радонежский мечи дал Пересвету и Ослябе. Мечи! Убивать отправил... Потому что: вот до сих пор терпеть можно, а вот отсюда уже нельзя. Я убежден в том, что с ними поступают абсолютно верно, абсолютно справедливо... У меня вызывает уважение власть, которая не повелась на крики, не уступила, не позволила какой-то небольшой кучке сказать: "Смотрите, мы победили!"... Я буду очень разочарован, если в результате визга и воя объявят: мол, президент, приняв во внимание, решил все-таки... Это будет неправильно. Это будет предательством интересов огромного количества людей.
Ссылка