Депутат Сидякин готовит законопроект о богохульстве
Депутат Госдумы от "Единой России" Александр Сидякин хочет ужесточить наказание за надругательство над религиозными святынями. Об этом он сообщил в своем твиттере. По словам представителя пресс-службы депутата, текст законопроекта готовится, доработать его Сидякин планирует в ближайшее время, сообщает Газета.Ру. Уже в сентябре документ может быть внесен в Госдуму. "Это необходимо сделать, поскольку тенденция пагубная складывается", - пояснили в пресс-службе. Сам депутат сейчас находится в отпуске и недоступен для комментариев.
"Это такой же подход, как применялся с законом о митингах. И что они (западные страны. - Ред.) пришли к такому пониманию: что необходима вот такая-то мера наказания за нарушения, связанные с религиозностью, с оскорблением чувств верующих, с осквернением. Возможно, некоторую практику, которая есть за рубежом, перенести к нам в Россию и принять", - пояснил представитель Сидякина.
В марте, вскоре после панк-молебна Pussy Riot в храме Христа Спасителя, Сидякин вносил поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Тогда он предлагал изменить наказание за оскорбление чувств верующих, подняв существующие штрафы или добавив в качестве возможного наказания административный арест на срок до 15 суток. Однако тогда правительство дало отрицательное заключение на законопроект. Сейчас помощники Сидякина выражают надежду, что позиция правительства и субъектов Федерации могла измениться.
В июне Сидякин разработал законопроект об ужесточении контроля за некоммерческими организациями, которые финансируются из-за рубежа. "Подготовил законопроект о внесении изменений в закон об НКО. Скоро внесем. Готовьте кэш, иностранные агенты", – написал тогда Сидякин в своем твиттере. "Если кратко, то некоммерческие организации, которые занимаются политической деятельностью на территории Российской федерации, будут состоять в Минюсте в отдельном реестре. И граждане будут знать, что они выполняют функцию иностранных агентов", – сказал Сидякин. Закон был принято Госдумой в течение нескольких дней.
Справка
Закон об иностранных агентах: из заявления Комитета гражданских инициатив
Концепция законопроекта № 102766-6 основана на подмене понятий. Вместо лиц, выполняющих за вознаграждение поручения иностранного выгодоприобретателя (принципала), клеймо «иностранных агентов» наклеивается на любые НКО с какой-либо долей иностранного финансирования (даже если это грант, выигранный россиянами в открытом международном конкурсе, или средства, выделенные милосердным иностранцем на спасение больных детей).
В контексте российской политической традиции предлагаемый законопроект носит характер намеренно оскорбительный в отношении очень большого количества НКО и их сотрудников.
В любом случае, само появление такого ярлыка станет еще одним шагом в формировании «образа врага» в нашем обществе, и так находящемся в очень неспокойном состоянии.
Если в Федеральном законе «О политических партиях» под участием в политической жизни общества понимается «формирование и выражение политической воли, участие в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах», то новый законопроект вводит очень широкое и размытое понятие «политической деятельности». Под нее подпадает практически любая попытка участвовать в развитии государственно-политической практики или формировании для этого общественного мнения. В этой связи политической деятельностью могут быть признаны в том числе «направленные на изменение проводимой государственной политики» призывы даже к строительству пандусов для инвалидов или к организации специальной помощи зараженным вирусом иммунодефицита.
Согласно тексту законопроекта, «иностранным агентом» может быть признана любая некоммерческая организация — не исключая государственные и муниципальные учреждения — которая получает деньги из иностранных источников, а также от лиц без гражданства или международных организаций. Абсурдность его положений проявляется в том, что иностранными агентами может быть признан даже Судебный департамент при Верховном суде России, сотрудничающий с разными НКО в освоении получаемых от Всемирного банка средств на обеспечение доступности правосудия и открытости судебных решений, а также получатели средств ЮНЕСКО как международной организации, влияющей на культурную политику.
Необходимо отметить несостоятельность ссылок на якобы используемый при разработке данного законопроекта опыт развитых стран. Упоминаемый разработчиками Foreign Agents Registration Act (FARA), принятый в США в 1938 году для борьбы с нацистской пропагандой — регулирует деятельность лиц, действительно являющихся агентами иностранного влияния, то есть действующих не только при финансовой поддержке, но и «по приказу, просьбе, под руководством или контролем иностранного принципала» (раздел (c) (1) ст. 611 Свода законов США). При этом предполагается, что агент не только конкретно договорился с иностранным выгодоприобретателем о выполнении его поручений, но и получил от него информацию о «характере всех видов деятельности иностранного принципала» и о том «кому принадлежит и кем контролируется» принципал (раздел (a) (3) ст. 612). Напротив, согласно российскому законопроекту «иностранными агентами» признаются даже те, кто очень мало знает о своих иностранных «выгодоприобретателях» (например, если организация открыто собирает средства для спасения ребенка и на ее счет приходят средства от незнакомых иностранных граждан). Более того, если средства прошли через несколько счетов, организация — конечный пользователь — может и не догадываться об иностранном происхождении соответствующих денег.
Важным принципом в FARA является необходимость самоидентификации лица в качестве иностранного агента. Поэтому таковым признается лицо, которое «утверждает, что осуществляет, или претендует на деятельность в качестве агента иностранного принципала» (раздел (c) (2) ст. 611). Однако во избежание регистрации самозванцев FARA требует представления «всех письменных документов и условий всех устных соглашений, ... полное изложение всех обстоятельств, в силу которых лицо, подавшее на регистрацию, является агентом иностранного принципала» (раздел (a) (4) ст. 612). Разработчики же законопроекта № 102766-6 понуждают российские НКО на самооговор — они под угрозой суровых санкций должны вопреки своим подлинным целям и статусу признавать себя «иностранными агентами», в том числе и до осуществления какой-либо «политической» деятельности, и до получения иностранных денег.
В отличие от российского законопроекта, FARA четко формулирует список тех, кто не может признаваться агентами иностранного влияния. Это, в частности, организации в сфере религии, науки, исследований или искусства (раздел (e) ст. 613), занимающиеся юридической практикой (раздел (g) ст. 613), торговлей и коммерцией (раздел (d) ст. 613), средства массовой информации, руководителями и не менее чем 80% владельцев которых являются граждане США (раздел (d) ст. 611).
Наконец, если в многостраничном FARA детально расписаны все требования и определены понятия, в предлагаемом на рассмотрение Государственной Думы проекте много размытых и двусмысленных норм, и четко обозначены лишь беспрецедентные контрольные полномочия государственных органов. Например, установлены право уполномоченного органа приостанавливать деятельность НКО на срок до 6 месяцев без решения суда и возможность проводить внеплановые проверки по различным основаниям.
Самые серьезные опасения вызывают административная и уголовная ответственность, которую предлагается установить за нарушение законодательства об «иностранных агентах». Неопределенность формулировок, закрепляющих основания для достаточно суровых санкций, открывает возможность их произвольного применения Так, преступлениями признаются: злостное уклонение от обязанностей, определенных законодательством об иностранных агентах, т.е. вводимых именно данным законопроектом, а также любых иных обязанностей, установленных законодательством об НКО или создание таких НКО, деятельность которых сопряжена с побуждением граждан отказаться от выполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний. Очевидно, что под эти нормы можно подвести любые формы протестной активности или правозащитной деятельности некоммерческих организаций. Административные штрафы для НКО (500 тыс. — 1 млн. руб.) и их руководителей (300-500 тыс. руб.) в большинстве случаев будут означать закрытие организации и отказ лидеров от дальнейшей работы. Таким образом, законопроект открывает дверь к возврату в те времена, когда за любую общественную активность можно было сесть в тюрьму «благодаря» расширительному толкованию закона.
Сайт Алексея Кудрина, 04.07.2012
Справка
Законопроект об иностранных агентах: ответственность за нарушения
В Кодексе об административных правонарушениях предусматривается установление ответственности за непредставление информации или представление ее в неполном объеме или искаженном виде, за непостановку в реестр и т.д. За такие нарушения максимальная ответственность для юрлица устанавливается в виде штрафа в размере до миллиона рублей, для должностного лица - от 300 тысяч до 500 тысяч рублей, для граждан - от трех тысяч до пяти тысяч рублей в зависимости от состава. Если организация будет распространять в СМИ или через интернет информацию, не указывая, что такая организация является иностранным агентом, должностным и юридическим лицам будут грозить аналогичные штрафы.
В Уголовный кодекс вводится новая статья, которая устанавливает ответственность за злостное невыполнение требований законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций, функционирующих в интересах иностранного агента. Такие нарушения будут наказываться штрафом в размере до 300 тысяч рублей, либо обязательным работами до 480 часов, либо лишением свободы на срок до двух лет, либо исправительными работами на тот же срок.
Кроме того, вносятся поправки в статью 239 УК РФ (организация объединения, посягающего на личность и права граждан), согласно которым сроком до четырех лет лишения свободы будет караться создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан.
Большие штрафы и тюремные сроки - до трех лет - предлагается ввести за призывы граждан к невыполнению своих гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний. Причем наказание грозит как руководству и организаторам такого НКО, так и его участникам.
Дословно
Ирина Яровая
...Таким образом они (НКО, добровольно вставшие в реестр иностранных агентов. - Ред.) приобретут статус добропорядочного субъекта. У нас действует гражданское законодательство, в котором взаимодействия субъектов экономической деятельности определяются как агентские, и это соответствует современным рыночным форматам.
ER.Ru, 05.07.2012
Илья Пономарев
Я считаю, все прошло хорошо. Сначала со скепсисом многие восприняли "итальянскую забастовку". А теперь все говорят, что это правильно, даже коммунисты к нам подключились. Нам не хватило депутатов - поправки вносили пятеро. Но это действительно исторический день. Я не уверен, что Путин подпишет закон. Общественная палата, Совет при МВД, Совет по правам человека высказались против — слишком многое меня в этой мысли поддерживает.
"Новая газета", 06.06.2012
Блоги
Статьи по теме
Догнать и переврать
Драконовские поправки к законодательству о НПО, предложенные депутатом Сидякиным, - репрессивная мера, направленная на подавление независимой правозащитной деятельности и гражданской активности в России. Ссылки на якобы аналогичный американский закон некорректны и вводят общество в заблуждение. Ярлык "иностранный агент" в русском языке практически равнозначен слову "шпион".
Штрафные батальоны
Вырисовывается чрезвычайно заманчивая схема. Общество, незаконно пребывая и (или) передвигаясь в общественных местах, добровольно подвергает себя штрафам. Власть же, выворачивая руки и карманы организаторам и простым участникам несанкционированных шествий, наполняет их деньгами предкризисную казну.