Послезавтра была война
Спичрайтеров президент взял с собой на Азоры, из чего явствует, что решение об ультиматуме было принято на трехстороннем саммите и речь писалась на обратном пути в Вашингтон. Однако вопрос о том, выносить ли на голосование проект новой резолюции Совета Безопасности, оставался открытым. Трио заявило, что у дипломатии есть еще сутки.
Вечер воскресенья, вернувшись с Азорских островов, президент Буш провел у телефона. Президенту Шираку он не звонил, но тот, видимо, осознал, что пора идти на попятный. Он дал интервью телекомпаниям CNN и CBS, в котором признавался Америке в дружбе и даже любви и согласился сократить испытательный срок Саддаму с трех месяцев до одного. Ему ответил вице-президент Дик Чейни по телевизору же: он обвинил Францию в том, что бесконечными отсрочками она помогала иракскому диктатору уходить от ответственности. "Обзаведется ли он (Саддам. - В.А.)ядерным оружием – это исключительно вопрос времени", - подчеркнул Чейни.
Телефонный разговор Буша с Тони Блэром в понедельник утром (по вашингтонскому времени) подвел черту под дипломатическими усилиями. Стало известно, что генеральный прокурор Соединенного Королевства лорд Голдсмит направил в палату лордов свое заключение, которое гласит, что для военной операции против Ирака новой резолюции Совета Безопасности не требуется – санкция на применение силы содержится в резолюции # 1441, единогласно принятой СБ ООН в ноябре прошлого года. Британский премьер, которому в первую очередь была нужна эта санкция, перешел Рубикон.
С этого момента события стали разворачиваться стремительно, как сжатая пружина. Президент созвал в Белый дом членов кабинета, отвечающих за национальную безопасность страны. В Нью-Йорке в 10 часов утра началось закрытое заседание Совета Безопасности. Однако уже спустя несколько минут к журналистам вышли послы США и Великобритании Джон Негропонте и Джереми Гринсток и объявили, что отзывают проект резолюции, в котором более нет необходимости. Одновременно в Вашингтоне пресс-секретарь Белого дома Ари Фляйшер объявил "окно дипломатических возможностей" закрытым, а ООН – не справившейся со своими обязанностями.
Источники в администрации утверждали, что на совещании у президента кипят жаркие споры: стоит ли оглашать крайний срок ультиматума? Некоторые полагали это опасным – по их мнению, загнанный в угол Саддам может нанести упреждающий удар по американским базам в регионе, в том числе с применением оружия массового уничтожения. В конце концов вопрос решился в пользу указания точного срока – на то и жанр ультиматума, чтобы установить черту, за которой наступают неотвратимые последствия.
Вскоре после полудня появились сведения о том, что Саддаму с приспешниками дадут не то 72, не то 48 часов на отъезд в "добровольное изгнание". Не дожидаясь оглашения этого условия, Багдад его отклонил. Министр иностранных дел Ирака Сабри в свойственной ему манере назвал Буша "поджигателем войны номер один", превратившим свою страну "в посмешище", и предложил ему самому отправиться в отставку во имя мира во всем мире. Генеральный секретарь Кофи Аннан, будучи большим реалистом, приказал всему персоналу ООН покинуть Ирак. Объявляя об этом, он сказал, что "война – это всегда катастрофа".
На первый взгляд, отзыв проекта резолюции – явная победа противников войны. Ведь американцы много раз заявляли, что пренебрегут угрозой французского вето, если проект соберет большинство, и будут считать такие итоги "моральной санкцией". Видимо, большинство не собралось? Этого мы теперь не узнаем. Трудно поверить, что у американцев не нашлись "пряников" для колеблющихся членов СБ. Возможно, в администрации возобладала точка зрения, которую уже излагали "Грани": Америка не может допустить, чтобы ключевые вопросы ее национальной безопасности решала Ангола. Всего же вероятнее, что Вашингтон исполнил тайное желание Парижа и Москвы, которым ужасно не хотелось вступать в жесткую конфронтацию. Похоже, в миролюбивых столицах решение авторов резолюции вызвало вздох облегчения. Из Франции в понедельник продолжали доноситься призывы созвать экстренное заседание СБ, правда, уже не на уровне глав государств, а на уровне министров иностранных дел. Российский министр Игорь Иванов то собирался в Нью-Йорк, то не собирался. Госсекретарь же Пауэлл заявил, что ни в каких заседаниях участвовать не будет – вопрос исчерпан.
За пару часов до обращения к нации Джордж Буш вышел на лужайку Белого дома и перед камерами поиграл в мяч с собакой.
Дав Саддаму и его сыновьям 48 часов на сборы и заявив иракскому народу: "День вашего освобождения близок", - президент сказал, что время начала операции остается "на наше усмотрение". Вместе с тем он рекомендовал всем иностранным гражданам покинуть Ирак немедленно. Президент предупредил американцев о вероятности новых террористических нападений как в США, так и за границей и сообщил, что распорядился усилить меры безопасности на морском транспорте.
В ближайшее время, как утверждают источники в Белом доме, Буш намерен направить в Конгресс запрос о дополнительных ассигнованиях на военные цели в размере более 70 миллиардов долларов.
Статьи по теме
Послезавтра была война
Джордж Буш дал Саддаму Хусейну двое суток на эвакуацию. В этом случае смена режима в Ираке произойдет мирным путем. Главнокомандующий Вооруженными силами США призвал солдат противника не оказывать сопротивление силам вторжения, не разрушать достояние иракского народа и не применять оружие массового поражения. Он пообещал привести Ирак к свободе и процветанию и избавить его от преступной клики.
Подробности в статье Владимира Абаринова (Вашингтон).
Чему ни быть, войны не миновать
После американо-англо-испанского саммита на Азорских островах остается мало надежды на то, что войны в Ираке удастся избежать. Позиции основных действующих лиц - президента США и его союзников, лидеров старой Европы и новой России, а также самого багдадского диктатора - определились.
Читайте комментарий Ильи Мильштейна.
Буш призывает раскрыть карты
Вечером 6 марта президент США Джордж Буш в очередной раз выступил с объяснением американской позиции по отношению к иракскому кризису. По его словам, время дипломатии уже истекает. Однако Соединенные Штаты предпримут еще одну - по-видимому, последнюю - попытку добиться разоружения багдадского режима в рамках механизма, закрепленного Уставом ООН. Проект резолюции Совета Безопасности, предусматривающей возможность применения силы против Ирака, будет поставлен на голосование. И для американского президента, и для его оппонентов на международной арене наступает момент истины.
Подробности в статье Владимира Абаринова (Вашингтон).
Война против насилия
Впору открывать тотализатор: когда США с союзниками начнут военную кампанию в Ираке? В гаданиях о сроке и спорах о необходимости военных действий сторонники и противники войны умалчивают о самом существенном — война в Ираке уже давно идет. Но это война государства с народом, не затрагивающая национальные интересы других стран. Война, которую можно "не заметить".
Правозащитник Александр Подрабинек убежден, что применить силу против режима Саддама Хусейна необходимо - и не потому, что этот режим обладает опасным для других стран оружием, а потому, что он по сути своей опасен для человечества.
Министры на Сене
Парижский бенефис министров иностранных дел Франции, России и Германии, заявивших, что они не допустят принятия "силовой" резолюции в Совете Безопасности, не произвел впечатления на администрацию США. Государственный секретарь Колин Пауэлл заявил, что раскол Совета – именно то, на что рассчитывает Саддам Хусейн.
Читайте комментарий Владимира Абаринова.
Подайте турецко-подданным!
Турецкий вопрос остается в центре военных приготовлений антисаддамовской коалиции: Анкара требует возместить ей моральный ущерб от непопулярного решения о размещении в стране американских войск в таких размерах, что мало не кажется даже видавшим виды вашингтонским чиновникам. Турецкий парламент назначил дебаты по этой теме на субботу. Турки и сами не прочь принять участие в войне, но их цели до такой степени не соответствуют американским, что США готовы исключить турецкий плацдарм из своих военных планов.
Подробности в статье Владимира Абаринова (Вашингтон).
Иракская война на внутреннем фронте
Готовясь покончить с иракским режимом, администрация Джорджа Буша уже сейчас вынуждена вести борьбу на два фронта - с выступающими против применения силы европейскими державами и с противниками войны в самих Соединенных Штатах. При этом внутри страны руки у Белого дома прочно связаны: президент не в силах ни помешать национальной телекомпании показать обширное интервью с Саддамом Хусейном, ни даже заставить ее предоставить эфир для реплики своему пресс-секретарю. Убеждая общественность в необходимости войны, Бушу приходится полагаться лишь на собственное красноречие.
Подробности в статье Владимира Абаринова (Вашингтон).
Резолюция - не единственный локомотив истории
После внесения американо-британо-испанского проекта новой резолюции по Ираку в Совете Безопасности сложилась своеобразная ситуация. Против военного решения иракской проблемы выступают три постоянных члена Совбеза, но не факт, что кто-либо из них применит право вето. Между тем инициаторы резолюции не особенно настаивают на ее принятии. Исход зависит от позиции непостоянных членов СБ, которые прямо не заинтересованы ни в поддержке, ни в свержении иракского режима. Они вступят в политический торг, но много им не предложат. Саддама сдадут по сходной цене, считает вашингтонский корреспондент Граней.Ру Владимир Абаринов.
Пойдет ли Вашингтон на Багдад в обход Нью-Йорка?
Соединенные Штаты и Великобритания вносят в Совет Безопасности ООН проект новой резолюции по иракскому вопросу, которая призвана дать международную санкцию на применение силы против режима Саддама Хусейна. Франция, Германия и Россия, а также Китай такую резолюцию наверняка не поддержат. Американцы прозрачно дают понять, что вполне могут обойтись без разрешения Совбеза и начать военные действия самостоятельно. Однако, по мнению международного обозревателя Граней.Ру Виталия Портникова, сложившаяся ситуация чревата большим риском для администрации Джорджа Буша.
Упустил возможность промолчать
На саммите Евросоюза в Брюсселе острый галльский смысл Жака Ширака в союзе с сумрачным германским гением Герхарда Шредера противостоял давлению из-за Ла-Манша и Атлантики. Французский президент, как опытный фехтовальщик, блистал отточенными формулировками. Однако его финальный выпад будет иметь такие последствия, на которые он вовсе не рассчитывал. Так считает международный обозреватель Граней.Ру Виталий Портников.
Ширакская война
Вслед за НАТО испытание на прочность сегодня проходит Евросоюз. Если Североатлантическому альянсу удалось принять решение о военной помощи Турции через ту структуру, в которую Франция не входит, то телега ЕС никак не может двинуться в объезд Парижа. "Багдадский пакт" в составе Франции, Германии и Бельгии теперь может выступить единым фронтом против иракской войны. Но французский президент Жак Ширак уже не может быть уверен в поддержке Берлина и Брюсселя.
Миролюбие - это страшная сила
Едва ли не десять миллионов человек вышли на улицы крупнейших городов Запада, чтобы протестовать против еще не начавшейся войны в Ираке. "Мы против Саддама Хусейна, но мы еще и против войны", - заявил один из организаторов многотысячного марша мира в Риме. Такие противники для багдадского диктатора большой опасности не представляют. В 1938 году Чемберлен и Даладье тоже были вовсе не за Гитлера, а за мир в Европе. Тогда дело кончилось Мюнхеном.
Театр миролюбивых действий
Сегодня Совет Безопасности ООН заслушает очередные доклады о ходе инспекций в Ираке. Затем начнутся консультации между членами Совбеза. Позиции постоянных членов СБ известны. США и Великобритания решительно выступают за применение силы для разоружения режима Саддама Хусейна; Франция и Россия, а также Германия - столь же решительно против. Президент Путин даже угрожает "заветировать" соответствующую резолюцию. Однако весьма похоже, что политика Парижа, Берлина и Москвы, направленная на предотвращение войны, есть не что иное, как игра, не рассчитанная на реальные результаты. Так считает обозреватель Граней.Ру Борис Соколов.
Америка готовится к нападению и обороне
Администрация США не видит смысла во французском предложении увеличить число инспекторов в Ираке. Согласие Багдада на разведывательные полеты над своей территорией она считает недобросовестным. Момент истины, заявил госсекретарь Колин Пауэлл, наступает не только для Ирака, но и для Совета Безопасности. Американские законодатели называют поведение Франции и Германии возмутительным. Правительство рекомендует гражданам закупить трехдневный запас товаров первой необходимости на случай новых террористических нападений.
Подробности в статье Владимира Абаринова (Вашингтон).
Глас вопиющего в Совбезе
Тринадцать членов Совета Безопасности ООН дружно высказались за продолжение инспекций в Ираке. Точку зрения Вашингтона поддержал только Лондон. Улики вероломства Саддама, предъявленные государственным секретарем США Колином Пауэллом, не произвели впечатления на участников заседания СБ не потому, что они были неубедительны, а потому, что они оказались излишними – оппоненты США пришли слушать Пауэлла с готовым решением. Всего вероятнее, участь багдадского диктатора определится не Нью-Йорке, а в Вашингтоне.
Подробности в статье Владимира Абаринова (Вашингтон).
В войне победит Саддам
Американцы явно раздражены позицией "старой Европы", не желающей без крайней необходимости давать согласие на вторжение в Ирак. Для разгрома саддамовской армии американцы в союзниках особо не нуждаются - с этой задачей они способны справиться и самостоятельно. Но печальный парадокс в том, что военная победа над террористическим режимом может пойти на пользу мировому терроризму.
У войны не европейское лицо
В Вашингтоне и Лондоне полагают, что инспекции ООН в Ираке уже предоставили международному сообществу необходимый casus belli. Генеральный секретарь ООН, двое постоянных членов Совета Безопасности - Франция и Россия, - а также Германия, к которой вскоре должно перейти председательство в Совбезе, настаивают на том, чтобы инспекторам дали возможность продолжать работу. Старая Европа держит щит меж двух враждебных стран - США и Ирака.
Читайте комментарии Владимира Абаринова (Вашингтон) и Ильи Мильштейна.
"Старая Европа" против Америки: турецкая защита
Оказавшись в изоляции в связи со своим отказом обсуждать вопрос об оказании дополнительной военной помощи Турции, Париж и Берлин пытаются сгладить скандал. Теперь они говорят, что возражают не против помощи как таковой, а против сроков. Американские должностные лица, в свою очередь, заявляют, что Турция получит все необходимое для обеспечения своей безопасности независимо от решения Совета НАТО.
Подробности в статье Владимира Абаринова (Вашингтон).