Чему ни быть, войны не миновать
Если верить разнообразным кассандрам, выступающим в эти дни в российских и западных СМИ, то война Буша-младшего с Ираком уже начинается. Счет идет на дни, часы, секунды. Возможно, так оно и есть. Оттого имеет смысл, покуда "мать всех бомб" и ее детишки изготовились к недолгому полету, в последний раз взглянуть на поле боя. При вспышке блица попытаться понять, кто за что воюет, кто и почему уклоняется. Потом времени уже не будет.
Отметим сразу одну черту, которая объединяет всех участников этого конфликта, – чистосердечность. Саддам, который еще может предотвратить войну, подав в отставку, искренне сражается за власть. Люди этого типа, клинически безумные в своей страсти, хорошо умеют произносить слова об интересах народа, их избравшего, сами в это верят, но смысл подобных словосочетаний от них, как правило, ускользает. Только представить на минуту, что тов. Сталин в интересах советских граждан или даже партии подает в отставку, напутствует своего преемника, добровольно отправляется в эмиграцию... Судя по многочисленным воспоминаниям его соратников, самый страшный момент в их жизни наступил на пленуме ЦК после XIX съезда, когда наш Саддам Виссарионович попросился на покой и зорко оглядел присутствующих. Впрочем, инстинкт самосохранения не чужд и безумцам, так что вполне возможно, что иракский вождь навсегда где-нибудь скроется, как бен Ладен. Но это может произойти только после начала войны. Он доиграет до конца и сбежит лишь тогда, когда спасаться будет уже поздно. Разумеется, не ему, а мирным гражданам.
Американцы прямодушно избывают позор 11 сентября. Это единственный серьезный повод к войне, поскольку веских доказательств того, что Багдад лжет насчет оружия массового уничтожения, инспектора ООН не представили, а на прямом участии Саддама в терактах не настаивает даже Рамсфелд. Это война, которую Буш и его советники рассматривают как "очистительную" в прямом смысле этого слова, родственного древнерусскому существительному "зачистки". Президент-юниор искренне верит в то, что после свержения багдадского фюрера мир станет лучше. Как после югославской войны: столько крику было, но все кончилось миром, а Милошевич протирает штаны на скамье подсудимых в Гааге. О том, что зло порождает зло, христианин Джордж знает из одной старой книжки, но то книжка, а тут жизнь. Реальная политика, реальный избиратель, реальный мир. В Америке нельзя угонять самолеты и направлять их на небоскребы – таков закон. Буш-младший твердо следует его духу и букве.
Политики, представляющие Европу, которую недавно обозвали "старой", также исходят из собственных убеждений и строгих принципов. Речь идет о непререкаемой ценности человеческой жизни, и, следуя настроениям своих избирателей, которые столь же тверды в отстаивании этой моральной нормы, они с чистым сердцем выступают против войны. Милошевич формально нарушал международные законы, увлекшись этническими чистками, поэтому был достоин точечного перевоспитания. Путин и его армия занимаются тем же самым, оттого имеет смысл – хотя бы в рамках ПАСЕ – осторожно поговорить о чеченском трибунале. Саддам – злодей и диктатор, но сегодня он, кривясь и дергаясь, не мешает инспекторам ООН обыскивать его дворцы и военные склады. Сегодня он не убивает курдов, поэтому война с многотысячными жертвами – слишком высокая плата за личную неприязнь бушевского клана к президенту Ирака и недостоверные сведения о наличии у Багдада оружия массового уничтожения. Поэтому Ширак и Шредер голосуют против войны.
Наконец, Россия, которая в эти дни грозит воспользоваться своим правом вето на голосовании в Совбезе ООН, тоже ведет свою весьма откровенную игру. Причем сразу по всем направлениям, что сближает Кремль со многими участниками конфликта. Москве близок Саддам с его неприкрытой жаждой власти и давними связями с нашенскими политиками. Москве близок Буш – своей решительностью в борьбе с террором и глобальными представлениями о временных и пространственных рамках этой борьбы. Москве близка старая Европа, особенно в той ее части, где уже окончательно вызревают и формируются антиамериканские настроения. Единственное, что в Кремле понимают с большим трудом и легкой усмешкой, – это разговоры гуманитарного плана. Дважды разбомбив и зачистив целый народ и предложив ему теперь закрепить достигнутое на референдуме, наши руководители умеют, конечно, почти не сбиваясь говорить о "ценности человеческой жизни", но в их устах этот речевой оборот звучит как дурной перевод с иностранного. Что опять-таки сближает их с Саддамом.
Вот таким представляется сегодня групповой снимок накануне иракской войны. За неделю, за сутки, за час, за миг до начала широко объявленной контртеррористической операции. Улыбнитесь, господа, - сейчас вылетит птичка.
Статьи по теме
Чему ни быть, войны не миновать
После американо-англо-испанского саммита на Азорских островах остается мало надежды на то, что войны в Ираке удастся избежать. Позиции основных действующих лиц - президента США и его союзников, лидеров старой Европы и новой России, а также самого багдадского диктатора - определились.
Читайте комментарий Ильи Мильштейна.
Буш призывает раскрыть карты
Вечером 6 марта президент США Джордж Буш в очередной раз выступил с объяснением американской позиции по отношению к иракскому кризису. По его словам, время дипломатии уже истекает. Однако Соединенные Штаты предпримут еще одну - по-видимому, последнюю - попытку добиться разоружения багдадского режима в рамках механизма, закрепленного Уставом ООН. Проект резолюции Совета Безопасности, предусматривающей возможность применения силы против Ирака, будет поставлен на голосование. И для американского президента, и для его оппонентов на международной арене наступает момент истины.
Подробности в статье Владимира Абаринова (Вашингтон).
Война против насилия
Впору открывать тотализатор: когда США с союзниками начнут военную кампанию в Ираке? В гаданиях о сроке и спорах о необходимости военных действий сторонники и противники войны умалчивают о самом существенном — война в Ираке уже давно идет. Но это война государства с народом, не затрагивающая национальные интересы других стран. Война, которую можно "не заметить".
Правозащитник Александр Подрабинек убежден, что применить силу против режима Саддама Хусейна необходимо - и не потому, что этот режим обладает опасным для других стран оружием, а потому, что он по сути своей опасен для человечества.
Министры на Сене
Парижский бенефис министров иностранных дел Франции, России и Германии, заявивших, что они не допустят принятия "силовой" резолюции в Совете Безопасности, не произвел впечатления на администрацию США. Государственный секретарь Колин Пауэлл заявил, что раскол Совета – именно то, на что рассчитывает Саддам Хусейн.
Читайте комментарий Владимира Абаринова.
Подайте турецко-подданным!
Турецкий вопрос остается в центре военных приготовлений антисаддамовской коалиции: Анкара требует возместить ей моральный ущерб от непопулярного решения о размещении в стране американских войск в таких размерах, что мало не кажется даже видавшим виды вашингтонским чиновникам. Турецкий парламент назначил дебаты по этой теме на субботу. Турки и сами не прочь принять участие в войне, но их цели до такой степени не соответствуют американским, что США готовы исключить турецкий плацдарм из своих военных планов.
Подробности в статье Владимира Абаринова (Вашингтон).
Иракская война на внутреннем фронте
Готовясь покончить с иракским режимом, администрация Джорджа Буша уже сейчас вынуждена вести борьбу на два фронта - с выступающими против применения силы европейскими державами и с противниками войны в самих Соединенных Штатах. При этом внутри страны руки у Белого дома прочно связаны: президент не в силах ни помешать национальной телекомпании показать обширное интервью с Саддамом Хусейном, ни даже заставить ее предоставить эфир для реплики своему пресс-секретарю. Убеждая общественность в необходимости войны, Бушу приходится полагаться лишь на собственное красноречие.
Подробности в статье Владимира Абаринова (Вашингтон).
Резолюция - не единственный локомотив истории
После внесения американо-британо-испанского проекта новой резолюции по Ираку в Совете Безопасности сложилась своеобразная ситуация. Против военного решения иракской проблемы выступают три постоянных члена Совбеза, но не факт, что кто-либо из них применит право вето. Между тем инициаторы резолюции не особенно настаивают на ее принятии. Исход зависит от позиции непостоянных членов СБ, которые прямо не заинтересованы ни в поддержке, ни в свержении иракского режима. Они вступят в политический торг, но много им не предложат. Саддама сдадут по сходной цене, считает вашингтонский корреспондент Граней.Ру Владимир Абаринов.
Пойдет ли Вашингтон на Багдад в обход Нью-Йорка?
Соединенные Штаты и Великобритания вносят в Совет Безопасности ООН проект новой резолюции по иракскому вопросу, которая призвана дать международную санкцию на применение силы против режима Саддама Хусейна. Франция, Германия и Россия, а также Китай такую резолюцию наверняка не поддержат. Американцы прозрачно дают понять, что вполне могут обойтись без разрешения Совбеза и начать военные действия самостоятельно. Однако, по мнению международного обозревателя Граней.Ру Виталия Портникова, сложившаяся ситуация чревата большим риском для администрации Джорджа Буша.
Упустил возможность промолчать
На саммите Евросоюза в Брюсселе острый галльский смысл Жака Ширака в союзе с сумрачным германским гением Герхарда Шредера противостоял давлению из-за Ла-Манша и Атлантики. Французский президент, как опытный фехтовальщик, блистал отточенными формулировками. Однако его финальный выпад будет иметь такие последствия, на которые он вовсе не рассчитывал. Так считает международный обозреватель Граней.Ру Виталий Портников.
Ширакская война
Вслед за НАТО испытание на прочность сегодня проходит Евросоюз. Если Североатлантическому альянсу удалось принять решение о военной помощи Турции через ту структуру, в которую Франция не входит, то телега ЕС никак не может двинуться в объезд Парижа. "Багдадский пакт" в составе Франции, Германии и Бельгии теперь может выступить единым фронтом против иракской войны. Но французский президент Жак Ширак уже не может быть уверен в поддержке Берлина и Брюсселя.
Миролюбие - это страшная сила
Едва ли не десять миллионов человек вышли на улицы крупнейших городов Запада, чтобы протестовать против еще не начавшейся войны в Ираке. "Мы против Саддама Хусейна, но мы еще и против войны", - заявил один из организаторов многотысячного марша мира в Риме. Такие противники для багдадского диктатора большой опасности не представляют. В 1938 году Чемберлен и Даладье тоже были вовсе не за Гитлера, а за мир в Европе. Тогда дело кончилось Мюнхеном.
Театр миролюбивых действий
Сегодня Совет Безопасности ООН заслушает очередные доклады о ходе инспекций в Ираке. Затем начнутся консультации между членами Совбеза. Позиции постоянных членов СБ известны. США и Великобритания решительно выступают за применение силы для разоружения режима Саддама Хусейна; Франция и Россия, а также Германия - столь же решительно против. Президент Путин даже угрожает "заветировать" соответствующую резолюцию. Однако весьма похоже, что политика Парижа, Берлина и Москвы, направленная на предотвращение войны, есть не что иное, как игра, не рассчитанная на реальные результаты. Так считает обозреватель Граней.Ру Борис Соколов.
Америка готовится к нападению и обороне
Администрация США не видит смысла во французском предложении увеличить число инспекторов в Ираке. Согласие Багдада на разведывательные полеты над своей территорией она считает недобросовестным. Момент истины, заявил госсекретарь Колин Пауэлл, наступает не только для Ирака, но и для Совета Безопасности. Американские законодатели называют поведение Франции и Германии возмутительным. Правительство рекомендует гражданам закупить трехдневный запас товаров первой необходимости на случай новых террористических нападений.
Подробности в статье Владимира Абаринова (Вашингтон).
Глас вопиющего в Совбезе
Тринадцать членов Совета Безопасности ООН дружно высказались за продолжение инспекций в Ираке. Точку зрения Вашингтона поддержал только Лондон. Улики вероломства Саддама, предъявленные государственным секретарем США Колином Пауэллом, не произвели впечатления на участников заседания СБ не потому, что они были неубедительны, а потому, что они оказались излишними – оппоненты США пришли слушать Пауэлла с готовым решением. Всего вероятнее, участь багдадского диктатора определится не Нью-Йорке, а в Вашингтоне.
Подробности в статье Владимира Абаринова (Вашингтон).
В войне победит Саддам
Американцы явно раздражены позицией "старой Европы", не желающей без крайней необходимости давать согласие на вторжение в Ирак. Для разгрома саддамовской армии американцы в союзниках особо не нуждаются - с этой задачей они способны справиться и самостоятельно. Но печальный парадокс в том, что военная победа над террористическим режимом может пойти на пользу мировому терроризму.
У войны не европейское лицо
В Вашингтоне и Лондоне полагают, что инспекции ООН в Ираке уже предоставили международному сообществу необходимый casus belli. Генеральный секретарь ООН, двое постоянных членов Совета Безопасности - Франция и Россия, - а также Германия, к которой вскоре должно перейти председательство в Совбезе, настаивают на том, чтобы инспекторам дали возможность продолжать работу. Старая Европа держит щит меж двух враждебных стран - США и Ирака.
Читайте комментарии Владимира Абаринова (Вашингтон) и Ильи Мильштейна.
"Старая Европа" против Америки: турецкая защита
Оказавшись в изоляции в связи со своим отказом обсуждать вопрос об оказании дополнительной военной помощи Турции, Париж и Берлин пытаются сгладить скандал. Теперь они говорят, что возражают не против помощи как таковой, а против сроков. Американские должностные лица, в свою очередь, заявляют, что Турция получит все необходимое для обеспечения своей безопасности независимо от решения Совета НАТО.
Подробности в статье Владимира Абаринова (Вашингтон).