Реформа позументов
Очередной пакет кадровых решений Кремля, на этот раз по милицейским генералам, поспешили назвать беспрецедентным и расценить как начало масштабной реформы МВД. Ни то ни другое не соответствует действительности.
Во-первых, массовые отставки, в том числе и генеральские, практиковались Кремлем и ранее: в отношении того же МВД (2002), ФСБ (2006), армии (2007), совсем недавно - ФСИН (2009). При Медведеве пакетные отставки стали применяться и в отношении губернаторов. Во-вторых, многочисленные замены совсем необязательно являются реформированием. Для этого декабрьскому и февральским указам президента не хватает осмысленности и стратегичности.
Такое впечатление, что президентская администрация заранее попросила министерство подготовить заметное количество отставок, чтобы к выступлению Медведева на коллегии МВД поспели не только законодательные предложения, но и внушительный список увольняемых генералов. Как массовые генеральские отставки в системе исполнения наказаний не имели прямого отношения к скандалу вокруг гибели Сергея Магнитского, так и нынешние перестановки в МВД напрямую не вытекают из трагических событий последних месяцев.
Лишь два-три из семи отправленных в отставку главных региональных милиционеров непосредственно связаны с недавними скандалами: бурятский Виктор Сюсюра и томский Виктор Гречман, отчасти тувинский Виктор Лесняк. Во всех этих случаях, впрочем, реальные отставки состоялись задолго до медведевского указа. Среди остальных фигурантов черного списка, а среди них один из восьми начальников ГУВД по федеральному округу (это генерал-полковник Юрий Сковордин, на чей Сибирский округ пришлись основные резонансные скандалы последнего времени) и два из 20 транспортных, преобладают отставники по возрасту.
По регионам, таким образом, заменен примерно каждый десятый начальник – региональное звено руководства МВД подверглось децимации. С тремя попавшими в пакет заместителями начальников милиции регионов число отставленных региональных генералов составило 13. Много это или мало? Это примерно полугодовая норма.
Наиболее серьезные изменения касаются центрального аппарата: здесь уволены несколько генералов, включая двух заместителей министра, объявлено о предстоящем 50-процентном сокращении численности подразделений центрального подчинения.
В отличие от ряда других упоминавшихся залповых отставок силовиков и правоохранителей, нынешняя не связана ни со сменой руководителя ведомства, ни с реализацией внятной новой концепции его работы. Это, с одной стороны, чистый популизм, а с другой - некая акция устрашения по отношению к милицейским начальникам в ситуации усиления массовых протестных настроений, которые этим начальникам предстоит усмирять.
Станет ли система после такой встряски работать лучше? Вряд ли. И уволенные не ужасны, и те, кто их сменит, вряд ли принципиально от них отличаются. Да и дело не в десятке-другом генералов. Дело в низкой и постоянно падающей эффективности всего государственного аппарата.
МВД – не худшая часть системы, это просто более заметная ее часть: оказавшаяся сейчас на виду в результате бесконечной череды скандалов (если они возникают, значит, это кому-нибудь нужно?) и постоянно соприкасающаяся с гражданами в повседневной жизни. Это главная линия фронта, на которой госаппарат контактирует с гражданами.
Повысить эффективность отдельной части неэффективной в целом системы практически невозможно. Неэффективным может быть любое государство - и демократическое, и авторитарное. По-разному можно и повышать эффективность. При движении в сторону демократического государства – это повышение контроля со стороны общества за всеми сферами, в том числе и правоохранительной; реальное разделение властей и подотчетность власти гражданам; независимость судов и т.д. Если кому-то по душе сталинский вариант, то это жесткая дисциплина, жестокие наказания, периодические чистки, атмосфера страха. И при одном, и при другом варианте, однако, требуются общесистемные изменения, а не просто популистские жесты, как сейчас, или ведомственные усилия, о которых распорядился Медведев.
Что реально надо делать для реформирования системы МВД, для руководства страны не является секретом. Если реформирования нет, а есть очередная имитация деятельности, значит, по большому счету, это реформирование руководству не нужно.
Блоги
Статьи по теме
Оборотневые средства
Теперь главной фигурой в борьбе за чистоту рядов оказывается президент. Именно он принимает кадровые решения, именно он направляет в формальное подчинение министра внутренних дел Рашида Нургалиева двух сотрудников собственной администрации. Очень похоже на прием, которым в свое время воспользовался Леонид Брежнев.
Последняя тайна МВД
Евсюков стреляет, генералы кошмарят своих правдолюбцев и судятся с журналистами, суды чуть ли не оправдывают садистов – а на выходе получается гражданин, который уже ничего не ждет ни от милиции, ни от государства. Гражданин, который при виде человека в погонах испытывает только два сильных чувства: омерзение и страх.
Концерт для хора и органов
Скандальные откровения бойцов московского ОМОНа и аресты "видеобунтарей" Алексея Дымовского и Григория Чекалина заставили вновь гадать о протестном потенциале сотрудников правоохранительных органов. Может ли коррумпированная система взорваться изнутри, не дожидаясь робких попыток реформы?