Россия в мировой войне
Люди ищут ответ на вопрос: а кто мы? Откуда и куда идем?.. И вот тут срабатывает то, о чем пишут многие западные аналитики: образ нынешней России консолидировал многие правые, националистические политические партии. Для них, как ни странно, новая российская, пока только возникающая самоидентификация, нацеленная на консолидацию на основании сравнительно консервативных ценностей, оказывается востребованной, а для некоторых правых европейских политиков - даже модельной... Кризис куда серьезней противостояния Запада с Россией по поводу Украины. Он касается положения человека в современном мироустройстве... никакой информационной войны Россия не проигрывает, хотя бы потому, что в реальности в мире идет не информационная, а настоящая мировая гражданская война. В нее втянут уже практически весь мир. В этой войне решается, каким образом... сложатся наши идентичности и наши отношения, какие системы ценностей будут сосуществовать и в какой иерархии.
Андрей Быстрицкий, декан факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ
Уже давно в Европе существуют только две действительные силы: Революция и Россия. Эти две силы сегодня стоят друг против друга, а завтра, быть может, схватятся между собой. Между ними невозможны никакие соглашения и договоры. Жизнь одной из них означает смерть другой. От исхода борьбы между ними, величайшей борьбы, когда-либо виденной миром, зависит на века вся политическая и религиозная будущность человечества... У России, верующей страны, достанет веры в решительную минуту. Она не устрашится величия своих судеб, не отступит перед своим призванием. И когда еще призвание России было более ясным и очевидным? Можно сказать, что Господь начертал его огненными стрелами на помраченных от бурь Небесах. Запад уходит со сцены, все рушится и гибнет во всеобщем мировом пожаре… А над всеми этими развалинами, ею же нагроможденными, цивилизация, убивающая себя собственными руками... И когда над столь громадным крушением мы видим еще более громадную Империю, всплывающую подобно Святому Ковчегу, кто дерзнет сомневаться в ее призвании, и нам ли, ее детям, проявлять неверие и малодушие?..
Федор Тютчев. "Россия и революция" (1848 г.)
Империя добра
Эта сессия будет столкновением добра и зла, правды и кривды... Россия не откажется от своей позиции по Крыму и юго-востоку Украины, потому что она носит взвешенный и продуманный характер, она объективна и легитимна. Если говорить о позиции ПАСЕ, то это позиция механического русофобского большинства, которое держится на преклонении перед Госдепом, Бараком Обамой.
Василий Лихачев, депутат Госдумы, член российской делегации в ПАСЕ, чрезвычайный и полномочный посол
Нет, мы империя добра!
А не империя мы зла,
Как мы тут слышали вчера
От одного тут мы козла...
А если вдруг когда-нибудь
Другой козел захочет вдруг
С пути нас этого свернуть,
Ему мы скажем: "Знаешь, друг,
Вали откудова пришел!",
И он отвалит - тот козел.
Игорь Иртеньев. "Монолог на выдохе"
Люди и насекомые
Суть Аушвица - это дезинсектизация всей Европы, проводимая без всякого ожесточения. Мы же не испытываем никаких сильных чувств, когда травим тараканов. Если можно всех вытравить одним кивком головы - так это вообще предел желаний. Эта бестрепетность и бесстрастность в очистке Европы от вредных насекомых как раз и была той причиной, по которой Аушвиц стал синонимом архизлодейства... а разговоры о воспитании после Аушвица... т.е. о том, что случилось небывало чудовищное и мир никогда уже не станет прежним, стали главенствовать в умственных беседах. Но - дело забывчиво, а тело заплывчиво. Спустя семьдесят лет слова, произносимые над разверзшейся бездной, давно утратили свое былое звучание... Они воспитались после Освенцима - и ничего. Ко всему-то подлец человек привыкает.
Максим Соколов, публицист. 2015 год
Албанские жертвы геноцида - это как саранча. Прилетела, села, все съела и дальше полетела. Встала на крыло, говоря языком специалистов.
(Клип "Саранча")
С какой же радости НАТО спешно преобразуется в общество покровительства саранче?.. если выбирать между миром и стабильностью... и потребностью саранчи в новом корме, мир и стабильность могут показаться предпочтительнее... А когда в результате миротворчества начинает усиленно плодиться саранча, миротворцы попадают в вилку - куда ни кинь, все клин. Можно признать свои ошибки... и принять участие в уничтожении саранчи... Можно сделать вид, что НАТО вообще не имеет к Косово и размножению албанской саранчи никакого отношения - "разбирайтесь, дескать, сами, а мы ни при чем". Можно, но где же тогда искомое миротворчество... нет его. Остается единственное: прикармливать саранчу дальше...
Он же. 2001 год
В защиту клоунов
Скажу честно и откровенно. Мне не нравится, когда каких-нибудь симулирующих державно-патриотические припадки депутатов или каких-то темноватых субъектов с бегающими глазками из «администрации», или каких-то мелких, но шумливых бесов из телевизора называют «клоунами».
Это совсем неправильно и совсем несправедливо. И совсем обидно за старую почтенную профессию, за насущно важную и необходимую в контексте трудной истории европейской цивилизации социально-культурную функцию.
Клоун - это не дурак, как некоторым кажется. Клоун - это рентген, показывающий нам нашу собственную глупость, нашу пошлость, наше бесчестие. Клоун выступает на цирковом манеже или на ярмарочной площади, или приходит в хоспис, чтобы поддержать дух у тех, для кого смех - последнее, но мощное обезболивающее средство.
Почему люди радуются клоуну? Потому что он принимает на себя, на своего нелепого, но обаятельного, беззащитного, но и неуязвимого персонажа все то, что мы боимся невзначай обнаружить в зеркале. Особенно с утра, когда мы в наибольшей степени уязвимы для собственного взгляда.
Он и есть зеркало. Но кривое, но смешное и потому - утешительное. «Да это же не я! - облегченно думаем мы, глядя на его симпатичные кривляния. - Разве ж у меня такой огромный красный нос? Такая растрепанная пакля вместо волос? Такие широченные и вечно сваливающиеся штаны в крупную клетку? Такая ядовито-зеленая в красный горошек драная шляпа? Разве ж у меня такой дурацкий визгливый голос? Разве ж я так суетливо двигаюсь? Нет, нет! Слава богу, это не я! Рыжий, браво!»
А эти? Какие же они клоуны? Единственное, что их роднит с клоунами, - это то, что они тоже не боятся казаться смешными. А чего бы им бояться-то на самом деле? Старый детский анекдот помните? «Дура-дура, а десятку в день имею!» Ну так вот…
Никакие они не клоуны. Они те, кого в клоуны никогда не возьмут - за бездарность, жадность, бессердечие и полное отсутствие воображения и чувства юмора.
Они не клоуны, нет. Клоуны - это не те, кто визгливо и истерично генерирует ненависть, зовя к захвату, к насилию, к убийству. Клоуны - это уж скорее те, кого время от времени не склонные к шуткам люди в черных масках вместо лиц, «калашниковыми» вместо рук и пустыми черными мешками вместо сердец убивают всего лишь за то, что они клоуны.
Добросердечие правителя
Я, может быть, не имею права интерпретировать политику Путина, но я считаю, что он преисполнен того, чтобы принести российскому народу свободу и богатство или процветание, если так можно сказать, но в той степени, насколько это ни разрушает основы страны, ни убивает массы людей.
Игорь Шувалов, первый вице-премьер
1. Всякий градоправитель да будет добросердечен...
7. Да памятует градоправитель, что не от кого иного слава Российской империи украшается, а прибытки казны умножаются, как от обывателя.
8. Посему: казнить, расточать или иным образом уничтожать обывателей надлежит с осмотрительностью, дабы не умалился от таковых расточений Российской империи авантаж и не произошло для казны ущерба...
14. Просвещение внедрять с умеренностью, по возможности избегая кровопролития.
15. В остальном поступать по произволению.
Михаил Салтыков-Щедрин. "История одного города"
О церкви по-партийному
В такой огромной стране, как Россия, немало зависит от конфессий... Позиция конфессий создает необходимый межрелигиозный микроклимат, который придает общественную окраску большинству событий, их трактованию различными группами граждан. Если связи между религиями позитивные и взаимоуважительные, это в значительной мере стабилизирует и межнациональный диалог. Поэтому мы приветствуем работу РПЦ в этом направлении. Кроме того, нельзя не отметить мессианскую (так! - Ред.) деятельность РПЦ в поддержке русского населения на Украине.
Есть, правда, некоторые моменты, с которыми нам, коммунистам, сложно согласиться.
Вадим Соловьев, зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству
"Наряду с достижениями есть и недочеты". Это вполне безопасно. Это можно сказать даже о Библии. Наряду с блестящими местами есть идеологические срывы, например, автор призывает читателя верить в бога.
Илья Ильф. Записные книжки
Александр Андрюхин, спецкор газеты "Культура"
- Очень странно, что он оставил в доме армейские ботинки со своей фамилией, - говорит источник. - Может быть, их принес кто-то другой, чтобы указать именно на него. Зачем Пермяков направился в сторону турецкой границы?.. Можно предположить, что в Турции его ждали. Или сказали, что будут ждать. Есть версия, что он хотел быть схваченным на территории Турции. В результате инцидент ставил бы под удар и армяно-российские отношения, и вбил бы клин между Россией и Турцией. А ведь Турция намеревается стать стратегическим партнером России по транзиту газа...
- Заметьте, что преступление произошло сразу после того, как наша республика вступила в ЕАЭС, - говорит Петросян. - Кстати, расстрел журналистов во Франции - это звено той же цепи. Обратили внимание: это произошло сразу после того, как французский президент заявил о возможности снятия санкций в отношении России? Здесь то же самое. Посмотрите, - разведчик подвел меня к карте, - вот Армения. С одной стороны Турция - член НАТО, с другой - Грузия, тоже практически член этого блока. Наша республика - последний российский блокпост на Кавказе. НАТО расширяет границы и делает попытки вбить клин между Арменией и Россией. То, что случилось в Гюмри, - один из этих клиньев... И раньше в распоряжении спецслужб были методы зомбирования для совершения массовых убийств, а сегодня возможностей еще больше. Это может быть гипноз - как при непосредственном контакте, так и действующий на расстоянии. Также существует масса технических средств для подавления личности: уколы специальными препаратами, обработка ультразвуком и т.д.
Обращает на себя внимание и тот факт, что отец Валерия Павел Пермяков... является пастором местного отделения Российской церкви христиан веры евангельской "Вера, надежда, любовь". Эта организация - одна из ветвей пятидесятничества, протестантского вероучения, возникшего в США. Там же до сих пор находится мозговой, духовный и финансовый центр движения.
- Те, кто подготовил эту провокацию, хорошо знают, как овладеть эмоциями армян, и заранее рассчитали реакцию, - говорит Петросян. - Не случайно для убийства детей применили штык. В Закавказье клинки имеют сакральное значение.
"Кто стоит за трагедией в Гюмри"
Самолет взлетает против ветра
Я спел на митинге. С этого все и началось. Задела за живое моя веселая сатирическая песня «Путин, хеллоу!», исполненная на Марсовом поле.
Я и раньше пел подобные песни, но на этот раз, похоже, мой заряд попал им куда-то в очень уязвимое место.
Такое ощущение, что у путинской банды началась агония. Не только из-за меня. Правая их рука не знает, что и зачем делает левая. Там паника с истерикой, по моему ощущению. Содержимое внутренних органов шибко обиделось и стало подленько мстить. За падающий рубль, за неудачу на Украине, за пустые прилавки Крыма, за Навального, за болотников... Прозвучала команда всем подразделениям: «Фас!».
Вот они и действуют по всем фронтам. Отменяют мои концерты и отдельные выступления, давя на организаторов всеми доступными методами.
Натравили на меня РАО, хоть до сих пор проблем с этой организацией не было.
Наняли команду ботов, которые гадят в соцсетях, звонят круглые сутки с угрозами мне и моим близким.
Видя, что меня не запугать, они взялись за клубы и концертные площадки, которые, по моему ощущению, они сами же и крышуют.
Самое обидное, что все эти события происходят как раз в дни памяти Владимира Семеновича Высоцкого, чье творчество неизменно связано с сатирой и гражданской позицией, критикой власти. Отмененный концерт как раз был посвящен памяти великого барда, и уже непонятно, кого отменяют: то ли Высоцкого, то ли Новицкого, то ли вообще культуру в нашей стране.
Честно говоря, я даже где-то благодарен этим опричникам, так как стать запрещенным в смутные времена для поэта - это великая честь. Каждый их запрет подтверждает, что мы идем в правильном направлении. Ведь самолет взлетает против ветра, и только дерьмо плывет по течению.
Ужас фильма
Это реакция не на "Левиафан", а реакция на агрессию против России, которую проводят спецслужбы США, заставляют убивать людей в Донбассе, заставляют вводить санкции. Кроме того, это реакция на ту пятую колонну, которая поливает грязью Россию. Я негативно оцениваю этот фильм. Я считаю, что этот фильм - "заказуха" кинофестивальная, чтобы получить призы. Чем мне больше всего фильм не понравился? Всегда есть что-то хорошее, а в этом фильме нет никакой надежды, побеждает зло... В фильме показано, что жизнь русских настолько ужасна, что, получается, и отобрать ее не такой уж большой грех. То есть по сути фильм производит расчеловечивание русских и тем самым является идеологическим обоснованием геноцида русского народа. Я бы на месте Звягинцева этот фильм с проката снял, пришел на Красную площадь, встал на колени и попросил прощения у русского народа.
Сергей Марков, политолог, член Общественной палаты
...Москва. 1958. 1 ноября. Пастернак только что получил Нобелевскую премию по литературе. Писатели исключили его из Союза. На страницы газет хлынули письма трудящихся. "Правильное решение". "Лягушка в болоте". Экскаваторщики, нефтяники, инженеры, учителя, слесаря.
Я - в такси. За рулем нескладный мальчик лет девятнадцати. Узкоплечий, узколицый, малорослый, только руки, крутящие баранку, огромны...
И вдруг, как в дурной мелодраме - или, точнее, так, как бывает только в действительной жизни, - шофер оборачивает ко мне свое узкое лицо:
- Читали, гражданочка? - Он скашивает глаза на "Литературную газету". - Один писатель, Пастер, кажется, фамилие, продался зарубежным врагам и написал такую книгу, что ненавидит советский народ. Миллион долларов получил. Ест наш хлеб, а нам же гадит. Я, вот этими руками... я на комбайне. Для него убирал хлеб. А он, гадина...
Лидия Чуковская. "Гнев народа"
Кто прав, кто виноват
Ох уж эти постоянные упреки либерально настроенной общественности по поводу малого процента оправдательных приговоров по сравнению с американской системой... Так вот я вам скажу: наше следствие так же объективно и независимо... Возвращаясь к нашим уголовным делам, могу сказать, что сегодня мы имеем 0,4% оправдательных приговоров по ним. И это говорит лишь о том, что следствие очень квалифицированно и все дела, которые оно передавало в суд, расследовались тщательно, объективно и беспристрастно.
Владимир Маркин, глава управления взаимодействия со СМИ Следственного комитета
- ...Ну, что, Максимыч, все ли благополучно?
- Все, слава богу, тихо, - отвечал казак, - только капрал Прохоров подрался в бане с Устиньей Негулиной за шайку горячей воды.
- Иван Игнатьич! - сказала капитанша кривому старичку. - Разбери Прохорова с Устиньей, кто прав, кто виноват. Да обоих и накажи.
Александр Пушкин. "Капитанская дочка"
Михаил Мягков, научный директор Российского военно-исторического общества
А история у нас разная, но в принципе историю можно было бы показывать по-разному. У нас было всегда все плохо, мы всегда все проигрывали, мы страна-неудачник, лузер - раз. Либо история, да, у нас была сложная история, у нас головы рубили, у нас был Иван Грозный, у нас был Петр Первый, у нас был Сталин, у нас был Матросов, Зоя Космодемьянская, все это вкупе, да? Это все - это наша история, то, что вызывает гордость... Ну, давайте возьмем... вот XIX век у нас был, да?.. Николай Первый. Ну, грубо говоря. Или Александр Третий... Судьи были тогда вот те историки, которые... заняли вот эту нишу и писали: Александр Третий - это реакционер, это который там всех посадил... задушил свободную прессу, уничтожил самостоятельность университетов. Ничего не говорилось ни о музеях, ни о развитии искусства. Нужна везде мера... есть Александр Третий, есть Сталин, в конце концов, которого и с ног, и с головы, и сзади, и спереди... да? Но, извините меня, когда мы начинаем говорить о войне, мы вдруг поднимаем документы и видим: а вот решение, вот решение, вот решение. Ты сам мог бы такое решение принять или нет, в конце концов?.. говорить о том, что вот мы так... то есть не было людей, которые не пытались все это сделать и в конце концов привести страну в надлежащий вид, - давайте об этом тоже скажем... у нас есть портал целый, в котором мы можем делать сайты сами. Нашего Военно-исторического общества. Если надо, если потребуется, будем просить деньги, будем просить деньги... Будем просить либо у государства, либо у тех людей, которые могут дать эти деньги.
Ссылка
Грозный и православие
Православие же по византийской традиции видит в политике форму обустройства общественной жизни, которая регулируется не только властью, но и религией... Грозный был трагической фигурой поистине библейского масштаба. С одной стороны, Смутное время - это в большой степени результат его политики. Но с другой стороны, по-настоящему отъявленных злодейств за ним относительно немного. И всякий раз они связаны с каким-то действительно драматическим событием. Характерно, что европейцы, говоря о Грозном, всегда очень спокойны. Они сравнивают его с такими фигурами, как султан Селим, Карл V, Генрих XV (так! - Ред.), Филипп II. Да, эпоха колоссальных потрясений и войн. Сотни тысяч, миллионы погибших. В России в правление Грозного погибло четыре-пять тысяч человек. И он перед смертью распорядился, чтобы по всем монастырям, храмам молились о погибших в опричнину.
Павел Кузенков, научный руководитель выставки "Моя история. Рюриковичи"
Ежели древним еллинам и римлянам дозволено было слагать хвалу своим безбожным начальникам и предавать потомству мерзкие их деяния для назидания, ужели же мы, христиане, от Византии свет получившие, окажемся в сем случае менее достойными и благодарными? Ужели во всякой стране найдутся и Нероны преславные, и Калигулы, доблестью сияющие... и только у себя мы таковых не обрящем? Смешно и нелепо даже помыслить таковую нескладицу, а не то чтобы оную вслух проповедывать, как делают некоторые вольнолюбцы, которые потому свои мысли вольными полагают, что они у них в голове, словно мухи без пристанища, там и сям вольно летают.
Михаил Салтыков-Щедрин. "История одного города"
Максим Шевченко, журналист, член Совета по правам человека
...если "Шарли" имеет право вторгаться в сознание огромного количества людей, эти журналисты должны быть готовы к тому, что их на улице... ну, убить - это, допустим, крайний... Я, кстати, уверен, что это постановка и что этот террористический акт был инициирован спецслужбами. У меня практически нет сомнений... Ну, я не знаю - французскими, американскими, например... Объясню зачем. Затем, что умирает король Абдалла, саудовский король... Смерть короля Саудовской Аравии неизбежно приведет... Он, может, уже умер... И я думаю, что Запад, вся эта ситуация, постановка к тому, чтобы консолидировать западное общественное мнение перед возможной масштабной войной против исламского мира... Эта консолидация, эта демонстрация того, что европейские элиты готовы, скажем так, выступить жестко против мусульман и против ислама, оправдывая это либеральной идеологией, либеральными ценностями. На сам деле ценностей для них не существует… это абсолютно атеизм, доведенный до абсурда, до точки своего логического завершения. Абсолютный сатанизм на самом деле в таком социальном, политическом и духовном измерении... Те, кто полагает, что дары свободы есть просто социальные феномены, возникающие по мере превращения обезьяны в прямоходящее существо, - это мои принципиальные враги. Онтологические враги. Поэтому я с теми, кто сегодня был в Грозном. Я горжусь, что они вышли на улицы Грозного. Считайте, что я был тоже там, с вами.
Ссылка
Все проще и проще
МВД сообщило о подготовке законопроекта об упрощенной форме расследования преступлений небольшой и средней тяжести, в том числе без согласия обвиняемого с предъявленным обвинением.
Сегодня дознание в упрощенной форме на досудебной стадии законом предусмотрено, но оно возможно только при согласии обвиняемого и полном признании им своей вины. К тому же дознание в упрощенной форме производится лишь по преступлениям, по которым не предусмотрено следствие, то есть в основном по статьям о преступлениях небольшой тяжести и некоторых средней тяжести.
Хорошего в дальнейшем упрощении уголовного процесса ничего нет. Даже нынешнее дознание в сокращенной форме - процедура отнюдь не безупречная, пусть и при условии согласия обвиняемого.
Вообще любые вариации на тему досудебных и особенно судебных сделок не имеют ничего общего с правосудием. Это худшее, что было нами заимствовано у американского судопроизводства. Ни экономия времени всех участников процесса, ни разгрузка судов не могут быть оправданием упрощенных процедур. И то, что таково повсеместное веяние, не делает квазисудебный порядок лучше. Разгрузка следователей и судей допустима только одним путем - через сокращение числа расследуемых и рассматриваемых уголовных дел. Уголовно-правовой инструментарий должен использоваться в исключительных случаях и с особой осторожностью. Формальных признаков преступления при отсутствии ощутимого вреда не должно быть достаточно для возбуждения уголовного дела, а возбужденные уголовные дела после проверки могут тем или иным образом прекращаться: вследствие примирения обвиняемого с потерпевшим, на основании малозначительности содеянного, перенесением конфликта в гражданско-правовую сферу.
Между тем сегодня в особом порядке рассматривается около 65% общего числа уголовных дел - и это при том, что на особо тяжкие преступления особый порядок распространяется пока лишь по небольшой части дел, при расследовании которых заключено досудебное соглашение с обвиняемым.
Наша правоохранительно-судебная система такова, что вынуждает всех, включая правозащитников, радоваться наличию особого порядка, дающего заключенному обвиняемому облегчение - которое заключается не в том, что сделка влечет смягчение наказания (пока не было вообще сделки, сроки не были больше), а лишь в том, что человек отправляется в колонию без длительного маринования в СИЗО. Более того - сделка вредна, так как повышает "человекоемкость" уголовной машины: упрощенный, то есть убыстренный порядок производства позволяет осудить за день не одного, а полтора десятка человек.
Стоит сейчас припомнить этапы появления в УПК особых порядков. Интересующиеся могут почитать давнюю стенограмму обсуждения этого вопроса в Думе при рассмотрения проекта УПК во втором чтении. Сделку отстаивали Елена Мизулина (на трибуне) и Александр Котенков как представитель президента. Против сделки были фракция СПС (выступал Виктор Похмелкин) и КПРФ (Виктор Илюхин), а также многие из "Российских регионов" и независимых. Глава УПК о сделке прошла лишь с третьей попытки голосования, и то после того как представитель президента предложил ограничить особый порядок только делами о преступлениях, влекущих за собой не более 3 лет лишения свободы. Не прошло и полгода, как предел увеличился до 5 лет, а через год - до 10, что и сохраняется по сей день. Но уже на горизонте маячит законопроект о разрешении сделок по статьям с наказанием до 15 лет. Правда, он, слава богу, еще год назад застрял перед вторым чтением.
Через несколько лет появилось досудебное соглашение о сотрудничестве, еще более губительное для правосудия. Особая опасность такого порядка не только в том, что показания одного обвиняемого по многофигурному делу топят всех прочих. Еще хуже то, что дело в отношении пошедшего на сотрудничество обвиняемого зачастую выделяется в отдельное производство, штампуется судом в особом порядке и покрывается статьей 90 УПК «Преюдиция». А в этой статье сказано, что обстоятельства, установленные вступившим в силу приговором суда признаются последующими судами без дополнительной проверки. И хотя в той же статье 90 оговаривается, что такая преюдиция не влечет за собой признания виновными иных лиц, не участвовавших в первом (выделенном) деле, это для них мало что меняет: если приговором, основанным на сделке, признано, к примеру, совершение изнасилования и убийства тремя лицами, одни из которых пошел на сделку, а двое других заявляют о своем неучастии, то эти двое, конечно, в приговоре первого лица не называются, зато считается установленным само событие преступления: что осужденный отдельно Иванов и двое других лиц совершили изнасилование и убийство, а труп, скажем, утопили в реке. Бывают случаи, что убитая является потом домой сухой и невредимой (как это было по известному делу Михеева в Нижнем Новгороде), однако далеко не всегда все оканчивается так относительно благополучно.
Упрощать судопроизводство ради уменьшения скученности в СИЗО - то же, что строить новые тюрьмы, увеличивая число посадочных мест. Улучшать условия в следственных изоляторах надо, но не строя дополнительные СИЗО, а закрывая старые. Пора прекратить удобные следствию, но необоснованные аресты - есть и другие, в большинстве случаев достаточные меры пресечения. Заключение под стражу по-прежнему применяется чрезмерно широко и на слишком долгое время, хотя о недопустимости такой практики давно высказались и ЕСПЧ, и Конституционный, в Верховный суды. Злоупотребление досудебным арестом находится в прямой связи с особым порядком слушания дела судом: посидев в СИЗО, человек, виновен он или нет, охотнее соглашается на сделку.
Пакуют за пикеты
Если статья УК принята, она должна выстрелить. Когда была введена уголовная ответственность для неоднократно задерживавшихся на акциях протеста (статья 212.1), было понятно, что сделано это не для красоты. И что пойдет по этой статье вполне определенная группа человек так из десяти, заранее всем известных поименно.
Оставалась интрига - когда. И остается интрига - будут ли сажать или шантажировать бесконечной подпиской-условкой.
Всю осень я смотрела на тех самых активистов, которые уже навинтились на статью, и мысленно прощалась с ними. И думала: вот обычно-то бывает, что человек только заподозрил, что ему грозит уголовное преследование, только получил слив из органов - и старается исчезнуть. А эти весело подсчитывают свой пятый или шестой протокол по 20.2 КоАП. И обсуждают, когда выйдут вновь.
Кстати, вышедшего из следственного отдела Владимира Ионова, которому только что объявили об уголовке, кое-как уговорили не ходить на следующий день на Манежку. Суббота же. Пикеты за смену власти. А товарищи в спецприемнике, некому больше - и как тогда власть менять?
Нет, они все не хотят сидеть (остроты на эту тему хороши лишь от друзей и в меру). И, может, кто-то и заляжет на дно, примет обоснованное решение уехать. Да, у некоторых из них в дефиците чувство юмора, реальности, самоирония. Одно точно: они не специально "копят административки", чтобы принести себя в жертву. Они просто идут туда, куда зовет их совесть, тогда, когда она их туда зовет, и с теми словами на плакате, которые они считают нужными в данный момент.
И эти уголовные дела будут неожиданно честными. Неожиданно для нашего подлого государства, привыкшего маскировать политические преследования под фальшивые уголовные дела. Впервые они сказали очень прямо: если вы будете на постоянной основе участвовать в акциях протеста, мы вас будем сажать - и даже для приличия других поводов придумывать не станем. Вам даже не надо угадывать, по каким признакам узнавать о грядущем задержании: чистая математика, считайте протоколы, отмечайте в календаре... Что? Там ничего непонятно - два, три или четыре, просто задержания или вступившие в силу постановления? В общем, друзья, чаще чем раз в полгода не винтитесь - или пеняйте на себя.
К счастью или к несчастью, дело "о многократных пикетах" будет совсем не таким, как "болотное". В нем не будет случайных людей. "Странные" будут, а случайные - нет.
Сюжет с первопроходцем Ионовым, который стучал из машины с тонированными стеклами, когда его насильно вывозили из ОВД в СК (зачем? пришлите деду домой повестку, куда он денется?) очень демонстративен и показателен. Это громкое и, видимо, последнее китайское предупреждение.
Это кастинг. В конце останутся самые последовательные. Считающие, что они в своем праве. Что это не они должны убегать, а те, кто их сажает.
Представим себе дальнейшее. Вокруг будут дискуссии, целые диспуты, по которым можно писать учебники о стокгольмском синдроме. Говорить будут понятно что. Во-первых, они (новые узники) сами же виноваты, так как их предупреждали. Во-вторых, они маргиналы. Может, и не все, но тем не менее. А значит, солидаризироваться с ними не нужно...
Сейчас из-за отвращения к Лимонову и его сторонникам трудно вспоминать тот феномен, который когда-то значил для меня очень много: Стратегию-31. Но не вспомнить нельзя - ведь это чистая идея осознанной борьбы за свободу собраний. Идея поставить право выше нормативных актов, выше страха наказаний. Идея, переросшая своего создателя ("когда б вы знали, из какого сора").
И те, кто пойдет в тюрьму за одиночные пикеты на Манежке, будут продолжателями настоящей Стратегии-31. И продолжателями дела диссидентов 60-х, с открытым забралом отстаивавших свои права на демонстрации и публикации. А может, даже и сатьяграхи в духе Махатмы Ганди, не нарывавшегося на репрессии, но и не боявшегося их.
Преступление на Садовнической
Ранним утром 16 января в Москве началась финальная стадия спецоперации по уничтожению архитектурного наследия города. Застройщик «Великан XXI век» с согласия властей начал снос знаменитых "домов Привалова" на Садовнической улице, заранее заручившись максимальной силовой поддержкой. Сотрудники ЧОПа и полиции оцепили квартал, перекрыв проход не только к уничтожаемым зданиям, но и к подъездам жилых домов.
На глазах у местных жителей и нескольких десятков градозащитников экскаватор стирал в пыль выявленный памятник федерального значения «Ансамбль доходных домов Привалова, 1810-е, 1900-1913, архитектор Нирнзее», который по закону охранялся государством. Под завалами оказалась погребена квартира, где в 1914-1916 годах в редакции журнала «Млечный путь» читал свои стихи молодой Сергей Есенин.
Компания-застройщик прекрасно знала, что с 15 декабря 2014 года Министерство культуры рассматривает экспертизу, которая признает дома памятниками. Об этом статусе знало и правительство Москвы, включая заместителя Собянина по строительству Марата Хуснуллина.
Тем не менее 24 декабря на заседании «сносной комиссии» правительства Москвы чиновники проголосовали за снос выявленного памятника. Среди голосовавших «за» - руководитель департамента культурного наследия Александр Кибовский и главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
"Дома Привалова" имеют не только мемориальную, но и архитектурную ценность. Первое пятиэтажное здание выполнено в стиле модерн. Окна эркеров заполнены хорошо сохранившимися стеклами «фальконье» – уникальными шестигранными стеклоблоками светло-лилового цвета.Особенный интерес представляет строение 2 - самая поздняя постройка владения, украшенная готической башенкой. Фактически владение по Садовнической, 9 представляет собой сформировавшийся целостный архитектурный ансамбль и является своего рода музеем Нирнзее под открытым небом, дающим наглядное представление о разных этапах его творческого пути.
Сегодня третий день, когда ситуация на Садовнической улице находится вне правового поля. Снос продолжается, а полиция и прокуратура отказываются останавливать работы, ссылаясь на приказ «сверху». Депутатов для проверки документов на стройплощадку не пропускают.
Сейчас на примере уничтожения "домов Привалова" мы увидели настоящую "новую градостроительную политику" Собянина, а не ту, о которой слышали с трибун.
Отец Глеб Якунин оклеветан. Посмертно
Мне тут дали прочитать статью из МК, которая появилась у них на сайте через несколько часов после того, как отец Глеб отошел ко Господу. В заголовок вынесли ложь («Андрей Кураев - о Глебе Якунине: «Он выкрал секретную книгу и передал на Запад») и опросили людей, которые наговорили невесть что о Глебе. Я решил ответить.
1. «Трудно найти более противоречивую с ортодоксальной точки зрения личность: дважды отлучался от церкви, сидел в тюрьме, отбывал ссылку, боролся за независимость РПЦ от государства, но при этом сам хотел быть одновременно святым отцом и депутатом Госдумы...»
Какая чушь! Как можно дважды отлучить от церкви? Отлучили отца Глеба один раз и совершенно незаконно с «ортодоксальной точки зрения». Он никогда не хотел быть «святым отцом», это звучит как издевка, как обвинение в претензии на святость. Понятно, что автор обыграл обращение «святой отец», которое, кстати, не употребляется в церкви, но обыграл явно с заказной иронией.
2. Андрей Кураев, протодиакон: “Глеб Якунин был сложным человеком. Условия жизни в Советском Союзе привели его к идее, что принятие священства - это форма борьбы с тоталитарной системой. Потому что церковь при всем своем показном согласии с советской властью оставалась единственным гражданским институтом, в котором можно было думать без оглядки на решения последнего пленума ЦК КПСС.
Отец Глеб решил, что церковное служение - это тот способ, которым он может служить своему народу и своей совести. Близкие ему люди говорили мне, что позже он считал принятие священства по нерелигиозным мотивам главной ошибкой своей жизни.
И все же он совершил очень важную для жизни и истории вещь: насколько я понимаю, тюремный срок он получил за то, что смог выкрасть из кабинета Совета по делам религии секретную книгу - «Законодательство о культах». Дело в том, что в Советском Союзе этот кодекс был засекречен. Каждый священник был обязан его соблюдать, но не имел возможности его прочитать. Он мог узнать о том, что нарушил какой-то параграф, только в пересказе офицера КГБ или уполномоченного совета по делам религии. Этот свод законов был засекречен, в том числе, и для того, чтобы Запад не знал, как на самом деле осуществляется политика в области религии в Советском Союзе. Для Запада существовала только статья Конституции, гарантирующая свободу совести и «свободу отправления религиозных культов и атеистической пропаганды». Если трактовать последнюю фразу буквально, то права на религиозную пропаганду брежневская Конституция (в отличие от сталинской!) не предусматривала. И вот Якунин смог не просто похитить, но и передать на Запад «Законодательство о культах», и оно там было опубликовано. Якунин при Советской власти был занозой и для московской патриархии, поскольку критиковал ее чрезмерную лояльность власти, а она своей реакцией на эти укусы постоянно доказывала правоту слов отца Глеба.
…В России же все священники, кроме Якунина, предпочли сдать депутатский мандат и остаться во служении. А он стал депутатом Госдумы. А позже началось его странствие по сектам, попытки с нуля создать свою церковь. Эта страница его жизни мне не понятна и чужда. У Христа нет запасной церкви».
МОЙ ОТВЕТ:
Согласие церкви с компартией не было лишь показным. Иерархи вместе с властью закрывали церкви, сажали людей. И внутри многие из них были едины с компартией, искренне воспевали ее и любимых вождей. Всякое было: кто лишь внешне подчинялся, а кто всей душой.
Глеб поступил в семинарию в 1958, чтобы стать священником. Исполненный горячей веры. Откуда вы придумали нерелигиозные мотивы? Если и было влияние на него, то его друга Александра Меня, который вдохновил его на принятие священства. Рукополагал Глеба будущий митрополит Рижский и Литовский Леонид (Поляков).
«Законодательство о культах» было тогда у многих священников, ничего секретного в нем не было, и не крал его отец Глеб. Ложь. Была история с другой книгой: еще в семинарии он взял в библиотеке «Философию свободы» Бердяева, а когда узнал, что гэбисты хотели изъять книгу из библиотеки, отказался вернуть, сказал, что потерял, и предложил оплатить ее стоимость. За то был исключен из семинарии. Но это совсем другая история о совсем другой книге.
Была еще одна история. О ней вспоминает прот. Георгий Эдельштейн: «Глеб познакомился с какими-то работниками совета по делам религий и купил у одного из них несколько папок документов из совета по делам религий. Одну из этих папок он передал на запад, по-моему, в Keston college, сейчас это Keston institute, это был так называемый «доклад Фурова в ЦК КПСС» о том, как совет по делам религий (а Фуров был заместителем председателя, Куроедова) курировал РПЦ. Этот доклад Фурова был опубликован в Париже, в «Вестнике Р.Х.Д.», главным редактором которого был Никита Алексеевич Струве. Это, конечно, была бомба. Тогда же отец Глеб передал и другие документы о том, как высшие иерархи РПЦ - архиепископ, потом митрополит, потом патриарх Алексий (Ридигер) и митрополит, а потом патриарх Пимен (Извеков) - встречались с сотрудниками совета по делам религий, с уполномоченным по Москве Плехановым, который, по словам отца Глеба, был полковником КГБ, и с тем же Фуровым, как они доносили и друг на друга, и на других священнослужителей, как они помогали безбожникам губить РПЦ». Заметим, что купил, а не выкрал. Там же были и характеристики на многих архиереев как доносчиков и соработников КГБ, кто более из них предан советской власти.
Тюремный срок отец Глеб получил за «Комитет по защите прав верующих», в котором активно защищал гонимых христиан всех конфессий, а также иудеев и мусульман.
Что значит «у Христа нет запасной церкви»? У Бога всего много, и церквей большое разнообразие. А РПЦ сегодня ко Христу отношения не имеет вовсе. Она у Кремля, а не у Христа. Ее отец Глеб справедливо и называл «тоталитарной сектой».
3. Всеволод Чаплин, протоиерей: «Мы спорили с этим человеком, наши взгляды на церковь и общество серьезно расходились и я считаю, что он мог бы быть критичным не только по отношению к советским и российским властям, но и по отношению к Западу, который оказывал ему поддержку. Но, несмотря на разногласия, мы периодически встречались и охотно общались, а на публичных мероприятиях всегда обменивались доброй шуткой.
Он был личностно ярким человеком, с ним хотелось и общаться, и шутить, и спорить. Его вклад в жизнь церкви сложно охарактеризовать однозначно. Он отстаивал права верующих во время гонений при советской власти. Пострадал за это, но в какой-то момент его деятельность, по-моему, стала слишком управляться извне. И когда дело, которому служил Якунин, победило - верующие, наконец, получили все права и возможности, за которые он боролся- гонения на церковь завершились, он не нашел себя в новых условиях. Продолжал выступать с позиций западных критиков всего нашего. Был слишком политизированным человеком, чтобы подчиниться решению синода о том, что духовенство не должно идти в парламент, и покинул церковь. Это была большая потеря. В первую очередь - для него самого».
ОТВЕТ:
Деятельность отца Глеба извне никогда не управлялась. Ему подсказывало сердце и его вера, как нужно жить и служить. «Он не нашел себя в новых условиях»? Во-первых, ему некогда было находить себя в условиях, он никогда не приспосабливался к условиям. Во-вторых, условия в церкви не изменились: как была кагэбэшной, так и осталась. Поэтому он и продолжал свою борьбу. И что у вас на зубах навяз якобы во всем виноватый Запад? На Западе поддерживали наших узников, в том числе христиан, посаженных при участии церкви, боролись на Западе за их освобождение. А вы без «Запад виноват» ни за что не можете держать ответ?
Как вам не стыдно утверждать, что отец Глеб «покинул церковь»! Откуда вы это взяли? Его гнали и выгнали. В 1992 г. был открыт архив КГБ, в который отец Глеб получил доступ и опубликовал обнаруженные там сведения о сотрудничестве иерархов РПЦ с КГБ. Там все высшие чины были под кличками: Алексий II - Дроздов, Кирилл - Михайлов и пр. За это и сняли сан. А он продолжал обличать архиереев. Тогда и придрались к политической деятельности, чтобы отлучить. А в парламенте политикой в свое время занимались патриарх Пимен, митр. Алексий Эстонский и Таллинский, арх. Платон Аргентинский, митр. Питирим (Нечаев), протоиерей Вячеслав Полосин, протоиерей Николай Злобин. Так что решение о запрете на политическую деятельность было показательной травлей одного человека - отца Глеба.
На прощании с отцом Глебом говорили, что нет другого человека, на которого вылилось бы столько клеветы. Клевету эту многие годы лила Московская патриархия, и продолжала ее лить даже в день смерти отца Глеба. Но клевета эта - лишь награда перед Богом: «Блаженны, когда оскорбляют, преследуют вас, и клевещут на вас, обливая грязью из-за Меня! Радуйтесь и ликуйте. Велика ваша награда на небесах! Так гнали пророков, которые жили до вас».
Чудо на сакральной земле
Мы с Борисом Межуевым беседовали с Алексеем Чалым (глава севастопольского заксобрания. - Ред.) почти три часа. К концу беседы возникло ощущение, что стоит приложить еще немного усилий - и Севастополь станет полигоном русского экономического чуда, трансформируется в крымский Сингапур или Силиконовую долину... "ВВП Севастополя реально увеличить в 10 раз", - утверждает Чалый... Самое важное: у Чалого есть комплексное видение будущего Севастополя... Экономическая блокада? Отличный стимул для инфраструктурного развития!.. В конце концов, есть же на свете успешные островные экономики - тот же Сингапур, Гонконг, Тайвань, Ирландия... Хочется верить, что Севастополю предназначено исполнить в русской истории не только роль города бессмертной воинской славы, но и стать ядром процесса новой высокотехнологичной индустриализации страны.
Кирилл Бенедиктов, писатель и политолог. "Крымский мечтатель"
- Высокомысленные и мудрые слова, господин канцлер, - проговорил де
Невилль. - Но как вы мечтаете выполнить сию трудную задачу?
Василий Васильевич, загораясь улыбкой, взял со стола тетрадь в сафьяне,
писанную его рукой... и стал читать из тетради:
- Многие миллионы десятин лежат в пустошах. Те земли надлежало бы вспахать и засеять... Ко всяким промыслам и рудному делу людей приохотить, давая от того им справедливую пользу...
- Мнится - слышу философа древности, - прошептал де Невилль.
- ...Дикий народ превратим в грамотеев, грязные шалаши - в каменные палаты. Трусы сделаются храбрецами. Мы обогатим нищих. (Василий Васильевич покосился на окно, где по улице брел пыльный столб, поднимая пух и солому.) Камнями замостим улицы... Мудрость воссияет над бедной страной.
Не расставаясь с гусиным перышком, он покинул кресло, и ходил по
коврам, и много еще необыкновенных мыслей высказал гостю...
Алексей Толстой. "Петр Первый"
Благодаря бога и барина
Количество жителей России, уверенных, что они живут в развитой, богатой и свободной стране, за три года выросло в среднем на 20% и составляет около 70%. Об этом свидетельствуют данные доклада фонда "Общественное мнение" (ФОМ) "Россия в новой реальности: образ страны и репутация власти"... 68% россиян уверены, что РФ в мире уважают... Еще больше опрошенных уверены, что Россию в мире боятся: так считают 86%... По данным социологов, за последний год резко выросло число граждан, уверенных, что к России в мире относятся необъективно.
Гости почитали обязанностию восхищаться псарнею Кирила Петровича. Один Дубровский молчал и хмурился. "Что же ты хмуришься, брат, - спросил его Кирила Петрович, - или псарня моя тебе не нравится?" - "Нет, - отвечал он сурово, - псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам". Один из псарей обиделся. "Мы на свое житье, - сказал он, - благодаря бога и барина не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее".
Александр Пушкин. "Дубровский"
Против безыдейности
Вижу ли я в героях фильма некую русскую особость? Не вижу. Сколько бы авторы ни заставляли их материться и пить литрами водку из горла, настоящими русскими это их не делает. Себя, своих коллег, знакомых и даже знакомых знакомых в персонажах "Левиафана" я не увидел. Странно, но среди героев фильма вообще нет ни одного положительного героя. То есть что и кого ненавидит Звягинцев, более-менее ясно. А кого он любит? Славу, красные дорожки и статуэтки - это понятно. А любит ли кого-то из своих героев? В этом большие сомнения... Надеюсь, что в будущем Андрей Звягинцев, человек очень одаренный, при поддержке Министерства культуры снимет кино, в котором не будет этой экзистенциальной безнадеги. Кино, после которого захочется встать, выйти на улицу и сделать что-то хорошее, правильное, не откладывая - прямо здесь и прямо сейчас. После "Левиафана", увы, такого чувства не возникает.
Владимир Мединский, министр культуры
Выбор тем г-на Чехова поражает своею случайностью. Везут по железной дороге быков в столицу на убой. Г-н Чехов заинтересовывается этим и пишет рассказ под названием "Холодная кровь"... Почту везут, по дороге тарантас встряхивает, почтальон вываливается и сердится. Это - рассказ "Почта". Зачем он мне?.. И рядом вдруг "Спать хочется" - рассказ о том, как тринадцатилетняя девчонка Варька... убивает порученного ей грудного ребенка потому, что именно он мешает ей спать. И рассказывается это тем же тоном... с тою же "холодною кровью", как и про быков или про почту... Нет, не "хмурых людей" надо бы поставить в заглавие всего этого сборника, а вот разве "холодную кровь": г-н Чехов с холодною кровью пописывает, а читатель с холодною кровью почитывает... При всей своей талантливости г-н Чехов не писатель, самостоятельно разбирающийся в своем материале и сортирующий его с точки зрения какой-нибудь общей идеи, а какой-то почти механический аппарат. Кругом него "действительность, в которой ему суждено жить и которую он поэтому признал" всю целиком, с быками и самоубийцами, колокольчиками и бубенчиками. Что попадется на глаза, то он и изобразит с одинаково "холодною кровью".
Николай Михайловский (1842-1904), русский критик и публицист. "Об отцах и детях и о г-не Чехове"