Ксенофобия
В блогах
Два мифа
В воскресенье вечером в Киеве возле выхода из метро "Арсенальная" была незаконно задержана группа из двадцати левых активистов. Задержанных доставили в Печерское РОВД и выпустили ночью, многие из них провели в отделении больше положенных трех часов. В отношении всех задержанных возбуждены административные дела за мелкое хулиганство.
Особенно трогательно выглядит профессиональный энтузиазм милиционеров на фоне того, что они с полной безучастностью отнеслись к нападениям на митинги 19 января. Фашисты, пришедшие отметить годовщину подавления рабочего восстания (для проведения "мемориальной акции в честь Крут" было бы логично выбрать памятник погибшим под Крутами, а не окрестности завода "Арсенал"), подтверждают свою если не идеологическую, то идейную близость с властью.
"Свобода" и Партия Регионов могут сколько угодно проклинать друг друга и ругать последними словами - в главном они безусловно сходятся. Это правые консерваторы, заигрывающие с национальным популизмом. Сейчас Янукович и Тягнибок исполняют похожий ритуальный танец на могилах студентов, обманутых и брошенных на произвол судьбы под Крутами. Они - удобные герои. Послушные герои. Герои, которые, не задавая вопросов, отважно умерли глупой и бесполезной смертью. Рабочие "Арсенала" - очень неудобны для всех. Это люди, восставшие против государства для защиты собственных прав.
И дело здесь не в борьбе двух исторических мифов, а в том, что в них вкладывается. Миф о Крутах - это миф о патриотизме, о бессмысленном самопожертвовании ради абстрактной, ничего не значащей "национальной" идеи, миф о чувстве долга, субординации и верности приказам. Миф об "Арсенале" - это миф о праве на восстание, об интернационализме, о крушении иерархий, о противостоянии людей и государства.
Такое понятие, как "историческая правда", - ложь, конечно же. Прошлого нет.
Речь на самом деле о настоящем.
Три Холокоста: о народе, памяти и беспамятстве
Исполнилось 70 лет с момента конференции в Ванзее – совещания в пригороде Берлина, на котором и было согласовано, что окончательным решением еврейского вопроса будет не изоляция в гетто в Восточной Европе, не изгнание в заволжские владения, которые хотели оставить Сталину, и не отправка на Мадагаскар, но поголовное уничтожение. Реализацию этой программы позднее назвали Холокостом – по-гречески «всесожжение». Все предшествующие этому массовые убийства евреев, включая Бабий Яр, были акциями мести (за подрыв чекистами Крещатика, например) или запугивания.
Убежден, что Холокост стал кульминацией западной цивилизации – соединением усилий и ее религиозно-консервативной традиции, полторы тысячи лет раздувавшей антисемитизм, и её сравнительно молодой, двухсотлетней традиции - прогрессистско-механистической, с развитием техники, химии, логистики, виртуозной организации, сложной многослойной пропаганды, идеологии жертвования «неполноценной» частью во имя «общего блага». Европа ужаснулась делом рук своих, и начался постхристианский и постмодернистский этап – когда, в частности, бремя носителя гуманистических моральных норм было отнято у церкви и перешло к светской культуре.
Запад и европейские евреи вспоминают жертв Холокоста 27 января: в этот день в 1945 году Красная Армия освободила Освенцим – лагерь смерти Аушвиц-Биркенау. При этом все (почти все) деликатно обходят вопрос о том, что если бы Сталин не предал Варшавское восстание, то Освенцим был бы освобожден уже в августе 1944 года - на пять месяцев раньше, и это спасло бы не только сотен тысяч поляков и красноармейцев, но и множество евреев.
Израиль и еврейские евреи вспоминают жертв Холокоста в апреле, в память о восстании евреев в Варшавском гетто в 1943 году. Современный Запад не любит, когда субъектом истории является сам народ. Даже славу воссоединения Германии отняли у восставших немцев, отдав ее Горбачеву. Дескать, вот молодец, не пустил танки по берлинским улицам (как будто выпрашивающий осенью 1989 года на каждом мировом углу кредиты Кремль был способен на такое всерьез). Умная пропаганда отличается и от сусловского, и от сурковского агитпропов тонкостью – гипертрофия второстепенного лучше маскирует истину, чем самая изощренная ложь. Евреев спас Сталин. Немцев объединил Горбачев. И русских освободил Горбачев, а Ельцин разрушил державу...
Недавний скандал с ликвидацией надписи про жертв Холокоста в Ростове – из того же замалчивания Катастрофы европейского еврейства. Когда страна за страной, попирая свободу слова, вводит наказание за отрицание и Холокоста, и геноцида армян в 1915 году, то это не случайность. Известно, что Гитлер, решив устроить геноцид евреев и цыган, говорил: «Кто сейчас вспоминает геноцид армян?». Запрет на отрицание геноцида – это пусть и слабая, но попытка профилактики новых геноцидов. Отдельная тема – советское и постсоветское забвение Холокоста.
Проблема не только в антисемитизме истеблишмента, хотя и он играет важную роль. В прошлогоднем скандале вокруг «Сионских протоколов» обращает на себя внимание одна важная вещь - стремление трактовать историю и политику исключительно как заговор. И если трактовка истории как переплетения заговоров уже вбита в сознание Дэном Брауном, Робертом Ладлэмом, Дэвидом Моррелом и Умберто Эко, то над сегодняшним днем хорошо потрудились птенцы гнезда Суркова. Для победивших путинских чекистов такая картина мира понятна и естественна. Объективных социально-политических процессов, неминуемо дробящих империи, ниспровергающих диктатуры и, как выразился Рейган, «отправляющих на пепелище истории» паразитарно-силовые кланы, решили не замечать. Есть заговор. На заговор надо ответить хорошим контрзаговором (спецоперацией). Правление Путина стало каскадом спецопераций. И, начиная с антиоранжевой истерии в январе 2005 года, я с интересом смотрю, как Кремль своими руками создает в стране революционную ситуацию – по всем лекалам Николая II.
Антисемитизм истеблишмента (и партии власти, и системной «левопатриотической» оппозиции, бессильной вырвать влюбленность в чекизм из своего сердца) – это стремление вычеркнуть из общественного сознания способность государства к геноциду.
В эти дни следовало бы вспомнить еще два геноцида. Исполнилось 82 года с начала в декабре 1929 года «ликвидации кулачества как класса» - грандиозной карательной операции сталинского режима, включающей и Голодомор, удар которого пришелся преимущественно по украинцам (включая кубанских казаков, имеющих запорожские корни), и по казахам. Общее число жертв коллективизации, даже по «официальным, сильно заниженным данным» (постановление Госдумы 2007 года), сопоставимо с числом жертв Холокоста.
А 93 года тому назад, в январе 1919 года, начался первый большевистский геноцид – «ликвидация казачества». Если бы советская власть была свергнута до начала Второй мировой войны и, соответственно, не было ни Третьего рейха, ни Холокоста (Антанта, включая Россию, задавила бы Гитлера в зародыше), то народы свободной России обязательно чтили память жертв большевистских геноцидов.
Нынешний российский истеблишмент (и правящий, и «патриотическо-парламентско-оппозиционный»), являясь духовным наследником сталинской империи и чекизма, и стремясь возглавить антипросвещенческую традицию западноевропейской культуры, стремится замалчивать и советские преступления против человечности, и гитлеровский антисемитизм, видимо, испытывая к Гитлеру тайную благодарность за то, что тот так облегчил Сталину его послевоенную борьбу с евреями.
Нация отличается от конгломерата имперско-подданных тем, что никогда не прощает народоубийства. Пока в России народ снисходительно воспринимает массовое истребление своих предков коммунистическим режимом, то называть его нацией, строго говоря, нельзя. Интересно, что в современной России ленинскую и сталинскую политику считают геноцидом только две совершенно различные во всем остальном идеологические группы – либералы-западники и правые монархисты. Видимо, только на их основе сейчас формируется российское национальное сознание.
Автор сознательно не включает в перечень геноцидов массовое истребление и изгнание народов Западного Кавказа при Александре II и массовые сталинские депортации времен Второй мировой войны. Народы – жертвы этих Холокостов понимают, что стали жертвой геноцидов, и чтут память своих предков. У них все в порядке с национальным самосознанием, и им не приходит в голову искать оправдание своему истреблению.
Чтобы откликнуться на злобу дня, вот текст знаменитой песни борцов Вильнюсского гетто (автор Гирш Глик). Легенда прочно связала эту песню с трагедией Варшавского гетто. Мне этот перевод нравится больше, чем привычный, так напоминающий стандартные партизанские марши. Привожу его как пример мобилизующей риторики, в укор любителям плести риторические кружева на различных общегражданских радениях.
Не считай свой путь последним никогда,
Вспыхнет в небе и победная звезда,
Грянет долгожданный час и дрогнет враг,
Мы придем сюда, чеканя твердо шаг.
С южных стран и стран у северных морей
Мы здесь вместе в окружении зверей.
Где хоть каплю нашей крови враг прольет,
Наше мужество стократно возрастет.
Солнца луч озолотит сегодня день,
Уничтожим мы врага и вражью тень,
Если мы не отомстим за нашу боль,
Полетит к потомкам песня как пароль.
Песню кровью написал своей народ,
Птица вольная так в небе не поет.
С кровоточащею песней на устах
Мы идем вперед с наганами в руках.
Так не считай свой путь последним никогда,
Вспыхнет в небе и победная звезда.
Грянет долгожданный час и дрогнет враг,
Мы придем сюда, чеканя твердо шаг.
Русские нацисты, ВО "Свобода" и "Беркут" единым фронтом
Вчерашний марш в Киеве показал неплохую мобилизацию, 200 человек для символической акции - это достаточно много.
Накануне мы спорили, как отнесется руководство ВО «Свобода» к инициативе своей молодежки напасть на антифашистское мероприятие. Шаг ведь очень спорный, даже с точки зрения радикальных украинских националистов. Маркелов и Бабурова были убиты русским нацистом. Убийц защищают преимущественно тоже русские нацисты. Союз людей, выступающих под «имперками», и сторонников «сильной и независимой Украины» кажется на первый взгляд противоестественным. Но это только на первый взгляд.
На самом деле любых радикальных патриотов объединяет не любовь к своей Родине, а ненависть. Даже не ненависть к кому-либо определенному, а просто абстрактная, ненаправленная ненависть, которую они обращают на «чужаков» или «вырожденцев». И когда приходится выбирать, кто милее - ксенофоб (пусть и враждебный) или его противник, - симпатии нацистов всегда окажутся на стороне ксенофобов. Потому что, если копнуть поглубже, они ничем друг от друга не отличаются.
Несколько лет назад на акции аналогичной вчерашней наши товарищи сожгли имперский флаг перед российским посольством. Российские патриоты со свойственным им искрометным юмором ответили следующим очень смешным демотиватором с текстом: «Ненавидишь Россию и русских? Вступай в антифа!».
Вчера вечером ВО «Свобода» честно расписалось в своей любви к России и русским, хоть и весьма странным способом. Могли бы просто повязать себе имперские ленточки и спеть «Боже, Царя Храни». Но детей-то бить зачем? Это следует считать официальной партийной позицией, ведь в нападении на небольшую группку молодежи участвовала не только околопартийная и околофутбольная массовка, но и люди фигурировавшие в избирательных списках на муниципальных выборах, и, по свидетельствам очевидцев, один депутат областного совета. Даже если отбросить в сторону иррациональность союза нацистов разных национальностей - представителям партии, идущей в парламент, следовало бы вести себя поаккуратнее. Негоже политикам бегать по улицам и бить детей. Так не принято. Ведь в Киеве от нападения нацистов пострадали даже не леваки, а аполитичные, по большому счету, субкультурщики. Нападения были и в других городах, в Крыму на группку из 4-5 человек нападали дважды, причем с ножами.
В Киеве же милиция причинила гораздо больше хлопот, чем наци. Сначала участников марша задерживали на подходе, пытались собирать личные данные и IMEI телефонов. Позже полковник "Беркута" Владимир Александров спровоцировал массовое столкновение, в ходе которого людей били, толкали, пытались задержать. Внятных причин для этого названо не было - акция не была запрещенной. Вот фотография этой нацистской свиньи.
Но, несмотря на все это, акция удалась. Спасибо всем, кто пришел.
Готовы ли вы?
19 января в разных городах страны прошли акции антифашистов. Акции памяти погибших товарищей и друзей - Стаса Маркелова и Насти Бабуровой. В форме пикета прошла такая акция и в Петербурге. Несмотря на холод и грозные предупреждения властей, более 200 человек прошли от Горьковской до площади академика Сахарова - по маршруту ранее не согласованного шествия - и приняли участие в пикете.
Мы идем на марш. А Левкович – учиться читать
Евгений Левкович - это человек–вопрос. Он обожает риторические вопросы.
Его стиль: «Вы верите? Я - нет. Вы понимаете? Вспомните? Ответьте? Какие же вы друзья?..» И так далее.
Теперь он уже и до менторства докатился. Впрямую поучает, что должны, по его мнению, делать «истинно близкие» к Маркелову люди. Построил свою статью «Почему я не иду на антифашистское шествие» так, как будто друзья Маркелова, подписавшие несколько истеричное заявление, ни за что не пойдут на сегодняшнее шествие. По моим сведениям - наоборот. Эти подписанты пойдут на Антифашистский марш. (Сбор участников шествия в 19.01 на Никитском бульваре, напротив дома №12 (м. «Арбатская»). Начало митинга в 20.00 в Новопушкинском сквере (м. «Пушкинская»). Публичное мероприятие согласовано.)
И я туда пойду. Потому что нацисты теперь маскируются под демократов и через гражданские институты требуют свободы для своих убойцев. В первую очередь для Тихонова и Хасис. А я, хоть и против пожизненного заключения, считаю, что адекватный государственный приговор Тихонову с подельницей - по 20 лет тюрьмы.
Вот отношение Евгения Левковича к тому, что Тихонов и Хасис - члены организованного, вооруженного преступного сообщества. Ироничное:
«Таких «доказательств» в деле - десятки. На них можно закрыть глаза, если, играя в предложенную мной игру, встать на другую сторону - обвинения. Тогда Тихонов и Хасис (и это действительно не вызывает сомнений) как минимум часть националистического подполья, на котором несколько убийств. В домашних компьютерах у подсудимых фотографии отрубленных голов гастарбайтеров и стратегия прихода нацистов к власти путем насильственного свержения строя. На суде они называют себя «журналистом» и «правозащитницей», хотя ослу ясно, что насилие для них - такая же повседневность, как для меня просмотр футбольного матча. Алиби у них нет и вовсе. В общем, нет сомнений: они убили Маркелова.
Но у меня другой настрой: я дал себе слово. И к следователю Краснову, в свое время «блестяще» раскрывшему покушение на Чубайса - так, что две разные коллегии присяжных отпускали подсудимых, у меня нет доверия».
Вот так вот. Раз нет доверия к следователю - значит, надо Левковичу бросаться в объятья к бандитским пособникам, которые твердят о невиновности своего ближайшего друга. Нужно срочно посидеть перед камерами первого канала ТВ на одной скамейке с лжесвидетелем Алексеем Барановским. Ведь Тихонов, по Левковичу, хоть и плохой человек и националист, но непосредственно в убийстве невиновен.
А вот его отношение к материалам, собранным ФСБ и Красновым, через девять месяцев(!) - теперь уважительное: «...я, впрочем, тоже считаю его опасным преступником), но нет никаких весомых доказательств того, что в Маркелова стрелял именно он. Знал о готовящемся преступлении? Скорее всего. Участвовал в подготовке? Возможно. Состоял в некоей банде? Наверняка. Стрелял? Ничего, ровным счетом ничего об этом не говорит. И если вам достаточно только того, что за убийство вашего друга сидит «нацист», то какие же вы тогда друзья?»
Подозреваю, что в январе 2011 года, прокукарекав про расправу, он взялся читать внимательно материалы, переданные в суд ненавистным ему следствием. Подвинуло точку зрения первое их настоящее прочтение. Увы, к общему сожалению, нет у нас следственного дела в полном объеме, здесь Евгений прав.
В добрый путь! Четайте исчо, господин Левкович! Пешите, как идут дела. На свой странный вопрос - откуда у Тихонова, не стрелявшего в Халилова, пистолет, из которого совершено убийство, - вы уже ответили сами: он хранил и перераспределял оружие в своем «сообществе». Там же есть ответы на остальные вопросы: о кличке «Вася» и особенностях подпольной конспирации. И дай Бог, может, увидим новую редакцию сомнений Левковича относительно того, что и как делал Тихонов 19 января 2009 года.
Только в процессе поисков истины прошу не усердствовать в выражении совершеннейшего почтения к Маркелову. Достаточно уже излишне публичного заявления о своем частном визите на кладбище. Ну да, все поняли, что вы ищете возможность чем-нибудь покормить проснувшуюся совесть.
А пока Левкович ищет ответы, я советую почитать Общую часть УК, особенно статью 35, ч.5 об организованной преступной группе, которая говорит об ответственности по одной 105-й статье и стрелявших, и «не стрелявших».
19 января
19 января в Москве состоится шествие и митинг памяти Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой. Шествие пройдет по Никитскому и Тверскому бульварам и окончится митингом на Пушкинской площади. Это будет уже третья массовая гражданская акция памяти адвоката и журналистки, зверски убитых 19 января 2009 года среди бела дня в центре Москвы.
Станислав Маркелов как адвокат и правозащитник энергично противостоял крайним проявлениям насилия в нашем больном обществе, занимался самыми острыми проблемами времени. Он расследовал преступления силовиков в Чечне, пытки в застенках, беспредел «оборотней в погонах», экологические преступления чиновников. Он защищал осужденных без вины, представлял интересы родственников замученных, расследовал милицейское побоище в Благовещенске, защищал подростков, избитых до полусмерти в ОВД «Сокольники», простых рабочих, выгоняемых с семьями на улицу из московских общежитий. Но самая острая и страшная проблема, которой занимался Маркелов, - это деятельность неонацистского подполья. Долгие годы преступления неонацистов не расследовались у нас всерьез, и лишь когда власти усмотрели в действиях убийц угрозу себе, они зашевелились. Но, как писал тогда Маркелов, слишком поздно: болезнь зашла слишком далеко.
В своей статье «Патриотизм как диагноз» Станислав Маркелов разоблачил лицемерие тех, кто, клянясь в любви к отечеству, нагнетает идеологию ненависти, убийственную для страны. Такой лжепатриотизм несовместим с подлинной любовью к родине.
Последние пресс-конференции Станислава Маркелова, как и последние статьи Анастасии Бабуровой, были посвящены теме преступлений неонацистов.
Убийство Стаса и Насти потрясло неравнодушных людей в нашей стране и во всем мире. Шествие их памяти два года назад собрало около полутора тысяч человек - цифра невероятная по тем временам. Год назад на Пушкинской площади в память о Стасе и Насте были выпущены в воздух свечи с парашютами и зажжены свечи возле их фотографий, выложенных вдоль сквера в сугробах.
Очень важно прийти митинг и шествие 19 января сегодня, когда волну народного протеста пытаются оседлать те, кто не прочь решать проблемы с помощью ударов бейсбольными битами по голове. Основным лозунгом 19 января 2012 года будет утверждение: «Демократия и нацизм несовместимы!»
Заявленная цель акции такова: «почтить память правозащитника и адвоката Станислава Маркелова, журналистки Анастасии Бабуровой и других жертв идеологического и политического террора, выступить против политически и идеологически мотивированных убийств, против проявлений расизма, межнациональной и религиозной вражды, против использования шовинизма и ксенофобии в политике и общественной жизни. Призвать к борьбе с ксенофобией, расовой и национальной рознью в Российской Федерации».
Сбор участников шествия в 19.00 на Никитском бульваре напротив дома 12 (метро «Арбатская»). Шествие пройдет по Никитскому и Тверскому бульварам и окончится на Пушкинской площади, где в 20.00 состоится митинг.
В 12.00 в Независимом пресс-центре начнется пресс-конференция «Демократия и нацизм несовместимы». Около 13.30 ее участники возложат цветы на месте гибели Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой (метро «Кропоткинская, ул. Пречистенка, дом 1). Также возложение цветов состоится перед началом шествия с 17.00 до 18.45.
Друзья и сочувствующие принесут цветы на могилу Стаса Маркелова (Останкинское кладбище, метро «ВДНХ» или «Алексеевская», ул. Прудовая, 11, сразу за Останкинской телебашней).
Акции памяти Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой пройдут не только в Москве, но и в Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Кирове, Петрозаводске, Уфе, Омске, Набережных Челнах, Северодвинске, Перми, Тюмени, Воронеже, а также за рубежом - в Киеве, Харькове, Севастополе, Симферополе, Ялте, Берлине и Париже.
Приходите!
Собрание активистов вместо гражданского движения?
17 января было учреждено «Гражданское движение Москвы и Московской области», призванное, как сказано в учредительном документе, «защищать право народа на свободное волеизъявление, гражданские права и свободы и социальную справедливость». Для этого новое движение должно объединить усилия политиков и правозащитников, простых граждан и оппозиционных организаций, всех, кто протестует против фальсификации на выборах, коррупции, произвола чиновников.
Таким образом, Инициативная группа по проведению митингов «За честные выборы» преобразовалась в мощное общественное движение, в которое вольются те десятки тысяч людей, которые выходят в Москве на протестные акции. Во всяком случае, об этом заявляли очевидные лидеры нового движения: Илья Пономарев, Сергей Удальцов, Владимир Тор, Лев Пономарев, Евгения Чирикова и другие.
У меня же от этого учредительного собрания осталось ощущение отнюдь не радости, а скорее тоскливого недоумения. Почему? Это вызвано разными причинами.
Во-первых, как будет структурировано это новое движение? Для координации его работы создается Совет, организованный из четырех секторов («курий»). В трех из них будут представлены политики – левые, либералы и националисты. В четвертом секторе будут представлены представители неполитических гражданских и социальных организаций. Сразу же возникает вопрос – а куда податься, например, социал-демократу или консерватору? Но, в конце концов, не это главное.
Значительно более важно, что в результате специального голосования собравшимися было принято решение отказаться от дополнения Совета движения путем голосования в Интернете - мол, слишком велика вероятность искусственных накруток. Да, конечно, опасность такая есть. Но в результате из двух зол было выбрано большее: вне процесса формирования будущего «лица» движения оказалось абсолютное большинство участников протестных акций - люди, которые не входят ни в какие политические или гражданские организации. Теперь они не могут оказать влияния на состав координационного органа той структуры, которая намеревается их объединить вокруг себя. Этому большинству теперь почему-то предлагается довериться политикам (а некоторые из них представляют явно маргинальные группировки) или правозащитникам: мол те поведут массы в верном направлении.
Почему же в таком случае беспартийная масса участников митингов на Болотной и проспекте Сахарова вдруг решит объединиться вокруг этого самого «Гражданского движения»? Помнится, на втором митинге некоторых из этих политиков большинство освистывало.
Что это – ошибка? Может быть. Но боюсь, что скорее сознательный шаг, чтобы отсечь от движения тех известных людей - писателей, артистов, журналистов, - за которых скорее всего и проголосовали бы в Интернете. По-видимому, если бы через такое голосование формировалась даже меньшая часть координационного совета движения, рядовые участники движения могли бы оказывать заметное влияние на выработку его решений. А активистам политических и неполитических организаций гораздо легче договариваться между собой.
Можно, конечно, сказать, что, мол, это самое неполитическое большинство имеет право прийти на очередное общее собрание Гражданского движения, которому формально будет подотчетен Совет. Но как же это сделать, если в зале, где проходят такие собрания, вмещается в лучшем случае пара сотен человек, причем кто придет, тот и голосует? Нет, вполне очевидно, что теперь именно Совет и будет фактически представлять «Гражданское движение».
В результате вместо гражданского движения вчера было создано собрание активистов. К счастью, широкое протестное движение существует, но пока выступать от его имени не может ни одна из претендующих на это структур.
Есть и другое обстоятельство, которое мешает мне радоваться по поводу создания новой структуры, объединяющей противников путинской системы «управляемой демократии».
В ходе учредительного собрания его участникам пришлось многократно голосовать. При этом часть собравшихся (справедливости ради следует сказать – абсолютное меньшинство), голосуя «за», раз за разом поднимали руку в фашистском приветствии. Сергей Удальцов, один из ведущих, обратил на это внимание и потребовал прекратить подобное оскорбительное для многих поведение. Однако другой ведущий, Илья Пономарев (депутат Думы от «Справедливой России»), немедленно остановил своего соратника по Левому фронту - ради «единства протестного движения», чтобы избежать раскола. И затем, когда присутствующие антифашисты попытались потребовать исключения из будущего координационного Совета очевидных расистов и неонацистов, тот же Пономарев опять сумел технично пресечь начинающийся скандал. Вообще нельзя не отметить, что именно благодаря его потрясающим способностям как ведущего в этот день удалось довести до конца учреждение Гражданского движения. Но при этом на алтарь этого великого дела приносились и принципиальные разногласия, и здравый смысл, и просто брезгливость.
В самом деле, еще недавно в любом приличном собрании человека, поднявшего руку в «зиге», немедленно вышвырнули бы за дверь. Теперь уже не так. Теперь мы все вместе – демократы, коммунисты и нацисты – боремся с узурпаторами. «Единство» прежде всего! Теперь те, кто выступал за дискриминацию по этническому признаку, кому недавно еще было зазорно подавать руку и уж тем более предоставлять микрофон, приобретают статус респектабельной политической силы. И вот мы, участники учредительного собрания Гражданского движения, призванного бороться за построение демократии в нашей стране, стыдливо «не замечали», как часть наших «соратников» продолжали демонстративно перед телевизионными камерами «зиговать».
Есть ли предел нашему объединению? И способно ли подобное объединенное движение повести за собой массы?
Выставка антифашистского плаката в московском метро
Мы публикуем некоторые работы выставки "Искусство против нацизма", которая успешно проходит в самом крупном музее Москвы – в метрополитене.
Как и в прошлом году, Комитет приглашает всех принять участие в акции и распространять антифашистское искусство в общественных пространствах в своем городе. Для этого можно распечатать эти изображения цветными или черно-белыми, на обычной или самоклеющейся бумаге или пленке любого формата.
Кроме того, в разделе «Видео» на нашем сайте и на канале Комитета в YouTube опубликованы призывы журналистов Андрея Лошака и Влада Тупикина, редактора «Новой газеты» Дмитрия Муратова, правозащитников Александра Черкасова, Олега Орлова и Льва Пономарева, антифа-активиста, художника Николая Олейникова, историка Ярослава Леонтьева. Эти люди высказывают свое мнение, почему всем нам нужно прийти на акцию 19 января, в третью годовщину гибели Насти и Стаса.
Успехов в борьбе!
P.S. Если вы хотите поучаствовать в финансировании демонстрации 19 января 2012 года, ыы можете пополнить яндекс-кошелек Комитета: 410011211935286. Средства нужны для аренды звука, машины, печати баннеров, стикеров (около 30-50 тыс. рублей). Если вдруг удастся собрать средств больше – остаток будет передан родственникам Стаса и Насти. Пополнить кошелек можно либо через систему Яндекс.Деньги, либо через терминалы для оплаты мобильных телефонов. Форма для быстрого перевода через систему Яндекс.Деньги здесь.