статья Пульсар 3C58 прохлаждается и расставляет сети

Максим Борисов, 25.12.2004

Пульсар 3C58. Снимок в рентгеновских лучах, полученный "Чандрой". С сайта chandra.harvard.edu

Изучение молодого пульсара 3C58, находящегося в 10 тысячах световых лет от Земли, с помощью космической рентгеновской обсерватории NASA "Чандра" (Chandra) позволило зафиксировать аномально быстрое охлаждение этого объекта. Полученные данные позволяют предположить, что плотность вещества пульсара на самом деле гораздо выше той, что следует из общепринятых теорий. Излишне "низкая" температура пульсара и обширная магнитная "паутина", образованная высокоэнергетическими частицами, которая опутывает этот объект, представляют большой интерес с точки зрения изучения состояния ядерного вещества и формирования магнитных полей космических объектов.

3C58 - это остаток сверхновой звезды, вспышку которой наблюдали в 1181 году китайские и японские астрономы. Длительная экспозиция (съемка с помощью Advanced CCD Imaging Spectrometer instrument длилась в течение почти 100 часов 22-26 апреля 2003 г.) показывает, что пульсар, находящийся в центре этого образования (то есть быстро вращающаяся нейтронная звезда, образовавшаяся в результате взрыва сверхновой) окружен ярким тором, испускающим рентгеновские лучи. Рентгеновские джеты (струи исторгнутого с релятивистской скоростью вещества) прорываются в двух противоположных направлениях от центра тора и прослеживаются на расстояниях в несколько световых лет. Ученые улавливают в этих структурах сильное сходство с кольцами и струями так же сравнительно молодого пульсара Крабовидной туманности. Кроме того, на снимке можно рассмотреть запутанную сеть из рентгеновских "петель" вокруг объекта, которая простирается на дюжину световых лет от 3C58. Это говорит о том, что сильные электромагнитные поля вокруг быстро вращающихся нейтронных звезд представляют собой мощнейшие генераторы высокоэнергетических частиц.

"Теперь мы можем утверждать, что за время, немногим больше чем 800 лет, поверхность пульсара 3C58 охладились до температуры менее миллиона градусов Цельсия, - заявил Патрик Слэйн (Patrick Slane) из Гарвард-Смитсонианского астрофизического центра (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics - CfA) в Кембридже, автор соответствующей статьи в "Астрофизическом журнале" (Astrophysical Journal). - "Миллион градусов" по земным меркам может звучать достаточно "горячо", однако для молодой нейтронной звезды это эквивалентно замороженной тундре где-нибудь в Грин-Бее, в штате Висконсин".

Пульсары формируются в ходе звездного катаклизма при сжатии центрального ядра массивной звезды. В результате этого коллапса образуется сверхплотный объект размером в десяток-другой километров, состоящий почти исключительно из плотно упакованных нейтронов. Взаимодействия между нейтронами и другими субатомными частицами внутри этого квазизвездного "монокристалла" порождают нейтрино, которые незамедлительно покидают место заключения прессованной материи, унося с собой некоторую часть энергии. Такой охлаждающий небесное тело процесс напрямую зависит от плотности и типа частиц, из которых состоит пульсар, поэтому измерение поверхностной температуры этих объектов позволяет дистанционно изучать самые экстремальные состояния звездного вещества (черные дыры, конечно, еще экстремальнее нейтронных звезд, однако про состояние их "внутренностей" можно строить только теоретические догадки).

Если объединить информацию об относительно "прохладном" пульсаре 3C58 с данными по пульсару Vela и другим молодым нейтронным звездам, то можно сделать вывод о чрезвычайно быстром их охлаждении из-за каких-то неведомых нам пока причин. Одно из объяснений может состоять в том, что "давку" в "пресс-хате" нейтронной звезды способно пережить гораздо большее число протонов, чем считается ныне, а другая возможность - это наличие внутри нейтронных звезд какой-либо новой экзотической формы субъядерных частиц, ответственных за такое быстрое охлаждение.

Going to Extremes: Pulsar Gives Insight on Ultra Dense Matter and Magnetic Fields - Chandra Press Room (там же можно посмотреть изображение с большим разрешением и комбинированные снимки)