Политика мести и злобы
Михаила Михайловича Касьянова не зарегистрировала кандидатом в президенты Центральная избирательная комиссия. "Жалко, сколько денег потратил, лучше бы нам дал!" – сказал один из моих соратников. Действительно, сбор двух с лишним миллионов подписей обошелся наверняка в большую копеечку, говорят, минимум 2-3 миллиона долларов. Сколько маршей несогласных и конференций можно было организовать, сколько флагов сшить, газет отпечатать...
Видимо, основания надеяться у Михаила Михайловича были. Он до последнего дня утверждал, что решение принимает не ЦИК, но Путин. Может быть, Путин и обещал бывшему своему премьеру регистрацию. Но предположить, что послушный ЦИК идет против Путина, анонсируя в подписях, собранных Касьяновым, сначала 15, а потом 13 процентов брака, было, конечно, наивно.
Отказ Касьянову в регистрации – не вина Михаила Михайловича. Причина тут в смертельном недуге кремлевской власти. Эта болезнь называется абсолютизм и не лечится. Демонстративная регистрация безвестного Богданова (а он еще успел слетать на Багамы, куда же еще?!) на фоне демонстративной нерегистрации бывшего премьер-министра - это еще и жест глумления над Касьяновым. Этот жест еще раз обнажает истеричный, психопатичный характер обитателей Кремля.
Политика горячей мести, злобы, зависти и наказаний давно вытеснила из Кремля холодный расчет и скалькулированную тщательность политических жестов. Не регистрировать Касьянова архиневыгодно для имиджа путинского режима в своей стране и в мире. Так же невыгодно, как убийства Политковской и Литвиненко или маниакальное, упорное уничтожение Ходорковского. Но, как известно, скорпион все-таки ужалил лягушку, опрометчиво согласившуюся перевезти его через реку. Ужалил, не считаясь даже с собственной неминуемой кончиной в водах реки. Его скорпионья натура такая. Ничего не смог с собой поделать. А тут вроде и гибели не предвидится, но ужалил.
Что теперь? Я полагаю, что следует восстановить членство НДС и Касьянова лично в "Другой России". Борьба должна продолжаться с учетом приобретенного опыта. Я лично буду работать на то, чтобы Народно-демократический союз выступил с нами. В любом случае никакой иной оппозиции помимо коалиции "Другая Россия" не существует в природе.
Надеюсь, Михаил Михайлович не совершит ошибки и не попытается примкнуть к группе демократических "генералов", стремящихся перегруппировать силы и создать объединенную демократическую партию. Затея пустая, вредная и обреченная на распри и раздоры уже самим количеством "генералов", стремящихся возглавить все то же, одно и то же войско. Немцов, Рыжков, Яшин, Лев Пономарев и другие непременно вступят в конфликт за то, кто будет главнокомандующим, и даже решив его однажды, избрав, предположим, главнокомандующего, вскоре перестанут ему подчиняться.
Я бы на их месте смирился бы со своей множественностью и бросил бы все силы на укрепление своих пусть и малочисленных, но организаций. Так, кстати говоря, работают антиглобалисты - они намеренно отказались от создания сверхорганизации, но собирают существующие организации, как пальцы, в один кулак, когда нужно ударить. Так разумнее. Если же Немцов и компания метят на выборы, то свободных выборов как раз и предстоит еще добиться в борьбе.
У демократической оппозиции явный переизбыток генералов и острая нехватка лейтенантов. Поскольку я с демократами и либералами соприкасаюсь последние годы, то вижу их достоинства и недостатки. Я заинтересован в сильных союзниках. И вот что я хочу еще сказать. Нельзя брать "старые", дискредитировавшие себя фамилии. Коварные хитрецы со Старой площади верно заметили, что 90-е годы вызывают у наших граждан неприятие, отторжение и подручные Ельцина вызывают неприязнь. И иногда массам не объяснишь, что Маша Гайдар даже и фамилии-то этой не носила раньше, но ошибочно решила, что фамилия ей поможет в политической карьере (в то время как она ее утопит), и легкомысленно назвалась Гайдар, что в 90-е она была дитя. И не докажешь гражданам, что Немцов...
Ну, короче, не отмоешь черного кобеля добела срочно и эффективно. Реальная политика оперирует грубо сколоченными мифами. Можно сожалеть о персональной судьбе Немцова, рано попавшего на вершину власти и низвергнутого оттуда, но брать его в новую демократическую партию - это значит сразу отсигналить: она не новая, в ней фигура из 90-х, когда народ грабили. Путин? Он был среди bad boys: Собчака, Немцова, Гайдара, но он был из третьего эшелона, и потом, он же Путин...
Я? Я был выше всех похвал. Мы носили лозунги "Капитализм – дерьмо!" и "Хороший буржуй – мертвый буржуй", "Мы ненавидим правительство!" - и несмелые коммунисты нас сторонились. Даже коммунисты - впрочем, они храбрые только на словах.
Вторая трагическая ошибка демократов - они же либералы, ибо у нас все в куче - они верят, что обладают большим количеством сторонников в обществе. Называют воображаемую цифру избирателей, готовых проголосовать за них на выборах: 30 процентов, утверждают они. Это трагическое заблуждение. Я полагаю, что в условиях свободных выборов им трудно будет набрать 10 процентов. Моим союзникам нужно трезво переоценить себя. Для того чтобы не было разбитых надежд, нужно иметь реалистическую самооценку.
Так называемый "националистический", национальный кусок нашего общества молчит. После фанфаронства прошлых двух лет гигантомания и мания величия поутихли. Лениво переругиваются друг с другом в Интернете. Почему не получилось национального движения? Чтобы понять, почему, будет полезным мое следующее пояснение.
Я предлагаю поверить мне на слово, что наши "либералы" суть "западники". Да-да, те именно, из XIX века, такие же, а наши "националисты" есть по сути "почвенники", "славянофилы" и ничего более. Вот две группы и таскают друг друга с ненавистью за волосы. Однако идеологиями по сути дела ни "либерализм", ни "национализм" не являются. И тот и другой "измы" есть радикальные эмоции, перегибы в понимании русской истории, скорее исторические предрассудки, а нисколько не идеологии.
Кто-нибудь слышал об осмысленном участии Союза Михаила Архангела в Гражданской войне? Деникина знаем, Колчака знаем, а что крайние националисты? Марксизм пришел с Запада, но разве западничеством он совратил в свою веру массы? Нет. Лозунгами "Фабрики – рабочим! Земля – Крестьянам! Мир – народам!", то есть осмысленными социальными лозунгами.
Невозможно построить политику на куцем фундаменте эмоций. Ни битьем себя в грудь – мы самые лучшие!, – как делают националисты. Ни битьем себя в грудь - они, США и ЕС, самые лучшие!, - как делают либералы. Поэтому политика и обтекает старательно всех, кто сегодня пытается выдать свое понимание русской истории за живую идеологию. Союз Михаила Архангела гремел по России, потрясая императором (ДПНИ в подметки этим бородачам не годилось бы - стайка школяров), но уже в феврале 1917-го население с удовольствием освободилось от монарха, грохнулась оземь троица "православие-самодержавие–народность", а Союз Михаила Архангела слился с пейзажами России.
Во всяком случае, в этом направлении стоит думать: что и русский либерализм, и национализм – исторические эмоции и только. Гайдар с Чубайсом так же бессмысленны для современной России, как и Рогозин с Беловым (Поткиным) или кто у них там сейчас главные...