Хорватия отказалась от российского газа
Хорватия отказалась от продления контракта с "Газпромом". Как пишет "Коммерсант", об этом говорится в официальном пресс-релизе хорватской компании INA. Тендер на поставки газа в страну в ближайшие три года выиграла итальянская Eni.
Со следующего года Eni станет единственным поставщиком газа в Хорватию. Компания будет отправлять в Хорватию по 750 миллионов кубометров газа ежегодно. В INA считают, что с помощью нового контракта добились "большей гибкости в количестве и ценовых параметрах газа". Каждый год Хорватия потребляет до трех миллиардов кубометров топлива, из которых более половины обеспечивает за счет собственной добычи.
В "Газпроме" не прокомментировали результаты тендера. В компании лишь подтвердили, что участвовали в нем. По данным компании East European Gas Analysis, которые приводит издание, Eni за три квартала 2010 года экспортировала на 9,6 процента газа больше, чем годом ранее, а поставки из России сократились на 48 процентов.
"Газпром" предпочитает заключать с клиентами долгосрочные контракты, по которым цены иногда оказываются выше, чем рыночные. Именно долгосрочный контракт у компании действовал и с Хорватией. "Газпром" является одним из основных поставщиков газа на европейский рынок. Для того чтобы нарастить долю рынка российская компания строит два газопровода - "Северный поток" и "Южный поток". Последний проект "Газпром" реализует вместе с Eni. Как ожидается, "Южный поток" может быть построен в том числе и на территории Хорватии.
По словам аналитика "Тройки Диалог" Валерия Нестерова, "как только появится возможность без штрафов сменить дорогого поставщика на дешевого, европейские страны будут обеспечивать свою энергобезопасность за счет диверсификации маршрутов поставок". По его мнению, европейцы преувеличивают зависимость от российского газа - гораздо больше рисков для потребителей в долгосрочной перспективе несет полный переход на краткосрочные контракты.
Статьи по теме
"Газпром" нерушимый
Вот так-то: мы думали, что это "Газпром", а оказалось - Советский Союз. Ведь в этой замечательной стране не только единая газотранспортная система была общая. В ней и армия была общая, и флот был общий, и территория. И еще общей в ней была собственность - о чем, разумеется, не хотелось бы вспоминать высокопоставленным менеджерам "Газпрома", свыкшимся с мыслью, что компания принадлежит государству, а приобретенное с ее помощью - каждому отдельному члену совета директоров.