Победа будет за ними
Мы уже устали слышать: "суперблицкриг" в Ираке не получился, в две недели, о которых еще до начала войны писали некоторые американские и британские журналисты, американцы не уложились. Но были ли у них и их британских союзников такие планы в действительности, или это просто один из элементов психологической войны? А может быть, это всего лишь обычная журналистская "утка"? Ведь подлинную правду об американских и британских планах войны против Ирака мы узнаем лишь многие годы, а точнее, десятилетия спустя, когда они будут наконец рассекречены. И точно так же невозможно с уверенностью сказать, действительно ли в американских и британских штабах дебатировался вопрос о приостановке наступления на Багдад на 4-6 дней из-за трудностей снабжения, или это версия, порожденная в целом негативно настроенным по отношению к войне в Ираке европейским общественным мнением.
Да, ход войны в Ираке наверняка не полностью совпадает с англо-американскими планами. Однако это трюизм, применимый к любой войне на свете. Войны, как правило, идут далеко не так, как первоначально предполагают их участники. На этом, собственно, построена вся американская военная доктрина со времен Гражданской войны в США 1861-1865 годов. Неслучайно во Второй мировой войне такие американские генералы, как Эйзенхауэр, Брэдли и Паттон, обычно не слишком серьезно относились к предварительным планам и больше внимания уделяли импровизации в соответствии с быстро меняющейся обстановкой. Британская военная школа, представленная в первую очередь фельдмаршалами Монтгомери и Александером, придавала больше значения ранее составленным планам, но и там от офицеров и солдат требовалось прежде всего умение реагировать на быстро меняющуюся обстановку и принимать нестандартные решения. И тогда, и сейчас использовались лишь некоторые общие принципы военного искусства применительно к быстро меняющейся оперативной обстановке.
Парадокс войны начала XXI века заключается в том, что наряду с появлением "умного оружия", способного безошибочно поражать цели, более предсказуем стал лишь конечный итог, но не конкретный ход боевых действий. Тут действуют два фактора. Во-первых, чем сложнее оружие и чем более интенсивно оно используется, тем чаще оно дает сбои. Неслучайно пока что подавляющее большинство британских и почти половина американских военнослужащих, погибших за 12 дней войны в Ираке, стали жертвами несчастных случаев, прежде всего с вертолетами, и огня своих сил. Во-вторых, трудно предвидеть реакцию противника на использование новейших средств и методов борьбы. Будут ли иракские войска оборонять Багдад в уличных боях, как советские войска обороняли Сталинград в 1942 году или хорваты Вуковар в 1992-м? Или они предпочтут после символического сопротивления отдать столицу и рассеяться, переодевшись в гражданское и начав партизанскую войну по чеченскому варианту? Известно, что в Грозном российские войска несут значительные потери от действий городских партизан. Где гарантия, что та же ситуация не повторится в Багдаде? Однако партизанская война может быть длительной и успешной только в том случае, если ведущий ее режим обладает определенной поддержкой со стороны народа. К счастью для коалиции, признаков, что тысячи иракцев готовы стать камикадзе во имя Саддама Хуссейна, пока что нет. Хотя первый террорист-смертник уже привел в действие свой заряд.
Можно сказать, что до сих пор война идет достаточно успешно для США. За двенадцать дней войны американские и британские потери убитыми и пропавшими без вести все еще не достигли психологически важной цифры в 100 человек. Замечу, что данные союзного командования о собственных потерях вряд ли существенно отклоняются от истины. При нынешнем уровне внимания СМИ к войне очень трудно скрыть прибытие "груза 200" в США или Великобританию или горе родственников погибших. И также трудно утаить, что кто-то из солдат коалиции попал в плен, поскольку пленных иракцы спешат продемонстрировать мировой общественности.
Каковы действительные потери иракской армии, сейчас сказать трудно. Пленных, по утверждению американцев и британцев, уже больше 4 тысяч. Убитые иракские военнослужащие, по утверждению союзного командования, тоже исчисляются тысячами. Эти цифры проверить нелегко. А вот то, что число жертв среди гражданского населения Ирака еще не достигло уровня, критического для европейского и американского общественного мнения, несомненно. По официальным иракским данным, погибло около 600 мирных жителей, причем эта цифра скорее завышена, чем занижена. Американская и британская армии фактически вынуждены вести борьбу в оковах, с тяжелой гирей на ногах, поскольку им приходится минимизировать потери среди мирного населения и ущерб инфраструктуре. И делается это отнюдь не из альтруизма или соображений абстрактного гуманизма, а исходя из вполне практических расчетов. Ведь очень непросто будет организовывать оккупационную администрацию, а потом и прозападный режим в стране, до основания разрушенной американскими ракетами и бомбами и залитой кровью. Не говоря уж о реакции общественного мнения.
Кстати, реакция американской и британской общественности на войну пока вполне терпима для правительств. В Америке вообще нет пока по-настоящему массовых антивоенных демонстраций, и наряду с выступлениями против войны есть и выступления в ее поддержку. В Англии пацифисты безусловно сильнее, но и здесь они пока что не спровоцировали внутриполитический кризис. Можно предположить, что на месяц – полтора запаса прочности внутри стран коалиции хватит, если не будет катастрофических событий на фронте, а они маловероятны. Вашингтон и Лондон также могут надеяться, что за это время "арабская улица" не выйдет из-под контроля властей.
Пока же союзники постепенно стягивают кольцо вокруг Багдада. Они уже перерезали пути сообщения с Иорданией – главное окно для Ирака во внешний мир. Очевидно, затем будут перерезаны коммуникации с Сирией. Освобождение Кувейта, напомню, потребовало чуть более шести недель. Тогда войска союзников потеряли около 800 человек и погибло до тысячи мирных жителей (из них 700 – в результате ошибочного падения ракеты в бомбоубежище). Если нынешняя война продлится 6 недель и сохранится теперешний уровень потерь, то можно ожидать гибели и пропажи без вести в войне всего около 300 солдат коалиции и около 2500 мирных иракских граждан. Дай Бог, чтобы этот прогноз оказался завышенным.
Статьи по теме
Победа будет за ними
Отечественные наблюдатели любят предрекать крах военных операций, проводимых войсками США. В Югославии и Афганистане их мрачно-оптимистические прогнозы не оправдались. С тем большим увлечением они сегодня рассуждают о неудаче американского блицкрига в Ираке, о том, как самонадеянные янки неминуемо увязнут в пустынях Междуречья. Но планировался ли блицкриг на самом деле?
Ход иракской войны анализирует военный историк Борис Соколов.
Изменник наказан увольнением с работы
"В США увольняют за правду о войне". Этот заголовок из английской Daily Mirror дружно подхвачен российскими СМИ. Действительно, американский репортер Питер Арнетт уволен из телекомпании NBC за интервью иракскому телевидению, явно отвечающее пропагандистским нуждам саддамовского режима. Проблема политической лояльности журналистов горячо обсуждалась в России три с лишним года назад - в связи с "делом" Андрея Бабицкого. В Америке она тоже по-своему актуальна. Впрочем, там никому не пришло в голову бросать г-на Арнетта в кутузку, а затем насильно передавать его "федаинам Саддама" в обмен на союзных военнопленных...
О том, что на самом деле произошло с Питером Арнеттом, рассказывает Владимир Абаринов (Вашингтон).
Вязкое месиво гуманизма
Для мироощущения российского интеллигента весна 2003 года несет с собой такое же тяжкое испытание, как осень 1993-го. Тогда человеколюбие и уважение к писаному праву мешало многим смириться с танковым обстрелом Белого дома - несмотря на осознание всей опасности коммуно-фашистского мятежа в столице. Сейчас те же чувства не позволяют им одобрить войну, которую ведут США и их союзники за уничтожение опасного для мира режима Саддама Хусейна. Эти сомнения испытывает и обозреватель Граней.Ру Илья Мильштейн.
Работа адова будет сделана и делается уже
Силы коалиции воюют в Ираке всего вторую неделю, а пресса, в том числе и американская, уже полна утверждений о том, что война затягивается, надежды на блицкриг не оправдались и план кампании рухнул. Видимо, по мнению этих сивилл, война с государством размером больше Германии и с 300-тысячной армией, располагающей химическим и биологическим оружием, должна была закончиться за трое суток. Между тем министр обороны Дональд Рамсфелд в ответ на критику призывает не торопиться с подведением итогов операции.
Подробности в статье Владимира Абаринова (Вашингтон).
Хочешь мира - готовься к миру
Организация Объединенных Наций готовится к крупнейшей в своей истории гуманитарной операции. Гражданское население территорий Ирака, перешедших под контроль сил анттисаддамовской коалиции, остро нуждается в продовольствии, медикаментах и даже питьевой воде. Пока члены Совета Безопасности работают над проектом резолюции, а генеральный секретарь ООН взывает к странам-донорам, в южный Ирак уже прибыли первые гуманитарные конвои. Война в Ираке еще далеко не окончена, но вопросы послевоенного устройства страны обсуждаются все более заинтересованно.
Подробности в статье Владимира Абаринова (Вашингтон).
Говорит и показывает война
Сказавший, что первой на войне гибнет правда, все-таки ошибался. Она не умирает, но ее становится очень много. Огромное зеркало, чистосердечно отражающее реальность, рассыпается на тысячи осколков, и миллионы зрителей раскладывают истину как паззл на своих телеэкранах.
В чем суть телевизионных образов иракской войны и как мыслят этими образами зрители, близкие к политике и далекие от нее? Свой ответ на эти вопросы дает обозреватель Граней.Ру Илья Мильштейн.
Саддам и его информационная коалиция
Америка проигрывает информационную войну режиму Саддама Хусейна. Багдадский агитпроп мастерски использует объективность свободной прессы и ее технологическую продвинутость. В то же время иракские народные массы недосягаемы для психологической обработки извне – таково парадоксальное преимущество тоталитарного режима с отсталой информационной инфраструктурой. Между тем в интернациональном медиа-пространстве у Саддама есть вольные и невольные союзники.
Читайте полемическую статью Владимира Абаринова (Вашингтон).
Остановки в пустыне
На пятый день войны в Ираке очевидно, что несмотря на безусловное военно-техническое превосходство сил США и их союзников, о легкой прогулке до Багдада говорить не приходится - многие иракские части оказывают упорное сопротивление, войска коалиции несут потери. Некоторые российские наблюдатели, в особенности носители генеральских погон и лампасов, не без злорадства утверждают, что теперь заносчивые американцы увязнут в иракских песках. Между тем пентагоновские реляции по-прежнему полны оптимизма. Свою оценку и прогноз хода войны и ее последствий дает обозреватель Граней.Ру, военный историк Борис Соколов.
Саддам дождался Гоморры
С первыми ударами "томагавков" по окрестностям Багдада стало ясно: диктаторский режим Саддама Хусейна практически уже не существует. Что же касается других последствий нынешней войны, как непосредственных, так и отдаленных, они далеко не столь однозначны. По убеждению обозревателя Граней.Ру Ильи Мильштейна, борьба с насилием посредством насилия подобна отсечению голов у мифической гидры. Зло, побежденное в Ираке, может проявиться в иных, не менее опасных для человечества формах.
"Иракская свобода" приходит с неба
"Мы придем в Ирак с уважением к его гражданам, - заявил президент Буш в обращении к нации в связи с началом боевых действий, - к их великой цивилизации и религиям, которые они исповедуют. У нас нет в Ираке никаких целей, кроме стремления ликвидировать угрозу и передать контроль над страной ее народу".
Подробности о начале операции "Иракская свобода" сообщает вашингтонский корреспондент Граней.Ру Владимир Абаринов.