Правозащитники предлагают программу спасения от армейского криминала
Коалиция из 80 неправительственных организаций "За демократическую альтернативную гражданскую службу" выступила в понедельник с консолидированными предложениями, направленными на борьбу с криминализацией Вооруженных сил. Один из авторов этого документа, сотрудник Центра миротворческих и правозащитных действий Герман Алеткин рассказал "Граням" о существе предложений.
По мнению правозащитника, главным шагом в сторону оздоровления армии "должна стать отмена насильственного призыва". Однако для полного перехода на контрактную систему призыва необходимо время. На переходный период уже сегодня следует принять ряд мер.
Первое, необходимо "отменить в мирное время уголовную ответственность за самовольное оставление части - вне зависимости от обстоятельств, указанных в примечании к ст. 337 УК РФ, если военнослужащий, оставивший часть, добровольно явился в военную прокуратуру".
Второе, военнослужащие, давшие показания во время следствия и в суде, должны, в соответствии с Федеральным законом "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", переводиться в другую часть до окончания срока службы.
Третье, "командиры должны привлекаться к строгой ответственности за сокрытие преступлений, совершаемых в частях".
Четвертое, "родственники военнослужащих и представителей общественных организаций, чьи уставные цели включают защиту прав военнослужащих, должны иметь беспрепятственный допуск в воинские части".
В-пятых, врачи, отказывающие военнослужащим в медицинской помощи, "привлекаются к уголовной ответственности (ст. 124 УК)". И, наконец, "высшее военное руководство должно нести ответственность за трагическую судьбу Андрея Сычева и других жертв армейских преступлений". Поэтому, подчеркнул Герман Алеткин, "мы присоединяемся к требованию Союза комитетов солдатских матерей России об отставке министра обороны Сергея Иванова".
Комментарий
Трагический случай в Челябинском танковом училище может стать поворотным моментом в затянувшейся борьбе за установление общественного контроля над армией. По крайней мере, на это надеются российские правозащитники. Само по себе объединение восьми десятков общественных организаций под одним лозунгом - уже достижение. Но этому локомотиву нужна самая широкая поддержка россиян. Мало сидеть и содрогаться у телевизора от ужаса, видя, какое горе пришло в семью Сычевых. Мало костерить на кухне министра обороны и удивляться "неосведомленности" президента. Мало проявлять свое кипучее недовольство на интернетовских форумах. Согласимся, сопротивление бесчеловечной системе, которую сегодня представляет собой воинская служба, должно быть деятельным и наступательным. И уж никак не делом одних правозащитников. Иначе все закончится традиционным пшиком – власть изобразит крайнюю озабоченность судьбой искалеченного Сычева, оставив десятки тысяч других 18-летних парней один на один со своими палачами.
При всей пугающей масштабности проблема "дедовщины", вернее, насилия в армии решаема. Например, ни один из пунктов, которые предлагает Коалиция, не требует серьезных финансовых затрат, не нужны и какие-то фундаментальные структурные перемены, долгое вынашивание поправок в законодательство. Вещи-то эти само собой разумеющиеся.
Додуматься до таких охранных мер могли бы и в самом Минобороны. Но в этом заведении всегда, а в последние годы особенно, на любую попытку установления общественного контроля над армией, демократизации военной службы реагировали и реагируют, как на вражескую вылазку. Можно не сомневаться, тот же Иванов не преминет указать на инспирированный характер антиармейской истерии вокруг дела рядового Сычева – понятно, НПО отрабатывают деньги иностранных разведок. Он еще когда - четыре года назад указывал на Комитет солдатских матерей как на шпионское гнездо. Надеяться на просветление нынешнего министра обороны не приходится.
В этой ситуации только голос низов, нарастающий, слитный, еще может как-то напрячь верхи, пробудить в них хотя бы чувство самосохранения. Важно, чтобы этот голос был действительно единым. Инициатива Коалиции - свидетельство того, что платформа для объединенного выступления есть. Не сегодня и даже не вчера правами солдата озаботились общественные организации. Один капитал Комитета солдатских матерей чего стоит – опыт, наработки этой и других проверенных временем организаций могут стать базовыми для всех, кто сегодня хочет реально изменить участь российского солдата. И нет нужды изобретать велосипед там, где люди уже много лет и эффективно делают дело. Все, что сегодня необходимо – это слияние усилий.
Справка
Заявление Коалиции неправительственных организаций ''За демократическую альтернативную гражданскую службу''
Чудовищное преступление в Челябинском танковом училище в начале января 2006 г. - далеко не единственное в череде возмутительных фактов насилия над солдатами, попрания их чести, унижений и бесчинств со стороны старших по званию и по возрасту. Преступления против личности, по-прежнему регулярно происходящие в войсках, дают основания говорить о непригодности применяемых мер и общих подходов для реального решения проблемы.
Прежде всего, генералитету следует перестать делать вид, что речь идет об отдельных инцидентах. Надо, наконец, посмотреть правде в глаза и признать массовый и системный характер криминальных проявлений в армейской среде, их связь с экономическими преступлениями, прежде всего с использованием рабского труда солдат и вымогательством. Необходимо также отказаться от термина "дедовщина", сглаживающего и затемняющего суть происходящего. Закрытая система, в которой один человек (солдат) находится в неограниченном подчинении у другого (командира), притом, что бегство из части до сих пор считается уголовным преступлением, а жаловаться начальству опасно для жизни - такая система неизбежно становится питательной средой не только для всевозможных злоупотреблений, но и для самых низменных качеств человека. Эта насквозь прогнившая система давно изжила себя. Криминализация армии может быть остановлена лишь отменой насильственного призыва. В переходный период срочно необходим комплекс мер, которые снизили бы уровень государственного принуждения при прохождении военной службы.
Вот некоторые из них:
Назрела острая необходимость отменить в мирное время уголовную
ответственность за самовольное оставление части - вне зависимости от
обстоятельств, указанных в примечании к ст. 337 УК РФ, если
военнослужащий, оставивший часть, добровольно явился в военную
прокуратуру.
Необходимы действенные механизмы защиты свидетелей. Военнослужащие, давшие показания во время следствия и в суде, должны, в соответствии с Федеральным законом "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", переводиться в другую часть до окончания срока службы. Командиры должны привлекаться к строгой ответственности за сокрытие преступлений, совершаемых в частях.
Необходимо немедленное введение в армии общественного контроля, в том числе - разработка положений, обеспечивающих допуск в воинские части родственников военнослужащих и представителей общественных организаций, чьи уставные цели включают защиту прав военнослужащих.
Необходимо привлекать к уголовной ответственности врачей, отказывающих военнослужащим в медицинской помощи (ст. 124 УК). Это позорное явление широко распространено и является одним из проявлений пренебрежения к человеческой жизни, укоренившегося в армии как следствие закрытости системы.
Без сомнения высшее военное руководство должно нести ответственность за трагическую судьбу Андрея Сычева и других жертв армейских преступлений. Мы присоединяемся к требованию Союза комитетов солдатских матерей России об отставке министра обороны Сергея Иванова.
Москва, 30 января 2006 г.
Статьи по теме
Ваше благородие, партполитработа
В пятницу, 27 февраля, на расширенном заседании коллегии Минобороны РФ начальник главного управления кадров- замминистра обороны генерал-полковник Николай Панков расскажет собравшимся генералам, адмиралам и приравненным к ним руководителям СМИ о морально-психологическом состоянии войск. Грани.Ру уже ознакомились с докладом военачальника и отмечают, что г-ну Панкову, через абзац цитирующему президента РФ, удалось все-таки местами сказать правду. Комментарий Владимира Темного
Вот солдаты бегут
Из 16 гвардейцев, сбежавших из Таманской дивизии, шестеро - новоиспеченные "дембеля". Те, кому осталось служить последние полгода. Практика показывает, что именно у этой категории военнослужащих обостренное правосознание.
Потерянные потери
Минобороны огласило информацию о небоевых потерях в Вооруженных силах. Это очевидный прогресс в отношениях военного ведомства с гражданским обществом. Видимо, Сергей Иванов сообразил, что открытая статистика может быть эффективным оружием в борьбе с очернителями армии. Однако без военных хитростей не обошлось.
Дидерик Лохман: Дедовщина - одна из важных государственных проблем России
Доклад о дедовщине в российской армии, опубликованный группой экспертов HRW, нашел быстрый отклик у официальных структур. Главная военная прокуратура назвала недостоверными цифры, которыми воспользовались зарубежные аналитики. Да и вообще - способен ли иностранец понять специфику российской дедовщины?
Один из авторов доклада Дидерик Лохман в беседе с корреспондентом Граней.Ру Матвеем Масальцевым отвечает на этот и другие вопросы.
Непобедимая и криминальная
"Криминальная обстановка в армии и на флоте, в других воинских формированиях по-прежнему остается напряженной". Такой вывод содержится в аналитическом материале, подготовленном Генпрокуратурой. В Вооруженных силах и других силовых структурах убивают, увечат, воруют, торгуют наркотой, мухлюют и берут взятки. Словом, "все как у людей". Налево уже идут целые артиллерийские и авиационные заводы. Об этом говорится в документе, текстом которого располагают Грани.Ру.
Подробности в статье Владимира Темного.