новость Самое подробное фото Эпиметея

03.05.2005

Эпиметей. Фото NASA/JPL/Space Science Institute с сайта saturn.jpl.nasa.gov

Это псевдоцветное фото Эпиметея (Epimetheus, S/1980 S3), полученное автоматической межпланетной станцией "Кассини" (Cassini) 30 марта 2005 года с расстояния приблизительно 74 600 километров, представляет собой самый подробный снимок этой небольшой луны Сатурна (известны также фотографии Эпиметея, сделанные в свое время другими аппаратами NASA "Вояджерами" (Voyager)). Изображение получено с помощью комбинации фильтров, чувствительных к ультрафиолетовым, поляризованным зеленым и инфракрасным лучам. В момент съемок угол между Солнцем, Эпиметеем и космическим аппаратом составлял 115 градусов, поэтому часть луны справа находится в тени. Разрешение оригинала составило 450 метров на пиксель.

Обычно вариации цвета в ландшафтах планет и их спутников отражают локальные изменения в химическом составе поверхностных материалов. Однако цвета (то есть конкретные длины волн) могут также зависеть и от способа, которым тот или иной специфический минерал отражает падающий на него под различными углами солнечный свет. Изменения цветов на этом псевдоцветном изображении позволяет изучить подобные "фотометрические эффекты". Так, например, поверхность Эпиметея имеет более синеватый оттенок в тех областях, где солнечный свет падает на нее под большими углами.

Имеющая красноватый оттенок особенность слева внизу - это кратер Поллукс (Pollux). А большой кратер, расположенный несколько ниже центра снимка - это Хилэреа (Hilairea), его диаметр составляет приблизительно 33 километра. Сам Эпиметей имеет поперечник 116 километров, он немного меньше, чем его коорбитальная луна-компаньон Янус (181 километр), который находится почти на таком же расстоянии от Сатурна (радиус орбиты - 151 тысяча километров; разница в удалении от Сатурна составляет лишь 30-50 километров) и вращается с ним по общей орбите синхронно. В момент сближения (примерно раз в четыре года) спутники обмениваются импульсами и меняются местами: внутренний становится внешним и наоборот. Они повернуты к Сатурну всегда одной стороной, как Луна к Земле, следовательно, движутся тоже всегда одной стороной вперед - ведущей (все крупные спутники Сатурна кроме Фебы находятся в таком синхронном вращении). Длительность суток составляет 0,694 дня. Ученые предполагают, что эти два спутника имеют общего "родителя".

Янус был обнаружен с Земли в 1966 году А.Дольфусом, а Эпиметей - Дж.Фонтейном и его коллегами в 1980 году во время пролета системы Сатурна АМС "Вояджер-1" (впрочем, история открытия этих спутников довольно спорная). Название свое Эпиметей получил в честь титана, сына Япета и Климены, брата Атласа и Прометея, злосчастного мужа Пандоры.

Миссия "Кассини-Гюйгенс" - это совместный проект NASA, Европейского космического агентства (ESA) и Итальянского космического агентства. Управление аппаратом поручено Лаборатории реактивного движения (Пасадена).

Epimetheus: Up-Close and Colorful - NASA/JPL/Space Science Institute