новость Ученые борются с очередными неисправностями на Большом адронном коллайдере

30.03.2010
Туннель ускорителя большого адронного коллайдера. Фото с сайта CERN

Ученые в очередной раз занимаются устранением неисправностей перед экспериментом на Большом адронном коллайдере (Large Hadron Collider - LHC), пишет BBC News. В ближайшее время они надеются столкнуть между собой пучки протонов высокой энергии.

Сообщается, что аварийный сигнал вызвал срабатывание встроенной системы защиты, которая остановила LHC. Инженеры расследуют причину случившегося. "Это досадно, но мы уверены, что осуществим столкновение сегодня", - цитирует агентство Reuters одного из ключевых участников исследования Оливера Бухмюллера.

Вслед за непосредственно столкновением, энергия которого составит 7 триллионов электрон-вольт (ТэВ), физики начнут детальное изучение самого процесса и его последствий - ожидается, что эти исследования продлятся от 18 до 24 месяцев. Они предупреждают, что на сбор и анализ данных, полученных в результате протонных столкновений, уйдет значительное время, поэтому не стоит рассчитывать на скорый результат. "Основные открытия начнутся только тогда, когда мы сможем собрать данные о миллиардах столкновений и распознать те их них, в результате которых образовались новые частицы или новый вид материи, - сказал в интервью BBC один из руководителей проекта Гвидо Тонелли. - Это не случится в один день. На это уйдут месяцы и годы кропотливой работы".

Большой адронный коллайдер - один из самых смелых научных проектов современности. В 27-километровом тоннеле, проложенном под франко-швейцарской границей неподалеку от Женевы, ученые будут разгонять частицы до скорости света - а затем сталкивать их друг с другом. Предположительно, в результате этих столкновений должны произойти явления, которые раньше ученым наблюдать не доводилось. В частности, физики рассчитывают обнаружить среди осколков частиц так называемый бозон Хиггса - теоретически предсказанную, но до сих пор не найденную элементарную частицу. Считается, что именно эта частица играет важнейшую роль в структуре Вселенной, и ее открытие и изучение позволит ученым объяснить, почему материя обладает массой.

Вскоре после открытия коллайдера в 2008 году он вышел из строя и на его починку ушел почти год, однако затем работы возобновились. Начиная с 19 марта в коллайдере раскручиваются в противоположных направлениях два пучка протонов энергией по 3,5 ТэВ каждый. Когда пучки стабилизируются, ученые позволят их траекториям пересечься, чтобы произошло столкновение. Энергия столкновения - 7 ТэВ - станет максимальной, когда-либо полученной в искусственных условиях ускорителями элементарных частиц.

После проведения эксперимента коллайдер будет закрыт для проведения профилактических работ, после чего ученые попробуют повысить энергию столкновения еще вдвое, до 14 ТэВ.

30.03.2010