Религия

В блогах


Правоверные пациенты

Vip Александр Зорин (в блоге Свободное место) 10.08.2013

5075

Подослан убийца или не подослан, трудно сказать, и следствие не будет разбираться, найдя этого несчастного обыкновенным душевнобольным. Но именно как душевнобольной он особенно подвержен внушению. Идея фикс, зароненная в его голову однажды, может достичь фантастических размеров уже без подпитки со стороны: капать на мозги не обязательно.

Больное общество... Но все же не омертвелое. И там, где теплится тяга к выздоровлению, появляется надежда… А тут - Церковь, вроде бы, говорят, врачебница... И больной, естественно, обращается туда за врачебной помощью. Но обращается как в поликлинику, не понимая разницы между медицинским учреждением и врачебницей духа.

Но и врачебница духа зачастую оказывается комбинатом так называемого «лубочного православия», ибо и Церковь больна. Сам отец Павел называл ее больной матерью, которую не оставлял. Боролся с ее недугами всю жизнь, видя, как она бросает на произвол судьбы своих новорожденных детей. Один из таких новорожденных, наслышанный об отце Павле как о враге Церкви, вкусив лубочного православия, решил мамку свою защитить... Его признание, что якобы это внушил ему сатана, похоже на правду. Хотелось бы только знать, в каком чине или сане был его искуситель?

Отец Александр Мень делил свою паству на три категории: пациенты, бегущие по волнам и соратники. Пациенты больны по-разному. Одни обретают веру как целительную печку и не слезают с теплой лежанки, другие защищают ее саперной лопаткой или кухонным ножом. Саперной лопаткой был убит отец Александр Мень.

В Церкви, при наличии канонического авторитета, реального авторитета нет. Есть вертикаль власти, похожая на погоняло. Помню, как я ходил по московским приходам, предлагая в книжные лавки (свечные ящики) книгу отца Александра Меня «Практическое руководство к молитве». На титульном листе значилось, что книга издана по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. В Москве не взял ни один приход. «Батюшка не благословляет продавать Меня», - отвечали продавцы. В храме Малого Вознесения, что стоит напротив консерватории, откровенно заявили: «Мы Ювеналию не подчиняемся». И правда, он епископ Московской области, но ведь член Синода, видный иерарх Церкви. Как же не прислушаться к голосу архиерея. Или, например, в прошлом году патриархия рекомендовала к изданию, а соответственно к продаже, 14 книг отца Александра. Реакция на приходах та же, включая и областные, подчиненные непосредственно Митрополиту Ювеналию. Выходит, что священство, не благословляя читать Меня, молчаливо и зловеще соглашается с сатанинским приговором, вынесенным ему двадцать три года тому назад.

Книг отца Павла Адельгейма я тоже не встречал в московских храмах.


Памяти отца Павла Адельгейма

Vip Ирина Карацуба (в блоге Свободное место) 07.08.2013

175

Когда страшная весть об убийстве отца Павла полностью дошла до сознания, вспомнился эпизод из книги Сергея Иосифовича Фуделя «У стен Церкви»: «В храм вошли два мальчика: одному лет шесть, другому меньше. Младший, очевидно, здесь еще не бывал, и старший водит его, как экскурсовод. Вот и Распятие. «А это чего?» - замирает младший с широко открытыми глазами. Старший отвечает уверенно: «А это - за правду».

За правду, братья и сестры, ЭТО - за ПРАВДУ.

Простите мои заглавные буквы, иначе не пишется.

Отец Павел и был воплощенной правдой Христовой - в крепком соединении с Христовой же любовью. Все понимавший, все называвший своими подлинными, меткими, салтыково-щедринскими именами - и поместную церковь нашу с ее паствой и пастырями, и «небывалое государство» с президентом и чиновничеством. Расколдовывавший своим словом морок наших полуправд и недоговоренностей. Жизнью, точнее, житием своим тихо и несокрушимо засвидетельствовавший победу любви над злобой, правды над кривдой.

Нечастое, мягко говоря, явление в нашей церкви. Что называется, «на падение и на восстание многих во Израиле».

Христоподобный батюшка, Christ-like figure, отец Павел Адельгейм.

Вечная память!


Андрей Кураев, протодиакон, профессор Московской духовной академии

Vip Дерьмометр (в блоге Дерьмометр) 06.08.2013

26

В Германии чеченские исламисты избили супружескую пару в центре для беженцев... Десять человек ворвались в комнату, где жили супруги из Чечни, и жестоко избили обоих. У 23-летней Зулихан в результате побоев произошел выкидыш. Ее мужа пришлось с серьезными травмами отвезти в больницу... Такова еще одна плохая новость минувшего дня. Теперь немцы этих хищников не будут пускать к себе, и те продолжат свою охоту в России.

"Плохая новость для России из Германии"


Павел (Лебедь), митрополит Вышгородский и Чернобыльский, наместник Киево‑Печерской лавры

Vip Дерьмометр (в блоге Дерьмометр) 26.07.2013

26

Вообще я благодарю Бога за то, что родился в советское время... многие высокопоставленные советские деятели в душе были верующими людьми. Даже Брежнев, как говорили архиереи, знавшие его лично, жил детскими воспоминаниями о Сарове.

Ссылка


Олимпийский огонь на святой Руси

Vip Дмитрий Ахтырский (в блоге Свободное место) 17.07.2013

447

Клирик РПЦ МП Андрей Кураев, опытный медийный работник, сумел опередить меня в своих эллинистических штудиях. Только несколько дней назад, узнав о запрете в одном из российских регионов "праздника Нептуна" по религиозным соображениям - религиозные чувства "православных" оказались в очередной раз оскорблены, - я в беседе с друзьями выразил недоумение: почему же до сих пор никто из отечественных клерикалов не возмутился самим фактом проведения Олимпийских игр на "Святой Руси"? Как оказалась, сходная мыслеформа посетила и Кураева - но, в отличие от вашего инертного слуги, сей клирик немедленно воплотил ее в печатном слове. По ходу ответив и на возникший у нас вопрос, имеют ли современные Олимпийские игры прямые отсылки или даже обращения к эллинским богам. Да, как выяснилось, имеют.

“Верховная жрица - одетая в античную тунику и сандалии греческая актриса, выйдя из руин храма Геры в окружении других жриц, произнесет молитву богам Аполлону и Зевсу с просьбой послать на землю священный Олимпийский огонь:

"Пусть настанет священная тишина. Пусть умолкнут небо, земля, море и ветра. Пусть умолкнут горы и крики птиц, ибо нас будет сопровождать Фивос, бог, приносящий огонь. Аполлон, бог солнца и идеи света, пошли нам свои лучи и зажги священный факел для гостеприимного города Сочи. А ты, Зевс, дай мир всем народам на земле и увенчай венками победителей священного состязания!".

После этого верховная жрица, преклонив колено у алтаря древнегреческого храма Геры, поднесет факел к параболическому зеркалу и от солнечных лучей вспыхнет Олимпийский огонь”.

Далее Кураев пытается дискредитировать саму идею олимпийской факельной эстафеты, привязав ее семантически к Третьему рейху с его тяготением к неоязычеству.

Осторожный Кураев не рискует, он просто прощупывает почву в новых условиях - когда прямые отсылки и обращения к эллинским божествам в России стали восприниматься как "оскорбляющие религиозные чувства большинства населения”. Кураев, заметим, не предлагает прямо отменить проведение Олимпийских игр в Сочи. Могут обвинить в экстремизме и предательстве национальной идеи, которую власти пытаются связать с грядущими Играми. Кураев - это не Диомид.

Но кто знает... Если властям станет очевидно, что ожидаемый триумф превратится в национальный позор и провал Игр, если вдруг им станет ясно, что кадавр, потребивший все селедочные головы, вот-вот лопнет и станет очень грязно - то отмена Олимпийских игр по причине их языческого происхождения может оказаться востребованной.

Конечно, это версия фантастическая. Зато логичная по-веберовски. Нет сомнения, что огромному количеству функционеров ОНБ (общества с неограниченной безответственностью) "Россия" была бы предельно выгодной отмена Олимпиады. Тратить не придется ничего. Отдавать освоенное - тоже. Не придется терпеть практически неизбежные демонстрации, митинги и прочие беспокойные проявления гражданского общества - которые нельзя будет разгонять перед лицом зарубежных гостей. Не придется беспокоиться за возможное обострение обстановки на Северном Кавказе. Наконец, возможно будет избежать пагубного влияния иностранных граждан (особенно из стран, легализовавших однополые браки) на перманентно неокрепшие умы местного населения. А то как наденут злокозненные спортсмены или болельщики прямо на соревнования радужные маечки да браслеты, как распишут себе футболки чем-нибудь вроде Free Pussy Riot...

Пусть эти мечты не будут реализованы - но их наличие в головах человекоорудий российской псевдогосударственности выводится чисто дедуктивным методом прямо из кантовского чистого разума, вооруженного эмпатией к этим несчастным.

Эллинская традиция пережила христианизацию, пусть и с большими потерями. В Византии было дозволено изучение языческой словесности. Затем в эпоху Возрождения и далее обращение к эллинскому наследию стало одним из символов антиклерикальной фронды. В результате даже в Российской империи поэтам было разрешено цензурой обращаться к музам и античным богам. "Его призвали всеблагие как собеседника на пир".

Античность в итоге обрела особый статус - некоей светской религии-симулякра, орифламм и слоганов на доспехах рыцарей Просвещения. Отсылки к ней в течение нескольких столетий были призваны позиционировать отсылающего в качестве человека светского, сторонника прогресса. Дело дошло до того, что в СССР с его атеистической идеологией могли сниматься мультфильмы по греческим мифам - что было совершенно непредставимо, если речь шла о Библии или Махабхарате, - и, что немаловажно, о славянской традиции, откуда религиозные дохристианские отсылки оказались практически полностью выкорчеваны.

Общество модерна было пропитано этим культом античности, насыщено античной религиозной символикой. И в нашей реальности нас окружают бесчисленные линки к эллинской религиозной традиции, недовыкорчеванной в эпоху жесткого единоверия и отчасти реанимированных в ходе светской эмансипации. Так что работы у фундаменталистов непочатый край. Будет любопытно, когда же, наконец, активисты РПЦ МП потребуют демонтировать стелу с богиней Никой на Поклонной горе, возвышающейся над изваянием святого Георгия. Что не мешало бы, наверное, сделать, поскольку эта архитектурно-скульптурная композиция вполне способна оскорбить эстетические чувства широких масс искусствоведов. А еще можно предложить переименовать планеты, а то давеча разразилось форменное безобразие. Телескоп "Хаббл" открыл новый спутник Нептуна - как раз через несколько дней после того, как его в российской провинции лишили праздника. Со стороны телескопа это типичная диверсия против духовных скреп российского общества.


Язычество «более другого значения»

(в блоге Свободное место) 14.07.2013

6604

Кто в современном обществе воспринимает Нептуна, русалок и Бабу Ягу как духовную силу, а прыжки через костер и плетение венков на Ивана Купалу - как магический ритуал? Кто в этих мифологических персонажах видит реальных существ, способных подчинить себе человека? То есть кто верит в них всерьез? Славянских богов почитают отдельные группы неоязычников («Велесов круг», «Стрелы Ярилы» и прочие родноверы), но им, конечно, дела нет до Нептуна с Посейдоном. Как ни странно, веру в могущество всех, античных и славянских, богов сохраняют сегодня православные священнослужители. Всеволод Чаплин воспринимает сказочных персонажей как реальных демонов, способных сковать разум и волю человека, взять его в духовный плен, даже изменить его судьбу (!): «Переодеваясь в языческих персонажей, которые символизируют темные духовные силы, нужно всегда помнишь, что когда ты начинаешь играть в какую-то неведомую духовную силу, ты вступаешь с ней в контакт, и это может отразиться на твоей жизни, сознании, судьбе». То есть, надевая костюм Нептуна или Бабы Яги, человек «вступает в контакт» с реальными духами, и в контакте этом он оказывается безвольным пассивным существом, над которым беснуются боги древнего мира - Рима и Руси.

Священники видят себя средневековыми пастырями, ведущими войну против живых языческих культов. Оглянулись бы вокруг и порадовались, что народ давно весело играет с русалками и Нептуном, смеется с ними и над ними, и не видит в праздничных представлениях ничего религиозного.

Это заблуждение, предупреждает Андрей Кураев: «У нас заработала «машина времени»: самые архаичные верования, самые странные, вдруг оживают в головах. Даже по московским паркам ходят неоязычники, воздающие почести Даждьбогу, Стрибогу и так далее. Разумеется, когда религия отмирает, она уходит в мир сказок или игр. Но сегодня-то маятник качается в другую сторону. Я уже сталкиваюсь с эзотерическими толкованиями сказок про Колобка и курочку Рябу от «рерихнутых» педагогов. В условиях, когда наш учительский корпус изрядно заражен всякого рода оккультизмом, уповать на то, что все это останется только игрой, крайне наивно. Это значит не замечать, в какой стране мы живем. Игра однажды перестает быть игрой».

В этом аргументе есть изрядное лукавство. Архаизация и варваризация сознания сегодня действительно потрясает (в церкви в том числе), но зачем образованному человеку садиться в машину времени, несущуюся вспять? Нужно бесстрашно встать у нее на пути и убеждать, разъяснять, просвещать. Кроме того, оккультисты обычно не ходят на сельские праздники. Туда приезжают люди, далекие от мистицизма и склонные к простым развлечениям. Спектакль и викторины с участием сказочных персонажей хоть немного приподнимают их над простой пьянкой-гулянкой. Организаторы молодежного праздника в Россошанском районе говорят, что после запрета на Нептуна и русалок от праздника остались лишь выпивка и дискотека.

А отец Роман Вылуск хотел оградить их от занятий «безраспутным блудОм» (так и сказал!), которым, видимо, по его представлениям, всегда заканчивались праздники Нептуна в пионерских лагерях и домах отдыха, или ночи на Ивана Купалу в древности. Не знаю, что он имел в виду, да и сам он плохо понимал, что говорил: «Якобы в безобидных прыганьях через костер, в безобидных играх скрывается смысл более другой, более другого значения...» А дальше про занятия «блудОм». Очевидно только, что «смысл более другого значения» могуч и страшен и от него нужно ограждать людей. Не объясняют только, в чем собственно опасность. Намекают на магию ритуала: мол, участие в ритуале, пусть и потешном, отдаст тебя в лапы сатане. Не больше - не меньше. И ссылаются на раннехристианских мучеников, которые смерть предпочитали участию в языческих действах. Кто же на какой машине времени катается? Этих мастеров магии лексусы времени унесли на двадцать веков назад. Народу за ними не угнаться.

Обряд, водная стихия, огонь ставятся выше Бога и наделяются сверхчеловеческой силой. Это и есть почитание творения вместо Творца. То есть язычество. Только наделяют их сверхъестественной силой не люди, пришедшие на праздник, а священники, желающие его запрета.

Запрет этот нарушил Конституцию, возмутил людей, съехавшихся на праздник, и начальство пошло на попятную: ничего, мол, не было; СМИ, как всегда, раздули историю; организаторы тоже взяли свои слова обратно, мол, и не было в сценарии Нептуна, и мужа не было, который его играл. Все как обычно: нашкодили - наврали. Наворотят невесть что и не знают, что с этим делать.

Если же вести разговор всерьез, то языческие славянские образы, легенды, ритуалы сохраняют очень важный культурный пласт - они одушевляют природу, а утверждая единение с ней, сохраняют и остатки славянского единства. Христианство же, сосредоточившись на аскезе, демонизировало природные стихии, противопоставив их высшему духовному началу. Отречение от «плотских утех», умерщвление тела ради торжества духа сыграли свою роль в личной аскезе, но для цивилизации негативное отношение к природному началу опасно. Языческие образы, утратив религиозное значение, сохранили поэзию природы и живой диалог с ней, они видят в деревьях, листьях, цветах живых существ, что сегодня органично сочетается с желанием остановить уничтожение лесов и озер, с экологическим движением, с установкой на сохранение планеты, в конце концов.

Кураев же увидел в празднике Нептуна советский языческий обряд и призвал освободиться от советского груза, создавая новые праздники. Нептун, как и Дед Мороз, действительно прошли советский антихристианский фильтр, но праздник пришел на детскую площадку не из языческого храма, а с морских кораблей, на которых отмечался при переходе через экватор как инициация моряка. Нептун к тому времени уже давно потерял религиозный статус и перешел в разряд аллегорических фигур.

Боги древнего язычества - античного, скандинавского, кельтского, славянского и пр. - давно стали символами мировой культуры, впитали многочисленные «более другие» смыслы, которые следует изучать в семинариях, чтобы не смешить людей своим невежеством. Нужно срочно вводить «Мировую художественную культуру» в программы религиозных учебных заведений, иначе энтеошники начнут громить Эрмитаж и Пушкинский, разгонять народные праздники марийцев и эвенков. Машина времени уже сметает выставки и театры, книги и фильмы. Водитель явно не справляется с управлением, и список пострадавших стремительно увеличивается.

Боги же недавнего советского язычества воскресли с новой силой, мы до сих пор живем среди их многочисленных идолов - с кепкой, с кружкой, с указующим перстом. Ни Ленин, ни Сталин не стали пока безобидными аллегориями вроде Нептуна или Перуна. Советским богам искренне поклоняются, их призывают в молитве («Сталина на вас нет!» звучит не реже чем «Господи, помоги!»), их имена наполнены живой энергией ненависти и насилия, за ними - культ жестокой силы, дух собственного величия, превосходства и презрения к слабым и свободным. Но что-то я не слышу церковных голосов, которые предупреждали бы народ об опасности «контактов» с этими демонами, которые продолжают лепить нашу жизнь, сознание и судьбу.


Монастырские радости

Vip Пара фраз (в блоге Пара фраз) 11.07.2013

383

(При посещении Валаамского монастыря)

Я хотел бы сердечно всех вас приветствовать и выразить искреннюю радость по поводу того, что в очередной раз Господь приклонил ко мне милость и я имею возможность посетить эту святую обитель. Откровенно скажу, что с каждым годом все сложнее и сложнее выкроить время для паломнических поездок... Но я придаю очень большое значение посещениям ставропигиальных монастырей, потому что для меня это не только деловое посещение... но и самое что ни на есть важное духовное делание... Каждый из паломников знает, что в монастырях, где теплится монашеская жизнь, где непрестанно совершаются богослужения и молитвы, молиться легче, чувствуешь лучше Божие присутствие… Сочетание монастырских строений, величественного собора, скитских храмов с замечательной северной природой Валаамского архипелага оставляет незабываемое впечатление, которое выражено звучными словами известного песнопения "О дивный остров Валаам"... Скажу так: я посетил много святых мест и много обителей, но Валаам занимает совершенно особое место, в том числе и в моем сердце.

Кирилл, патриарх Московский и всея Руси

- Что, соскучились без своей княгини? - говорила она монахам, вносившим ее вещи. - Я у вас целый месяц не была. Ну вот приехала, глядите на свою княгиню. А где отец архимандрит? Боже мой, я сгораю от нетерпения! Чудный, чудный старик! Вы должны гордиться, что у вас такой архимандрит.
Когда вошел архимандрит, княгиня восторженно вскрикнула, скрестила на груди руки и подошла к нему под благословение.
- Нет, нет! Дайте мне поцеловать! - сказала она, хватая его за руку и жадно целуя ее три раза. - Как я рада, святой отец, что наконец вижу вас! Вы, небось, забыли свою княгиню, а я каждую минуту мысленно жила в вашем милом монастыре. Как у вас здесь хорошо! В этой жизни для бога, вдали от суетного мира, есть какая-то особая прелесть, святой отец, которую я чувствую всей душой, но передать на словах не могу!
У княгини покраснели щеки и навернулись слезы. Говорила она без умолку, горячо, а архимандрит, старик лет 70, серьезный, некрасивый и застенчивый, молчал, лишь изредка говорил отрывисто и по-военному:
- Так точно, ваше сиятельство... слушаю-с... понимаю-с...

Антон Чехов. "Княгиня"


Всеволод Чаплин, глава синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви и общества

Vip Дерьмометр (в блоге Дерьмометр) 07.07.2013

26

(Объясняя запрет на проведение праздника Нептуна в Воронежской области)

Переодеваясь в языческих богов, нечистых духов или персонажей, которые символизируют темные духовные силы, нужно всегда помнить, что когда ты начинаешь играть в какую-то неведомую духовную силу, ты вступаешь с ней в контакт и это может отразиться на твоей жизни, сознании, судьбе.

Ссылка


Поджигатель

Vip Дарья Гладских (в блоге Свободное место) 06.07.2013

4407

Начнем издалека - с того, что я атеист. То есть совсем-совсем атеист. Я из атеистической семьи: мои родители - ученые, математики. А наука и религия в общем-то скорее несовместимы (особенно так было в Советском Союзе). Меня никогда не водили в церковь, у нас в доме не было Библии и икон. Слово "бог" я по привычке пишу с маленькой буквы, и употребляю его практически только в тех случаях, когда речь идет тоже о науке - религиоведении: мол, монотеизм - это когда люди верят в одного бога, а политеизм - в нескольких. Я ни в какого не верю.

Около месяца назад я стояла на партийном пикете - распространяла газету "Тотальная мобилизация". Ко мне подошел мужчина средних лет, из тех, что интересуются политикой и любят поговорить "за жизнь". В ходе разговора оказалось, что он верующий, вероятно, православный. Он между делом спросил: "Против храмов вы ничего не имеете?". "Нет, - говорю, - не имею". Мне нравятся храмы. Еще нравятся монастыри, соборы. И мечети некоторые тоже нравятся, и синагоги. Я люблю здания с интересной архитектурой, здания, представляющие историческую ценность. Икону вблизи я впервые увидела в семнадцать лет, в музее - это была икона работы Андрея Рублева. Многие иконы я считаю произведениями искусства. Некоторые мне нравятся. Не все - как нравятся мне далеко не все картины.

Я не осуждаю акцию Pussy Riot. Не восхищаюсь и не осуждаю. Просто художественная акция (переросшая в уголовное дело, но здесь не о том), о ее ценности и качестве пусть судят искусствоведы, а я плохо разбираюсь в современном искусстве. Я понимаю, что эта акция могла, вероятно, кого-то оскорбить. Но не меня.

А вот то, что сделал нижегородский левофронтовец Дмитрий Капелюш, я осуждаю. В том, что сделал, - не сомневаюсь. Он дал признательные показания. Его не пытали (я пока могу отличить человека, который сломлен, от человека, который абсолютно спокоен). Я смотрела видео, где он мирно пьет чай в здании ЦПЭ, а потом говорит на камеру что-то про "я признаю... я раскаиваюсь...". Он пытался поджечь церковь - видимо, хотел поиграть в героя. А потом за чаепитием дает признательные показания. Не уверена в том, что ТОЛЬКО на себя. В этих показаниях он мог оболгать кого угодно, и потому там могут быть чьи угодно фамилии - его же товарищей по Левому фронту, моих товарищей по "Другой России", кого угодно, кто участвует в протестной деятельности в Нижнем Новгороде.

Что бы там ни было в показаниях, своим поступком Капелюш уже подставил и свою организацию, и все нижегородское протестное движение, да и, возможно, не только нижегородское. Некоторые из жителей нашего города, посмотревших новости по региональным каналам, скажут: "Оппозиция? Это те, что церкви поджигают?". По тем же причинам Капелюш создал отвратительнейший фон для начинающегося на днях судебного рассмотрения дела Юрия Староверова, которое нагло сфальсифицировано Следственным комитетом и ЦПЭ.

А про церкви - да, я считаю, что жечь церкви плохо. Для меня - настолько же плохо, как когда уничтожают картины или скульптуры или по незаконному, наспех сляпанному судебному решению сносят историческое здание. Градозащитники меня поймут. РПЦ я считаю отвратительной продажной структурой. Но ведь нет же вины памятников архитектуры в том, какие люди в них заседают, так?

После истории с Капелюшем мне написал один знакомый, верующий: мол, молиться надо об этом человеке, чтобы господь его вразумил. Молиться я не буду - я атеист. А вот осуждать - буду.


PUSSY RIOT SCHOOL. Урок 8

(в блоге Свободное место) 28.06.2013

6604

Pussy Riot test, или Битва Богов

Уже больше года я пишу письма на Запад христианам и ученым, занимающимся религией и искусством, с просьбой поднять свой голос в защиту Pussy Riot. В ответ редко встречаю поддержку, чаще получаю молчаливый или вежливый отказ, как например, «в нашем уставе записано, что институт не может принимать участие в кампаниях» или «архиепископ Йоркский будет молиться о разрешении конфликта», либо наталкиваюсь на сопротивление.

Но все по порядку. Шесть лет назад я сделала доклад в Даремском университете (Великобритания) о мертворожденном синтезе православия и марксистско-ленинской идеологии на материале современных антиутопий (Войнович, Сорокин, Пелевин и др.). В аудитории был английский православный священник, который, красный от негодования, пулей вылетел из аудитории, как только я закончила свою речь. Для него, в прошлом англиканина, православие было возвышенной мистической традицией, не имеющей никакого отношения к грязной политике, для него иконы были окнами, открытыми в вечность, но наглухо закрытыми от сквозняков времени. Он не понял моей критики в отношении идеологической мутации христианства, или не захотел посмотреть в лицо печальной реальности. Конечно, и писем о Pussy Riot я ему не писала.

До сих пор мне известны только два протестантских пастора, поднявших голос в защиту панк-молитвенниц: основатель Кестонского института Майкл Бурдо, неоднократно выступавший в западных СМИ, несмотря на отказ самого Кестона вступиться за гонимых, и новозеландский пастор Глинн Карди. Майкл Бурдо протянул нить от панк-молебна к письму соловецких епископов, осудивших в 1927 году Декларацию митрополита Сергия (Страгородского), после которой союз церкви с антихристианским государством стали называть сергианством; и далее – к Открытому письму (1965 год) священников Глеба Якунина и Николая Эшлимана, выступивших против соработничества священноначалия с компартией в массовых хрущевских гонениях на церковь. Пастор Глинн Карди (проповедь «Сила молитвы: Pussy Riot испытывает церковь») увидел в истории Pussy Riot «столкновение Богов» (clash of Gods) - бога-марионетки в руках власть имущих, которые используют его для сохранения власти и манипуляции общественным сознанием, и Бога справедливости, взаимной ответственности людей друг перед другом, и их равного достоинства перед Создателем. Именно этого Бога, мне кажется, с презрением отвергает Всеволод Чаплин, когда неуклюже говорит о своих оппонентах как неких еретиках, верующих в «Бога в душе хороших людей».

За последний год я потеряла способность общаться с несколькими друзьями в России и на Западе, не прошедшими, на мой взгляд, Pussy Riot test. Как преподаватель я всегда завышала студентам оценки на экзаменах, но за этот единый общечеловеческий экзамен, который пришлось сдавать всему миру после панк-молебна, я поставила много двоек, онемев от невежества и бесчеловечности «двоечников». До этого теста я не представляла, сколько в людях живет равнодушия, лицемерия, ханжества и жестокости. Время охоты на ведьм, Освенцима и ГУЛАГа казалось прошлым, которое мы худо-бедно преодолели, хотя последние десять лет я все больше чувствовала себя в обществе немецких бюргеров начала 1930-х, которые своим равнодушием допустили нацистов к власти. Но только в истории Pussy Riot я увидела, что жестокое насилие не просто допускается пассивными и равнодушными - оно, это насилие, уютно располагается внутри них, заботливо прикрытое одеялом из разноцветных оправданий: «здесь всегда так было», «ничего не могу сделать», «они сами виноваты», «так им и надо», «важны алтарь и трон», «Христос все равно в церкви», «не нужно драматизировать/политизировать», «простые люди не понимают», «мое дело важнее» и т.д. и т.п. Я говорю сейчас только о равнодушных, не касаясь крайних живодерских настроений.

Всемирный балаклавинг на этом фоне кажется ярким пламенем протеста, пылающим за колючей проволокой российского лагеря. Но и за балаклавингом можно увидеть «битву Богов», которая разделяет религиозные сообщества и академическую среду на Западе. Конечно, не в столь репрессивной церковно-государственной форме, как в России, но разделяет. На конференции в Веймаре в октябре 2012 года, посвященной московским процессам над художниками («Осторожно, религия!», «Запретное искусство–2006» и Pussy Riot») ко мне подошли христиане из Виттенберга, которые хотели, чтобы Надежда, Мария и Екатерина получили премию Мартина Лютера (их выдвинул городской совет), но столкнулись, в частности, с сопротивлением лютеранского теолога Фридриха Шорлеммера, углядевшего в панк-молебне не смелую и заслуженную критику пороков церкви, а кощунство. И вдруг (о радость!) весной 2013-го я получила замечательное письмо от голландского пастора и доктора теологии Хелеен Зоргдрагер, которая организовала первый на Западе международный междисциплинарный семинар по Pussy Riot, собрав историков, богословов, социологов, искусствоведов. Последняя встреча семинара в июне 2013 г. была посвящена проблеме кощунства в деле Pussy Riot. Я сделала доклад «Панк-молебен Pussy Riot обличает кощунство» (The anti-blasphemy message of Pussy Riot’s punk-prayer), перечислив ряд ересей и кощунств (сергианство, идолопоклонство, манипуляция святынями в политических целях, хула на Духа Святого, симония), которые стоят за теми пороками, на которые указали емкие строки панк-молебна. Затем послушала интересные доклады: «Юродство: благой союз кощунства и религии» Кароли ван Остенде, «Религия анархизма: провокации панков» Эрнста ван ден Гемела о тех панк-группах, на которые Pussy Riot ссылались в своих интервью, «Между свободой выражения и кощунством: напряжение, проявившееся в деле Pussy Riot» Альфонса Брюнинга о законодательстве разных стран в вопросах религии и свободы слова.

На следующий день я должна была читать открытую лекцию в Амстердамском свободном университете, на которую не пришел ни один человек. Организаторы стушевались, ссылались на массу событий в конце учебного года, на которых заняты студенты и преподаватели, на ливень, но потом, оглянувшись, заметили, что некоторые объявления о лекции (с моей фотографией в балаклаве и с иконой Pussy Riot в руках) исчезли со стен. На том же этаже в тот же день собирались западные православные священники и светила богословия - там проходила презентация книги того самого православного священника из Англии, который шесть лет назад в гневе покинул аудиторию после доклада о новой государственной идеологии - советском волке в православной шкуре.