в блоге Язычество «более другого значения»

(в блоге Свободное место) 14.07.2013

6604

Кто в современном обществе воспринимает Нептуна, русалок и Бабу Ягу как духовную силу, а прыжки через костер и плетение венков на Ивана Купалу - как магический ритуал? Кто в этих мифологических персонажах видит реальных существ, способных подчинить себе человека? То есть кто верит в них всерьез? Славянских богов почитают отдельные группы неоязычников («Велесов круг», «Стрелы Ярилы» и прочие родноверы), но им, конечно, дела нет до Нептуна с Посейдоном. Как ни странно, веру в могущество всех, античных и славянских, богов сохраняют сегодня православные священнослужители. Всеволод Чаплин воспринимает сказочных персонажей как реальных демонов, способных сковать разум и волю человека, взять его в духовный плен, даже изменить его судьбу (!): «Переодеваясь в языческих персонажей, которые символизируют темные духовные силы, нужно всегда помнишь, что когда ты начинаешь играть в какую-то неведомую духовную силу, ты вступаешь с ней в контакт, и это может отразиться на твоей жизни, сознании, судьбе». То есть, надевая костюм Нептуна или Бабы Яги, человек «вступает в контакт» с реальными духами, и в контакте этом он оказывается безвольным пассивным существом, над которым беснуются боги древнего мира - Рима и Руси.

Священники видят себя средневековыми пастырями, ведущими войну против живых языческих культов. Оглянулись бы вокруг и порадовались, что народ давно весело играет с русалками и Нептуном, смеется с ними и над ними, и не видит в праздничных представлениях ничего религиозного.

Это заблуждение, предупреждает Андрей Кураев: «У нас заработала «машина времени»: самые архаичные верования, самые странные, вдруг оживают в головах. Даже по московским паркам ходят неоязычники, воздающие почести Даждьбогу, Стрибогу и так далее. Разумеется, когда религия отмирает, она уходит в мир сказок или игр. Но сегодня-то маятник качается в другую сторону. Я уже сталкиваюсь с эзотерическими толкованиями сказок про Колобка и курочку Рябу от «рерихнутых» педагогов. В условиях, когда наш учительский корпус изрядно заражен всякого рода оккультизмом, уповать на то, что все это останется только игрой, крайне наивно. Это значит не замечать, в какой стране мы живем. Игра однажды перестает быть игрой».

В этом аргументе есть изрядное лукавство. Архаизация и варваризация сознания сегодня действительно потрясает (в церкви в том числе), но зачем образованному человеку садиться в машину времени, несущуюся вспять? Нужно бесстрашно встать у нее на пути и убеждать, разъяснять, просвещать. Кроме того, оккультисты обычно не ходят на сельские праздники. Туда приезжают люди, далекие от мистицизма и склонные к простым развлечениям. Спектакль и викторины с участием сказочных персонажей хоть немного приподнимают их над простой пьянкой-гулянкой. Организаторы молодежного праздника в Россошанском районе говорят, что после запрета на Нептуна и русалок от праздника остались лишь выпивка и дискотека.

А отец Роман Вылуск хотел оградить их от занятий «безраспутным блудОм» (так и сказал!), которым, видимо, по его представлениям, всегда заканчивались праздники Нептуна в пионерских лагерях и домах отдыха, или ночи на Ивана Купалу в древности. Не знаю, что он имел в виду, да и сам он плохо понимал, что говорил: «Якобы в безобидных прыганьях через костер, в безобидных играх скрывается смысл более другой, более другого значения...» А дальше про занятия «блудОм». Очевидно только, что «смысл более другого значения» могуч и страшен и от него нужно ограждать людей. Не объясняют только, в чем собственно опасность. Намекают на магию ритуала: мол, участие в ритуале, пусть и потешном, отдаст тебя в лапы сатане. Не больше - не меньше. И ссылаются на раннехристианских мучеников, которые смерть предпочитали участию в языческих действах. Кто же на какой машине времени катается? Этих мастеров магии лексусы времени унесли на двадцать веков назад. Народу за ними не угнаться.

Обряд, водная стихия, огонь ставятся выше Бога и наделяются сверхчеловеческой силой. Это и есть почитание творения вместо Творца. То есть язычество. Только наделяют их сверхъестественной силой не люди, пришедшие на праздник, а священники, желающие его запрета.

Запрет этот нарушил Конституцию, возмутил людей, съехавшихся на праздник, и начальство пошло на попятную: ничего, мол, не было; СМИ, как всегда, раздули историю; организаторы тоже взяли свои слова обратно, мол, и не было в сценарии Нептуна, и мужа не было, который его играл. Все как обычно: нашкодили - наврали. Наворотят невесть что и не знают, что с этим делать.

Если же вести разговор всерьез, то языческие славянские образы, легенды, ритуалы сохраняют очень важный культурный пласт - они одушевляют природу, а утверждая единение с ней, сохраняют и остатки славянского единства. Христианство же, сосредоточившись на аскезе, демонизировало природные стихии, противопоставив их высшему духовному началу. Отречение от «плотских утех», умерщвление тела ради торжества духа сыграли свою роль в личной аскезе, но для цивилизации негативное отношение к природному началу опасно. Языческие образы, утратив религиозное значение, сохранили поэзию природы и живой диалог с ней, они видят в деревьях, листьях, цветах живых существ, что сегодня органично сочетается с желанием остановить уничтожение лесов и озер, с экологическим движением, с установкой на сохранение планеты, в конце концов.

Кураев же увидел в празднике Нептуна советский языческий обряд и призвал освободиться от советского груза, создавая новые праздники. Нептун, как и Дед Мороз, действительно прошли советский антихристианский фильтр, но праздник пришел на детскую площадку не из языческого храма, а с морских кораблей, на которых отмечался при переходе через экватор как инициация моряка. Нептун к тому времени уже давно потерял религиозный статус и перешел в разряд аллегорических фигур.

Боги древнего язычества - античного, скандинавского, кельтского, славянского и пр. - давно стали символами мировой культуры, впитали многочисленные «более другие» смыслы, которые следует изучать в семинариях, чтобы не смешить людей своим невежеством. Нужно срочно вводить «Мировую художественную культуру» в программы религиозных учебных заведений, иначе энтеошники начнут громить Эрмитаж и Пушкинский, разгонять народные праздники марийцев и эвенков. Машина времени уже сметает выставки и театры, книги и фильмы. Водитель явно не справляется с управлением, и список пострадавших стремительно увеличивается.

Боги же недавнего советского язычества воскресли с новой силой, мы до сих пор живем среди их многочисленных идолов - с кепкой, с кружкой, с указующим перстом. Ни Ленин, ни Сталин не стали пока безобидными аллегориями вроде Нептуна или Перуна. Советским богам искренне поклоняются, их призывают в молитве («Сталина на вас нет!» звучит не реже чем «Господи, помоги!»), их имена наполнены живой энергией ненависти и насилия, за ними - культ жестокой силы, дух собственного величия, превосходства и презрения к слабым и свободным. Но что-то я не слышу церковных голосов, которые предупреждали бы народ об опасности «контактов» с этими демонами, которые продолжают лепить нашу жизнь, сознание и судьбу.


Материалы по теме

Комментарии
User gedeke, 14.07.2013 12:59 (#)
3280

К слову о "лексусах времени":
Интересно, а когда священник садится за руль "Бентли", "Мазерати" или "Лексуса", он тоже
вступает в контакт с тёмными духовными силами?
Не в этом ли причина столь частых ДТП, виновниками которых становятся нетрезвые попы на иномарках?

(комментарий удалён)
User adamkasimir, 14.07.2013 15:08 (#)
3543

Какая едкая ирония!!!

User leokadij [myopenid.com], 14.07.2013 15:37 (#)

Есмь - неправильно.
О себе говорят: Аз есмь. В третьем лице (оно) - есть.

User leokadij [myopenid.com], 14.07.2013 15:46 (#)

Отличный материал, Елена Волкова.
Спасибо!

User natalia_vas, 14.07.2013 23:43 (#)

"Есмь" — это форма первого лица. "Аз есмь". Жертва — "есть".

(комментарий удалён)
User eugenn, 14.07.2013 15:11 (#)

только не надо оскорблять христиан, сравнивая их с РПЦ...это две очень большие разницы....

User shuttl, 14.07.2013 15:49 (#)
3041

Ну ладно, больше троллинг. По поводу христиан - оставлю свое мнение при себе из дипломатических соображений.

User shuttl, 14.07.2013 15:51 (#)
3041

поправка , я хотел сазать с моей стороны это явный троллинг, далее - по тексту

2839

христианство есть побочная ветвь православия! так учат на трехдневных курсах в РОНО будущих педагогов, ОТКРЫВАЮЩИХ ИСТИНЫ ПОРВОСЛАВНЫЕ!

3140

Кстати, я не в курсе: кураев что-нибудь по поводу иконы со святым сталиным на Триумфальной площади ничего не вякнул?

2839

это ему НЕ ВЫГОДНО!

User antip___utin, 14.07.2013 15:09 (#)
10331

О Отче наш Нептуне! О старче Деде Морозе! Спасите и сохраните нас от бесноватыих диаконов и недостойных володетелей!

User ostarrichi, 15.07.2013 00:28 (#)

Если уж стилизовывать под церковную речь, то "володетель" с полногласием -- это как раз не церковно-/старо-славянизм, а исконная (древне)русская народная форма. По славянски же будет без убежавшего "о" -- "владетель / владыка / властитель".

User orge, 14.07.2013 15:19 (#)
4479

Так их, нехристей! Запретить нафиг "Белоснежку и семь гномов", "Василису прекрасную" и всяких там "Котов в сапогах". Все это прямые конкуренты единственно правильного православнутого учения -- верного продолжателя учения Ленина-Сталина!

Знаем мы этих смиренных "аскетов" -- Ленина, Сталина, Гитлера и прочих Мао и Пол Потов.

3685

Пардон, сразу вспомнил анекдот. Мемориальная доска: «В этом доме такого числа такого-то года Владимир Ильич Ленин и Инесса Арманд прятались от Надежды Константиновны Крупской»

2839

интересно, почему ни на одном КВД мемориальной таблички нет?!

Неужто Вождя Мирового Пролетариата никто не лечил?!

В Хельсинки, говорят, он всех прачек перетрахал....

User leokadij5, 16.07.2013 12:28 (#)

“Буржуазные клеветники муссируют
лживые слухи о том, что Ленин скончался
не от непосильной умственной работы
на благо мирового пролетариата,
а якобы от сифилиса мозга.” (из газет).
МОЯ МАЛЕНЬКАЯ ЛЕНИНИАНА

Наш Ленин был мужчина дюжий,
он сексуальный был гигант,
и окромя своей Надюши,
любил Инесочку Арманд.

Она была натурой хрупкой,
красоткой писаной слыла,
и к радости Надюши Крупской,
от тифа скоро умерла.

Он, для рабочего движенья
покинув хладный Петербург,
имел партийные сношенья
с самою Розой Люксембург!

Бывало, спелые курсистки
в партийной школе в Лонжюмо
игриво поправляли сиськи,
вертясь у старого трюмо.

Потом, в окрестностях Женевы,
он брал курсисток в оборот —
заворожённо млели девы
и слушали, раскрывши рот!

Он рисовал им перспективы
свободы, счастья и любви;
они вздыхали, шаловливо
вздымая прелести свои.

User leokadij5, 16.07.2013 12:29 (#)

Среди ликующей природы
конечно, каждый был готов
отдаться “веяньям свободы”
и “потрясению основ”.

Стремленье молодых умов
к свободе, равенству и братству,
вело друзей к любви и б...ству,
и равноправию полов.

Познавши нового Мессию
и наглядевшись сладких снов,
курсистки ехали в Россию —
рожать для партии сынов.

И до сих пор вся эта масса
имеет маленький изъян:
среди борцов за дело класса
так много лысых обезьян!

Среди партийных хулиганов —
“наш дорогой Н.С.Хрущёв”,
Михал Сергеич Горбачёв,
и верный ленинец — Зюганов.

User leokadij5, 16.07.2013 12:30 (#)

Курсисточкам ломая целки,
(смотри, читатель, не болтай!),
ещё любил он Клару Цеткин
и Александру Коллонтай.

Как друг простому человеку,
Ильич ходил, бывало, днём
в публичную библиотеку,
а вечерком — в публичный дом.

В Париже девки — первый номер!
К иным наш Ленин не привык,
и коль от сифилиса помер —
знать, настоящий был мужик!

Сейчас буржуи и халдеи
и вовсе оборзели, бля!
Зовут забыть твои идеи
и сбросить нафиг с корабля.

Любви народной не жалея,
они хотят, е**на мать,
достать тебя из Мавзолея
и просто в землю закопать!

А вот вам хрен, как говорится!
Для нас на свете всех милей
Москва – всемирная столица,
а в самом сердце – Мавзолей.
- - - - - - - - - - - -
Не верьте никому, ребята,
пускай не брешет грамотей,
что у вождя пролетарьята
по жизни не было детей.

Идеи Ленина — крылаты,
пути в грядущее — ясны,
и все мы — партии солдаты,
и все мы — Ленина сыны!

2839

молодец ;)) очень хорошо...

User leokadij5, 18.07.2013 12:52 (#)

Находятся такие, которые за этот иронический текст называют меня "совком"!

2839

не, Лео, ни за какой иронией, мировоззрение не спрячешь....

твои шутки могут пружинить с большой амплитудой, но где центр, все равно понятно

User antip___utin, 14.07.2013 16:19 (#)
10331

Толкиена вообще пора сжигать...

User djatlov, 15.07.2013 11:36 (#)
3169

С наших станется. А католики, включая Папу, Толкина одобрили. Идеология вполне христианская (включая и взаимоотношения Создателя и его противника, и понимание роли человека - делать, что дОлжно и надеяться на помощь свыше...), фантастическое описание мира до Пришествия с добавлением неких сказочных существ...

Кстати, не Кураев ли когда-то выступал с защитой Гарри Поттера, когда его подозрительным с религиозной точки зрения считали. И сказал, что единственное, что его в какой-то момент насторожило - персонаж Николас Фламмель в возрасте 665 лет - не будет ли дальше обыгрываться некое Число. Но никаких отсылок к этому не оказалось, а больше ничего подозрительного там не было.
Должен по этому поводу заметить - ну что ж тут сделаешь, Николасу Фламмелю в описываемый период действительно было 665 лет. Это вполне реальный средневековый алхимик, и дата его рождения известна. И один из немногих, о ком ходили слухи, что он владеет соответствующим камнем. И вроде бы видели его в несуразно почтенном возрасте и неплохо сохранившимся.

User leokadij5, 16.07.2013 13:06 (#)

Дык Мафусаил вопче прожил 969 лет!

User leokadij [myopenid.com], 14.07.2013 15:39 (#)

Отличный материал, Елена Волкова.
Спасибо!

(комментарий удалён)
User leokadij [myopenid.com], 14.07.2013 17:11 (#)

Да, "рерихнутые" - грубо. Я не читал их толкований.
Вообще толкования таинственного смысла древних сказок о Колобке и Курочке Рябе очень интересны.

(комментарий удалён)
User leokadij [myopenid.com], 14.07.2013 17:52 (#)

Не имею понятия.

(комментарий удалён)
User leokadij [myopenid.com], 14.07.2013 18:14 (#)

Ну, мне это не нравится: примитивно.
Нет места для глубоких философских толкований, как у Елизарова (см. ниже).

2839

бывал я в символических чумах, Лео одного бывшего вождя алтайских народов

очень отвественно относился он к духам предков, рассказывает его жена (сам он умер)

а до 90-го был первым секретарем райкома. Так, что там все очень гармонично...

еще ледяную принцессу откопали, ей уже мавзолей строят...

хотя он другой рассы.. и к тому же раскопки запретили дальнейшие

а вот монголы и китайцы довольны присутствием немецких (и других, конечно тоже) ученых..

Вот такой пфанкюхен-блин из курочки рябы!

Поощрение мракобесия это нонче тренд всего вяликого многонационального народу

User leokadij5, 16.07.2013 12:23 (#)

В тревожные времена люди ищут свою идентичность: Кто я? Где я? Где мои предки? С кем я?

(комментарий удалён)
User leokadij5, 16.07.2013 12:59 (#)

В наших краях (30 км от Мариуполя) не было никаких бар. В каждом селе был выборный староста. На несколько сёл был один урядник - и это всё!

User leokadij [myopenid.com], 14.07.2013 18:04 (#)

«Колобок»

Мои родители – старик и старуха. Наш род вымирает. Я последний – поскребыш. Лоно моей древней матери уже не примет семя дряхлого отца. Ее чрево уже не способно выносить плод. Морщинистые руки родительницы месят тесто. Оно не хуже глины и может стать вместилищем души. Печь заменит материнское чрево, душу – слова с оживляющей молитвой, помещенные внутрь моего мучного тела.
Я – пища моего рода. Старики хотят меня съесть. Мою силу, мою жизнь. Они поступали так всегда – поедали детей. Они не просто родители. Они – общество и государство. Я знаю, что в родовом амбаре уже пусто. Когда меня съедят, старики умрут от голода. Меня скатали круглым – бока повторяют брюхатые формы. Так сделано, чтоб я помнил о животе матери. Животе, которого не было. Чтобы любил его и был готов туда вернуться разжеванной кашей. Я должен с восторгом приносить себя в жертву. Родители дали мне жизнь. Они вправе дать мне смерть. Я кругл, как перекати-поле. И я могу сбежать. Я не хочу быть съеденным. Я не хочу быть пищей, не хочу быть человеком! Для меня уже нет человеческих дорог. Ухожу тропой нелюдей. За мной гонится родительское проклятие. Это Звери. Животные Страсти. Демоны рода. Их цель – пожрать меня. Они – преображенные одичавшие рты моих родителей. Навстречу Заяц. Он – воплощенная Трусость. Заяц говорит мне: «Колобок, я тебя съем!» Мертвящий Страх заползает в мою душу, хочет выглодать ее желтыми сточенными резцами. Чтобы вспомнить себя, произношу слова запеченной во мне охранной молитвы: «Я Колобок, Колобок, по амбару метен, по сусекам скребен, на окошке стужен. Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, а от тебя, Заяц, и подавно уйду!» Заяц каменеет, становясь бессильным истуканом. Я победил Страх! На тропу выскакивает второй Зверь. «Я тебя съем!» – говорит Волк. Изнанка Трусости – Злоба. Бесноватая волчья пасть хочет пожрать меня. Дикий Гнев уже мутит разум. «Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от Трусости ушел, а от тебя, Волк, и подавно уйду!» Я победил Злобу. В моей душе нет места Гневу. Я навсегда успокоен. «Я тебя съем!» – заволакивает разум Медведь. Это Лень. Вечный берложий сон. «Я от Трусости ушел, я от Злости ушел, а от тебя, Медведь, и подавно уйду!» «Колобок, я тебя съем!» – говорит Лиса. Это Похоть. Она изнанка Лени. Лиса наводит бесстыжие мороки. Нагая отроковица повернулась ко мне открытым истекающим лоном. Дикое вожделение заливает ум. «Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, от Зайца ушел, и от Волка ушел, от Медведя ушел, а от тебя, Лиса, и подавно уйду!» Срамные губы липко шепчут: «Подойди ближе, Колобок, повтори свою молитву». Лоно прорастает зубами и становится лисьей пастью. Хлопают зубастые челюсти. Расколотым надвое сознанием я вижу старуху-мать. Она кладет мою откушенную половину в рот старика-отца. (Михаил Елизаров. Книга "Бураттини. Фашизм прошел."
_http://flibusta.net/b/249812

5480

А я подумал - это С. Кинг.

User leokadij [myopenid.com], 14.07.2013 18:38 (#)

Перед этим отрывком Елизаров глубоко разбирает смысл героев новой мифологии - персонажей мультфильмов "Заяц и Волк", и трех мультфильмов о попугае.
Это замечательно!

User bezbazarow, 15.07.2013 09:53 (#)

"Да, "рерихнутые" - грубо."

Вы ожидали чего-то другого от христианского жреца?

User ibragim1960, 14.07.2013 17:37 (#)

Это обычное навязывание религии. По чуть - чуть, не смотря на Конституцию, церковь вмешивается в "государство"...

User marcell, 14.07.2013 21:22 (#)
3424

"Это обычное навязывание религии"
ОТЧЕ НАШ ОТ ЧИНУШ !!!!

2839

в Москве уже пастафарианцы появились... Сторонники создания жизни летающим спагетти-монстром.

Жду церковь Невидимого Розового Единорога с нетерпением ;))))

User ya_strannik_2013, 15.07.2013 02:01 (#)
16126

"Но что-то я не слышу церковных голосов, которые предупреждали бы народ об опасности «контактов» с этими демонами, которые продолжают лепить нашу жизнь, сознание и судьбу".

И в этом нет ничего странного, если вспомнить, кто породил РПЦ МП.

User nortrop14, 15.07.2013 09:50 (#)
3133

Чем бороться с Нептуном, объявили бы его воплощением Андрея Первозванного :))) Он, вроде, у попов покровитель моряков? православный Нептун то есть.
С дедлм Морозом же эта фенька прошла! :))))

5480

Шли б,уж тогда до конца - актёры и актрисы, должны быть людьои второго сорта. Это будет и логично, и в Духе Традиций.

User nortrop14, 15.07.2013 13:27 (#)
3133

Так до 18 века скоморохи и были под запретом...

User lav_vas, 15.07.2013 14:02 (#)

Лицедейство - действительно не одобряется.

5480

И Вам, и г-ну Каутскому: Ну да, ЛошарTV под запрет - только СПАС! P. S. Ах, да - ещё какой-нибудь Энимэл останется, про ёжиков, черепашек там, и 'Время' - в 9.

User lav_vas, 18.07.2013 11:53 (#)

Лицедейство - действительно не одобряется для православных христиан (могут быть персональные исключения, например, Екатерина Ваильева, Приемыхов) .Если Вы себя к таковым не причисляете, то и не заморачивайтесь.

User lav_vas, 18.07.2013 11:54 (#)

Это был ответ Цененко 15.07.2013 14:11

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: