Религия

В блогах


Мария Городова, обозреватель "Российской газеты"

Vip Дерьмометр (в блоге Дерьмометр) 08.02.2013

26

"Ищите во всем великого смысла. Ничего без причины не бывает", - пусть эти слова преподобного Нектария Оптинского, обладавшего уникальным даром прозорливости, послужат нам руководством. Итак, приступим. В ту осень (1962 года. – Ред.) мир висел на волоске. Никогда еще за всю свою долгую и часто кровавую историю человечество не стояло так близко к самоуничтожению... А теперь то, ради чего я эти факты вспомнила. Началом Карибского кризиса считают 14 октября 1962 г., день, когда самолет-разведчик U-2 ВВС США в ходе одного из регулярных облетов Кубы обнаружил в окрестностях деревни Сан-Кристобаль советские ракеты средней дальности Р-12. 14 октября приходится на один из любимейших праздников России - Покров Пресвятой Богородицы. Праздник, напоминающий нам о существовании Покрова Божьей Матери, Ее молитвенной защиты, простертой над всеми в ней нуждающимися. Чем дальше от нас события той осени... тем очевидней: мир уцелел только чудом. И еще. Ровно через два года после начала одного из самых опасных кризисов в истории человечества, день в день, 14 октября 1964 г. состоялся пленум ЦК КПСС, снявший со всех постов генерального секретаря этой же организации - Н.С. Хрущева, кстати, одного из самых ярых гонителей Русской православной церкви в новейшее время. Вам и это кажется "случайным совпадением"?

Ссылка


Максим Шевченко, телеведущий, член Совета про правам человека

Vip Дерьмометр (в блоге Дерьмометр) 25.01.2013

26

Моя организация - это Русская Православная Церковь, создана она Господом Богом, создана она когда-то в Иерусалиме. Первая община была в Дамаске. Будучи членом Русской Православной Церкви, я защищаю права верующих. Не только христиан. Мне господь заповедал заботиться о братьях моих, в том числе и другой веры, по крайней мере о монотеистах - мусульманах, иудеях, иногда буддистах, иногда даже вон когда речь идет о народах Севера... я их тоже защищаю, хотя они язычники... Наши граждане достаточно состоятельны, не менее состоятельны, нежели американцы... Это очень просто. Переключите просто усыновление на внутреннее российское пространство, на российских граждан. Мгновенно дети обретут мам и пап, но не в штате Коннектикут, где их расстреляют, когда они в школу пойдут, а в России... я чего-то не слышал в России про расстрелы массовые в школах – такой информации у меня пока не было... Вот в универсамах были - сотрудник милиции в универсамах людей расстреливал, но взрослых людей. А в Коннектикуте детей расстреляли в школе.

Ссылка


Православие и интеллигенция

Vip Андрей Бессмертный-Анзимиров (в блоге Свободное место) 12.01.2013

483

Это правда: "дело Pussy Riot" нанесло сильнейший удар по отношениям Церкви и интеллигенции. Как бы ни интерпретировать этот факт, 2012 год реально стал годом размежевания между Церковью и российским обществом. Правда и то, что кризис в отношениях между ними возникает в России не в первый раз, что интеллигенты подчас воспринимают Церковь поверхностно. Но давайте всерьёз вспомним одну из бесспорных заслуг Солженицына, а именно, введение им в обиход термина «образованщина», как обозначение особей с формальным высшим образованием, но абсолютно непросвещённых. Времена «кризисных» отношений между церковью и интеллигенцией давно ушли в небытие: загнанность Церкви в советский период привела к тому, что значительные массы образованных людей сами по себе пришли к православию, обратившись как к первоисточникам, так и к русской религиозной философии 19-20 веков. Людей, воспитанных на Соловьёве, Розанове, Бердяеве, Федотове, не нужно убеждать в благости церкви. Но главное даже не в том. Главное в двух пунктах.

Первое. Клерикализм, который всячески пытаются проповедовать современные православные интеллигенты якобы консервативного крыла – не просто политическое направление, добивающееся первенствующей роли церкви в жизни общества. Что само по себе уже противоречило бы нормам правового демократического общества, в котором по определению не может быть правящих церквей и религий независимо от того, составляют ли последователи одной из них в стране подавляющее большинство населения или нет – оставим демократический централизм большевикам. В первую очередь, клерикализм является идеологией католической церкви XIX века, сводящейся к арьергардным боям крайнего церковного консерватизма, цеплявшегося за обломки феодально-патриархальной системы. Крушение которой началось в эпоху Просвещения и продолжалось после наполеоновских войн. И этот термин и обозначаемое им явление не несут ни малейшего позитивного смысла даже для экклезиологов, поскольку оно абсолютно скомпрометировало себя в истории и изжило себя самое. Клерикализм современных русских православных кругов – в прямом смысле неуклюжая попытка юных невежд гальванизировать труп. Чистой воды симулякр и имитация, тщание вернуть заведомо невозвращаемое и восстановить принципиально невосстановимое. Любое здоровое и гармоничное общество обязано быть антиклерикальным. В противном случае оно превращается в тёмную диктатуру идеологической полиции, оправдывающую себя религиозными лозунгами. Таков диагноз, необратимо поставленный клерикализму самим ходом истории.

Что подводит нас ко второму важному вопросу. Неуклюжие попытки безграмотной проповеди отживших и реакционных понятий или заведомо шарлатанских теорий современной православно-патриотической интеллигенцией всё больше наводит на мысль, что «православный патриотизм» - сегодняшняя вера не церковной интеллигенции, а именно церковной образованщины, что именно такого рода интеллигенты и воспринимают сегодня Церковь и религию поверхностно, в гораздо больше большей степени как генератор подавляющей идеологии авторитарного государства, чем как нечто динамичное, живое и развивающееся. Отсюда и рекомендации выпороть, заточить в монастырь, подвергнуть анафеме, отсюда невероятно унизительные в устах якобы христиан аттестации женщин, посмевших иметь собственное отношение и к церкви и к власти. Аттестации, гораздо менее приемлемые, чем сама акция в храме Христа Спасителя, о вызывающем характере которой никто и не думал спорить.

Только «образованцы» (или крайне наивные люди) могут всерьёз верить в то, что «в околоцерковных кругах во второй половине XX века начала формироваться особая социально-политическая субкультура – либерал-православие». Историю надо знать, милостивые государи! Не в околоцерковных, а в самых что ни на есть церковных. Не во второй половине ХХ века, а уже в XIII столетии (епископ Серапион Владимирский), как постоянное непрерывное движение - в ХV-ХVI веках (митрополиты Московский и всея Руси Варлаам и св. Филипп Колычёв, св. архиепископ Герман Казанский, преп. Максим Грек, князья Вассиан Патрикеев и Андрей Курбский). Противники нередко клеветнически обвиняли отдельных православных либералов в ереси, преследовали и даже казнили (Фёдор Курицын, Матвей Башкин, старцы Артемий и Исаакий и др.). Позже либеральное православие представляли такие фигуры, как св. Тихон Задонский, митрополит Московский Платон Лёвшин, Ф. Бухарев, умеренным либералом был митрополит Филарет (Дроздов), многие известные миссионеры. Все славянофилы были правыми либералами. Либеральным был весь круг авторов сборников «Вехи» и «Из глубины», столпами церковного либерализма среди мирян были В. Соловьев, А. Карташёв, Г. Федотов, Н. Лосский, Б. Вышеславцев, и др. Единственный за три с лишним века русской истории свободный Всероссийский Поместный Собор 1917-18 гг. тоже и по сути, и по результатам был именно либеральным – не удивительно, что его постановления игнорируются сегодня Московской Патриархией.

На деле, вопреки поверхностным мнениям как радикальных критиков Церкви, так и их консервативных оппонентов, современная культура и христианские ценности абсолютно совместимы. Но православная образованщина не может рассчитывать на то, что, когда она в своей инфантильной игре в псевдоправославный бисер с упоением выдумывает теории о «катехонах», «Третьих Римах», «закулисах» и евразийской белиберде, общество начнёт относиться с восторгом к их фантазиям. Епископат, не останавливающий фантазёров и шарлатанов словом предостережения, не может рассчитывать на серьёзное к себе отношение со стороны общества. Ибо альтернатива для недовольных всегда есть. Прошли времена св. Игнатия Богоносца, который во II веке полагал, что гарантия безопасности от сил Сатаны состоит в полном подчинении епископам. Да и патриарх - не папа. В наше время ни Московская Патриархия, ни РПЦ в целом – как и никакая церковь на земле - не владеют монополией спасения.

Такую позицию можно критиковать сколько угодно, но это есть объективный факт современного религиозного сознания, независимо от того, что субъективно думают на сей счёт любые адепты «истовой» и «истинной» веры. Существуют и независимые православные группировки, и другие автокефалии. России нужна католическая и протестантская интеллигенция. Тем более, что православная чаще всего молчит, ибо, повторяю, что вопит от именно православия именно незрелая и инфантильная недоинтеллигенция. И, наконец, простейшая альтернатива, доступная для каждого, заключается в участии в таинствах РПЦ без малейшей поддержки сомнительных инициатив и тенденций её администрации при открытой их критике и публичном их осуждении.

Отлучение от Церкви сегодня не более чем блеф, жупел и пустышка. И всегда таковым было. И все здравомыслящие верующие это прекрасно понимают.


Наивный митрополит

Vip Пара фраз (в блоге Пара фраз) 28.12.2012

383

Я в часах не разбираюсь – понятия не имел, что это за часы. Подарили их на день рождения, и они лежали вместе с кучей других подарков. И потом кто-то из моих помощников меня спросил: "Вы знаете, сколько стоят ваши часы?". Оказалось, 30 тысяч евро. Я тогда эти часы передарил. Мы часто получаем подарки, цену которых мы не знаем. Я, например, не могу отличить золотую вещь от позолоченной.

митрополит Иларион, глава отдела внешних связей РПЦ

- Да это мне Валька Копченый вчера подарил! - закричала Манька. - Что мне у него, ордер из Ювелирторга спрашивать, что ли? Откуда мне знать, где он браслет взял?..

Аркадий и Георгий Вайнеры. "Эра милосердия"


Димитрий Смирнов, протоиерей, глава синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами

Vip Дерьмометр (в блоге Дерьмометр) 26.12.2012

26

Дедовщины, кстати, не будет, когда наши призывники будут из многодетных семей. Он еще вчера давал отпор родному брату, который на полтора года старше него, так что ему бояться "дембеля", который старше на полгода?

Ссылка


Жанна Бичевская, певица

Vip Дерьмометр (в блоге Дерьмометр) 26.12.2012

26

Я думаю, что мы пока далеко от истинного Православия, основой которого является вера. Мы говорим одно, а делаем другое. Обращаемся к Господу: "буди воля твоя", а делаем по-своему. Когда мы действительно станем русскими православными, тогда и бесовские издевательства над Русской православной церковью прекратятся... А станем мы православными, когда научимся правильно каяться. Вы, наверное, знаете, есть такое село Тайнинское. В этом селе прямо у памятника святому царю Николаю II лет десять уже проводится чин покаяния. Автобусами привозят людей, и священники проводят чин покаяния. Русский народ кается в цареубийстве. Но это обман, и вершат его враги Христа! Разве русские люди совершили ритуальное, с черно-магическими молитвами убийство царя Николая II? Зачем русские люди каются сегодня в цареубийстве? Зачем берут чужой страшный грех на себя? Господь будет судить их и как убийц царя, и как клеветников на себя. Господь ждет, когда мы станем по духу православными, начнем правильно каяться, и посылает нам издевательства над Русской православной церковью. Это и наказание, и вразумление, и воспитание.

Ссылка


Димитрий Смирнов, протоиерей, глава синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами

Vip Дерьмометр (в блоге Дерьмометр) 19.12.2012

26

Такой закон ("имени Димы Яковлева". - Ред.) необходим, причем давно. Нечего было ждать, пока убьют десятки российских детей. Такое отношение американцев к русским воспитано пропагандой, это их ментальность, ничего с этим не сделаешь. Это будет продолжаться... Начинают вести речь о каких-то детях-инвалидах. Это все чушь. Усыновляют в основном здоровеньких русских детей. Есть товар, есть посредники, есть цена... Если русским усыновителям дать хотя бы половину денег, которые тратятся неизвестно на что в бездонных бочках наших сиротских учреждений, тогда детей усыновят наши добрые, хорошие семьи, которые смогут их и содержать, и любить. Никакие американцы не понадобятся... У нас говорят, что в России детей убивают. Но в Америке сами американцы детей убивают больше, там насилие в семьях - постоянная вещь. А сами дети в США тоже убивают по тридцать человек из винтовок.

Ссылка


Театр одного актера

Vip Александр Зорин (в блоге Свободное место) 12.12.2012

5075

Известный российский актер и священник Иван Охлобыстин заявил, что придет время, когда он выиграет президентские выборы и учредит монархическую форму правления, оградив Россию от внешнего мира «железным занавесом».

Здесь много вопросов. Почему монархическое правление непременно связано с «железным занавесом»? При последнем государе любой гражданин, желающий выехать за границу, платил дворнику определенную сумму и тот на следующий день приносил ему на дом заграничный паспорт. Наш претендент на царскую корону совмещает ее с монархами советского образца, которые отделяли себя не только от внешнего мира, но и от внутреннего. Ладно бы себя, а то всю страну, размежевав ее вдоль и поперек непроницаемыми лагерными зонами.

«Армия мне присягнет, и Церковь возложит на мою голову венец. Царский венец». Он уверен, это случится при триумфальной поддержке народа. Завидная уверенность. Что ее рождает: синдром совка, выпущенного из клетки, или архетип общечеловеческого и бессознательного? В русских сказках он выведен в образе жадной старухи, которая не прельстясь царской короной, посягнула на Божественную власть. В итоге обратилась в медведиху и сгинула в темном лесу. Чего доброго и священник Охлобыстин со временем откажется от царских почестей и возжаждет небесного трона.

Но не исключено, что путь его восхождения в этом направлении задан неким лукавым импульсом. Ведь он выпестован в гнезде священника Владимира Волгина. Служил в храме под его началом, под его крылом. И оттуда выпорхнул в свободное пространство, испросив патриаршего благословения. Не смеет-де служить из-за «внутренних противоречий». Совесть-де не позволяет. И ныне он «временно запрещенный по собственному желанию». Странная формулировка с точки зрения логики. Тоже внутренне противоречива: запрещен кем-то по собственному желанию. Но оставим грамматику сочинителю церковных правил. Волю к власти свободолюбивому клирику или внушил (не обязательно прямым путем), или не мог сломить его многоопытный духовник.

Слушая нескончаемо-унылые так называемые духовные беседы протоиерея Владимира Волгина, замечаешь одну, обволакивающую их мысль. А именно: духовник рождает душу своего духовного чада. Не Христос, как учит Священное Писание, родоначальник личности, а именно духовник, то есть человек. Видимо это базовая платформа проповедника.

Владимир Волгин прославился в свое время инспирированными нападками на отца Александра Меня. Его «обличительные» письма появились в начале целенаправленной компании, завершившейся убийством священника. Можно сказать, что Волгин своим «антиеретическим» пафосом невольно (хотелось бы так думать) благословил это злодейство. После смерти отца Александра похожие письма широко распечатывались черносотенными изданиями. В одном из псевдонимов (Антиминсов) проглядывало лицо церкви, той церкви, которая оправдывала подобные деяния. Так что пафос отца Охлобыстина родственен по духу «обличениям» отца Волгина.

Вот как о себе пишет монархист Охлобыстин: «Я уверен, что на нашу азиатчину больше ничего не действует. Если нет личностного фактора, все прекращает работать». Что это за «личностный фактор»? Довольно туманное (волгинский стиль) выражение. Фактор с ГУЛАГом в голове? Фактор, благословляющий рабский труд за железным занавесом? Как же нужно не знать, не хотеть знать страну, во главе которой ты желаешь водрузиться! Именно монархизм, попирающий гражданские и религиозные свободы, привел Россию к 17-му году, породив еще большее единовластие. «Ничего не действует на нашу азиатчину»... Действует Христова проповедь. Да только она в России всегда была под запретом, вплоть до физического устранения тех, кто ее осуществлял. И лишь приоткрылась в последние два десятилетия – ничтожный срок для воздействия на «азиатчину». Православному священнику это надо бы знать.

Монархизм обожествляет власть. Его корни уходят в доисторическое прошлое, «когда вождям-магам приписывались сверхъестественные свойства» (Фрэзер). Так в Египте относились к фараонам, в Риме, начиная с Августа, к цезарям; в древнем Израиле - к царям, правда, отчасти «расценивая монархию как грех народа, как признак его маловерия» (о. А. Мень). Пророк Самуил вынужден был помазать первого царя на царство, снисходя к слабости народа.

«Бог на небе, царь на земле» - гласит русская пословица, определяя совершенно раздельные назначения Тому и другому. Безысходная, беспомощная вера, оправдывающая человекобожие, и тут же сомневающаяся: «до Бога высоко, до царя далеко». «Помазанник Божий», самодержец всегда стоял над законом, руководствуясь «божественным правом».

Абсолютистские монархии в конце концов исчезли с европейского горизонта. Осталась одна, российская, неуклюже имитирующая демократические законы. Ее архаическая модель укоренена в консервативных умах, как рудимент дохристианского сознания. В кризисные эпохи, в моменты политических сдвигов, обостряется реакция. И мы видим сегодня обожествление самых кровожадных наших правителей: Грозного, Сталина. Появляются иконы с их изображением. Сталиным пленялись и восхищались, как мудрым правителем, не только трудящиеся массы, но и цвет нации: Борис Пастернак, Корней Чуковский... Это были тридцатые годы, когда безбожная власть насаждала свои кумиры; когда секулярное умонастроение преобладало во всех слоях общества. Сегодня состояние умов несколько иное. Трудно, оступаясь и выкарабкиваясь, преображается и Церковь. Поэтому «те, кто отвергают авторитаризм и дорожат свободой евангельского духа , навсегда останутся оппонентами любых видов монархии» (Л.И. Василенко. "Религиозно-философский словарь").

Но, может быть, лицедей Охлобыстин и здесь играет роль, но – на политической сцене? Весьма приманчивый клирикоподобный «совестливый» персонаж. А режиссеры этого спектакля - приверженцы единоличной власти. Они его благодетели и работодатели.

Как видим, много вопросов. Ответ же напрашивается единственный. До 2018 года, до обещанного воцарствовления заштатного иерея, много воды утечет. И зрители забудут, что происходило на сцене в начале спектакля.


Димитрий Смирнов, протоиерей, глава синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями

Vip Дерьмометр (в блоге Дерьмометр) 11.12.2012

26

Я тут недавно прочел, что в Швеции, например, 90 процентов людей даже не хоронят своих родителей, а просто сжигают, как мусор, а тепло, которое выделяется при сжигании трупов, идет на отопление их собственных домов. Или государственных. А огромное количество - больше половины - даже пепел не берут себе назад, чтобы похоронить. Это говорит о том, что у людей отношение к усопшим просто как к мусору, то есть никаких связей между родителями и детьми нет. А для нас, для русских, все-таки кладбище считается чем-то пока еще очень важным.

Ссылка


Божество и убожество

Vip Владимир Абаринов (в блоге Свободное место) 11.12.2012

177

Я польщен, что на мой скромный текст «Убогое безбожие» Андрей Бессмертный-Анзимиров отозвался прекрасной, обстоятельной, высокопрофессиональной статьей-возражением «Убогое православие». Мне давно хотелось найти публичного собеседника такого уровня. Увы, либеральный дискурс обращается к теме современного состояния Русской православной церкви в лучшем случае в фельетонной манере, а беседовать с хоругвеносцами и иже с ними бессмысленно.

Собственно, я и писал о том, что меня удручает развязный стиль и дремучее невежество критиков священноначалия РПЦ. Видит Бог, я и сам отдал щедрую дань критике глашатаев православизации России, но всегда считал дурным тоном грубые насмешки над ними. Россия – страна великих религиозных мыслителей, чьи книги выдержали испытание временем и читаются сегодня с тем же жгучим интересом, что и век назад. Но эта ветвь нашей культуры была сломана, а свежих побегов на ней так и не появилось.

При нашей лени и нелюбопытстве остается лишь обильно цитировать читанное еще на школьной скамье письмо Белинского к Гоголю. Цитирует его и мой оппонент – то самое знаменитое место, где Белинский называет Гоголя «проповедником кнута, апостолом невежества, поборником обскурантизма и мракобесия», а православную церковь – «поборницею неравенства, льстецом власти, врагом и гонительницею братства между людьми».

Разве это неправда? – спрашивает г-н Бессмертный-Анзимиров и сам же отвечает: «увы, все это чистая правда».

В том-то и дело, что не вся правда: полуправда, а значит, наполовину ложь. За чтение этого письма Достоевский пошел на расстрел, а спустя годы называл Белинского (в личном, правда, письме) «букашкой навозной», его единомышленников – «говнюками», а русский либерализм – «шелудивым».

Письмо его к Аполлону Майкову вообще полезно прочесть. Достоевский пишет в нем не только о своей духовной эволюции, но и о том, что засел за «досадную работу», новый роман, и роман этот «мне заране опротивел». Речь идет о «Бесах», ставшем сегодня в некотором роде культовым текстом. Достоевский воспринимал его как свою обязанность, тяжкий крест, который приходится нести, как бы ни хотелось уклониться от ноши.

Г-н Бессмертный-Анзимиров не согласен вместе со мной считать письмо Белинского злосчастным, ставшим причиной многих бед России, написанным в болезненном раздражении. Он называет обличительное послание к Гоголю «бесспорным литературным памятником мирового значения». Будто мировой памятник не может быть написан в состоянии раздражения, точно не может литературный памятник наделать бед! Да Белинский и сам признавал свою крайнюю, исступленную тенденциозность. «Я не юморист, не остряк, - писал он Василию Боткину, - ирония и юмор - не мои оружия. Если мне удалось в жизнь мою написать статей пяток, в которых ирония играет видную роль и с большим или меньшим уменьем выдержана, - это произошло совсем не от спокойствия, а от крайней степени бешенства».

И далее, не угодно ли: «...кроме того, что я болен и что мне опротивела и литература и критика так, что не только писать, читать ничего не хотелось бы (слово в слово с Достоевским! всем опротивела, и все пишут, как каторжные! – В.А.), я еще принужден действовать вне моей натуры, моего характера. Природа осудила меня лаять собакою и выть шакалом, а обстоятельства велят мне мурлыкать кошкою, вертеть хвостом по-лисьи». И наконец: «Статья о гнусной книге Гоголя могла бы выйти замечательно хорошею, если бы я в ней мог, зажмурив глаза, отдаться моему негодованию и бешенству». То есть это он еще мурлыкал, а вот если бы и впрямь завыл шакалом...

Письмо Белинского задало тон русской антиклерикальной публицистике на век вперед. Из отвращения к этой «шакальей» риторике родилось и отвращение к великой либеральной идее, которое мы наблюдаем в околоцерковных кругах сегодня. Именно так, а не наоборот. Что же тут хорошего?

По мне куда лучше белинского асфальтового катка легкая и изящная пушкинская улыбка:

На этих днях, среди собора,
Митрополит, седой обжора,
Перед обедом невзначай
Велел жить долго всей России
И с сыном птички и Марии
Пошел христосоваться в рай...

Улыбка несомненного христианина, замечу. А что касается эпиграммы «Подражание Мирабо» («Мы добрых граждан позабавим...»), которую Бессмертный-Анзимиров приводит в другой своей статье как пушкинскую, то спешу уведомить его, что авторство Пушкина в данном случае отнюдь не доказано.

Странно было бы отрицать культурную, гуманитарную и цивилизационную миссию русского православия. Примеры приводить даже неловко. Ограничусь одним. Где завязка «Братьев Карамазовых», вокруг чего развивается конфликт романа? Вокруг статьи Ивана Карамазова о церковном суде. Вопрос стоял чрезвычайно остро. Георгий Флоровский называет тогдашнюю критику церковных порядков «протестантизмом восточного обряда».

В интерпретации Достоевского, искавшего «хоть какой-нибудь общий толк во всеобщей бестолочи», эта бурная полемика трансформировалась в спор о метафизических и экзистенциальных основах бытия, который вместил в себя весь компендиум проклятых русских вопросов.

Однако история России сложилась так, что церковь, пришедшая из Византии, стала преградой к культурному единству с Западом. Об этом мы в свое время говорили на «Свободе» с Михаилом Ямпольским. И, конечно, беда русской церкви – в ее исторической сервильности, от которой пытался избавить ее первый патриарх посткоммунистической России, да не успел.

Не буду мельчить и обсуждать здесь со своим оппонентом вопрос о чистоте туалетов, которые, по его мнению, в православных странах грязные именно вследствие особенностей православия. В конце концов и открытие кафедры богословия в МИФИ, никоим образом не мешающей изучению физики – вопрос частный. Приведу лучше короткий отрывок из моей переписки на религиозные темы с Игорем Воловичем – членом-корреспондентом РАН, специалистом по математической физике (публиковать ее он мне разрешил).

ВОЛОВИЧ:

По-Вашему, Библия, иудео-христианская религия - стержень, основа европейской культуры. Я с этим согласен, но только частично. По-моему, европейская культура держится не на одном стержне, а на двух, лучше сказать, не стержнях, а колоннах или традициях.

Во первых, на иудео-христианской религии, во вторых - на древнегреческой философии и науке. При этом вторая традиция (Сократ, Платон, Аристотель, Эвклид, Архимед, Пифагор...) не менее важна, чем первая.

Эти две линии прослеживаются до настоящего времени. Может быть, это более важно, чем линии материализма и идеализма. Огрубляя, рискну их довести до современности.

Иудео-христианская традиция в России: православие, РПЦ, славянофилы, Победоносцев, "Вехи", перечисленные Вами и другие писатели, Солженицын, консерваторы и патриоты.

Традиция древнегреческой философии и науки в России: Эйлер, Ломоносов, русские западники (Чернышевский, Базаров Тургенева), Менделеев, Сахаров, демократы и либералы.

К сожалению, в отличие от Западной Европы, в России не было достаточно долгой научно-философской традиции. На мой взгляд, это основная проблема русской истории.

АБАРИНОВ:

С этим я согласен. "Латинство", западная философская мысль всегда были в России если не под запретом, то под подозрением. Русские в массе увидали Европу только во время наполеоновских войн. Учиться в Европе, читать европейских философов начали свободно только при Александре II. И сразу накинулись не на лучших, а на самых модных.

ВОЛОВИЧ:

Когда я писал, что эти две линии (иудео-христианской религии и древнегреческой философии и науки) прослеживаются до настоящего времени, я имел в виду, попросту говоря, традицию религии (консерваторы) и традицию естественных наук (либералы).

АБАРИНОВ:

Да вот не понимаю я, что это такое. Делить мир на религиозников и естественников, сиречь консерваторов и либералов, для меня все равно, что делить его на блондинов и левшей. Как будто блондин не может быть левшой!

Переписка наша завершилась стихотворением Юрия Кузнецова, идеально выражающим суть взаимоотношений «светского» с «духовным»:

Я знаю землю, где впотьмах
Горит свеча Закона,
За кругом света бродит страх
И слышен рев дракона.

Но есть иная сторона,
Иной красы и стати,
Свеча Закона там бледна
Пред солнцем благодати.

Туда, туда я рвусь, мой друг!
О, как душа страдает!..
"Не преступи мой светлый круг", -
Закон предупреждает.