Свобода слова

В блогах


Остановить репрессии против антифашистов

Vip Юля Башинова (в блоге Свободное место) 24.10.2012

255

Открытое письмо

В последнее время в России набирают обороты репрессии против антифашистов. Сама принадлежность к антифашистскому движению репрессивными органами рассматривается как уже совершенное преступление.

В настоящее время по сомнительным и не доказанным «хулиганским» делам находятся в СИЗО московские антифашисты Алексей Сутуга, Алексей Олесинов, Игорь Харченко, Ирина Липская. Антифашисты Александра Духанина, Степан Зимин, Алексей Полихович, Владимир Акименков оказались в числе обвиняемых в участии в «массовых беспорядках» на Болотной площади 6 мая, когда ОМОНом был жестоко разогнан санкционированный оппозиционный митинг. Очевидных доказательств их вины до сих пор предъявлено не было.

В Нижнем Новгороде антифашистов пытаются признать «экстремистским сообществом». Хотя 18 октября суд отправил на доследование дело выдуманной организации «Антифа-РАШ», удостоверения которой при обыске подбросили активистам оперативники Центра «Э», нижегородские политические полицейские вряд ли оставят активистов в покое. Эта же статья, «участие в деятельности экстремистского сообщества», предъявлена и Игорю Харченко. Адвокаты Алексея Олесинова и Алексея Сутуги также ожидают, что их подзащитных постараются записать в «экстремисты».

Как полагают юристы и товарищи арестованных, это делается для того, чтобы полицейским было проще преследовать антифашистов и социальных активистов. Если по делам в Нижнем Новгороде и Москве будет вынесен обвинительный приговор, за этим последует волна подобных «экстремистских» дел по всей России. На антифашистов уже сегодня официально вешают ярлык «экстремист». Что дальше — запрет антифашистских взглядов через суд?

Мы считаем недопустимой ситуацию, когда человек может подвергнуться репрессиям просто за политические взгляды и деятельность, направленную на борьбу с расизмом. Мы требуем объективного и непредвзятого расследования этих уголовных дел и привлечения к ответственности всех сотрудников правоохранительных органов, которые злоупотребляют своим служебным положением и, не стесняясь, фабрикуют уголовные дела против гражданских активистов.

Светлана Рейтер, журналист
Павел Чиков, правозащитник
Андрей Лошак, журналист
Олег Кашин, журналист
Артём Лоскутов, художник
Павел Пряников, огородник, журналист
Илья Фальковский, художник, публицист
Шура Буртин, журналист
Аркадий Бабченко, военный корреспондент
Игорь Гулин, поэт, литературный критик
Мария Киселева, художник,
Илья Будрайтскис, левый активист
Александр Черных, журналист
Виктория Ломаско, художник
Анна Саранг, социолог
Татьяна Сушенкова, фотограф, художник
Дженни Курпен, журналист, политэмигрант
Сергей Девяткин, журналист, политэмигрант
Михаил Маглов, гражданский активист
Павел Никулин, журналист
Алексей Иорш, художник
Мария Климова, журналист
Николай Олейников, художник
Александр Тушкин, журналист
Даниил Дугум, журналист, анархист
Андрей Красный, художник
Дмитрий Грин, художник
Александр Литинский, журналист
Изабель Магкоева, левый активист
Юлиана Лизер, журналист, режиссер-документалист
Дмитрий Виленский, художник
Илья Шепелин, журналист
Тася Круговых, фотограф, режиссер
Вячеслав Данилов, политолог
Татьяна Волкова, искусствовед
Егор Сковорода, журналист
Георгий Рафаилов, левый активист
Дмитрий Ткачев, редактор, журналист
Александр Дельфинов (Смирнов), поэт, журналист
Надежда Прусенкова, журналист
Антон Николаев, художник
Юля Башинова, журналист
Денис Мустафин, художник
Матвей Крылов, художник


Руки прочь от URA.Ru!

Vip Алексей Соколов (в блоге Свободное место) 28.09.2012

391

61616

Сбор подписей продолжается здесь


Тяжелый разговор

Vip Евгений Ихлов (в блоге Свободное место) 26.09.2012

4085

Высказаться, хоть косвенно, в защиту 282-й статьи сегодня – это навлечь на себя проклятия и издевки. Но свадхарма интеллектуала – интеллектуальная честность и последовательность.

«Затравленный» международной кампанией в защиту Pussy Riot, Кремль, легко подловив депутатов «на слабо», протащил грозное «антикощунное» постановление. За ним немедленно последовал и законопроект о карах для богохульников.

Можно к бабке не ходить, что его примут с тем же триумфом, с каким в пятницу принимали людоедские поправки по гостайне.

Забавно, что, обосновывая необходимость экстренно залатать законодательную дыру, парламентарии однозначно доказывают этим, что под действующее-то уголовное законодательство февральский панк-молебен никак не подходил.

Теперь обратимся к 282-й статье УК РФ. Проблема в том, что применяют ее, как правило, подло и лукаво. Но в принципе принять подобную статью Российская Федерация была просто обязана.

Статья 20 Международного пакта о гражданских и политических правах гласит:

1. Всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом.
2. Всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом.


Принятие этого пакта – реакция мирового сообщества в итоге мучительного осознания уроков фашизма и Второй мировой войны. Но очевидно, что цель этой нормы – защита человека и человеческих общностей от психологической подготовки их порабощения или даже истребления. Войны начинаются с велеречивых рассуждений о «невыносимой тесноте» границ. Геноцид начинается с брюзжания о «паразитизме» и «зловредности» этнических групп и «порочности» конфессий.

Теперь обратимся к приговору Алехиной, Толоконниковой и Самуцевич, обвиненных в разжигании религиозной вражды. Исходя из его юридического смысла, эта вражда - к самим себе. Точно такой же абсурд, как судебный арест на месяц душевнобольного Пиотровского, облившего чернилами две быстро отмытые иконы. Пиотровского я искренне считаю политзаключенным и не понимаю, почему лишение его свободы не вызвало резонанса.

Этот идиотский правовой абсурд, возникший перед гособвинением в ходе поиска непосредственно самого объекта религиозной вражды, наблюдался и на двух процессах по выставкам в Музее имени Сахарова. Там ведь тоже вражда (а в случае первой выставки 2003 года – ее проиллюстрировал настоящий погром) была направлена только и исключительно на организаторов.

Но в свое время общество бездарно, уж извините за резкость, просто «прохлопало ушами» приговоры по выставочным делам - Самодурову, Ерофееву и Василовской. Дескать, ну подумаешь, штраф. Получив пальчик, инквизиционная юстиция набралась наглости и отхватила руку: и через два года три молодые женщины оказались за решеткой. А сейчас без суда и следствия целые регионы России оказываются без YouTube!

Нарушение внутрицерковного регламента или душевного спокойствия прихожан, нанесение ущерба церковной утвари и предметам религиозного культа – все это очевидно не может являться ни унижением, ни преследованием верующих за их религиозную принадлежность. А ведь статья 282 на самом деле объявляет преступлением только такие проявления религиозной ненависти и вражды. Икона – не человек. Площадка внутрихрамового сооружения, на которую в раннем средневековье договорились не пускать женщин, – не человек.

Реальная подоплека закономерного скандала вокруг фильма «Невинность мусульман» такова – утверждения об изначальной порочности ислама, построенные на фарсовом изображении пророка Муххамеда, могут быть частью психологического обоснования массового нарушения прав мусульман, их дискриминации и преследования. По смысловой нагрузке этот фильм аналогичен «Протоколам сионских мудрецов» или религиозному почитанию детей, якобы ставших жертвой иудейских ритуальных убийств.

Международное право и либеральный российский законодатель 90-х пытались законом предотвратить пропагандистскую подготовку практики «коллективных наказаний» народов. Но порча иконы или вандализм в отношении церкви, мечети, синагоги – это не обоснование расизма. Это или безумие, или мелкая шкодливость. А вот обоснование изначальной и исключительной порочности мировой религии – это предлог для возможного лишения гражданских прав. Помимо еврейского примера, напомню, что в Англии и США на протяжении многих поколений очень плохо относились к католикам – им не могли простить, что центр их духовной жизни находится в Риме. Англосаксы-протестанты считали это «непатриотичным».

Но «закон о богохульстве» сделает религию (не всю, разумеется, - лишь четыре «главные» конфессии, ибо на защиту чувств баптистов и католиков прокуратура не бросится) опекаемой государством. Иконы и оштукатуренные стены будут приравнены к живым, страдающим людям. Государство перестанет быть светским, но и политическая борьба с ним войдет в область огосударствленной религии. Я мог бы развернуть красочную картину взаимных обвинений – православный полумесяц под крестом (память о взятии Казани) на каждой маковке; «трактат об Иешу» в Талмуде... Запрет карикатур Жана Эффеля, эротики любимого Пушкиным Эвариста Парни, сатир Лео Таксиля, спектаклей Театра Образцова «Сотворение мира» и «Адам и Ева»... Пасхальные молитвы за обращение иудеев...

Но каждый легко додумает эту картину сам. Тысячи лет смертельной борьбы религий, а потом века борьбы с клерикализмом достаточно насытили мировую культуру тревожащими и провоцирующими темами и образами.

Но теперь необходимо сказать о кампании писателей в защиту своего коллеги, год назад от души сказавшего горькие слова о том, что этносы Северного Кавказа не продукцию производят, а детей. Бюджет же «их кормит». Бюджет, положим, кормит не их, но коррумпированные полицейские режимы - микротунисы, микроегипты и микросирии, где жесточайший произвол извиняют гарантией стабильности и противостоянием исламской революции. Население там находится под двойным и тройным гнетом. Но для того, чтобы звучно нести по кочкам «кавказские элиты» и «криминогенные диаспоры», в прошлом году требовалось значительно меньше смелости, чем чтобы говорить о фактическом колониализме на Кавказе.

Я не сторонник судебного преследования раздухарившегося на митинге литератора. Проблема в том, что в современной России гражданского общества в смысле общего понимания неких норм еще меньше, чем даже в позднебрежневские времена. Писатель Кирилл Еськов, подготовивший обращение в защиту Константина Крылова, более всего известен антитолкиеновским продолжением «Властелина колец» - романом «Последний кольценосец», в котором разгромленные орки подвергаются нещадному геноциду со стороны победителей.

Так неужели Еськов, так убедительно и искренне описавший эльфийскую моральную подготовку к резне, не понял, чем исторически завершатся антикавказские инвективы?! Я ждал бы от него, кроме защиты товарища по перу от Следственного комитета, еще и человеческих слов в осуждение националистической демагогии.

Когда в 1915-1916 годах великий князь и кумир прогрессистов Николай Николаевич организовал на фронте так называемые «военные погромы» и поголовную высылку евреев из прифронтовой полосы*, то цвет русской интеллигенции подготовил публицистический сборник «Щит» - в защиту жертв антисемитских гонений.

Но нет сегодня голоса интеллектуалов в защиту кавказцев или мигрантов.

Я был бы доволен простым товарищеским писательским судом над ксенофобами. Но его нет, как нет и гражданского общества. Власти же мечутся между желанием опираться на «патриотизм» и страхом шовинистического разгула. В Америке, чью Первую поправку так хвалят все недовольные 282-й статьей, ксенофоб исчезает из приличного общества. У нас же он только нагуливает рейтинги.

* Военная контрразведка не могла различить, кто тут просто на идиш говорит, а кто австрийский шпион.


Гомофобная цензура в музее МАММ

Vip Антон Николаев (в блоге Свободное место) 09.09.2012

464

Видеопроект Давида Тер-Оганьяна, представленный на его выставке в музее МАММ (директор Ольга Свиблова), был подвержен цензуре. Уже на открытии название проекта "Пропаганда гомосексуализма" без согласования с автором было заменено на кастрированный вариант "Без названия".

61314

Работа представляет собой теневые проекции на стены силуэтов людей, в которых узнаются активисты гей-движения и поддерживающие их борьбу художники. Эта мультимедийная экспозиция выстроена так, что теневые проекции посетителей выставки смешиваются с заранее отснятыми теневыми проекциями представителей ЛГТБ-сообщества. По замыслу художника эта работа должна была быть метафорой размывания социальных границ, которые проводят по живому телу общества авторитарные власти, принимая гомофобные законы.

Однако в экспликации (бумажке на стене, объясняющей смысл работы), волюнтаристски размещенной музеем, написано лишь что-то неопределенное о совмещении настоящего и виртуального в музейном пространстве. На самом деле без оригинального названия ничего там не совмещается! Ведь "интерактивные теневые проекции" воспроизводят реальных гей-активистов, а также сочувствующих и друзей, согласившихся поучаствовать в съемке. В лживой музейной экспликации эти заранее отснятые тени называются "другие посетители на стене", что читается совершенно двусмысленно.

По словам трансгендерного активиста Анно Комарова, квирфобия МАММ - давно не секрет. "Как они выставку Нан Голдин, например, представляли - это что-то с чем-то! Так умудриться всю ее биографию замолчать - а ее творчество во многом автобиографично - это надо ухитриться!" - сообщил активист.

Позиция Давида Тер-Оганьяна, изложенная в его аккаунте ФБ: "Цензура Бля Цензура! гонят Геев из музеев Моя работа с тенями на выставке в ММАМ отцензурирована самым беспощадным образом, изменен сам смысл высказывания! Музей изменил название видеоинсталляции на простое " без названия ". Вместо моего "ПРОПАГАНДА ГОМОСЕКСУАЛИЗМА" - сослались на какой то новый закон, не уверен что такой существует. Такая вот реальная проблема, гонят геев из музеев!"

61315

По вернисажным фотографиям видно, что у Давида со Свибловой напряженный разговор, неприятный для обоих собеседников. Я тоже обратил на это внимание, проходя по выставочному залу, но не придал этому значения, так как был занят чем-то другим. О факте цензуры я узнал позже.

61316

Фото Евгении Зубченко


В защиту Ленина

Vip Андрей Бессмертный-Анзимиров (в блоге Свободное место) 05.09.2012

483

Любопытный факт: с одной стороны, идолы Владимиру Ленину на просторах родины являются прямым оскорблением чувств верующих и пропагандой религиозной ненависти, ибо вождь мирового пролетариата прямо провозгласил идею Бога «труположеством» и «невыносимейшей мерзостью». Он же положил начало жесточайшим преследованиям и геноциду верующих, особенно православных, дав указание расстрелять как можно больше «представителей реакционного духовенства», поскольку «надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать». С другой же стороны, гноить молодых матерей в тюрьме якобы «за святотатство и кощунство» президент лубянского разлива готов, а вот сносить упомянутые идолы не позволяет. Не призывает к последнему и отец Всеволод Чаплин, который зато заявляет себя сторонником физического истребления большевиков (вероятно, в газовых камерах). Хотя настоящая церковь, противореча отцу Всеволоду и всей православничающей своре, жадной до плоти и крови молодых и красивых «ведьм» из Pussy Riot, учит тому, что ненавидеть следует грех, а не грешников.

Между тем, если тогдашнее духовенство было столь же реакционным и хамским, как нынешнее, то Ленина можно понять. Утверждаю это со всей ответственностью, как убежденный русский православный христианин. Другое дело, что мы знаем, что в старой России процент черносотенцев, обскурантов, мракобесов и погромщиков среди священства и дьяконата был по сравнению с современностью ничтожно мал. Наиболее одиозные фигуры, как иеромонах Илиодор Труфанов и ему подобные, представляли собой курьезные исключения из правил. Основная часть клира Российской империи ориентировалась на кадетов и эсеров и даже не моргнула глазом при известии о крушении империи, ибо обладала здравым смыслом и понимала, что некомпетентные, удушающие и громоздкие системы должны уступать место эффективным и справедливым.

Даже известный монархист и черносотенец протоиерей Иоанн Восторгов радостно приветствовал Февральскую революцию, публично заявив в печати, что при империи в епархиальной жизни всё было придавлено, а и епископы, и Синод были в рабстве. Что впоследствии не помешало большевикам его расстрелять.

Характерно, что именно черносотенное духовенство, как и сегодня, в конце концов приходило к союзу с коммунистами: тот же Илиодор сразу сошелся с большевиками, а последователи члена Союза русского народа митрополита Антония Храповицкого (РПЦЗ), единственные враги церковного либерализма в эмиграции, стали единственной эмигрантской церковью, согласившейся пойти под путинскую Моспатриархию. То еще фиаско.

Тот факт, что и через двадцать с лишком лет после перестройки памятники Ленину не ликвидированы, свидетельствует не просто о многом. Он свидетельствует обо всем и делает путинский душный режим понятным, как колумбово яйцо. Когда Хрущев начал антисталинскую революцию, все памятники Сталину на всей территории России от Мурманска до Владивостока были взорваны за одну ночь - и это при наличии одиннадцати часовых поясов. Потому что Хрущев, начав процесс десталинизации и демократизации общества, не врал. А нынешние кремлевские карлики, коли они запрещают сносить памятники Ленину и даже восстанавливают разрушенные самим народом, - врут.

Запретить и изъять ленинские труды из библиотек они хотят тоже по весьма прозрачным причинам. А именно - чтобы обезопасить собственные шкуры. Ибо Ленин, как гениальный автор практического руководства по организации успешной революции, сегодня опасен для Путина даже больше, чем некогда для режима Николая II, господина, возможно, и святого, но в большевистском перевороте виноватого вместе со своим папашей не меньше, чем Ленин и Керенский. Все они потрудились на славу для разрушения великой и славной империи, главный грех которой состоял в слишком медленных реформах.

Спору нет, Ленин – фигура исторически негативная. Для России - вообще роковая (хотя и не более чем Александр III). Прежде всего он был гениальный обманщик, своего рода Насреддин от политики. Он обманул отцов-основателей русского социализма. Он обманул Парвуса, дававшего деньги на социалистическую революцию, а не на создание брутальной тоталитарной системы. Обманул германский генштаб. Обманул лживыми лозунгами российский народ. Обманул, наконец, самих большевиков, изначально не собиравшихся после взятия власти прибегать к столь жестоким и кровавым мерам и, как свидетельствуют современники, в своем большинстве неохотно последовавших за своим кумиром.

Обвинять Ленина в измене и шпионаже в пользу Германии бессмысленно. Ни в том, ни в другом он не виноват - с позиций своей морали. Для Ленина, как и для его учителей Ткачева и Нечаева, морально было то, что выгодно для революции. Нельзя считать изменником России человека, который заявлял открытым текстом: «Дело не в России, на неё мне наплевать: это только этап, через который мы проходим к мировой революции!» И на германский штаб он не работал. Все гораздо проще. Имея ту мораль, которую он имел, Ленин был бы дураком, если бы не взял деньги на революцию. Ибо в результате этого акта революция произошла не только в России, но и в Германии и Австро-Венгрии. Он обманул всех.

И все же этот человек был далеко не прост. С точки зрения как христианской, так и буржуазной этики объективно он был злодеем. Но не негодяем. Он быстро понял неэффективность системы, которую идеализировал и обоготворял всю жизнь, и проявил недюжинное политическое чутьё, введя нэп. Он предупредил об опасности сохранения Сталина на ответственных постах. И то и другое – большие плюсы. Быть может, самое главное в Ленине то, что он не был аморальным человеком. Его мораль чужда условностям общечеловеческой культуры прошлого, но от этого она не перестает быть моралью. Только иной. То же самое было у Гитлера и Муссолини.

Путин же, как типичный продукт деятельности великих злодеев, полностью аморален. Это человек с мертвыми глазами и выражением злобного упрямства на лице. И это все, что в нем имеется. «Я вас всех давишь». Абсолютно аморальна и идеология «православного патриотизма», которую он собирается использовать в оправдание своей диктатуры. Ибо оправдание учением Иисуса Христа беззакония, беспредела и мракобесия (а другого не будет, коль скоро права человека и буржуазная демократия отвергаются) есть почти абсолютное зло. Вот почему собрания сочинений Ленина должны стоять на полках всех русских библиотек наряду с собраниями сочинений других политических авторов, как охранителей, так и ниспровергателей. Это называется культурой.

Неправота Ленина и большевиков очевидна. Однако святая борьба трудящихся масс за свободу, как и борьба свободомыслия против мракобесия, не может быть перечёркнута из-за того, что Ленин использовал их для своих целей. Выливая воду марксизма- ленинизма и сталинизма, не надо становиться тупыми идиотами и вместе с водой избавляться от младенца. Это делают только простаки. А используют их простоту хищные шарлатаны и манипуляторы.

Ленин навсегда останется в памяти всех эксплуататоров трудовых масс и всех клерикалов как грозное напоминание о том, какое ужасное возмездие может ожидать и тех и других. Эксплуататоры могут не только лишиться и имущества и жизни, но и быть эксплуатируемыми бывшими рабами. Церковь, забывшая сострадание и милосердие, как Моспатриархия сегодня, может быть целиком отправлена на небеса в приказном порядке и заменена на атеистическую веру.

Призыв «Товарищ, борись за свободу свою!» из «Гимна Коминтерна» никогда не потеряет своей актуальности, ибо на свете никогда не переведутся демагоги и шарлатаны, жаждущие половить рыбку в мутных водах эксплуатации человека человеком. Вам не стыдно, господа хорошие, что вы, сидя у себя в Кремле, настолько, выражаясь вашим уголовным языком, оборзели, что убежденным христианам и антикоммунистам приходится защищать от вас даже Ленина?


Об обращении писателей в защиту трех националистов

Vip Александр Верховский (в блоге Свободное место) 05.09.2012

243

Очень хорошо, что находятся именитые люди, которые готовы публично вступаться и за малоизвестных заключенных. Тем более радостно слышать любое высказывание в пользу свободы слова.

Но неприятно видеть некоторое, скажем так, легкое искажение действительности.

Из троих поименованных людей один, Алексей Кутало, еще не осужден. И это, в частности, означает, что в ходе следствия может измениться набор вменяемых ему статей УК. Как-то рано говорить, что он "осужден за слово".

Тем более совершенно неверно говорить, что они или кто-то еще посажен "за свои взгляды": как это ни формально звучит, у нас судят не за взгляды, будь они даже совершенно людоедские, а только за некоторые публичные высказывания. Можно сказать, что и за высказывания судить нельзя. Но, во-первых, тогда надо так и говорить, а во-вторых, тогда надо эту мысль додумать до конца и сказать, что в этой сфере у нас должно быть такое же законодательство, как в США, а не как в Европе, потому что в европейских странах определенного рода призывы наказуемы (формулировки несколько разнятся, конечно).

Не стоит также создавать впечатление, будто 320 человек (интересно, откуда такая цифра?) сидят по 282-й статье УК. Собственно, за пропаганду чего бы то ни было у нас лишено свободы на данный момент раз в десять меньше людей (несколько месяцев назад мне удалось даже составить их практически полный список - с тех пор он немного изменился, конечно). "За слова" у нас обычно осуждают условно, присуждают к штрафу и тому подобным наказаниям.

Теперь по существу. Лично я считаю, что в России, которая входит в Совет Европы, должно сохраняться уголовное преследование за определенного рода высказывания, но не просто оскорбительные для кого-то, а связанные с публичным подстрекательством к насилию или к грубым и систематическим формам дискриминации. И лишение свободы "за слова" возможно лишь в самых крайних случаях, когда эти слова больше похожи уже на прямое подстрекательство к конкретным преступлениям или на организацию таковых.

К сожалению, я не в курсе, что имеет следствие против Алексея Кутало. И если бы вник в это дело, не стал бы основывать свою позицию только на мнении и информации одной стороны. Уж по крайней мере не стоит именитым людям делать вид, что они не знают, что такое РОНС, и называть его нейтральненько "зарегистрированной организацией".

Константин Душенов - талантливый многолетний проповедник антисемитизма и иных форм расизма, он косвенно даже виновен - в моральном смысле - в определенных насильственных действиях других людей, лично был с подобными людьми связан, но к насильственным преступлениям причастен, насколько мне известно, не был. Можно еще ему предъявить - тоже в моральном скорее плане - попытку запутать следствие по убийству Галины Старовойтовой. И все же он мог бы быть наказан и без лишения свободы, тем более что это у него первая судимость. Возможно, его это не остановило бы и все равно он попал бы в тюрьму. Но это уже другая проблема - способности наших правоохранителей на систематические, а не эпизодические усилия.

Наконец, Александр Дзиковицкий - он, конечно, Душенову не ровня, но часть инкриминированных ему текстов носила ярко выраженный ксенофобский характер. Впрочем, они явно не заслуживали лишения свободы. Лучше бы суд согласился с предложением прокурора лишить подсудимого права заниматься журналистикой на некоторое время.


«Суди меня, судия неправедный...»

Vip Наталья Горбаневская (в блоге Свободное место) 13.08.2012

499

Не думаю, что напишу о деле Марии Алехиной, Екатерины Самуцевич и Надежды Толоконниковой что-то особенно оригинальное. Моя точка зрения исчерпывается тем, что я сама бывший зек и правозащитник, а вдобавок - рядовой православный интеллигент. Юридическая подкованность (по первой «специальности») и православное сознание мне говорят, что никакого кощунства не было, да и хулиганства не было - разве что такое мелкое, за которое девушек сразу и постигло соразмерное наказание: их вывели из храма. И на этом, казалось, все кончится. Поступок был не вполне уместным, что девушки и сами признали на суде и извинились. И охранники, кстати, выводя девиц из храма, видимо, считали свою миссию оконченной. (И не предполагали, что их пошлют выступать «потерпевшими» и расписывать свои душевные страдания.)

Еще прибавлю, что, на мой взгляд, и «искусства» никакого особенно не было. Та же история, что с выступлением на Лобном месте. Я тогда была очень тронута, что про нас вспомнили и даже включили в песню слова «За нашу и вашу свободу», но в целом-то текст был совершенно беспомощным. И спетый в храме текст, за исключением ударной ключевой фразы, тоже выглядит довольно средненьким. Другое дело, что я абсолютный приверженец свободы слова, даже в том случае, когда таковое мне не нравится по содержанию или, как в данном случае, по форме. Но, пока с девушками ничего страшного не произошло, я по их поводу помалкивала.

Их арест, конечно, все изменил. Я подписала какие-то письма, отмечала ход дела в своем ЖЖ (не столько писала сама, сколько время от времени делала перепосты, иногда снабжая их несколькими словами от себя). Но еще и это не вылезало за нормальные рамки ненормальной российской действительности. В конце концов, я уже несколько лет делаю записи под одним и тем же заголовком «Свободу политзаключенным!». И тут наступил суд. Как выразительно написал о нем мой собрат по ЖЖ Владимир Абаринов, это было «смешение Кафки со Страной чудес, где сторожевой пес - не собака, а спецсредство, истерзанный душевными страданиями свидетель спит, как Соня, а все прочие являют собой смесь Безумного Шляпника с Мартовским Зайцем». Но меня особенно поразила судья. Тут я сделала не перепост, а короткую запись от себя под заголовком «Фемида»:

«Я уже не делаю почти никаких перепостов, только читаю и ужасаюсь - думаю, что все, что я читаю, читают и другие, и с теми же чувствами. Уровень беззакония и правовой безграмотности российской Фемиды зашкаливает. Если некоторые свидетели напоминают некоторых свидетелей на процессе Бродского и на суде над пятью демонстрантами, то судья Сырова превзошла и Савельеву*, и нашу Лубенцову (Лубянцеву). И это не потому, что она такая особенная, - это новый тип, совершенно соответствующий "социальному заказу" и в каком-то смысле отражающий состояние не только государства, но и общества».

Интересно, что в комментариях мне возразил мой друг, бывший политзек Эдуард Хямяляйнен:

«...это не новое явление, это несколько подзабытое старое во всей своей красе вылезло наружу. Судьи советских времен вели себя в подобных делах ничуть не лучше. Примеров этому немерено. Например, я сам получил в 1976 году 15 суток за якобы избиение прохожего (выше меня на голову), нецензурную брань (обсценную лексику никогда не использовал) и паразитический образ жизни (уволился с работы за два часа до задержания). Никакие мои доводы, указывающие на абсурдность выдвинутых против меня обвинений, на судью, молодую даму, не подействовали. В те дни были задержаны подобным образом несколько человек в разных городах СССР. КГБ не хотел, чтобы состоялась наша встреча, поэтому и отдал соответствующие распоряжения МВД и судебным органам.

Не было тогда никакой мало-мальски свободной печати (я уж не говорю про Интернет), поэтому никто и не знал о незаконных задержаниях и судах. Тем более если это случалось в провинции».

На что я, подумав, ответила:

«Может быть, действительно, интернетная (и отчасти прочая) гласность создает такое впечатление. Но!!! Тогда они действовали "за закрытыми дверями (даже если) открытого суда" и знали, что гласности никакой, а уж по крайней мере немедленной, не будет. Сегодняшняя их наглость, когда они знают, что каждое слово будет тут же вынесено и УВЕКОВЕЧЕНО, - вот серьезное отличие».

Но вернусь к вопросу, в каком же смысле поведение судьи Сыровой отражает состояние не только государства, но и общества. Не по одному же она «социальному заказу» сверху действовала с такой нескрываемой, прямо самозабвенной злобой, как бы и не приличествующей отправителю правосудия. Мне кажется - только не забудьте: я не очевидец, я смотрю на происходящее из своего «прекрасного далека» и главным образом через то, что я читаю в интернете, - что сегодня в России не стыдно (а то и хорошим тоном считается) быть злобным. Злобны «православные», злобны атеисты, злобны мелкие сошки и большие начальники. По новому закону, предназначенному карать «за оскорбление», можно было бы пересажать чуть не всю страну, только знай подавай жалобы в суды. И какими же злобными и оскорбительными будут эти жалобы!

Ладно, вернусь к нашим девушкам. Я совершенно разделяю мнение адвокатов, что никакой приговор кроме оправдательного не будет правосудным. То есть даже условный срок и выход их на свободу (самый лучший мыслимый вариант) все равно останется торжеством неправосудия. И вдруг мне пришла смешная мысль: вообразим себе, что 17 августа судья Сырова произносит этот самый оправдательный приговор. Ну, прикажут ей, ради того чтобы прекратить скандал, уже всемирный. С одной стороны, замечательно, с другой - какое же тут торжество правосудия, если «независимый суд» выносит приговор по приказу?

Париж, 12/13 августа

* ...и в овале бадьи

видит лицо судьи

Савельевой и тайком

в лоб стучит молотком.


Заявление Московской Хартии журналистов

Vip Владимир Корсунский (в блоге Свободное место) 14.06.2012

237

Московская Хартия журналистов выражает глубокую обеспокоенность сведениями, сообщенными главным редактором "Новой газеты" Дмитрием Муратовым относительно похищения и запугивания шеф-редактора этого издания Сергея Соколова. За время, прошедшее с момента обнародования этой информации, глава Следственного комитета ее не опроверг.

Считаем, что свидетельства о давлении на журналистов и угрозах в их адрес со стороны чиновника, призванного обеспечивать законность в стране, нуждаются в серьезной проверке. Мы требуем тщательного расследования изложенных главным редактором "Новой газеты" фактов. Учитывая тяжесть выдвинутых обвинений и высокий пост г-на Бастрыкина, позволяющий ему оказать влияние на ход расследования, мы требуем отстранения г-на Бастрыкина от исполнения служебных обязанностей на время проведения расследования.

Обращаем внимание на уголовный характер выдвинутых против г-на Бастрыкина обвинений. Речь идет о похищении человека с использованием служебного положения, отягчающим обстоятельством является и то, что похищение было совершено в отношении журналиста.

Члены Московской Хартии журналистов:
Сергей Бунтман, Дмитрий Волков, Матвей Ганапольский, Наталья Геворкян, Аркадий Дубнов, Алексей Зуйченко, Михаил Соколов, Владимир Тодрес, Сергей Пархоменко, Анна Качкаева, Ашот Насибов, Виктор Шендерович, Маша Слоним, Кирилл Рогов, Ирина Иновели, Анатолий Вербин, Александр Гольц, Ольга Бычкова, Вероника Куцылло, Владимир Корсунский.


Как ищут экстремизм в интернете

Vip Ярослав Никитенко (в блоге Свободное место) 29.05.2012

408

C прошлой недели жителя Люберец, одного из лидеров защитников Наташинского парка Ивана Тверского всеми способами вызывали на допросы "по уголовному делу". Все, что удавалось узнать от следователя, - это что расследуется уголовное дело о размещении на Люберецких форумах призывов приезжать 6 мая на Марш Миллионов.

Вот какую хронологию всего этого дела удалось узнать после встречи со следователем.

Рапорт. От помощника прокурора, юриста 3 класса Мартынова А.С. и.о. прокурора, советнику юстиции Саппарову Р.С.
"Сообщаю, что в ходе мониторинга сети интернет мною на форуме lubernet.ru обнаружен призыв к экстремистским выступлениям пользователя Тверской И. Тверской И. призывает граждан выйти на площади городов 6 мая 2012 года и требовать проведения "честных" выборов нового Президента, в случае отказа от согласования соответствующих митингов, Тверской И. предлагает не отступать и все равно выходить, то есть устраивать несанкционированные акции.
Предлагаю данный рапорт с материалами направить для проведения проверки в соответствии с компетенцией в МУ МВД России "Люберецкое".
10.04.2012 А.С. Мартынов
Данный рапорт в тот же день подписывает Саппаров - "согласен".

"Также в связи с изложенным, предлагаю обеспечить общественный порядок на поднадзорной территории 06.05.2012 и в день инаугурации В.В.Путина 07.05.2012".

Я считаю, что для многих прокуратур это был сигнал: хватайте активистов, чтобы они никуда не выехали в эти дни. И особо рьяные так и делали.
Автор этого предписания - сам исполняющий обязанности прокурора, советник юстиции Саппаров Р.Х.
11.04.2012 зарегистрировано 27.04.2012

Это пост на городском портале, призывающий приезжать 6 мая. Здесь нет никаких "экстремистских" призывов.

Статья 280 "Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности" к этому посту никак не может относиться, ведь в выходе на улицы (даже без согласования) заведомо нет никаких насильственных действий. Максимум что может быть - это нарушение федерального закона 54, который разрешает агитацию с момента подачи заявки, то есть это может быть статья 20.2 КоАП, но не более!

Однако прокуратуре понадобилось представить все как уголовное дело, и все перенаправилось в криминальную полицию. После этого я бы мало удивился даже возбуждению уголовного дела по этому никчемному вопросу - и даже заключению предполагаемого обвиняемого под стражу. Ведь именно так происходит на наших глазах с Pussy Riot - девушки уже несколько месяцев в СИЗО, при этом им даже не предъявлены обвинения. Следователи тщательно стараются сочинить, какое уголовно наказуемое деяние приписать взамен их юридически административного правонарушения.

Среди записей на этом листе последняя "Жуков В.И. Решить вопрос в порядке ст. 145 УПК РФ. 27.04.12".

Вот полный путь, как относительно невинные записи в интернете слепая система превращает в уголовные дела.

Что вы думаете по поводу этой истории? Наверное, полицейское начальство и не смотрело в "материалы" дела. Но видел ли сам прокурор Саппаров эти "экстремистские призывы"? Это был сговор в прокуратуре, чтобы полиция наехала на Ивана Тверского? Может быть, "юрист 3 класса" Мартынов действительно не превзошел уровень 3 класса и не может отличить мирный призыв от экстремистского? Или по всем прокуратурам поступил приказ давить на инакомыслящих в преддверии инаугурации, после чего юристики вроде Мартынова делают такие небольшие "ошибки", а прокуроры их подписывают и направляют в МВД, а те включают свои конвейеры, пытаясь запугать активистов?

К сожалению, подобные методы часто работают. Там, где есть зависимость от системы. Например, после невинных "проверок" малого бизнеса мужа Евгении Чириковой многие банки отказались давать ему кредиты, а партнеры отказались дальше сотрудничать. Система дает сигнал своим трясущимся элементам - не имейте с ним дела. В общем-то она иногда большего сделать не может, но иногда и таких "мелочей" бывает достаточно. Я думаю, не один человек был по-тихому уволен после подобных запросов в организации. "Ваш сотрудник ходит на несогласованные митинги" - и даже неважно, правда это вообще или нет. Вот и на меня оказывали очень сильное давление - и к моим родителям приходили, и через институт, - за то, что я участвовал в Стратегии-31. Совершенно мирный митинг (если не считать ментовского беспредела) за свободу собраний представляли как "массовые беспорядки", а меня именовали не иначе как "лидером экстремистов". К подобным "запросам" нужно быть готовым, не видеть в них ничего особо страшного. В целом я считаю, что нужно жить так, чтобы как можно меньше быть зависимым от нашей коррумпированной системы, чтобы у неё было как можно меньше рычагов давления на вас и людей, которые вас окружают.

Всем участникам протестных действий я бы советовал хотя бы немного ознакомиться с нашим законодательством. Кроме того, чтобы вас невозможно было отследить в интернете, установите анонимайзер Tor. А лучше всего, знайте, что можно, а что нельзя писать. Например, можно призывать людей выходить на несогласованную акцию (как в данном случае), но призывы "прокалывать колеса" или тем более кого-то убивать, мягко говоря, незаконны.

Вот письмо Ивана Тверского, где он пишет о своих действиях и о том, что ему предлагал следователь.
"Был утром в уголовном розыске. Материалы из прокуратуры поступили по поводу митинга 06 мая 2012 г. С чего они решили, что это я, непонятно, абсолютно не доказано и взято с потолка! Якобы я призывал жителей на митинг в Москву ранее 05 мая - дня, когда правительство Москвы согласовало митинг на Болотной!))) Это мне пояснил следователь, хотя сам удивлялся этому... "Нельзя призывать на митинг, который пока не разрешили, то есть если бы его не разрешили, то точно было бы правонарушение", - сказал он. Я ему прочел ликбез по федеральному закону о митингах и о предварительной агитации. Вроде он замолк. В общем я полностью отказался давать показания на основании ст.51 Конституции РФ, также сразу попросил не разводить меня на дружбу и приятельские отношения, сказал, что такие приемы нам известны. В принципе ничего страшного. Следователь сказал, что не видит ничего экстремистского. Но если бы я признался, то ему было бы проще закрыть дело. Может, врет. Не знаю. Посмотри фотокопии. Заранее благодарен. С уважением, Иван".

Разумеется, не нужно ни в чем признаваться. Пусть следователь изучит механизмы TCP/IP, обратиться к администраторам сайта lubernet.ru, возможно, ему удастся когда-нибудь доказать, что это был именно Иван Тверской. А вы в полном праве пользоваться 51-й статьёй Конституции и не свидетельствовать против себя, своего супруга или близких родственников.

Иван Тверской поступил совершенно правильно. "Я полностью отказался от объяснений на основании ст.51 Конституции РФ. Непонятно, на каком основании написали в повестке, что я свидетель, и вообще с чего вдруг привлекли постороннего человека? С того, что кто-то копировал мое фото с контакта и написал ник "Tverskoy.I" или как-то так?))) В общем, следователю самому было неудобно за такой идиотизм. Но я еще сразу сказал, что не надо разводить меня на разговор и делать вид, что он мне друг: такие приемы органов нам известны давно... Еще вопрос, может ли сотрудник прокуратуры писать такие рапорты".

"В следующий раз это можете быть вы! Как в той рекламе про стиральный порошок: Вы пишете в Интернете? Тогда мы идет к Вам!, - добавляет Иван Тверской.


Песни у суда и в автозаке

Vip Николай Олейников (в блоге Свободное место) 21.04.2012

171

Узнав, что куратор Татьяна Волкова организует "судебный фестиваль" в поддержку Pussy Riot, мы с Кириллом Медведевым решили, что наша группа "Аркадий Коц" должна принять в нем участие. Мы репетировали 4 вещи и морально настроились на то, что песни в любом случае должны быть спеты.

Мы до последнего надеялись, что фестиваль состоится. В какой-то момент Роман Доброхотов уговорил нас расчехлить гитару - он уверял, что ментов поблизости нет и нас все равно не возьмут, слушатели окружат нас плотным кольцом. Мы пришли как музыканты с определенной миссией и решили стиснув зубы эту миссию выполнить, сознавая, впрочем, возможные риски.

Конечно, мы с Кириллом не были настроены проводить время таким образом, но если это плата за песню - что ж, иногда приходится это делать. В автозаке у нас была милая интеллигентная компания - репортер Влад Чиженков, который отказался от статуса журналиста, потому что настаивал на том, что пришел как художник, велосипедист Вова, студенты РГГУ и МГУ - биологи, химики, лирики.

Мы ехали и пели. Успели спеть несколько песен Цоя, пару песен "Гражданской обороны" и, конечно, знаменитую песню "Estaca", написанную на музыку каталонца Луиса Льяха и ставшую гимном польской "Солидарности". Теперь эта песня (спасибо Кириллу Медведеву и его переводческому дару и поэтическому таланту) вернулась в Россию - своевременно или нет, что-то подсказывает, что песня может до сих пор играть важную роль в жизни общества. Поэтому Кирилл - поэт и переводчик, Олег Журавлев - социолог, Анна Петрович - профессиональный звукорежиссер, да и я - вообще-то художник, а далеко не музыкант, считаем, что необходимо посвящать часть своей жизни тому, чтобы петь вот такие конкретные освободительные песни.

В этой теплой компании мы провели около 6 часов. В полиции на нас составили типовые, насквозь лживые протоколы. Там было сказано, что группа из 30 человек проводила несанкционированную акцию, громко скандируя "Свободу Пусси Райс" (именно так) и "Позор власти". На самом деле ни того ни другого лозунга у Таганского суда не звучало. Еще одна ложь в протоколах - нас якобы сначала предупредили, а лишь потом задержали. Из полиции мы поехали в Музей на Красной Пресне, где я должен был в тот вечер читать лекцию о тесной связи истории и искусства.

Выступлением у Таганского суда мы символически открыли наш "Месяц без цензуры", который проводит Первомайский конгресс творческих работников. Кампания стартовала в день, когда вершился неправый суд над Pussy Riot. Мы не знали, чем закончится слушание, шансы были 50 на 50, ведь никто не может просчитать логику власти. Мы находимся в ситуации постоянной репрессии, непредсказуемости, непрозрачности и безнадежности. Что нам остается? Только ежедневная борьба.