Свобода слова
В блогах
Молебен о "Дожде"
В воскресенье ДОЖДЬ проведет марафон "ЛЮБИТЬ РОДИНУ".
Всю неделю нас обвиняли в отсутствии патриотизма. Мы не хотим, чтобы понятие "патриотизм" оказалось монополизированным. Не хотим, чтобы его смешивали с лояльностью власти.
Чем больше ты любишь свою страну, тем больше ты переживаешь за нее. Тем больше возникает вопросов.
В течение всего дня мы будем обсуждать разные грани патриотизма: в политике, бизнесе, культуре, спорте, отношении к истории.
Мы приглашаем к участию в марафоне всех, кто готов обсуждать, ЧТО ЗНАЧИТ ЛЮБИТЬ РОДИНУ. ДОЖДЬ - территория открытого обсуждения.
2 февраля. За пять дней до открытия Олимпиады в Сочи. Через 71 год после победы в Сталинградской битве.
Анонс телеканала "Дождь"
...в один из самых панических дней Некрасов получил такую записку... "14 апреля 1866. Мужайтесь, драгоценный Николай Алексеевич. Я только [что] узнал из вернейших источников, что участь "Современника" решена, и спешу поделиться с вами этой печальной новостию. Вчера я проработал весь день, защищая Вас в К[омитете], но не успел, хотя Ваши истинно-патриотические стихи произвели впечатление своею искренностию и задушевностию..."... Как бы то ни было, оказывается, что уже за два дня до прочтения оды (Муравьеву-Вешателю. - Ред.) Некрасов был осведомлен об участи, грозящей его "Современнику"... Надежда была фантастическая, но ведь все было тогда фантастическое. Никто ничего не знал. Не знали, чего бояться, на что надеяться... Между тем у Некрасова уже не было выбора. Если бы он отказался от чтения стихов Муравьеву, это было бы сочтено демонстрацией: присутствовать на этом обеде и не сказать приветственного слова значило публично заявить свое несочувствие муравьевскому делу...
Корней Чуковский. "Поэт и палач"
Что лучше секса
(Поясняя, кто будет подлежать ответственности по предлагаемому закону о запрете пропаганды секса среди несовершеннолетних)
Кто навязывает точку зрения о том, что секс значительно лучше, чем... Чем умственное развитие, физическое развитие. И все остальное.
Сергей Кузин, депутат Госдумы от "Единой России"
У Джулии все неизменно сводилось к ее сексуальности... В отличие от Уинстона она поняла смысл пуританства, насаждаемого партией. Дело не только в том, что половой инстинкт творит свой собственный мир, который неподвластен партии, а значит, должен быть по возможности уничтожен. Еще важнее то, что половой голод вызывает истерию, а она желательна, ибо ее можно преобразовать в военное неистовство и в поклонение вождю. Джулия выразила это так:
- Когда спишь с человеком, тратишь энергию; а потом тебе хорошо и на все наплевать. Им это - поперек горла. Они хотят, чтобы энергия в тебе бурлила постоянно. Вся эта маршировка, крики, махание флагами - просто секс протухший. Если ты сам по себе счастлив, зачем тебе возбуждаться из-за Старшего Брата, трехлетних планов, двухминуток ненависти и прочей гнусной ахинеи?
Джордж Оруэлл. "1984"
Позвольте вам не позволить
Журналист «Эха Москвы» Марина Королева совершенно справедливо пишет: «Коллеги с "Дождя", дорогие, не знаю, зачем и за что тут было извиняться». К ее вопросам «зачем» и «за что» я бы добавил еще один: перед кем? Перед фашиствующими хунвейбинами из прокремлевских молодежек, которые грозятся: «не позволим никому переосмыслить и переоценивать итоги Великой Отечественной войны, не дадим хода инакомыслиям всех тех, кто считает, что Великая Победа могла быть достигнута какой-либо другой ценой»?
Они заявляют, что вопрос об оправданности сдачи Ленинграда оскорбляет их чувства и память погибших. Они лгут. Не могут сопереживать жертвам те, кто отметает сам вопрос о том, что «победа могла быть достигнута какой-либо другой ценой». Любой нормальный человек хоть раз задавался таким вопросом. Те, кто способен сострадать, могут приходить к разным ответам. Но те, для кого нет самого этого вопроса – у них просто нет чувств. Так же, как у оккупантов нет родины. И все их негодование – не более чем управляемая блатная истерика.
Они защищают не память о погибших, а право государства жертвовать любым количеством человеческих жизней. Ради каких-то высших целей, произвольно определяемых самим государством, или просто по дури. По ошибке. Потому что ведь каждый может ошибиться на пару миллионов жизней. Но такое право власти может признаваться обществом лишь в том случае, если полностью исключается право на сомнение в ее правоте. Власть должна быть сакральна, а начальнику подчиняются просто потому, что он начальник. Как говаривает виднейший идеолог путинского режима Ульяна Скойбеда. Я называю ее так без тени иронии, потому что вся высокодуховная идеология путинизма со всеми его скрепами - это не более чем Ульяна Скойбеда.
В редакционной статье Газета.Ру пишет, что современные российские «патриоты» готовы с пафосом рассуждать о подвигах народа, но категорически не желают видеть гибели и страданий миллионов людей за величием государственных свершений. От строительного материала люди для них отличаются лишь тем, что не всегда бывают согласны быть строительным материалом. Тогда они - досадная и вредоносная помеха. Вот и Ульяна Скойбеда называет нас насекомыми, которым неведомо понятие общего: общего дела, общего блага, родины, долга, дома. Что ж, поговорим о насекомых.
В нашем доме действительно из всех щелей лезут насекомые, которые хотят всех нас превратить в себе подобных. В существ, лишенных чувств и рефлексии, с которыми можно делать все, что угодно, и которые сами готовы делать с другими все, что угодно. Они ненавидят свободу и придумывают все новые законы, запрещающие нам чувствовать и мыслить. Запрещающие задавать вопросы.
Вы и правда думали, что их запретительные законы против всевозможных оправданий и оскорблений будут применяться ими как-то иначе? Вы до сих пор так думаете, даже после того, как они сами вам сказали и показали? Вы и правда думаете, что по поводу истолкования и применения их законов с ними можно будет спорить в их правовом поле, в их судах?
Они тащат нас в прошлое тоталитаризма с сакрализованной властью, табуированной историей, идеологическими запретами, ненавистью к инакомыслящим. Они хотят лишить нас будущего. Потому что будущее есть только у того народа, который не боится задавать любые вопросы. Духовно здоров только тот народ, который не боится вопросов. Иначе он перестает быть народом и превращается в биомассу. В расходный материал. Люди, враг в доме. И ради общего блага, общего дома мы должны его остановить.
Тот муравейник, в который они хотят нас превратить, - это и есть фашизм. Они фашисты. Не лучше тех, которые устраивали костры из книг, а потом бомбили Ленинград во имя их «общего дела». Нельзя сдаваться фашистам. Не надо пасовать перед фашистами. Не надо извиняться перед фашистами. Не надо оправдываться и заискивать перед ними. Не надо искать с ними мира, говоря, что вопрос о сдаче Ленинграда был не вполне удачен. Вопрос был абсолютно правомерен.
Наше право задавать любые вопросы к нашей истории не подлежит обсуждению. Оно священно и неприкосновенно. Это они святотатцы, если посягают на это право. Можно разговаривать с теми, кто отвечает на наши вопросы не так, как мы. С теми, кто отрицает наше право задавать вопросы, разговаривать не о чем. И это не они не позволят нам переосмысливать и переоценивать. Это мы не позволим им заставить людей перестать обсуждать, спрашивать, спорить. Сколько бы запретительных законов они еще ни придумали. Мы не позволим им превратить нашу страну в фашистский концлагерь. Потому что это наша страна и мы в ней хозяева, а не они.
"Дождь" и буря
Да, вопрос "Дождя", вызвавший столь неадекватную бурю, и мне кажется несколько глуповатым. И исторически некорректным. Исторически, повторяю, а не морально. Потому что аморально - прежде всего - считать кощунством любую общественную дискуссию по поводу тех или иных страниц отечественной истории, даже самых болезненных.
Да, этот вопрос сформулирован неловко. Но речь в нем, насколько я понимаю, шла лишь о том, существовал ли способ, была ли возможность спасти от голодной смерти миллионы людей - своих, между прочим, сограждан. Если это кощунство, то что тогда не кощунство?
Почему извиняться? Перед кем извиняться? Перед уцелевшими к сегодняшнему дню блокадниками? Или перед погибшими, чье мнение мы сегодня знать не можем? Но речь в этом вопросе (повторяю, глуповатом) все-таки не о том, как было бы половчее их загубить, а о том, был ли все-таки какой-нибудь способ спасти их жизни. А если некоторые считают, что есть вещи более важные, чем конкретные жизни конкретных людей, то это их проблемы. Да и не слышал я ничего такого, что бы свидетельствовало о возмущении самих блокадников. А ведь, насколько я понимаю, речь идет именно о них.
Или нет?
Или о ком идет речь? О чем? Возмущаются не блокадники, а как раз совсем другие, думающие ни о каких не о блокадниках, выживших или погибших, а о престиже и репутации сталинско-путинской "державы".
Так перед кем предложено извиниться? Перед Сталиным и Ждановым? Или перед обильно расплодившимися в наши дни вечно оскорбленными кликушами, ежедневно смазывающими скипидаром свои задницы, чтобы не снижать градус своей священной возбужденности по любому поводу?
Если так, то не пошли бы они все густым лесом по самому популярному русскому адресу, куда не зарастает народная тропа.
Бурятия: рвется где тонко
Итоги 2013 года стали роковыми для состояния прав человека в Бурятии. Причем это касается и политических прав, и социальных, так что скучать никому не приходится - ни тем, кто озабочен свободой слова и национальной автономией, ни тем, у кого нет крыши над головой.
Скачок местных репрессий и реакционных нововведений пришелся на осень-зиму. Сначала Октябрьский районный суд приговаривает к 200 часам обязательных работ форумного тролля Зуртана Халтарова - бурята, обвиненного в разжигании межнациональной вражды по 282-й статье. На независимом сайте burinfo.org он в качестве обычного комментатора спорил с русскими националистами и напоролся на ФСБ. Пришлось Халтарову смягчать свою уголовно-правовую участь смиренным отрицанием: "Я только троллил, а теперь государство троллит меня, представляя как главного бурнацика" (этим термином у нас обозначается любой бурятский патриот).
Если государство троллит Халтарова, это еще полбеды, но теперь все пользователи интернета трясутся: как бы им самим не пришлось подметать дворы на морозе по приговору суда! Во всяком случае, бурятская общественность восприняла данное дело как дамоклов меч, или метлу, против каждого из них. Одновременно с приговором над троллем школы начали вычищать из своих программ бурятский язык, а мэрия начала исторические (и малобюджетные) неблагоустроенные улицы сносить.
Далее в ход пошла тяжелая артиллерия: уже Госдума РФ инициирует запрет на врачевание шаманам и тибетологам. То есть под надзором "официальных" медиков и аккредитаций врачевать можно, а на привычных населению автономных началах - уже нет. А ведь "нетрадиционная" (интересно, для кого, это для бурят-то?) медицина не просто генетически ближе коренным жителям Бурятии, так же как в пище им ближе традиционное мясо и молоко. Зачастую тибетская и шаманистская медицинская помощь им просто социально ближе и доступнее коррумпированной и забюрократизированной западной медицины, неповоротливо распределенной по поликлиникам и очередям. Люди идут к шаманам, выражая тем самым доверие и подтверждая конкурентное преимущество такой помощи. Многие помнят сюжет "Знахаря": врач, волею судьбы лишенный аккредитации и громкого имени, под видом народного знахаря спасает жизнь девушке, но для этого ему приходится украсть хирургические инструменты у "официального" доктора, который спасать девушку отказался... Нет ничего пагубнее, чем лишать больных помощи в сугубо идеологических целях. Очевидно, это делается в первую очередь с целью ущемления национального уклада коренных народов, но данная контрреформа повлечет широкие социальные последствия - бедность, незащищенность, болезнь, тем более что у нас и русские часто предпочитают лечиться у шаманов.
И в это же время уже цинично, безо всякого идеологического прикрытия наносится удар по статусу студента, его праву на выживание. Поправки в федеральное образовательное законодательство ликвидировали 5-процентный максимум от стипендии при оплате проживания в общежитиях. А вот дальнейшее положение вещей зависит уже не от Госдумы, и наши вузы всех перегнали по собственной инициативе. Согласно данным мониторинга Общественной палаты РФ, сумма оплаты в студенческих общежитиях Улан-Удэ оказалась на первом месте по России! Она составила 4500 рублей против 3054 рублей в Москве. Эти цифры настолько несопоставимы, что даже нет смысла напоминать о том, что Бурятия является одним из беднейших дотационных регионов страны. Куда, собственно, теперь деваться студенту, если дешевых неблагоустроенных домов больше в городе не будет, поскольку их гуманно снесут?
В бытность свою студентом я невольно проводила собственное расследование ситуации со студенческими общежитиями. На примере Восточно-Сибирского государственного технологического университета (ныне Университет технологии и управления) могу заявить, что при заселении в общежитие нарушается весь спектр прав человека, включая права несовершеннолетних первокурсников. Десять лет назад я впервые стояла в многосуточной очереди, которая начиналась на холодном заднем крыльце (заднем - чтобы не портить фасад ничего не подозревающим прохожим), продолжалась в духоте обмороками и удушьем, заканчивалась глубокой ночью, а на следующие сутки все повторялось. В это время начальство пило бесконечный чай, а члены студсовета беспрепятственно заселялись вне очереди, помогая администрации мучить других. Все это тянулось тогда, когда уже шла учебная неделя. Однако и во время проживания беды студентов не кончались: так, их не запускали через вахту, пока они не поставят подпись в пользу "Единой России"... Я продолжала мониторить ситуацию, она не менялась. До нынешнего момента я считала, что таким учреждениям не должно быть места на земле, но что теперь-то будет, когда и такого прибежища лишены ни в чем не повинные люди, поступившие учиться?
Интернет и улица. Школа и вуз. Политические свободы и кусок хлеба. Сколько томов написано о различной сущности политических и социальных прав, сколько спорили о том, которые из них приоритетны, а жизненные факты доказывают одно: нет сытости в рабстве, нет свободы в голоде. Вот только там, где голода и угнетения чуть больше, чем в радиусе Садового кольца, там это видится яснее и правдивее. Во всяком случае, описанные изменения в жизни бурятского общества дополнительно иллюстрируют, насколько лживо Конституция РФ декларирует и демократический, и социальный характер нашего государства.
Не надо о страшном
В СССР о терактах не рассказывали... Это обстоятельство питало определенные претензии к власти, почему власть молчит. В нашем случае ситуация выглядит иначе, при достижении общественного консенсуса необходимо наделить государство полномочиями скрывать информацию о терактах в целях безопасности граждан. Случился теракт, правоохранительные органы провели расследование, уничтожили сообщников и пособников террористов, семьям погибших выплатили компенсацию - и никакой шумихи вокруг всего этого, и никакого раскола в обществе на религиозной и национальной почве. В такой ситуации пусть не сразу, однако рано или поздно теракты станут бессмысленными.
Олег Матвейчев, профессор ВШЭ, бывший заместитель губернатора Волгоградской области
О! не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана...
Будь, создатель, ей покров!
Ни печали рана,
Ни минутной грусти тень
К ней да не коснется;
В ней душа как ясный день;
Ах! да пронесется
Мимо - бедствия рука;
Как приятный ручейка
Блеск на лоне луга,
Будь вся жизнь ее светла,
Будь веселость, как была,
Дней ее подруга.
Василий Жуковский. "Светлана"
Контузия
Новогодний штурм Грозного транслировался в прямом эфире. На экранах телевизоров хорошо было видно, что город к этому времени уже был, по словам Сергея Ковалева, превращен в Сталинград ракетно-бомбовыми ударами. В первых числах января 1995 года у Казанского собора в Петербурге собралось несколько сот человек протестовать против войны. Мой друг и коллега по школе прочитал тогда перед собравшимися стихотворение, выдержки из которого я хочу привести:
Люди, опомнитесь! Это не Чили,
Не Никарагуа. Не Гондурас.
Вся эта страшная, темная сила
Танками, бомбами лупит в нас.
Вряд ли стоит себя успокаивать
Тем, что Грозный далек от нас.
Это в России в людей стреляют,
В русских, в чеченцев – а значит и в вас.
...
Даже представить себе невозможно,
Чтоб ныне нищенствующий ветеран
Медалью «За взятие города Грозного»,
Российского города, щеголял.
Тот, кто прошел от Москвы до Берлина,
Мог ли когда-нибудь вообразить,
Что до такого позора России
Вдруг доведется ему дожить!
Все повторяется: Прага и Вильнюс,
Кабул, Тбилиси и Будапешт...
Люди, неужто мы так бессильны
Перед хамством этих невежд?
Русские! Что, согласимся безропотно
На то, чтоб весь мир про Россию рассказывал:
«В прошлом веке – жандарм Европы,
В этом веке – Европы и Азии»?
...
Когда признают и лица первые
Позором России эту войну,
Внуки вас спросят: «А что вы делали,
Когда генералы лезли в Чечню?»
Тогда фраза «Грозный – российский город» еще не резала слух. Тогда вообще много чего было «представить себе невозможно». Например, что овеянные славой победы над КПСС, имеющие структуру, опыт проведения массовых акций и необходимый для этого инвентарь «демократические партии» не захотят придать хоть какую-то организованную форму стихийному антивоенному порыву значительной части общества. Один из функционеров гайдаровского «Демвыбора» сказал мне, что его партия не считает целесообразным участвовать в митингах численностью менее 20 тысяч человек. Другой прямо объяснил, что нельзя трогать Ельцина, а то вернутся «коммуняки».
Первая чеченская война была остановлена не протестами общества, а всеобщим шоком от неожиданного разгрома крупной оккупационной группировки в Грозном отрядами Басаева и Гелаева в августе 1996 года. Потом была так и не признанная масхадовская Ичкерия, в которой законно избранные лидеры не контролировали ничего, кроме своей личной охраны. В которой вице-премьер Басаев, располагая частной феодальной армией, превосходившей все регулярные правительственные вооруженные силы Ичкерии, «не мог» найти похитителей группы Елены Масюк. В которой расцвела работорговля. Я не знаю, как называется диссертация Рамзана Кадырова. Но если бы она называлась «Роль работорговли в становлении либеральной рыночной экономики», никакой Пархоменко не нашел бы в ней плагиата.
Когда началась вторая чеченская, многие были растеряны. Ведь не могло же так продолжаться! Ведь что-то надо было делать! Потом это «что-то» обернулось зачисткой в Новых Алдах и тяжелой ракетой, попавшей в грозненский рынок, расстрелами с воздуха и из танковых орудий колонн беженцев, бойней в Комсомольском и много-много чем еще. Потери Чечни в процентном отношении к населению сопоставимы с потерями СССР в Великой Отечественной войне. Количество «пропавших без вести» уже после того, как активные боевые действия закончились и война перешла в вялотекущую партизанскую стадию, опять-таки в процентном отношении сопоставимо со сталинскими расстрелами 1937-1938 годов. Все знают, что подавляющее большинство этих «пропавших без вести» было похищено и убито российско-кадыровскими «эскадронами смерти».
Пройдут сквозь мясорубку перманентную
Те, кто не сможет плакать и смеяться.
Мы не поймем их боль инопланетную.
Мы станем их пожизненно бояться.
- пела Любовь Захарченко. А это ведь и про тех, и про этих сказано. Навсегда контуженные войной российские ветераны, пополняющие криминальные структуры, не менее опасны, чем чеченские шахиды и шахидки. Но война контузит не только ее непосредственных участников.
У вас вскипала ярость от того, что вы не можете спасти и защитить людей, которые гибнут под бомбами или теряют под этими бомбами своих близких? У вас сжимались кулаки от этой бессильной ярости? От сознания того, что, может быть, это ваш одноклассник или сосед по лестнице сейчас выводит самолет на цель, которой ну чисто случайно может оказаться детский сад или больница? Вы чувствовали боль тех, кого пытают за тысячу километров от вас? У вас не возникало желания выскочить на улицу и орать всем подряд: «Вы все козлы! Это все из-за вас!»? Потому что это все действительно из-за нас всех. Из-за нашей самодовольной уверенности в праве владеть другими народами. Из-за равнодушия. Из-за трусости и лени.
Потом с трудом берешь себя в руки. Говоришь себе: «Так нельзя. Надо по-другому. Надо объяснять. Надо пытаться достучаться». Объяснить и достучаться не очень получается, но все равно другого пути нет. Вот только не каждый может так взять себя в руки. И просто кричит: «Вы козлы!»
Борис Стомахин не просто кричит «Вы все козлы!». Он придает этому крику форму доктрины. Доктрины страшной и неприемлемой для любого поборника «общечеловеческих ценностей». Тезис первый: русские по природе рабы, готовые терпеть любые зверства власти по отношению к себе. Тезис второй: русские готовы одобрять и поддерживать любые зверства своей власти по отношению к другим. Вывод: русские несут коллективную ответственность за эти зверства, их государство опасно для окружающих и не имеет права на существование, а чеченское Сопротивление имеет право наносить удары по гражданским объектам в России.
В этих нескольких строчках все, из-за чего правозащитные организации отказываются признать его политзаключенным. У них критерии. По этим критериям политзаключенным не может быть признан тот, кто преследуется за проповедь человеконенавистнических, людоедских взглядов. Можно, конечно, видеть в Стомахине теоретика неполноценности и коллективной ответственности целых народов. Почти Розенберга. И не видеть того, что все его выступления – это никакая не идеология, а просто крик контуженного войной человека: «Вы все козлы!» И это в значительной степени правда. А все стомахинские призывы – это самосожжение с целью хоть кого-то заставить ужаснуться этой правде и устыдиться ее.
Стомахин не создает угрозы ничьей жизни, кроме своей собственной. Ценой своей свободы он пытается напомнить нам о тех жизнях, которые были загублены. Можно как угодно относиться к той форме, в которой он это делает. Говорить: «Ну, контуженный, что с него взять». И радоваться, что нас самих контузило этой войной не в такой степени. Это уж кому как повезло. Но отказывать Борису Стомахину в праве на звание политзаключенного – это значит отказывать ему в праве на человеческое достоинство. Это значит самим становиться соучастниками расправы над человеком за правду. Расправы вопиюще несправедливой.
Военные преступники судят протестовавшего против их преступлений. Он призывал к ответным военным преступлениям, а они их – совершали. Правозащитникам не кажется такая ситуация несправедливой в принципе? Если, конечно, думать о справедливости, а не о чем-то другом. Например, о том, чтобы их список выглядел более приемлемым в глазах засевших в Кремле террористов.
Стомахин не хуже Навального
В преддверии "дней политзека" - серии акций перед 30 октября - меня особенно интересует вопрос: оппозиция, проявившая гуттаперчевость по отношению к ксенофобским высказываниям "русофила" Навального (лишь бы против Путина), сможет ли так же безоговорочно включить в единый список политзеков "русофоба" Бориса Стомахина? Он-то ведь, в отличие от Навального, за свою нелюбовь к Путину сидит отнюдь не условно. Единый список - это значит не так, чтобы сначала ходить маршем за освобождение узников Болотной, потом читать у Соловецкого камня возвращенные имена жертв сталинских репрессий, а после уже тихонечко упомянуть Стомахина, очередное заседание суда над которым назначено, что символично, на сам День политических заключенных - 30 октября.
А теперь поделюсь своими впечатлениями от заседания, прошедшего 22 октября в Бутырском районном суде Москвы. Придя на это судилище, я поймал себя на мысли, что мне всегда психологически трудно участвовать в таких событиях - ведь поневоле становишься соучастником. Это почти то же самое, что ходить на публичную смертную казнь. У невиновного человека отнимают свободу, а ты не можешь этому помешать, ты там заведомо - зевака, даже если сердце разрывается от боли... Да даже если человек сидит в клетке "за дело", все равно на это невозможно спокойно смотреть, как невозможно спокойно слушать плач ребенка. И, впрочем, любой плач. Что уж говорить о тех, кто сидит за публично высказанную правду.
Прийти в суд над близким тебе человеком - это значит расписаться в собственной слабости. Но когда-то же надо признать ее. Честность перед самим собой - именно к ней призывает нас Борис в своей такой неудобной, такой колючей публицистике, за которую и сидит уже год, по второму кругу, после пятилетней отсидки в 2006-2011 годах.
Последний раз мы виделись с Борисом у Таганского суда, куда привезли девушек из Pussy Riot. Он пришел поддержать этих святых, юродивых нашего времени, сказавших правду о власти и церкви, и дал мне интервью для портала Credo.Ru. Борис ничуть не изменился со времен пикетов против еще первой войны в Чечне, на которых мы с ним и познакомились. Он был из тех гражданских активистов, кто не только приветствовал наше, буддийских монахов, участие в антивоенных акциях, но и всегда с радостью сам, будучи атеистом и сторонником вооруженного сопротивления, принимал участие в молитвенных стояниях и сидениях, которые проводили мы, призывая к мирным переговорам и ненасильственной сатьяграхе, по примеру Махатмы Ганди. На уровне логики противоречие было кричащим: мы - и этот прямой, как стрела, молодой человек с плакатом "Басаева в президенты России" (не ручаюсь за точность цитаты, по духу что-то вроде этого). Но на уровне сердца, бунтующего против несвободы и несправедливости, мы были едины. В этом парадоксе и крылся самый что ни на есть буддийский дзэн. А может быть, и не было никакого парадокса. Просто мы говорили на одном языке, на котором геноцид чеченского народа всегда назывался именно геноцидом, безо всяких кивков в сторону борьбы с терроризмом или в сторону территориальной целостности РФ. Территориальной, а может, и "террористической целостности", как оговорилась по Фрейду прокурор, зачитывавшая обвинение Борису Стомахину в Бутырском суде. Разве может быть более точное определение метода, с помощью которого поддерживается целостность этого государства?
Слушая цитаты, вырванные прокурором из статей Бориса, опубликованных на заблокированном ныне сайте http://soprotivlenie.marsho.net/, но по-прежнему доступных на сайте http://stomahin.info/, я думал о том, что инкриминируемые ему "призывы" физически уничтожать сотрудников правоохранительных органов, работающих на преступное государство, и мирное население, молчаливо поддерживающее их, в устах Бориса Стомахина никакими призывами не являются не только потому, что не доказано ни одной прямой связи с "исполнителями" этих "призывов". Прежде всего это всего лишь очень острая фигура речи, точно такая же, как у японского буддийского святого XIII века Нитирэна. Тот призывал рубить головы священникам, которые извратили истинные слова Будды, срослись с властью и были в тогдашней Японии чем-то вроде РПЦ МП в нынешней России. Нитирэн был наказан за эти слова так же, как и Борис. Однако те, кто почти убили Нитирэна, были вооружены до зубов, а он - безоружен. И точно так же безоружен Борис перед стократно превосходящей его государственной машиной. Эта машина на самом деле "мочит в сортире" направо и налево как мирных, так и немирных граждан, а Борис - да если бы он действительно "призывал", то давно бы присоединился к боевикам, как это сделали уже многие русские - но он всего лишь отзеркаливает позицию власти, показывает то, как следовало бы ей отвечать по законам военного времени. Да, порой от его статей прошибает холодный пот. Но в них есть своя логика. Его самиздатовская "Радикальная политика" становилась все более радикальной по мере того, как рос градус государственного террора в России. Но это всего лишь логика противостояния этому террору. И если уж пытаться что-то противопоставить ей, то следовало бы делать это с помощью аргументов. А коль скоро государственная машина просто сажает Бориса в тюрьму, это значит, что у нее нет никаких аргументов, кроме грубой силы, и значит Борис, как это ни страшно, прав?
Я призываю всех оппозиционеров и правозащитников не присоединяться к позиции государства - и разговаривать с Борисом, дискутировать и спорить с ним. Но для этого сначала нужно вызволить его из тюрьмы, налечь на его освобождение всем миром, собирать за него подписи и устраивать акции точно так же, как и за всех других политических заключенных. Ведь не делаете же вы исключение для тех узников Болотной, чьи взгляды не соответствуют вашим!
А когда он выйдет на свободу - не гоните его со своих митингов и пикетов, как стали делать это в 2000-х, испугавшись "запачкаться" и сесть в тюрьму. Но в тюрьму-то сел - он.
Возможно, подсознательно Борис Стомахин сам шел к тюрьме, желая хоть как-то не на словах, а на деле разделить нелегкую участь чеченцев. Потому и провоцировал власти своими статьями. И в своем сострадании он превзошел тех, кто остался "чистыми".
Правда о нас самих, которую мы не слышим
Сегодня очередное заседание суда над Борисом Стомахиным. Дважды суд переносился уже, чтобы измотать даже тех немногочисленных стойких сочувствующих, которые приезжают поддержать политузника. Скоро год как его держат в СИЗО "Медведь" совершенно необоснованно, о чем неустанно заявляют адвокаты - Михаил Трепашкин и Виктор Бородин. Но суд пропускает все убедительные доводы мимо ушей, и Стомахин остается под стражей. Пять лет он уже отсидел в путинских лагерях за резкие слова, опубликованные в информационном бюллетене "Радикальная политика", с год пробыл на воле - и вот опять та же история. Его арестовали и судят за обличение режима и коллаборантов режима - то есть нас с вами, добрых, честных, "агрессивно-послушных" избирателей, как прозвал их историк Юрий Афанасьев (тоже, кстати, подвергающийся сейчас преследованиям).
Читая материалы по делу Стомахина, вспоминаю по аналогии детали ареста Даниила Хармса летом 1941 года. Вот цитата из доноса него, на которой строилось обвинение в клевете и пораженчестве: "Советский Союз проиграл войну в первый же день, Ленинград теперь либо будет осажден или умрет голодной смертью, либо разбомбят, не оставив камня на камне... Если же мне дадут мобилизационный листок, я дам в морду командиру, пусть меня расстреляют, но форму я не надену и в советских войсках служить не буду, не желаю быть таким дерьмом. Если меня заставят стрелять из пулемета с чердаков во время уличных боев с немцами, то я буду стрелять не в немцев, а в них из этого же пулемета".
Хармс со своим ярким творчеством умудрился как-то продержаться при Советах долгие годы, прежде чем быть уничтоженным, - Стомахина же с его публицистикой при нашей "суверенной демократии" прихлопнули гораздо оперативней. И хотя сейчас режим куда мягче, десятилетнего срока по обвинению в экстремизме и разжигании розни ему не избежать. Не избежать - при том отсутствии сочувствия и поддержки, которое мы наблюдаем. Человек десять включая прессу собираются обычно в зале суда, публикаций в СМИ (преимущественно на "Гранях") катастрофически мало, немного и в соцсетях. В лучших советских традициях своим равнодушием и молчанием хороним, заживо закапываем человека, гнобимого властью ЗА СЛОВА в малотиражном информационном бюллетене, - в недрах карательной системы. Делаем вид, что буквально поверили, подобно путинским уродам из судебно-правовых органов, что публицист кого-то призывает пойти, взять бомбу и стереть всех русских с лица земли.
Мы, видимо, не хотим слышать неприятной правды о себе самих. Ведь это мы снова возвели Путина на трон, откуда его без оружия теперь не согнать. Мы своей тупостью, трусостью и соглашательством утвердили узурпатора во власти и продолжаем с ним униженно и прихлебательски договариваться и сотрудничать, называть "президентом". Путин отлично понял, что угроза миновала: был острый момент зимой 2011-12 года - и прошел. И "болотных узников", которых наши враги захватили в заложники, тиран не выпустит. Некого ему бояться, не убедили его протестующие, что являют собой силу. И экологов с Arctic Sunrise в заточении держать будет, и зимнюю Олимпиаду в субтропиках проведет. Для издевательского самоутверждения, чтобы показать нам (и западным европейцам тоже), насколько ему плевать на наше мнение и наши ценности.
И по-другому вести себя кремляди не могут, иначе их режим рухнет, он нереформируем, потому и на уступки неспособен! Был бы сейчас жив Лев Толстой и попробовал бы, как в начале прошлого века, высказываться о патриотизме как о постыдном и вредном явлении, сталкивающем лбами и уничтожающем целые народы - в угоду амбициям и укреплению власти авторитарных вождей, - парадоксальный и независимый мыслитель был бы моментально укатан под асфальт, и ничто бы его не спасло. А благодарные читатели-почитатели скорее всего постарались бы этого не заметить, перекладывая заботу о спасении человека не из мейнстрима на плечи правозащитников.
Неплохо было бы очнуться всем, у кого осталась хотя бы крупица здравого смысла и чуть-чуть совести, услышать и поддержать Бориса Стомахина. Суть того, что он говорит нам, наверное такова. Бойкот преступному чекистcко-фашистскому режиму. Бойкот и презрение тем, кто сотрудничает с этим поганым режимом, продлевая его до бесконечности. Нет оправдания соучастию в его преступлениях. Кто избирается (и избирает) на псевдовыборах, работает в госорганах, обманывает, репрессирует, грабит и убивает ради сохранения себя во власти - это путинские пособники. Вот с чем обращается к нам Борис Стомахин, заплатив за высказанное мнение свободой, вот от какой правды о себе отворачиваемся мы. Не потому ли, что не хотим самим себе признаться, что мы предатели?
Стомахин: слово и дело
В Бутырском суде Москвы начался новый процесс над Борисом Стомахиным. Первый был уже 7 лет назад в том же Бутырском суде. Стомахину тогда вменялось в вину авторство трех остро экспрессивных статей, за которые его отправили тогда в лагеря на 5 лет.
Сейчас Борису Стомахину снова вменяется несколько текстов, которые затерялись бы, никем не замеченные, в интернете, если бы не репрессивная активность властей.
Отношение к самому факту ареста Бориса Стомахина в обществе разное. Одни, заглянув в его творчество, нервно вскрикивают: убить за такое мало! Это люди с мышлением тоталитарного склада.
Другие, с нормальным, человечным складом, недоумевают, как можно второй раз сажать человека, травмированного и больного, исключительно за слова, за какие-то публикации на малопосещаемых страницах в интернете, которые ровным счетом никому не мешают. Ну, не умеет человек не писать. Таким уж уродился. И не умеет писать иначе. На людоедской идеологии когда-то был воспитан. Бьет власть тем же слогом, что она же ему когда-то навязала. Неужели обществу трудно чьи-то слова, пусть отчаянные и очень злые, потерпеть?
Обреченность человека, не умеющего выражать свои эмоции иначе, на вечную тюрьму - это все-таки приговор в первую очередь самому обществу.
Ну да, при Сталине Стомахина давно бы убили. Если бы так же писал против Сталина. Но далеко ли мы уйдем от сталинского безумия, если будем соразмерять настоящее с теми мерками?
Есть два подхода к защите заключенного под стражу человека: гуманитарный и правовой. Арест Бориса Стомахина не выдерживает критики ни в том, ни в другом аспекте. Даже действующие законы, репрессивные и антиконституционные, в деле Стомахина попраны.
Михаил Трепашкин, адвокат Бориса Стомахина, при первом беглом ознакомлении с его делом выявил грубейшие процессуальные нарушения: уже много месяцев Борис Стомахин сидит противозаконно - вот первый диагноз адвоката.
Самая тяжкая из статей, на основании которой Бориса Стомахина так долго без приговора держат под стражей, - это ст. 205.2 (оправдание терроризма). Ее вменяют Борису Стомахину через ч.1 ст. 30 УК - приготовление к преступлению, поскольку оправдания терроризма через СМИ Стомахин не совершил.
А ст. 30 ясно гласит, что приготовление к тяжкому и особо тяжкому преступлению образует самостоятельный состав преступления и наказание за него, в соответствии со ст. 66 УК, не может превышать половины максимального срока наказания, предусмотренного за само преступление.
Соответственно, если ст. 205.2 предусматривает до 7 лет лишения свободы, то приготовление к ней не может наказываться более чем 3,5 годами. Деяние же, за которое предусматривается наказание не выше 5 лет лишения свободы, относится в соответствии с действующим уголовным правом к преступлениям средней тяжести, за которое человек не может находиться под стражей на стадии предварительного расследования более 6 месяцев.
Все это, как я поняла со слов Михаила Трепашкина, он изложил 12 сентября на предварительном слушании, заявив о недопустимости продления Стомахину срока содержания под стражей в соответствии с действующим законодательством.
В суде возникла коллизия. Судья открывает ст. 205.2 кодекса и говорит: "Она же тяжкая". Трепашкин объясняет, что приготовление - это совсем иной состав и в данном случае он не может считаться тяжким. Стомахин находился под стражей незаконно.
Выслушав доводы адвоката, судья, как известно, продлил Борису Стомахину срок содержания под стражей еще на полгода. "По этому факту уже можно подавать жалобу в Страсбург", - сказал после заседания Михаил Трепашкин.
Он также пояснил, что незаконно и само применение к Стомахину ч. 2 ст. 205.2 через ст. 30. У Стомахина нашли около 50 экземпляров какого-то текста и сделали вывод: он готовился распространить это в средствах массовой информации. Но это - предположение, доказательств нет. Обвинение не конкретизировано: где он хотел разместить, в каком журнале или газете? Должны быть хоть какие-то свидетельства. Ничего нет. Статью 205.2 применили по надуманным основаниям без каких-либо доказательств, просто подтянули, чтобы держать человека под стражей. Все остальные статьи, вменяемые Стомахину, - менее тяжкие. Однако нельзя за одно и то же деяние давать несколько статей. А Стомахину все три статьи вменяются за одно и то же. Не говоря уж о том, что его второй раз сажают за одно и то же деяние. Все это строжайше запрещено и международным правом, и Конституцией России.
Ни в коей мере не правомерно применение к Стомахину и ст. 282, которая предусматривает наличие потерпевшего. В деле Стомахина потерпевших нет.
Сам же Борис Стомахин попросил адвоката обратить внимание на нарушение ст. 10 Европейской конвенции по правам человека: нарушение права на свободу слова налицо. Эксперты трактуют тексты так, как выгодно следствию. Стомахин же просто высказывал свое мнение, никого ни к чему не призывая.