статья Америка готовится к новой войне

Владимир Абаринов, 10.10.2005
Птичий грипп. Фото АР

Птичий грипп. Фото АР

...красные волны ходили по экрану, неживой дым распухал и мотался клочьями, полз струей, выскакивала огненная надпись: "Сожжение куриных трупов на Ходынке".
Михаил Булгаков. Роковые яйца

Вопрос о мерах противодействия возможной пандемии птичьего гриппа занял приоритетное положение в повестке дня президента США. На своей последней большой пресс-конференции он уделил птичьему гриппу вдвое больше времени, чем Ираку. Его монолог продолжался почти пять минут; президент затронул все аспекты проблемы, причем сделал это с таким знанием дела, что стало очевидно: в Белом доме напастью озаботились всерьез. Как раз этим летом в отпуске Джордж Буш прочел книгу Джона Барри "Великая инфлуэнца" - о печально знаменитой пандемии "испанки" 1918 года, которая свела в могилу 50 миллионов человек. Именно сейчас появились основания говорить о возможности повторения такого развития событий.

Не далее как на прошлой неделе опубликовано сообщение о результатах исследования американских ученых, в течение 10 лет изучавших структуру вируса "испанки". Генетическим материалом послужили фрагменты легочной ткани двух солдат и женщины, скончавшихся от болезни, которую в самой Испании называли "французской инфлуэнцей". Фрагменты солдатских легких, законсервированные в формалине и помещенные в герметичные восковые контейнеры, хранились в коллекции военных эпидемиологов. Покойница жила на Аляске и была похоронена в общей могиле в вечной мерзлоте (в ее поселке "испанка" убила общим счетом 72 человека и пощадила всего пятерых), благодаря чему генетический код вируса не пострадал. Исследователям удалось синтезировать вирус средствами молекулярной биологии и испытать его действие на мышах. Все зараженные мыши умерли не позднее чем на шестой день.

Руководитель проекта Джеффри Тобенбергер утверждает, что "испанка" - не что иное, как разновидность вируса птичьего гриппа H5N1. Это зловещая новость. Будет ли новая мутация вируса птичьего гриппа передаваться не только от птицы человеку, но и от человека человеку, как передавалась "испанка"? На этот самый главный сейчас вопрос ответа пока нет.

Джордж Буш рассказал, что во время недавнего саммита ООН в Нью-Йорке он обсуждал ситуацию с иностранными лидерами; в частности, убеждал их немедленно информировать о новых вспышках болезни Всемирную организацию здравоохранения, с тем чтобы специалисты могли оперативно реагировать на них. В четверг в Вашингтоне открылась созванная Госдепартаментом международная конференция по птичьему гриппу, в которой приняли участие представители 80 государств. А в пятницу президент встретился в Белом доме с главами фармацевтических компаний, производящих вакцину против вируса H5N1.

Проблема вакцины стоит остро. В настоящее время существует два препарата - Tamiflu, совместная разработка калифорнийской Gilead Sciencies Inc. и швейцарской Roche Holding AG, и Relenza, который производит британская GlaxoSmithKline (GSK). Лидер рынка - Tamiflu; только за первое полугодие этого года объем его продаж составил 450 миллионов долларов. Однако это далеко не предел - по оценке экспертов, емкость мирового рынка вакцины против птичьего гриппа может легко достигнуть 10 миллиардов долларов. Бизнесменов останавливает боязнь перепроизводства: они готовы увеличивать выпуск только под гарантированные государственные заказы.

Другой аспект - опасения юридического характера: в США пациент, ставший жертвой побочного действия лекарственных препаратов, может вчинить фармацевтической фирме миллионный иск. Наконец, компании-производители хотели бы упростить процедуру сертификации новых медикаментов. Так, например, алабамская компания BioCryst Pharmaceutical Inc. разработала вакцину "перамивир", предназначенную для внутривенных инъекций (Tamilflu выпускается в пилюлях, а Relenza - препарат для ингаляции). Однако "перамивиру" еще предстоят клинические испытания, а это процесс длится годами и представляет собой едва ли не самую дорогостоящую фазу создания нового лекарства.

Без Конгресса президент решить ни одну из этих проблем не в силах. Возможно, по этой причине Белый дом не пустил прессу на встречу президента с фармацевтами. По ее окончании министр здравоохранения Майкл Ливитт сообщил журналистам, что в ближайшие две недели правительство подготовит "всеобъемлющий" план мер по противодействию птичьему гриппу.

В этом плане должна найти отражение и тема, о которой в последнее время все настойчивее говорят в Вашингтоне - участие вооруженных сил в мерах по преодолению внутренних кризисов, таких как стихийные бедствия или пандемии. В настоящее время этот вопрос регулируется Posse Comitatus Act - законом 1878 года о чрезвычайных полномочиях шерифа. Закон запрещает привлекать вооруженные силы к исполнению правоохранительных задач. В 1981 году Конгресс сделал исключение для операций по пресечению контрабанды наркотиков; во всех прочих случаях Министерство обороны может оказывать гражданским ведомствам техническое содействие, однако военнослужащие ни при каких обстоятельствах не имеют права принимать участие в обысках, арестах и тому подобных действиях, составляющих прерогативу правоохранительных органов.

Но президент считает, что Конгрессу следует задуматься над использованием войск в борьбе с таким не знающим границ врагом, как смертоносные инфекции. "В случае с птичьи гриппом, - сказал он, - президент вынужден принимать трудные решения. Вот пример: если где-то в Соединенных Штатах произошла вспышка, должны ли мы ввести карантин на этой территории и каким образом обеспечить этот карантин? Одно дело - запретить все воздушные полеты, другое - не позволить людям попасть в опасную зону и заразиться птичьим гриппом. Кто лучше всего подготовлен к обеспечению карантина? Один из вариантов - использовать военных..."

Интересно, что президент говорит исключительно о людях, которые вне опасной зоны, а не о тех, которые уже в ней. Вспоминается фильм 1995 года Outbreak ("Вспышка"), где военные, пытаясь справиться с неизвестным науке вирусом, в провинциальном городке настоящую оккупацию с расстрелами без суда и следствия граждан, желающих покинуть место жительства, а обезумевший от сознания собственного величия генерал в исполнении Дональда Сазерленда решает попросту разбомбить городишко вместе с населением. В жизни такому триллеру сбыться, слава Богу, не суждено. Для применения вооруженных сил внутри страны в качестве заградотрядов нужен не просто закон, а поправка к Конституции, процедура принятия которой - дело весьма хлопотное и долгое. Например, последняя по счету XXVII поправка была внесена еще в 1789 году, а вступила в силу в 1992-м. Без поправки же закон будет немедленно опротестован в Верховном суде США как неконституционный.

Владимир Абаринов, 10.10.2005


новость Новости по теме