новость Судья отказал в прекращении "дела 26 февраля"

28.12.2015
"Дело 26 февраля": публика в коридоре суда. Фото: 15minut.org

"Дело 26 февраля": публика в коридоре суда. Фото: 15minut.org

Судья верховного суда аннексированного Крыма Виктор Зиньков отказался прекратить уголовное преследование фигурантов "дела 26 февраля", обвиняемых в "массовых беспорядках" во время демонстрации демократических сил в последние дни перед захватом полуострова. Об этом сообщает QHA.

Как уточняют "15 минут", одно из таких ходатайств заявил Александр Лесовой - адвокат зампреда Меджлиса крымскотатарского народа Ахтема Чийгоза, основного фигуранта дела. Схожие ходатайства были поданы также защитниками ряда подсудимых.

Адвокаты мотивировали свои ходатайства тем, что на момент вменяемых их клиентам действий Крым еще не был аннексирован, а следовательно, события, происходившие в то время на полуострове, не являются объектом рассмотрения российских судов. Однако Зиньков этот аргумент проигнорировал.

Также судья отказал в смягчении меры пресечения двум фигурантам дела - Али Асанову и Мустафе Дегерменджи, - которые, как и Чийгоз, заключены в СИЗО. Трое остальных обвиняемых - Эскендер Кантемиров, Эскендер Эмирвалиев и Арсен Юнусов - находятся на свободе. Адвокаты добивались перевода Асанова и Дегерменджи под домашний арест или освобождения под подписку о невыезде. Зиньков, однако, заявил, что оснований для смягчения им меры пресечения не имеется.

В то же время судья удовлетворил ходатайства о назначении троим обвиняемым общественных защитников. Общественным защитником Чийгоза стала его жена Эльмира Аблялимова, общественными защитниками Дегерменджи и Эмирвалиева - их матери.

Также Зиньков предоставил слово "потерпевшим" по делу. Всего такой статус в деле имеют 83 человека, однако на первое судебное заседание явились только около 20. Прочие, как рассказал второй адвокат Чийгоза, Эмиль Курбединов, подали заявления с просьбами провести разбирательство без их участия. "Однако, - добавил юрист, - я думаю, защита будет настаивать на том, чтобы все потерпевшие явились, потому что к ним есть вопросы. Они давали показания, что против них были совершены противоправные действия лицами, находящимися на скамье подсудимых".

Предварительных слушаний по "делу 26 февраля" не проводилось. В ходе первого заседания по существу, по словам Курбединова, решались преимущественно организационные вопросы. "Были разъяснены судом права обвиняемым, потерпевшим, были назначены даты наперед - даты судебных заседаний определили вплоть до марта", - рассказал юрист.

Ранее в понедельник сообщалось, что большинство родственников подсудимых в зал суда не допустили, рассадив в нем посторонних - как утверждалось, "потерпевших". По данным "15 минут", первоначально на слушания допустили всего 4 родственников, затем, в связи с возмущением пришедших, - примерно 11. Также не была допущена часть прессы, в том числе украинский телеканал "Интер". Видеосъемку заседания Зиньков запретил.

В связи с недопуском на заседание значительное число людей из публики написала на имя председателя верховного суда Игоря Радионова заявления с требованием обеспечить соблюдение статьи 123 российской Конституции, которая предусматривает открытость судебных заседаний.

Между тем, как рассказала QHA Аблялимова, Зиньков не только запретил фото- и видеосъемку последующих слушаний по делу, но и закрыл их от публики.

Следующее заседание по делу назначено на 15 января 2016 года; начало в 10 часов. Планируется, что на этих слушаниях прокурор Крыма Наталья Поклонская, которая, как сообщалось ранее, намерена лично поддерживать обвинение в процессе, зачитает обвинительное заключение по делу.

По прогнозу Курбединова, суд продлится до конца марта.

"Дело 26 февраля" возбуждено по факту столкновений у Верховной рады Крыма между участниками митингов, организованных 26 февраля 2014 года соответственно сторонниками и противниками Евромайдана. Как заявляет обвинение, в ходе этих столкновений "двое человек погибло, 79 были причинены телесные повреждения различной степени тяжести".

Все обвиняемые по делу - крымские татары, участники митинга в поддержку Евромайдана. Чийгозe вменена часть 1 статьи 212 российского УК (организация массовых беспорядков), предусматривающая от 8 до 15 лет колонии; остальным фигурантам - часть 2 этой же статьи (участие в массовых беспорядках), санкция которой составляет от 3 до 8 лет.

Всех обвиняемых (за исключением, возможно, Арсена Юнусова, которого впервые упомянули в числе фигурантов лишь 7 декабря, когда дело было уже направлено в суд) первоначально поместили в СИЗО, однако Кантемиров и Эмирвалиев уже через несколько недель после ареста были освобождены под поручительство. Известно, что освобождение предлагали также Асанову и Дегерменджи, однако взамен от них требовали дать показания против Чийгоза. И тот и другой политзек от этого отказались.

В "деле 26 февраля" были еще два фигуранта. Приговор одному из них - Таляту Юнусову - был вынесен днем в понедельник. Судья Центрального райсуда Симферополя Виталий Михайлов приговорил подсудимого к трем с половиной годам условно. При этом "прокуратура" Крыма не сообщала ни о рассмотрении дела в особом порядке, ни о признании подсудимым своей вины, ни о его показаниях на других фигурантов. С другой стороны, ведомство сделало нехарактерное для отчетов о подобных процессах замечание: "Приговор изучается прокуратурой на предмет соответствия его закону".

О другом фигуранте - бывшем операторе крымскотатарского телеканала ATR Эскендере Небиеве - известно, что он полностью признал вину и пошел на сделку с прокуратурой. 12 октября судья того же Центрального райсуда Юрий Гулевич приговорил Небиева к двум с половиной годам условно с двухлетним испытательным сроком.

Официальные СМИ утверждали, что журналист дал показания не только против себя, но и против Чийгоза. Однако адвокат осужденного Джемиль Темишев эти сведения опроверг, заявив, что Чийгоза его клиент не оговаривал. Лидеры Меджлиса также отмечали, что не склонны подозревать Небиева в оговоре.

28.12.2015


новость Новости по теме