Арест крымскотатарского активиста Асанова продлен до 19 ноября
Нелегитимный Киевский райсуд Симферополя продлил фигуранту "дела 26 февраля" Али Асанову срок содержания в СИЗО на 1 месяц 4 дня - до 19 ноября. Об этом сообщил на своей странице в Фейсбуке глава центризбиркома Курултая крымскотатарского народа Заир Смедляев.
На сайте Киевского райсуда информация о слушаниях по продлению ареста Асанову отсутствует, зато есть карточка дела о продлении ареста на срок до 19 ноября основному фигуранту дела - зампреду Меджлиса крымскотатарского народа Ахтему Чийгозу. Как утверждается, заявление следователя крымского главка СКР по особо важным делам старшего лейтенанта юстиции П. Никкеля должен был рассматривать судья Михаил Белоусов.
Между тем арест Чийгоза на срок до 19 ноября был продлен еще в августе. Не сообщают о новом заседании и крымскотатарские источники. Таким образом, можно заключить, что Белоусов рассмотрел ходатайство Никкеля именно в отношении Асанова, а о Чийгозе на сайте суда сообщается по ошибке.
Асанову 33 года, он житель села Урожайное Советского района. Крымчанина задержали 15 апреля. Два дня спустя судья того же Киевского райсуда Татьяна Рубе арестовала Асанова на два месяца. Позже его арест неоднократно продлевали.
Политзеку вменена часть 2 статьи 212 российского УК (участие в массовых беспорядках), предусматривающая от 3 до 8 лет колонии. Согласно фабуле дела, 26 февраля 2014 года во время митинга у Верховной рады Крыма в поддержку Революции достоинства Асанов применил насилие к участникам проходившего там же пророссийского митинга, в частности к некоему Ивкину и к "неустановленным лицам".
"Асанов и другие неустановленные лица применили физическое насилие, нанесли множество ударов руками и ногами, а также массивными флагштоками, изготовленными из деревянных палок, сотрудникам МВД Республики Украина (так в оригинале. - Ред.), сторонникам общественного движения "Русское единство" и самообороны Республики Крым, а затем ворвались в здание Верховной рады Автономной Республики Крым, где повредили и уничтожили имущество на сумму 600 000 рублей", - говорится в деле.
Между тем на иждивении у политзека находятся четверо детей, младший из которых родился только в июне, и отец-инвалид.
Всего в "деле 26 февраля" семь обвиняемых, однако четверо из них ранее в разное время были освобождены из СИЗО под поручительство. Наряду с Асановым под арестом остаются только Чийгоз и Мустафа Дегерменджи. По состоянию на начало сентября ни представители власти, ни духовенство не обращались к родственникам Асанова с предложением дать за арестованного поручительство или иным способом посодействовать его освобождению из СИЗО.
В конце августа, во время рассмотрения "верховным судом" Крыма апелляций на продление ареста Чийгозу и Асанову, зампред Меджлиса заявил, что "на участников митинга то же следствие оказывает давление, спекулируя малолетними детьми, предлагает написать на меня доносы, чтобы их выпустить до суда".
В первых числах сентября теща политзека Зарема Хасанова обратилась к Владимиру Путину с просьбой посодействовать в освобождении Асанова из СИЗО. "Зять не может без детей. Дети каждый день ждут своего отца. Скоро зима - как дочка будет справляться с четырьмя детьми? Али же кормилец", - сказала, в частности, Хасанова.
Несколько дней спустя в Урожайном ФСБ провела обыски в домах двух крымскотатарских семей, которые дружат с Асановым, и в доме славянской семьи, который находится рядом с домом политзека. В постановлениях суда, предъявленных силовиками, говорилось, что силовики явились по делам о пропаже мопеда и краже мобильника. "Привезли на обыск своих понятых, - отмечали правозащитники. - Отказали в предоставлении нейтральных понятых. Грубили. Перевернули все в домах".
15 сентября в СМИ появилось переведенное с крымскотатарского на русский открытое письмо Асанова Чийгозу. "Меня много пугают в ФСБ большим сроком: мол, если и дальше будем молчать - дадим 20 лет и увезем за 6 тысяч километров, - отмечал, в частности, политзек. - Но я знаю, что они ничего мне и всем нам не смогут сделать, если не пожелает этого Аллах. Я готов умереть за нас, мусульман, за наш народ - лишь бы больше никого не трогали".
"Дело 26 февраля" возбуждено по факту столкновений у Верховной рады Крыма между участниками митингов, организованных 26 февраля 2014 года соответственно сторонниками и противниками Евромайдана. Все обвиняемые по делу - крымские татары, участники митинга в поддержку Евромайдана. Чийгозу вменяется часть 1 статьи 212 российского УК (организация массовых беспорядков; от 8 до 15 лет колонии), остальным шестерым фигурантам - часть 2 этой же статьи.
12 октября судья нелегитимного Центрального райсуда Симферополя Юрий Гулевич вынес первый приговор по "делу 26 февраля" - в отношении бывшего оператора крымскотатарского телеканала ATR Эскендера Небиева. Этот фигурант полностью признал вину и пошел на сделку с прокуратурой, в связи с чем материалы в его отношении выделили в отдельное производство.
Небиев получил два с половиной года условно с двухлетним испытательным сроком. Как утверждали официальные СМИ, журналист дал показания не только против себя, но и против Чийгоза. Однако адвокат осужденного Джемиль Темишев эти сведения опроверг, заявив, что Чийгоза его клиент не оговаривал. Лидеры Меджлиса ранее также отмечали, что не склонны подозревать Небиева в оговоре.