Работы Авдея Тер-Оганьяна пустили на выставку в Лувр
Выставка "Контрапункт: современное русское искусство" пройдет в Лувре в запланированные сроки и представит все работы, включая картины художника Авдея Тер-Оганьяна, ранее не разрешенные к вывозу из России, сообщает РИА "Новости".
Лувр начал переговоры, чтобы разрешить ситуацию и выставить все запланированные произведения искусства. В результате, по данным агентства, выставка пройдет, как и предполагалось, с 14 октября 2010 года по 11 января 2011 года "со всеми художниками и произведениями, которые мы предложили включить". Кроме того, в Лувре отметили, что российские власти дали согласие на показ ранее отклоненных работ.
О том, что четыре работы Тер-Оганьяна из серии "Радикальный абстракционизм", первоначально включенные французским куратором экспозиции Мари-Лор Бернадак в состав выставки "Контрапункт", не выпущены из России, стало известно 24 сентября. Минкульт пояснил, что тексты на этих работах можно воспринять как призыв к насильственному изменению конституционного строя России и к возбуждению национальной и религиозной розни.
Инцидент вызвал общественный резонанс, часть участников высказала намерение бойкотировать выставку и отозвать свои работы. Сам Тер-Оганьян выступил с открытым заявлением по поводу запрета на вывоз своих работ, связав его с делом художника Олега Мавромати, которому ранее отказали в продлении загранпаспорта, потребовав его экстрадиции из Болгарии. "Я требую официального вывоза работ, только потому, что запрет на вывоз аргументируется также абсурдно, как и обвинение Мароматти, мое, Ерофеева, Самодурова, как разжигание религиозной вражды. Собственно, Мавроматти обвиняется в том же, в чем обвиняются и мои картины. Это полный идиотизм!", - заявил художник.
К участию в проекте, помимо Тер-Оганьяна, были приглашены Юрий Альберт, Александр Бродский, Эрик Булатов, Ольга Чернышева, Эмилия и Илья Кабаковы, Алексей Каллима, Валерий Кошляков, Юрий Лейдерман, Диана Мачулина, Андрей Mонастырский, Павел Пепперштейн, Вадим Захаров, Игорь Макаревич и Елена Елагина, Комар и Меламид, группы "Синие носы" и AES+F, а также Владимир Дубосарский и Александр Виноградов.
Выставка "Контрапункт", открытие которой запланировано в Лувре на 14 октября, готовится в рамках Года России во Франции и финансируется государством. Организаторами выставки являются ГЦСИ и фонд Stella Art Foundation с российской стороны и Лувр – с французской. Именно Бернадак, главный хранитель и директор Департамента современного искусства этого музея, занималась отбором произведений на выставку.
Справка
Открытое письмо Авдея Тер-Оганьяна участникам выставки "Русский контрапункт"
Дорогие друзья!
Вчера я узнал, что мои работы не выпускают из России. И тут же получил e-mail из галереи Гельмана с предложением решить ситуацию следующим образом: напечатать в Париже и выставить другие работы из этой серии, которые не были запрещены к вывозу, чтобы не напрягать отношения между французскими и русскими партнерами. Долго не думая, я согласился. А сегодня прочел в журнале у Гельмана о том, что вы выступили в мою поддержку с готовностью бойкотировать эту выставку, а так же комментарии Марата о том, что ситуация благополучно разрешена, и ничего этого уже не нужно. Я был очень тронут Вашей поддержкой.
Сегодня целый день думал об этом. И пришел к выводу, что как-то все слишком ловко выходит. Я отлично пропиарился в прессе и теперь могу спокойно снимать сливки.
Собственно, мое согласие решить ситуацию при помощи печатанья принтов, удобно всем. Я представил, как российский посол будет с улыбками открывать эту выставку в Париже, изображая, что все нормально.
В последнее время я нахожусь в постоянном телефонном контакте с Олегом Мавроматти, которому сейчас не продлили русский паспорт в Болгарии и грозят экстрадицией в Россию. Ситуация там очень серьезная. Я подумал о том, что совсем некрасиво получается. Моя ситуация похожа на ситуацию Маврика. Но если мои работы можно оставить в Москве и напечатать новые в Париже, то напечатать нового Мавроматти в Нью-Йорке, посадив старого в тюрьму, точно не удастся.
Поэтому я решил отказаться от этой хитроумной выдумки с принтами. Я написал Гельману о своем отказе решать дело таким образом. Хочу этим отказом привлечь внимание к ситуации, сложившейся между культурой и властью у нас. А конкретнее — обострить этот абсурдистский конфликт. Ведь мои работы, собственно и были для этого созданы и очень наглядно проявили идиотизм идиотов.
Короче, я решил требовать, чтобы мои работы были привезены из Москвы. И предъявляю второе требование — продлить российский паспорт Олегу Мавроматти. Ситуация с Олегом несопоставима с моей, в общем-то прикольной, историей.
Без удовлетворения этих, вполне реалистических, на мой взгляд, требований, я отказываюсь участвовать в выставке.
Мне кажется, что Лувр — это хороший рычаг. Если в восьмерым нажать в Париже, минкульт можно тряхнуть так, чтобы зашевелились. Мы постоянно сталкиваемся с подобными проблемами, когда уже поздно — когда Ерофеева уже судят, а Мавроматии уже оказался нелегалом. Знаю это по себе. И мы всегда ставим заниженные "реалистические" задачи. А когда все становится "нормально", быстро забываем об этом.
На этой выставке в Лувре не решаются никакие серьезные вопросы искусства. Она является просто демонстрацией того, как у нас все замечательно с современным искусством. Собственно, именно это сильно хочется опровергнуть. Мне кажется, что бойкот этой выставки — как раз тот случай, который будет адекватно воспринят и художниками, и широкой общественностью именно в России. Мы можем продемонстрировать свое отношение ко всей той чудовищной хуйне, которая происходит у нас.
Будет очень здорово, если вы поддержите меня даже после этого псевдоразрешения конфликта. Конечно, я понимаю, чем своим жестом вынуждаю вас на новые реакции. Но ведь ничего, по сути, не изменилось.
Блоги
Статьи по теме
Ты словом, я рукой
Дискуссия на тему современного искусства таким образом сводится к бессмертной формуле Хармса "Давай, сразимся, чародей, ты словом, я рукой". Раньше новое искусство третировалось с позиций "народности" и "партийности". Теперь - с точки зрения "возбуждения". Но и тогда, и теперь художнику (куратору, издателю) вменяется "кощунство и святотатство".
Саванарыло
Больше всего мыслители и художники страдали от таких, как Савонарола. То, что сейчас происходит в суде, где безграмотный атеист-прокурор принимает на веру показания безграмотных фанатиков-свидетелей против двух образованных христиан, - это плохо не только для страны, но и для религии.