Прекратите ради Бога!
Об авторе
Елена Санникова - правозащитница, бывшая политзаключенная.
ст. следователю Коробкову Е.Е.
от Санниковой Елены Никитичны
Уважаемый Евгений Евгеньевич!
Как человек религиозный и православная христианка, я считаю, что уголовное дело, возбужденное против Юрия Самодурова и Андрея Ерофеева в связи с выставкой "Запретное искусство-2006", неправильно, ошибочно и недопустимо. Поскольку устроители выставки обвиняются в оскорблении религиозных чувств православных людей, я хочу Вас заверить, что лично мои религиозные чувства задеты самим фактом возбуждения подобного уголовного дела. Я прошу с вниманием отнестись к моему мнению, поскольку я пришла к православию самостоятельно в школьные годы, когда государственной идеологией был атеизм, высмеивание религии поощрялось, а за посещение храмов и распространение церковных взглядов выгоняли из учебных заведений, что отразилось и на моей судьбе. Так что я считаю, что мои религиозные взгляды глубоки, выстраданы и мое мнение должно иметь в данном деле вес и авторитет.
Организаторам выставки вменяется в уголовном порядке оскорбительная оценка и трактовка православия. Но православные люди не нуждаются в том, чтобы их ограждали от хулителей церкви с помощью уголовного делопроизводства. Не надо думать, что наша вера не крепка, нервы слабы, а чувства неврастеничны. Мы как раз нуждаемся в свободной и независимой дискуссии, и для того чтобы постоять за свою веру, нам не нужны услуги прокуратуры.
Православие — это прежде всего христианство. Христианство — это религия мира, человечности и любви. Христиане не могут быть гонителями. Христиане проповедуют сострадание, милосердие и любовь ко всем людям, включая врагов. Христианство призывает на зло отвечать добром, быть снисходительным к чужим грехам и непримиримым к своим, подавать пример прощения. Преследование неверующих, иноверцев, хулителей веры несовместимо с природой христианства, с его буквой и духом. Более того, это прямое нарушение заповедей Христа — основного закона и ориентира для любого христианина. Такое гонение дискредитирует в глазах неверующих людей нашу веру, нашу церковь, представляет ее в ложном свете, искаженном виде.
В средние века нашу страну миновал такой позор, как власть инквизиции. На Руси были рыночные балаганы, скоморохи, которые веселили публику высмеиванием всего что только можно, включая и церковь. Православное духовенство не рекомендовало посещать балаганы церковным людям, но и не устраивало жестоких гонений на них. Пастыри, которые определяли букву и дух русского православия, имена которых вошли в церковные святцы, проповедовали добро и любовь, милосердие и сострадание. В житиях русских православных подвижников (таких, как Феодосий Печерский, Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, Серафим Саровский, Амвросий Оптинский — множество других имен можно назвать в этом ряду) мы нигде не встретим и намека на поддержку гонений и преследований хулителей Церкви. Но зато всегда встречаем призыв к кротости, незлобию, смирению, терпимости, снисхождению к заблудшим, милости к врагам.
Православный человек может обличить богохульника, если тот совершает свое действие открыто, смущая других людей, или если он находится у власти и делает это, пользуясь своим высоким положением. Но речь идет именно об обличении, а не об инициировании преследований, не об обращении к представителям власти с просьбой о возбуждении уголовного дела. Поэтому я утверждаю, что те верующие, которые поддерживают данное уголовное дело, не знают Евангелия и учения церкви, а значит, и не являются по сути православными христианами. Истинное православие несовместимо с агрессией, ненавистью и злобой. Христиане не сажают людей в тюрьмы, а заступаются за гонимых и посещают узников.
Я внимательно ознакомилась с обвинением, предъявленным Юрию Вадимовичу Самодурову, и считаю его абсурдным, возмутительным, недопустимым. Так, в обвинении перечислены трактовки экспонатов выставки, оскорбительные для чувств религиозных людей. Но это ведь всего лишь трактовки, данные одним или несколькими людьми. А речь идет об изображениях, которые каждый волен трактовать в меру, так сказать, своей испорченности. В обвинении, например, описана картина, на которой одновременно изображены крест и орден Ленина, и дана определенная ее трактовка. Но ведь с таким же успехом можно ей дать совсем другие трактовки. Судя по описанию, эта картина могла произвести отталкивающее эстетическое впечатление. И трактовка, которая мне, например, приходит на ум, состоит в том, что внутренний мир человека, в котором бессвязно перемешались ценности православия и марксистско-ленинской идеологии, по сути своей отвратителен. Это констатация факта, а не оскорбление. А ведь это горькая наша действительность. Сколько людей, вскормленных советской идеологией, надели на себя сейчас православные кресты, не изжив в себе лжи и зла марксистско-ленинского учения. И христианами они не стали, и коммунистами остались по сути, и православие проповедуют в агрессивном, воинственном духе, создавая массу противоречий, губительных для человеческой психики. А художник всего лишь отразил окружающую действительность. Не картина его оскорбительна для православного человека, а трактовка, которая содержится в том обвинении, которое Вы предъявляете Ю.В. Самодурову.
Еще пример, уже на другую тему. В обвинении описана картина, на которой присутствуют некие три буквы, сочетание которых оскорбительно для слуха интеллигентного человека. Но позвольте, эти три буквы красуются у нас на каждом заборе, в каждой подворотне, в каждом подъезде и лифте! Я не могу в Москве выбрать такого маршрута прогулки для своих детей, чтобы оградить детское ухо от грубо и громко произносимого слова из этих трех букв, которое звучит из уст наших сограждан не только на остановках и у пивных ларьков, но и на прогулочных дорожках парков, и на детских площадках. Что же не заводите Вы уголовные дела на людей, которые украшают этими тремя буквами стены и заборы? И чего хотите от художника, который всего лишь отразил окружающую действительность? Вдумайтесь, сколь абсурдно подобное обвинение в наших условиях и в нашей стране!
Выставка "Запретное искусство-2006" проходила не на улице, а за закрытыми дверями и даже за занавесками. Поэтому ничьих чувств помимо воли самих зрителей она оскорбить не могла. Конечно, желательно, чтобы выставки повышали духовный уровень людей. Но это желательность, а не обязанность, и следствие с прокуратурой здесь вообще ни при чем. Единственная моя претензия к выставке — это то, что она была выставлена в Музее Сахарова, что, по моему мнению, не соответствует тематике музея. Но это чисто личная претензия, не имеющая никакого отношения к юриспруденции. К тому же, как правило, в этом музее проходят выставки и мероприятия, полностью соответствующие тематике музея, имеющие важное общественное, историческое и культурное значение, и мне очень жаль, что не эти регулярные выставки, а единичные скандальные привлекают к себе внимание нашей не вполне нравственно оперившейся общественности.
В связи с вышеизложенным я, православная христианка, прошу Вас прекратить преследование организаторов выставки "Запретное искусство-2006" в Музее и Общественном центре им. Андрея Сахарова и закрыть данное уголовное дело за отсутствием состава преступления.
Статьи по теме
Спор музействующих субъектов
Что касается "возбуждения вражды", то, согласитесь, существует тип людей, в душах которых ничего особенно возбуждать не надо. Они возбуждены всегда и всегда живут во вражде ко всему и ко всем, к себе в том числе. А искусство тут ни при чем. И если и нужна в этом конфликте какая-то экспертиза, то это должна быть экспертиза психиатрическая по отношению к агрессивным мракобесам.
Против течения
"В этом разница между Христом и Сталиным - вот над ним нельзя было смеяться, хотя все равно смеялись, потому что такова натура европейского человека". Искусствовед Андрей Ерофеев, уволенный с должности главы отдела новейших течений Третьяковской галереи, протестует против цензуры в сегодняшней России. Читайте его интервью Граням.Ру.