новость "Жюль Верн" успешно пристыковался к МКС

05.04.2008
Проект ESA ATV 1999 года с сайта www.astronautix.com/craft/esahicle.htm

Экипаж Международной космической станции открыл люки европейского транспортного космического корабля "Жюль Верн", который накануне впервые пристыковался к станции, сообщил РИА "Новости" представитель российского Центра управления полетами.

"Пегги Уитсон, Гаррет Рейсман и Юрий Маленченко совместными усилиями открыли люки "Жюля Верна" и через день приступят к выгрузке девяти тонн научной аппаратуры, продуктов питания, топлива и одежды, доставленных с Земли на борт станции", - отметил собеседник агентства.

По его словам, на МКС первый европейский грузовик доставил и "духовную пищу": факсимильные издания французского писателя-фантаста Жюля Верна, творчество которого хорошо известно и российским читателям, в том числе репринт романа "Полет с Земли на Луну", а также музыкальные диски с записями группы "Битлз" и других европейских и американских исполнителей.

Стыковка европейского космического грузовика ATV (Automated Transfer Vehicle) "Жюль Верн" с МКС была осуществлена накануне в 18.45 мск.

Подлет "Жюля Верна" визуально наблюдал и фиксировал на видеокамеру нынешний экипаж МКС - командир станции американка Пегги Уитсон, второй бортинженер, астронавт NASA Гаррет Рейсман и российский космонавт Юрий Маленченко.

"Жюль Верн", как и российские космические грузовики типа "Прогресс", имеет цилиндрическую форму, однако значительно превосходит их по размеру, стоимости и грузоподъемности. Его длина составляет 10,3 метра, диаметр - 4,5 метра. Стартовая масса корабля 20 тонн, полезная нагрузка - девять тонн.

Новейший европейский грузовой корабль был разработан и построен "с нуля" европейским космическим концерном EADS. С помощью "прицела" лазерного наведения и ориентируясь по установленному на его борту спутниковому навигатору GPS, "Жюль Верн" пристыковался к причальному порту российского модуля "Заря", куда обычно "причаливают" российские "Прогрессы".

АТV был выведен на околоземную орбиту на ракете-носителе Ariane-5, стартовавшей с космодрома Куру во Французской Гвиане 9 марта, и до стыковки находился на так называемой "парковочной" орбите. Корабль перед ответственной операцией многократно тестировался, а специалисты ЦУП-Тулуза (Франция) и ЦУП-М (Королев) проводили маневры по его сближению со станцией.

На "Жюле Верне" установлена модернизированная стыковочная система, разработанная и произведенная специально для этого проекта российской РКК "Энергия", а также доработанная версия аппаратуры сближения "Курс".

05.04.2008