статья Масса Эриды в 1,27 раза превышает массу Плутона

Максим Борисов, 16.06.2007
Карликовая планета Зена в представлении художника. Изображение предоставлено АР NASA

Объединив данные, полученные от космического телескопа NASA "Хаббл" (Hubble) и обсерватории "Кек" (W. M. Keck Observatory, Гавайские острова), американские астрономы смогли узнать точную массу крупнейшей карликовой планеты Эрида (Eris) и доказать, что она заметно (в 1,27 раза) превышает массу Плутона, который до августа прошлого года имел статус девятой планеты Солнечной системы.

То, что Плутон нельзя уже считать даже крупнейшим объектом пояса Койпера (т.е. того скопления ледяных объектов, орбиты которых лежат за пределами орбиты Нептуна) стало ясно еще пару лет назад - с тех пор, как был обнаружен и исследован объект 2003 UB313. Первоначально 2003 UB313 был известен под своим временным прозвищем "Зена" (Xena) и лишь сравнительно недавно официально стал именоваться "Эрида" - по имени древнегреческой богини раздора, подкинувшей яблоко, что послужило причиной Троянской войны (сами первооткрыватели вроде бы как предлагали название из скандинавской мифологии - Имир). Наблюдения "Хаббла" в 2006 году показали, что поперечник 2003 UB313 немного превосходит диаметр Плутона (диаметр Плутона - 2320 км), но массу новой планеты можно было выявить только путем тщательных наблюдений за орбитальным движением спутника Эриды - Дисномии (Dysnomia - дочь Эриды, дух беззакония, прежде именовавшаяся "Габриель"). Несколько снимков движущейся Дисномии были получены за последние годы "Хабблом" и "Кек".

Один из первооткрывателей Эриды астроном Майк Браун (Mike Brown) из Калифорнийского технологического института (California Institute of Technology - Caltech, Пасадена, штат Калифорния) и его коллеги в текущем номере журнала Science сообщают о том, что Дисномия обладает почти круговой 16-дневной орбитой. Это свидетельствует в пользу теории, согласно которой спутник у Эриды появился в результате столкновения с каким-то соседом по поясу Койпера (Kuiper Belt object - KBO). Если бы Дисномия была объектом, захваченным в результате гравитационного взаимодействия, то она бы находилась на более вытянутой эллиптической орбите (орбита самой Эриды имеет довольно большой эксцентриситет, а путь по этой орбите занимает 560 лет).

Столкновение с крупным соседом - это на самом деле довольно распространенный в Солнечной системе сценарий рождения спутников. Спутники Плутона (в настоящее время их насчитывают 3 штуки - Харон и две маленькие луны, обнаруженные в 2005 году) и система Земля-Луна, согласно самым авторитетным теориям, также сформировались в ходе ударных процессов, в результате которых частицы вдребезги разбившихся и расплавившихся пришельцев образовали на орбите кольца из обломков, которые постепенно слиплись в новые луны. Существует теория, согласно которой и спутники Марса (Фобос с Деймосом) сформировались подобным способом.

Сравнив массу Эриды (17 квинтиллионов (миллионов триллионов) тонн), полученную из наблюдений (применяя законы Кеплера), и ее диаметр (2400 километров, примерно половина Луны), Браун смог вычислить плотность карликовой планеты. Она оказалась равной 2,3 грамма на кубический сантиметр. Это очень похоже на плотность Плутона, а также на еще одного величайшего обитателя пояса Койпера 2003 EL61 (обладающего, кстати говоря, двумя лунами, которые тоже, похоже, образовались в результате давнего столкновения с крупным объектом) и Тритона (крупнейшего спутника Нептуна), который считается бывшим KBO, захваченным гигантской планетой. Плотности всех этих объектов заметно превышают плотность чистого льда, и поэтому они просто обязаны иметь в своем составе существенную примесь из камней (примерно 70%).

Отметим, что поперечник спутника Эриды Дисномии оценивают в 150 километров, и других лун у Эриды пока не нашли. В этом смысле "богиня раздора" все-таки проигрывает Плутону с его тремя спутниками, крупнейший из которых - Харон - по своим размерам всего лишь вдвое уступает хозяину.

Astronomers Measure Mass of Largest Dwarf Planet - HubbleSite - NewsCenter