Религия
В блогах
Срань Господня объявила войну
Арест (формально - двухсуточное задержание) девушек из группы "Кошачий бунт" по обвинению в неподобающем поведении в Храме Христа Спасителя - это объявление войны гражданскому обществу России. Разумеется, причислять к гражданскому обществу фашизоидные псевдоклерикальные структуры, мечтающие о церковной инквизиции и расправах с инакомыслящими в России, было бы так же абсурдно, как признать структурой гражданского общества мафию.
Молитва об избавлении страны от диктатуры и полицействующих клерикалов - нормальная дань русской православной традиции, традиции юродивого протеста против проституирования церкви и сатанизации государства. "Богородица не велит молиться за царя Ирода" - благодаря Пушкину, а теперь и режиссеру Владимиру Мирзоеву, эти слова знает каждый образованный человек. Обозначение изверга и тирана Сранью Господней - корректное следование русской и европейской церковной традиции.
Этот арест - провокация. Ее тщательно подготовил альянс фашиствующего крыла партии власти и фашиствующего крыла Московской патриархии.
Очевидная цель провокации - чтобы больше было желания броситься 5 марта, в 59-ю годовщину официальной смерти Сталина, на дубинки спецназа у стен Кремля. Этот арест - предупреждение о том, что будет в стране, когда окончательно и неограниченно воцарится Срань Господня.
Я надеюсь, что международные правозащитные организации немедленно признают всех задержанных узниками совести как преследуемых за мирное выражение своей гражданской позиции.
На протестах с нами Приснодева Мария
Мы придерживаемся этической традиции плюрализма ценностей, которая рассматривает моральный спор как выражение столкновения несовместимых и несоизмеримых предпосылок, а моральное предпочтение – как лишенный критериев выбор между подобными предпосылками, как тип выбора, которому не может быть дано никакого рационального обоснования. На плюрализме ценностей основана современная политика мультикультурализма. Проект эпохи Просвещения по рациональному обоснованию морали потерпел крах в XX веке, и этот крах зафиксирован в современной социологической и философской мысли. Метафизические предпосылки сейчас не играют той роли, какой они играли во времена до Маркса и Ницше. Попытка религиозной этической системы претендовать на привилегированное положение в современом мире несостоятельна. Влияние секулярной системы ценностей необратимо, XX век с его историческими потрясениями навсегда изменил мир. В нашем мире религия является одним из выражений образа жизни, столь же ценным, как и светский. Пора отказаться от понимания религии как источника высших истин и перейти к пониманию религии как выражения определенного образа жизни. Религия не может претендовать на роль уникального проводника к благу, как она делала это раньше.
Подорванность метафизической традиции и единого этического словаря, на которые ранее ссылалась религия, рождает такое явление современности, как религиозный фундаментализм. Фундаменталисты пытаются представить ситуацию таким образом, как будто они возвращаются к традиционным, досекулярным ценностям. Однако это не так. Их поведение гораздо более агрессивно и неуверенно, чем поведение человека, реально обладавшего традиционными ценностями. Интеллектуальная и культурная традиции, обосновывавшие уникальность и привилегированность религии как образа жизни, подорваны, и фундаменталистам приходится занимать оборонительную позицию. Отсюда – нападения, погромы, теракты, угрозы физической расправы, уголовные дела.
Фундаментализм – не только российская история, однако российское государство занимает уникальную для западного мира позицию по отношению к фундаменталистам. Благодаря тесному соработничеству патриарха Кирилла и Путина религиозный фундаментализм принимает в России масштабы официальной государственной идеологии. В школах вводятся в качестве обязательного предмета «Основы православия». На художников и кураторов одно за другим заводятся уголовные дела – это дела Юрия Самодурова, Андрея Ерофеева, Анны Альчук (которая, по всей вероятности, была убита религиозными фанатиками), Александра Савко. Путин готовится вводить в федеральное ТВ больше передач о православии. Бывшие чекисты, охотившиеся в СССР за воцерковленными гражданами, стоят теперь на Рождество в храме Христа Спасителя, не имея в душе ни капли веры, но следуя официальной линии госпропаганды. Перед парламентскими выборами в Москву привозят пояс Богородицы в надежде на то, что граждане будут выходить на улицу не для протестов, а только для того, чтобы унизить себя, не получивших ВИП-пропуска, в многокилометровой очереди в храм Христа Спасителя. После партиарх Кирилл прямым текстом заявляет, что россияне не должны ходить на митинги, а обязаны сидеть молчком в своих домах, молясь на В.В. Путина, исправившего «кривизну истории». Депутат Госдумы от «Единой России» Александр Сидякин требует ужесточить наказание за так называемое «циничное осквернение храмов», при том что в европейских страна традиционные законы о кощунстве либо отменяются (как недавно в Британии), либо переосмысляются. Религия, потеряв свои метафизические основания, находит их теперь в соработничестве с государством. Патриарх Кирилл верит в Путина. Лучше бы в Бога верил. Но пояс Девы нам не заменит митингов. На протестах с нами – Приснодева Мария!
Открытое письмо в защиту девушек из группы Pussy Riot
Поступок девушек из панк-группы Pussy Riot - спровоцированная ситуацией в стране гражданская и политическая акция протеста против циничных действий руководителей страны, адресованная всем гражданам государства, гражданскому обществу и власти. Одновременно по своей форме она, говоря объективно, является религиозным кощунством в сакральном для верующих пространстве храма. Как оценить суть происшедшего и что важно принять во внимание, чтобы не ошибиться, вынося о случившемся свое суждение?
Во избежание недоразумений скажу, что считаю, что девушки поступили глупо - они не имели права и не должны были проводить эту акцию в церкви. Ее можно и следовало бы провести в каком-либо светском помещении. Негативное отношение девушек к г-ну Путину я полностью разделяю, но, если бы у меня была возможность, постарался бы отсоветовать им выступать с рок-молитвой в церкви. Я думаю, что пространство храма, так же, как и все остальные социально-культурные пространства, следует уважать и не нарушать без крайней необходимости принятые в них нормы поведения и общественные приличия.
Для верующих девушки в скоморошьих нарядах со скрытыми под масками лицами, танцующие и поющие перед царскими вратами в храме Христа Спасителя рок-молитву со словами «Богородице Дево, избавь нас от Путина» и припевом «Срань Господня!» (видимо, припев адресован тому же персонажу, что и в обращении к Богородице), - это объективно религиозное кощунство. Полагаю, что и добросовестные неверующие, и просто равнодушные к религии лица с этим выводом согласятся.
Но для нравственной, политической и правовой оценки данного религиозного кощунства общество, в том числе верующие граждане, руководство РПЦ и правоохранительные органы обязаны принять во внимание, что смысл и цель этой акции абсолютно не богоборческие, внерелигиозные. Это чисто светская и безусловно политическая акция.
Ибо как еще возможно добросовестно и адекватно истолковать пропетые девушками, причем красивым распевом и многократно повторенные, подобно настоящим молитвам, слова: «Богородице Дево, избавь нас от Путина»?!
Поскольку цель этой акции не религиозная, а политическая, то и судить и оценивать ее надо по законам политики и светского государства, а не так, как потребовал «главный спикер» РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин и как после его требования поступила прокуратура, возбудив по факту проведения акции уголовное дело по статье 213 УК («хулиганство»), по которой участникам акции грозит до 7 лет лишения свободы.
В отличие от законодательства Российской империи, по которому православие было государственной религией и предусматривались уголовные наказания за преступления против православной веры, в том числе за богохульство, в Конституции и Уголовном кодексе России нет понятий и норм, карающих «преступления против веры», «кощунство», «богохульство» и так далее. Таких норм в Конституции и законах светского государства быть не должно и, надеюсь, они никогда не появятся.
Мы живем и хотим жить в светском государстве, где церковь и религия отделены от государства и где религиозно кощунственный поступок, даже если он вызывает серьезное недовольство у многих граждан, не может расцениваться и преследоваться как уголовное преступление, если только этот поступок не наносит материального ущерба физическим лицам и религиозным организациям, не препятствует их деятельности и не связан с покушением на безопасность и неприкосновенность личности.
Следует четко понимать, что смысл и цель объективно богохульной акции группы девушек в храме Христа Спасителя – это не борьба с религией и не борьба с религиозной верой, а отчаянный (после этого шага «по нарастающей» возможны только голодовка и самосожжение) политический протест наших сограждан против узурпации политической власти в России г-ном Путиным.
Не исключено, что девушки с большим желанием выступили бы со своей рок-молитвой «Богородице Дево, избавь нас от Путина!» не в храме Христа Спасителя, а в концертном зале или по телевидению, но ведь туда их не пускают и не приглашают. А вот в храме, куда они сумели пройти, их танец и рок-молитву перед царскими вратами сняли и показали «Евроньюс», фотографии акции напечатали во многих газетах и поместили на множестве сайтов. На мой взгляд, не стоило так активно тиражировать фото и видеозапись этой акции в СМИ и в Интернете по этическим мотивам. Тогда и громкий «информационный шум» вокруг нее, столь желательный девушкам и, видимо, не менее выгодный руководству РПЦ и различным инстанциям, но совершенно ненужный и неприятный обычным людям, был бы на порядок меньше.
Спрашиваю себя и хочу спросить читателей, кто более грубо и более явно преступил большее число моральных заповедей: «не лжесвидетельствуй», «не убий», «не пожелай добра ближнего своего», «не богохульствуй»? И кого следует судить за нарушение этих норм более строго религиозным (это прерогатива церкви), нравственным (это прерогатива всего общества) и правовым (это прерогатива органов юстиции) судом: девушек из группы Pussy Riot или лицо, от которого девушки просили Богородицу избавить нашу страну, возможно, не понимая степень неприличности своей акции в пространстве храма? Ответ, на мой взгляд, очевиден.
Если все же оскорбленные этой акцией люди считают неправильным и невозможным простить девушкам сознательное нарушение ими принятых в храме норм поведения и порядка, то РПЦ, а равно и верующие и многие неверующие люди, во-первых, имеют право и могут (вероятно, даже обязаны) публично осудить этот поступок как неприличный, неуместный, оскорбительный (точно так же, как если бы это произошло в костеле, молельном доме, синагоге, мечети, буддийском бурхане или священной языческой роще).
Те, кто считает это необходимым, имеют право потребовать от органов юстиции наказать участниц акции административным штрафом (ст.5.26 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает наложение штрафа на лиц, совершивших вблизи мест религиозного почитания действия, которые оскорбляют чувства верующих).
У людей, чувствующих себя оскорбленными, есть право предъявить девушкам гражданский иск о материальной компенсации ими морального вреда за оскорбление религиозных чувств. А независимый суд обязан рассмотреть это дело с учетом того, что, проводя акцию в храме Христа Спасителя, девушки не ставили своей целью борьбу с религией и верующими и осуществили свою акцию не во время религиозной службы. Их цель была не в том, чтобы препятствовать религиозной службе, а в том, чтобы привлечь к своей акции внимание СМИ, что им и удалось. Мне кажется, все это может и должно расцениваться как обстоятельство, смягчающее проступок девушек против правил поведения в храме и против общественных приличий.
Ни у руководства РПЦ , ни у православных активистов нет по закону права требовать уголовного преследования девушек за нарушение ими норм поведения в церкви, пускай и вызывающе резкое. Видимо, протоиерей Всеволод Чаплин, передавший ранее уже обкатанным способом активистам «Народного собора» эстафету по проведению кампании за уголовное осуждение девушек, это понимает, иначе он не стал бы предлагать в связи с этой акцией дополнить УК новыми статьями.
Советую всем девушкам, участвовавшим в акции в храме Христа Спасителя, как можно быстрее эмигрировать и просить политического убежища в какой-либо из стран Западной Европы. Возможно, вам придется остаться там надолго. Здесь вы можете быть лишены свободы. К сожалению, российские суды и прокуратура в делах, связанных с публичным акциями, которые верующие могут воспринимать как богохульные, руководствуются не Конституцией и законами, а политическим заказом. И надеяться на объективное и справедливое решение суда в такого рода делах в России уже нельзя. Каким является политический заказ в данном случае, легко себе представить.
Призываю всех добросовестных и мыслящих российских граждан, верующих и неверующих, а также общественные организации и партии нашей страны, равно как и граждан и общественные организации других стран, требовать от генерального прокурора и президента России прекратить уголовное преследование девушек, выступивших в Храме Христа спасителя в Москве с политической акцией протеста против узурпации власти в России г-ном Путиным.
Защита участников акции от уголовного преследования – это защита светского характера нашего государства, и нельзя допустить, чтобы участники акции в храме Христа Спасителя были осуждены по обвинению в совершении уголовного преступления.
Всем лицам, чье обращение может быть услышано и принято во внимание обществом и руководством РПЦ, имеет смысл обратиться в патриархию и к верующим с просьбой простить девушек за то, что они в запале политической борьбы, преследуя политически разумную цель, потеряли чувство меры, непреднамеренно задев чувства многих сограждан.
Фрик из средневековья
По информации Профсоюза Уличного Искусства, православный олигарх
Василий Бойко-Великий готовит новую волну травли девушек, подозреваемых в участии в недавней акции скандально известного женского художественного коллектива Pussy Riot. По словам самого олигарха, он это делает из соображения высшей справедливости. Это заявление было сделано на фоне готовящихся уголовных исков против людей, выложивших в Сеть личные данные, адреса и телефоны предполагаемых участников.
Бойко возглавил инициативную группу, которая составляет анкеты на возможных участниц акции в храме Христа Спасителя. За несколько дней до этого олигарх заявил, что готов заплатить 250 тысяч рублей любому, кто предоставит достоверную информацию о составе Pussy Riot.
Злополучная акция, по поводу которой Бойко так легко готов расстаться
с деньгами, получила широкое медийное освещение. 21 февраля четыре девушки поднялись к царским вратам храма Христа Спасителя и исполнили странный танец, на видеодокументацию которого позже была наложена песня - обращение к Богородице с просьбой прогнать из политики Владимира Путина.
Этот ролик был встречен в штыки националистическим крылом православной общественности. По адресу девушек поступило немало угроз. В связи с упоминанием Путина в злосчастной песне грех не вспомнить о
том, что в феврале 2010 года Бойко-Великий организовал выставку
иконописи "Патриарх Возрождения" в премьерской приемной а также
организовал напоминающие фрик-шоу митинги "Православные за Путина".
Но Бог с ним, с Путиным и ХХС. В этой истории ключевым является факт
обнародования фотографий, адресов и телефонов девушек, которые якобы и участвовали в акции Pussy Riot.
Одним из тех, кто распространял эти данные, был лидер националистической организации "Народная защита" Владимир Сергеев. По его словам, эту информацию им удалось получить от близких к организации людей. Сетевой ресурс Publicpost провел расследование, показавшее, что обнародованные фамилии с адресами и телефонами могли были "слиты" либо сотрудниками ОВД "Китай-город", либо спецслужбами. На это указывало то, что ошибки, сделанные задержанной Светланой Шуваевой при заполнении протокола, без изменений перекочевали в "слив".
В истории есть еще одно неприятное обстоятельство: эти данные были получены после задержания группы людей, подозреваемых в участии в другой акции Pussy Riot - несанкционированного концерта на Красной площади. Более того, большинство из участников той акции точно не участвовали в акции в ХХС, чему есть свидетельства. Светлана Шуваева во время акции находилась на репетиции театра, что видели полтора
десятка человек. То есть благодаря ретивости националистов и коррумпированности правоохранителей в Сеть были выложены личные данные
людей, непричастных к акции в ХХС. Девушкам и их родственникам стали
звонить и угрожать расправой. Понятно, что речь идет об уголовном преступлении.
Что касается коррумпированных милиционеров, то их действие попадает
под статью 137 УК - "нарушение неприкосновенности частной жизни", -
согласно которой участникам кампании, облеченными властными полномочиями, то есть тем неустановленным сотрудникам правоохранительных органов, которые, возможно, передали персональные данные
распространителям, грозит до 4 лет тюрьмы с запретом занимать
определенные должности. Рядовым распространителям персональной
информации (например, Владимиру Сергееву из "Народной защиты") грозит до двух лет лишения свободы.
Осторожному Бойко, который пока не выкладывает в Сеть собранную
информацию, пока ничего не грозит. Не называя имен, он лишь сообщает
информацию об участницах группы. Одну девушку, например, он осуждает за то, что она собирается уехать из России, и обвиняет в отсутствии
патриотизма.
Вообще Бойко-Великий странный человек. Можно сказать, православный фрик. Он прославился тем, что заставлял сотрудников своей компании "Русское молоко" венчаться под угрозой увольнения. Позже Бойко объяснил, что сделал это для того, чтобы в Москве спала аномальная жара.
На этот раз жертвами странных экспериментов Бойко могут стать ни в чем
не повинные девушки, чьи адреса слили в Интернет недобросовестные правоохранители. В этой могущей показаться забавной истории ужасно то,
что эксперименты проводятся на живых людях. Как сказал Бойко в одном своем
интервью: "Родители любят своих детей, но наказывают их. Вот и церковь так же".
К этой фразе можно относиться со смехом, но нельзя позволять людям самоуправно наказывать друг друга. Не в средневековье ведь живем!
Станислав Говорухин, глава предвыборного штаба Путина
Путин - человек, который находится в ладу с Господом Богом. Достаточно вспомнить историю с оловянным крестиком, который на него в детстве надела бабушка. Он пронес его через всю жизнь. Однажды сгорела его недостроенная дача. В пожаре сгорело все, уцелел только один оловянный крестик, который по идее должен был бы в огне расплавиться. И он никогда не снимает его на протяжении всей его жизни, и сейчас с ним ходит.
Патриарх вторит дьяку
...сегодня Россия - это богатая страна. Тот факт, что сегодня в Испании, когда это одна из процветающих стран, массово продается недвижимость испанцами и массово покупается россиянами, - очень хороший сигнал всему миру.
Кирилл, патриарх Московский и всея Руси
У приказных ворот собирался народ
Густо;
Говорит в простоте, что в его животе
Пусто!
"Дурачье! - сказал дьяк, - из вас должен быть всяк
В теле;
Еще в Думе вчера мы с трудом осетра
Съели!"
Алексей Толстой (1817-1875), русский поэт. "У приказных ворот..."
Конкордат Путина
Мы видим, что кандидат на пост президента Российской Федерации вновь перечеркнул основополагающие принципы действующей Конституции. Как известно, 23 января в «Независимой газете» в своей предвыборной статье по национальному вопросу он первым среди постсоветских руководителей назвал русский народ «государствообразующим», чем подорвал концепцию общероссийской многонациональной гражданской нации.
Через 16 дней Путин нанес удар уже по принципу светского государства. Это принцип уже 20 лет подвергался планомерной осаде: религиозные организации, в первую очередь Русская православная церковь Московского патриархата, приобретали все большее влияние, заключали официальные соглашения с силовыми ведомствами, церкви бессчетно передавали памятники культуры.
Однако именно 8 февраля 2012 года на встрече с представителями «традиционных» конфессий премьер-министр Владимир Путин перешел последнюю грань, формально еще отделяющую светское государство от клерикального. Кандидат Путин озвучил обширную программу развития государственной поддержки религиозных организаций, которую он введет в случае избрания главой государства. Основной упор был сделан на обещание государственной поддержки РПЦ. По смыслу путинских инициатив она назначается господствующей конфессией на территории России.
Предложения Путина предусматривают широчайшее распространение влияния православной церкви (а по смыслу инноваций – в ряде регионов - огосударствленного ислама) в обществе: от внедрения религиозного воспитания и образования в детских садах и школах до приравнивания религиозных и государственных учебных заведений и постоянной трансляции проповедей на государственных телеканалах.
Очень важно то, что, полностью перечеркивая все предыдущие уверения в сугубо культурологическом характере преподавания так называемых «основ православной (исламской и т.п.) культуры», это дело обещано священникам и профессиональным теологам. Это завершает превращение такого обучения в откровенное преподавание «закона божьего».
Существенно то, что все это предлагается делать за счет бюджетных средств, то есть за счет всех налогоплательщиков, независимо от их конфессиональной принадлежности и взглядов на религию и ее роль в обществе.
В ответ на эти поистине царские подарки патриарх Кирилл выступил с откровенно предвыборным заявлением: «Кандидат в президенты России Владимир Путин имеет наибольшие шансы занять этот пост». Таким образом, глава РПЦ стремительно перешел от осуждения акций протеста против путинского режима к агитации за Путина.
Общий дух выступлений Владимира Путина и Кирилла Гундяева напоминает о соглашении 1801 года между Наполеоном Бонапартом и римско-католической церковью, называемом «конкордат Наполеона», когда при формально-юридическом сохранении во Франции принципов свободы совести и религиозной свободы, католицизм стал государственной религией.
Движение «За права человека» крайне обеспокоено таким откровенным обещанием одного из кандидатов на пост президента России фактически отменить положения статей 14 и 28 Конституции РФ, а также втягиванием религиозных организаций в политическую борьбу и принудительной клерикализацией системы образования и общественной жизни.
Обещания Путина являются слабо завуалированной «покупкой» глав некоторых конфессий, что выглядит уже откровенным проявлением политической коррупции, содержит угрозу раскола учащихся по конфессиональному принципу.
С нашей точки зрения, такие покушения на основы конституционного строя являются достаточным основанием для снятия кандидатуры Путина с президентских выборов.
Глава РПЦ не считает Путина православным?
В речи, посвященной годовщине своей интронизации, глава РПЦ Кирилл Гундяев произнес, в частности, следующие слова:
"Православные люди не умеют выходить на демонстрации - они стоят к Поясу Пресвятой Богородицы... Эти люди не выходят на демонстрации, их голосов не слышно, они молятся в тиши монастырей, в келиях, в домах..."
4 февраля в Москве прошло сразу несколько митингов. Один из них был митингом сторонников кандидата в президенты Владимира Путина. Сам кандидат накануне субботы публично заявил, что он солидаризируется с теми, кто соберется на Поклонной горе в его поддержку.
Это заявление прозвучало спустя два дня после речи, произнесенной главой РПЦ.
Возникает вопрос: каким образом соотнести между собой эти два обращения? Может быть, глава РПЦ призвал православных за три оставшихся до митингов дня, наконец, научиться выходить на демонстрации? Может быть, Путин в своем заявлении дал понять патриарху Кириллу, что соответствующая работа проведена и народ готов? Может быть, люди на Поклонной горе пребывали в молитве, а саму Поклонную площадь глава РПЦ приравнивает к монастырю?
И, наконец, еще одна версия. Владимир Путин и многие из тех, кто собрался на Поклонной горе, называют себя православными. Невозможно предположить, что глава РПЦ не знал о готовящемся митинге на Поклонной, - следовательно, он не считает православие этих людей подлинным. И его речь была скрытым предупреждением тем, кто организовывал это мероприятие, и тем, кто на него вышел.
Налицо существенный прокол главы РПЦ и его референтов. Очевидно, что сторонников Путина они в виду не имели. Тем интереснее было бы услышать их мнение о митинге на Поклонной горе и о том, следовало ли ходить туда православным христианам. Следовало ли подчиняться давлению начальства по их месту работы. Следовало ли таким способом зарабатывать по пятьсот рублей.
Интересно было бы также услышать мнение главы РПЦ о деятельности Иоанна Крестителя, обличавшего тетрарха Ирода Антипу - ведь вокруг Иоанна собиралось множество народа. Следовало ли поклонникам Иисуса из Назарета устраивать демонстрацию, которую христиане поминают ежегодно как "Вход Господень в Иерусалим"? Следовало ли Иисусу изгонять торговцев из храма и произносить обличения в адрес духовных правителей Израиля?
Все эти вопросы, естественно, являются риторическими. Позиция главы РПЦ является логическим продолжением того выбора, который верхушка церковной иерархии сделала в IV веке. Если Иисус преодолел Искушение властью над земными царствами, то некоторые его псевдопоследователи, назвавшие себя - в нарушение прямых слов Спасителя - "отцами", "учителями" и "наставниками", именно к этой власти и стали стремиться. В их сознании образ Бога изменился. Их богом стала не любовь и свобода, а власть.
Поэтому трудно ожидать от духовных наследников тех, кто власть кесаря предпочел божественной любви и свободе, обличения неправд этой самой кесаревой власти.
Но такие люди не представляют собой всех христиан. И даже - не всех православных христиан. Православная традиция знает иные примеры. В России такими примерами служат Нил Сорский, Максим Грек, митрополит Филипп, Василий Блаженный. И многие тысячи менее известных людей православного исповедания, как в далеком прошлом, так и сегодня.
И так хотелось бы, чтобы их голос был слышен лучше.
Лишение статуса не заставит нас замолчать
В январе 2012 года Тушинский районный суд по иску Управления Минюста по Москве признал Общественный комитет защиты свободы совести прекратившим свою деятельность и исключил его из Единого государственного реестра юридических лиц. По сути это означает ликвидацию нашей организации.
Формально суд принял решение в соответствии со статьей 29 закона «Об общественных объединениях». Иск Управления юстиции также формально соответствует закону. Действительно, комитет в последние годы не исполнял всех требований закона, касающихся отчетности, хотя регулярно предоставлял финансовые отчеты налоговым органам (отчеты эти были нулевыми, так как никакого финансирования комитет никогда не имел). Но мы не информировали орган юстиции о продолжении своей деятельности, то есть допустили нарушения, оказавшиеся достаточными для ликвидации общественного объединения.
Существуют тысячи организаций, не представляющих всей установленной отчетности. Неизвестно, чем руководствуется Управление, определяя приоритеты в решении их юридической судьбы. Не исключено, что обращение в суд о ликвидации Комитета защиты свободы совести имело и политические мотивы. Это могло быть связано с тем, что Комитет последовательно выступает за нерушимость конституционных принципов светскости государства и равенства религиозных объединений перед законом, против клерикализации всех сфер государственной жизни, в том числе школы, армии и госслужбы, против «духовной цензуры» и наступления на права религиозных меньшинств, – явлений, приобретших массовый и системный характер.
Но даже если действия властей не продиктованы иными, помимо требований закона, соображениями, сам закон, устанавливающий право государства контролировать деятельность общественных объединений, является неправовым. В соответствии с демократическими принципами вмешательство государства в дела общественных объединений недопустимо. Государственный контроль должен ограничиваться налоговыми правоотношениями, случаями исполнения общественными объединениями государственного заказа, осуществления ими деятельности, подлежащей лицензированию, а также в целях соблюдения трудовых прав работников.
Статья 30 Конституции РФ гарантирует свободу деятельности общественных объединений и определяет право на объединение как право каждого, то есть как право личности. Недопустимость неправомерного вмешательства в дела общественных объединений базируется на нормах и принципах, защищающих права и свободы личности. Согласно статье 1 Гражданского кодекса РФ, недопустимо произвольное вмешательство кого-либо (в том числе и государства) в частные дела, в том числе в дела коммерческих и некоммерческих организаций.
Из того, что суд признал нашу организацию прекратившей свою деятельность, не следует, что эта деятельность будет прекращена. В строгом соответствии с законом Комитет защиты свободы совести будет действовать и в дальнейшем как общественное объединение, в соответствии со своим уставом, без образования юридического лица.
Убеждены, что в не столь отдаленном будущем демократические нормы законодательства об общественных объединениях будут восстановлены.
Председатель Комитета священник Глеб Якунин
члены Комитета Лев Левинсон, Михаил Осадчев, Евгений Ихлов
Максим Шевченко, телеведущий, член Общественной палаты
Я считаю, что между православными и мусульманами никаких конфликтов не будет. Более того, я предвижу блок между православной партией и исламской партией в России, блок, потому что ценностных позиций у них будет гораздо больше, чем разногласий... вот, возьмем Палестину – там православные и мусульмане вместе стоят плечом к плечу... Православные и мусульмане в Палестине дают нам великолепный пример того, что религия не является препятствием для борьбы против общего смертельного врага и для отстаивания правды и ценностей на этой земле.
Ссылка