Религия
В блогах
Всеволод Чаплин, протоиерей, глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества
(О предложении Медведева выдвинуть Путина на третий президентский срок)
Когда еще в истории России высшая власть в государстве передавалась так мирно, достойно, честно, по-дружески? Это настоящий пример доброты и нравственности в политике, пример, которому, по-моему, могут позавидовать не только наши предшественники и люди, жившие в советское время, но и граждане большинства стран мира, включая те, которые пытаются нас учить.
Отец Иоанн (Миролюбов), секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством
(По поводу телесериала "Раскол")
Если это все-таки фильм, рассчитанный на серьезного зрителя, то почему в нем появляется голый Аввакум... Есть вещи и похуже, когда молодая монахиня ведет к себе молоденького пастушка и совращает его. Это не то чтобы не исторично... но и невозможно в принципе... Это попытки представить эту страну вовсе не такой, какой она была. Это было время, когда люди были счастливы, живя в самобытной свободной православной стране, уже обладающей авторитетом.
Ссылка
Навеянное
Хотя греховная Венерина игра у русских очень распространена, тем не менее у них не устраиваются публичные дома с блудницами... Прелюбодеяние у них не наказывается смертью да и не именуется у них прелюбодеянием, а просто блудом, если женатый пробудет ночь с женою другого. Прелюбодеем называют они лишь того, кто вступает в брак с чужою женою... Если супруги надоедят друг другу и не могут более жить в мире и согласии, то исходом из затруднения является то, что один из супругов отправляется в монастырь... Мужу также предоставляется, если жена его оказывается бесплодною, отправлять ее в монастырь и жениться через шесть недель на другой... Точно так же, если муж в состоянии сказать и доказать о жене что-либо нечестное, она должна давать постричь себя в монахини. При этом мужчина часто поступает скорее по произволу, чем по праву... Что касается русского государственного строя, то, как видно отчасти из вышеприведенных глав, это, как определяют политики, monarchia dominiсa et despotica. Государь, каковым является царь или великий князь, получивший по наследию корону, один управляет всей страною, и все его подданные, как дворяне и князья, так и простонародье, горожане и крестьяне, являются его холопами и рабами, с которыми он обращается как хозяин со своими слугами. Этот род управления очень похож на тот, который Аристотелем изображен в следующих словах: "Есть и иной вид монархии, вроде того, как у некоторых варваров имеются царства, по значению своему стоящие ближе всего к тирании". Если иметь в виду, что общее отличие закономерного правления от тиранического заключается в том, что в первом из них соблюдается благополучие подданных, а во втором личная выгода государя, то русское управление должно считаться находящимся в близком родстве с тираническим.
Адам Олеарий. "Описание путешествия в Московию"
Православная смекалка
Как только снова возобновляется предвыборная кампания, храмы начинают посещать те, кто жаждет прийти к власти и кого до выборов среди прихожан никогда не увидишь. Здесь главное настоятелю проявить смекалку и практическую находчивость, обязательно сочетающуюся с молитвой о здравии тех, кто к нему обращается. Будет и духовная помощь кандидатам в очередные депутаты, и материальная поддержка прихода.
Александр Авдюгин, протоиерей
...Попы пришли толпами,
Крестятся и кадят,
Поют себе умильно
И полнят свой кисет;
Земля, как есть, обильна,
Порядка только нет.
Алексей Толстой. "История государства Российского от Гостомысла до Тимашева"
Николай Троицкий, журналист
Хотел я поздравить мусульман с их праздником - Ураза-Байрамом... но вот такое массовидное религиозное, тем более якобы религиозное исступление - это дикость. Есть в этом нечто первобытное. Нельзя допускать ничего подобного на улицах большого города, где живут представители разных конфессий. Это немногим лучше, чем разнузданная оргия педерастов и фриков в Берлине, ставшая причиной моих несчастий.
Ссылка
Николай Бондаренко, первый заместитель главного редактора журнала "Человек и закон"
...ныне модная либеральная общемировая кампания за отмену любых форм наказания («психологического и физического насилия над детьми») детей не только противоречит учению Церкви, но и здравому смыслу... после того как «воспитательный компонент» доморощенными «слугами нового мирового порядка» был во многом изъят из российских образовательных учреждений, остается единственный канал передачи базовых ценностей народа, а именно через воспитание в семье. Процесс воспитания же неотделимо сопряжен с наказанием. Это согласуется, как мы видим выше, с учением Церкви и, как следствие, с русской (да и любой другой национальной) педагогической традицией. Именно в русле уничтожения традиционного воспитательного процесса и действуют ныне отдельные доморощенные либералы из Общественной палаты РФ – «слуги нового мирового порядка», предлагая запретить «наказание» в виде психологического и физического насилия, оправдываясь гуманными побуждениями. Они хотят «благими намерениями привести нас в ад». Но мы не позволим им это сделать. Полагаю целесообразным всем нашим сторонникам, озабоченным судьбой российских семей, детей, продолжить работу по закреплению права российских родителей на наказание собственных детей или, другими словами, ПРАВА НА ФИЗИЧЕСКОЕ СДЕРЖИВАНИЕ... совместно с Русской Православной Церковью мы должны разработать законопроект... который бы закреплял за российскими родителями право на наказание своих детей и исчерпывающе описывал способы и степени ДОПУСТИМОГО ФИЗИЧЕСКОГО СДЕРЖИВАНИЯ со стороны родителей по отношению к детям с целью сохранения их (детей) физического и нравственного здоровья, а порой и жизни, что позволит в будущем обезопасить российские семьи от вмешательства местных нерадивых чиновников.
Ссылка
Елена Ямпольская, заместитель главного редактора "Известий"
...маршал Жуков после войны оставлял в Новодевичьем деньги на поминовение "всех усопших воинов"; а в середине 1920-х его, молодого комполка, благословил на будущие подвиги последний из оптинских старцев, ныне причисленный к лику святых.
Ссылка
Димитрий Смирнов, протоиерей, глава синодального отдела по связям с вооруженными силами
(По поводу смерти Игоря Семеновича Кона)
Именно с него в нашей стране началась пропаганда Содома и Гоморры. И вот сегодня, в этот пасхальный день, Господь освободил нас от того, чтобы быть согражданами этого человека. Поэтому, несмотря на то что прогрессивное человечество и скорбит, я думаю, все религиозные люди в нашей стране (и христиане, и мусульмане, и иудеи) восприняли эту весть с чувством глубокого, но еще пока не полного удовлетворения.
Ссылка
Максим Шевченко, телеведущий, член Общественной палаты
...честно говоря, и Израиль сам дает повод для вопросов к нему. Я, например, недавно в Интернете видел клип одного израильского телеканала частного, где полуголая девица прибивала гориллу - ну, такую куклу гориллу - к кресту. И говорила: вот, так вот мы прибиваем, как Иисуса. Я тебя сейчас распну. Не будь гоем. Не будь наци... Это же вызывает антисемитизм чудовищный.
Ссылка
Наши пастыри
Не успели мы узнать от Никиты Михалкова, Елены Ямпольской и иерея Александра Шумского о том, что землетрясение, цунами и катастрофа на АЭС «Фукусима-1» – это Божья кара японцам за обиды, чинимые ими маленькой беззащитной России, как еще один пастырь, на этот раз сам патриарх Московский и всея Руси Кирилл, высказался об очередном Божьем наказании. Высказывание, также достойное быть занесенным в "Дерьмометр" на "Гранях".
Кирилл разглядел эту кару в нашем советском прошлом – в чернобыльской беде. Посетив Украину для участия в мероприятиях по случаю 25-й годовщины аварии на ЧАЭС и обращаясь к верующим, собравшимся 27 апреля на патриаршем богослужении в Киево-Печерской лавре, Кирилл сказал, что Господь, который мог и не допустить аварии на АЭС, по сути умыл руки, видя, в каких грехах погряз человек (в то время – советский). «Грех, который проник в природу человека, толкает людей во имя достижения греховных целей к тому, что они совершают ошибки. Страшная ошибка была причиной чернобыльской катастрофы... Господь мог и остановить руку оператора, который, управляя реактором, совершил страшную ошибку. Господь попустил. И многие люди своей смертью, может быть, внесли свой вклад в искупление грехов».
Год назад, если помните, то же самое тот же патриарх говорил в связи с землетрясением на Гаити, поэтому приходится только удивляться, как его Бог уберег от высказываний по поводу катастрофы в Японии в компании с Михалковым, Ямпольской и Шумским.
Вообще-то, если бы Кирилл был человеком совестливым, каковым полагается быть духовному лицу вообще, а уж патриарху в особенности, он бы воздерживался от нравственных поучений хотя бы публично – на телекамеры – после истории с часами Breguet, ставшими уже притчей во языцех. Тут нельзя еще не упомянуть о недавнем скандале, когда три провинциальных священника подвергли патриарха критике за склонность части духовенства к роскоши, за распространенную в церкви позорную практику «слепого соглашательства с властью и всевозможных заигрываний с толстосумами». «А не потому ли не случилось вместе с восстановлением православных храмов возрождения русской государственности, армии, культуры, семьи, поскольку в самой церковной жизни не были преодолены пороки, связанные с 70-летним большевистским пленением?» – вопрошают священники. Мгновенно после публикации письма они были освобождены от занимаемых должностей.
Не буду риторически спрашивать, почему патриарх Кирил не замечает череду неурядиц, катастроф, терактов, регулярно случающихся в России, – об этом уже говорили многие наблюдатели. К тому же понятно, что причиной большинства бедствий является человеческая расхлябанность, воровство, безответственность. Юлия Латынина в связи с землетрясением на Гаити писала: «Мы живем в социуме, а не в природе, и состояние социума на порядок уменьшает или на порядок увеличивает последствия буйства стихии».
Кстати, катастрофа в Японии, тройная катастрофа – это то редкое исключение, когда причиной большого количества жертв (для Японии большого) и тяжелых последствий аварии на АЭС стало не плохое состояние социума, а именно природная стихия. Если бы беда ограничилась только землетрясением, то, хотя оно было более сильным, чем гаитянское, жертв было бы даже не на порядок, а на два порядка меньше.
Так что нет смысла говорить, что стихийные бедствия могут быть Божьим наказанием людям, которые и без Бога регулярно умудряются наказывать себя. Я думаю, что если Бог все-таки существует, он действует по-другому. Если он хочет наказать конкретного человека, он лишает его разума, а если страну – награждает ее такими вот пастырями - политическими, культурными и духовными.
Клерикальная цензура как проявление кризиса в РПЦ и государстве
Выставки «Осторожно, религия!» и «Запретное искусство-2006» непреднамеренно и неожиданно для их организаторов и участников вскрыли глубинный конфликт и кризис возможностей и целей Русской православной церкви и сотрудничающих с ней и примыкающих к ней православно-националистических организаций (таких, как «Народный собор»). Кризис вызван и заключается в неустранимом противоречии между попытками РПЦ с молчаливого согласия и при поддержке государства осуществлять духовное и частично идеологическое лидерство в стране и неэффективностью РПЦ и государства в удовлетворении массового социального запроса людей на гражданскую, политическую и национальную, включая национальную культуру и религиозную жизнь, самоидентификацию и самоопределение.
Вакуум в этих сферах РПЦ и государство пытаются заполнить посредством суррогатов - псевдоправославного гражданского самоопределения, псевдоправославной национальной (культурной и религиозной) жизни, псевдополитической самоидентификации на платформе православного патриотизма и недоверия к западной модели обеспечения прав человека посредством партийной конкуренции, независимых СМИ, суда, профсоюзов. Отсюда длящийся уже 8 лет конфликт из-за двух небольших выставок «Осторожно, религия!» (январь 2003 г.) и «Запретное искусство-2006» (март 2007 г.), проведенных Музеем и общественным центром «Мир, прогресс, права человека» имени Андрея Сахарова.