Религия

В блогах


К полемике Боннэр и Литвинова

Vip Поэль Карп (в блоге Свободное место) 29.08.2010

259

Выражая разное отношение к постройке исламского центра с мечетью в двух кварталах от разрушенных башен, Елена Боннэр и Павел Литвинов одинаково проглядели суть дела, вызывающую спор. Тоталитарные движения ХХ века именовались где фашистским, где коммунистическим, где национал-социалистическим. Важны не названия, а претензия подчинить государству и своей партии все в стране и весь мир. 11 сентября Муххамед Атта выразил такую претензию именем ислама, и всплыл исламский фашизм.

Ему отнюдь не симпатизирует большая часть мусульман. Так было везде. Не все русские, латыши или евреи были в России коммунистами, не все итальянцы – фашистами, не все немцы – национал-социалистами. Но в других странах их нередко подозревали в сочувствии агрессивным землякам и единоверцам. Нынче на подозрении мусульмане. Но покамест никто из проектирующих мечеть не замечен в поклонении Муххамеду Атте, а считать всех ее будущих посетителей убийцами оснований тоже нет.

Я верю, что инициаторы строительства хотят мира. Но они так агрессивно, так упорно настаивают на строительстве мечети именно в двух кварталах от разрушенных башен, а не в десяти, что их агрессивное миролюбие напоминает советскую борьбу за мир, внушавшую, что «мир раскололся на два лагеря - лагерь мира и демократии и лагерь поджигателей войны».

Люди неповинные в преступлениях своей страны, возможно, даже своих близких, ищут примирения иначе. Их другое поведение побуждает сознавать, что немец и нацист – не синонимы. Уж, казалось бы, вину в Холокосте не отмыть, создать музей недостаточно. Но в Берлине он под землей, а сверху лежат каменные прямоугольники, и вы понимаете, что в центре Берлина - еврейское кладбище, не просто памятник, а напоминание себе о том, что в твоей стране твои сограждане делали.

Право на стройку бесспорно. Но мечеть запечатлеет бестактность и будет отравлять мусульманам отношения с другими, мешать примирению. Не всегда всеми правами стоит пользоваться. Пусть окрестные мусульмане решают, как им быть. Любое решение прояснит, так ли мусульмане воспринимают исламский фашизм, как немцы - немецкий.

Мы тоже не вправе, как велит Литвинов, умыть руки ради так называемой политкорректности. Наш долг - не молчать о бестактности, умножающей рознь.


Открытое письмо Елене Боннэр

Vip Павел Литвинов (в блоге Свободное место) 26.08.2010

235

Дорогая Елена Георгиевна, меня безумно огорчило то, что Вы написали. Когда безграмотная и самоуверенная Юлия Латынина называет план строительства мечети "хамством", я могу не обращать внимания на ее болтовню - это ее профессия, а факты ее интересуют мало; в данном случае она даже на удивление последовательна - она с похожими аргументами выступала и против художественной выставки в Сахаровском центре. Но совсем иное слышать это от Вас.

Вы много лет были и остаетесь правозащитницей, а правозащита - это, как правило, защита людей непопулярных, очень часто представителей национальных и религиозных меньшинств. И правозащитнику атаковать меньшинства не годится. В США мусульмане составляют менее одного процента населения (примерно такова и доля мусульман среди погибших при террористической атаке 11 сентября). Вы дважды на протяжении вашего обращения сослались на то, что большинство населения против строительства мечети. На мнение и поддержку большинства опираются власти. Вы употребили слово "кощунство" - это слово мы с вами много раз слышали от коммунистических, а сейчас от православных демагогов в СССР и России, стремящихся заткнуть рот своим оппонентам.

Вашим выступлением вы подразумеваете, что мусульмане как группа ответственны за любой террористический акт, произведенный от имени Аллаха. Почему? Рядовой американский мусульманин не более ответственен за эти акты, чем Вы или я.

Несколько слов по истории этого вопроса. Строительство мусульманского культурного центра на месте старого закрытого магазина готовой одежды на расстоянии более двух кварталов от взорванных башен давно обсуждался со всеми властями Нью-Йорка и был утвержден всеми соответствующими органами города и штата в декабре прошлого года. Земля была законно куплена, мэр Нью-Йорка проект поддержал. Об этом писали тогда в газетах, были и возражения, в том числе от некоторых членов семей погибших 11 сентября, но большинство населения это никак не всколыхнуло. Разрешения президента США и Конгресса никто и не подумал спрашивать, потому что это не их дело, и это общеизвестно.

Руководительница и основательница будущего центра и имам, ее муж, были известны своими антиэкстремистскими и антитеррористическими выступлениями и приглашались неоднократно администрацией президента Буша, а затем и Обамы выступать в Америке и за границей и объяснять американскую политику по отношению к арабам и исламу. Я впервые услышал о них и о планах строительства центра из интервью этого имама на консервативном телеканале Fox News от известной своими антиобамовскими выступлениями Лоры Ингрэм, которая поддержала проект, поскольку она одобряет его цель: увеличить влияние умеренного направления в исламе.

Ситуация стала меняться месяц назад, когда начался политический сезон и политики вроде Сары Пэйлин и Ньюта Гингрича и разнообразные кандидаты в разнообразные офисы помельче открыли, что если переименовать культурный центр, включающий бассейн, фитнес-центр, библиотеку, лекционный зал и помещение для молитвы в южной части Нью-Йорка, в мечеть прямо на Ground Zero, то часть публики, уставшая от плохих новостей в экономической и военной области, охотно переключится на мусульман как на удобных козлов отпущения. Кампания, да еще в августе месяце, когда настоящих новостей мало, оказалась большим скандальным успехом. Русская эмиграция легко перевозбудилась по этому поводу и сделала это главной новостью в эмигрантских СМИ. Мне очень грустно, что эта кампания увлекла и Вас...

Ваша интерпретация американской Конституции с помощью Википедии беспомощна, и, соответственно, критика приведенных вами слов президента Обамы противоположна и букве и духу Конституции США. Я готов это разъяснять, это нетрудно, но это уже в другой раз - я не могу начинать эту тему сейчас - это большая и серьезная тема...

Дружески,
Павел Литвинов


Спор с Еленой Боннэр

Vip Николай Руденский (в блоге Свободное место) 24.08.2010

168

В декабре прошлого года Елена Георгиевна Боннэр горячо поддержала запрет на сооружение минаретов в Швейцарии. Теперь она столь же пылко выступила против строительства мечети и исламского культурного центра в Нью-Йорке. Российская правозашитница резко критикует американского президента, который, сославшись на Первую поправку к Конституции США, заявил, что мусульмане имеют право строить культовые здания на земле, находящейся в частной собственности. По словам г-жи Боннэр, Первая поправка тут ни при чем, поскольку она лишь запрещает законодательной власти ограничивать свободу вероисповедания. Но такая узкая трактовка основополагающего конституционного принципа очень далека от общепринятой. Посягать на свободу религии в Америке не дозволено не только Конгрессу, но и любому другому органу власти. А чиновничий запрет на возведение мечети был бы именно таким посягательством.

Так же сомнительно утверждение Елены Георгиевны о том, что любая земля в Соединенных Штатах может быть отчуждена государством под самыми разнообразными предлогами, в том числе и таким неопределенным, как "в целях сохранения исторической памяти и примирения". В Нью-Йорке много исторических мест, и предложение изъять их у владельцев и перевести в федеральную собственность может вызвать у американцев лишь приступ здорового смеха. В правовом государстве такие трюки не проходят.

Впрочем, в рассуждениях г-жи Боннэр юридические аргументы играют лишь подсобную роль. Главное для нее в том, что появление мечети рядом с местом трагедии 11 сентября оскорбит чувства пострадавших и родственников жертв, будет восприниматься многими как кощунство. Тут, правда, Елена Георгиевна допускает явную передержку. "Или рядом с братской могилой, - риторически вопрошает она, - можно поклоняться тем, кто совершил это чудовищное злодеяние?" Между тем, разумеется, террористам в новой мечети никто поклоняться не собирается. Но по существу с г-жой Боннэр можно согласиться: действительно, план строительства мечети вблизи Ground Zero коробит чувства многих американцев, и результаты опросов общественного мнения определенно на это указывают. Могу попутно сказать, что и сам я не в восторге от такой перспективы. Наверное, нью-йоркские мусульмане могли бы проявить такт и построить мечеть где-нибудь подальше. Но вот не проявили.

Так что же делать? А ничего. Современная жизнь учит тому, что терпимость к оскорблению чьих-то чувств (даже самых почтенных), кощунству, богохульству, святотатству и т.п. - это нелегкая, но необходимая плата за сохранение либеральных ценностей. И как российское государство не вправе судить кураторов "кощунственных" выставок или запрещать митинги и шествия там, где они кому-то могут не понравиться, так и американское государство, если оно верно заветам отцов-основателей, не должно мешать строительству мечети на Нижнем Манхэттене.


Мечеть и Первая поправка

Vip Елена Боннэр (в блоге Свободное место) 24.08.2010

392

Как многие люди в США и других странах, я считаю, что память о трагедии 9/11 никому не дает нравственного права строить в двух кварталах от Ground Zero мечеть и при ней культурный центр, ресторан и еще какие-то развлекательные и доходные предприятия.

"Это хамство", - пишет о будущем строительстве известная российская журналистка Юлия Латынина. Я бы выбрала другое слово - кощунство. Но сути это не меняет. С ней согласны многие ее коллеги и читатели. И что более важно – так же думает подавляющее большинство американцев. А защитники строительства ссылаются на Первую поправку и на "священное право собственности".

Однако мне кажется, что Первая поправка здесь ни при чем. Позволю себе переписать ее полностью из Википедии, потому что ни один из ее пунктов не отвечает на вопрос жесткого спора - спора о месте, где строить, расколовшем страну на два лагеря.

Первая поправка к Конституции США является частью Билля о правах. Она гарантирует, что Конгресс США не будет:

Поддерживать какую-либо религию либо утверждать государственную религию.
Запрещать свободное вероисповедание.
Посягать на свободу слова.
Посягать на свободу прессы.
Ограничивать свободу собраний.
Ограничивать право народа обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб.

Как видно из текста, Первая поправка относится к Конгрессу, а он (пока?) не поддерживает в этом споре какую-либо одну религию, не утверждает государственную религию, не запрещает свободное вероисповедание. Похоже, что в Конгрессе понимают, что спор идет только о месте, где представители одной из религий собираются строить свой центр.

Точно так же ни при чем в этом споре "священное право на собственность". Любое место в государстве – любая земля - может быть отчуждено (разумеется, с достойной компенсацией!) в целях непосредственно государственного необходимого строительства, в интересах большинства общества, в целях его (общества) безопасности и спокойствия, в целях сохранения исторической памяти и примирения.

И если кто и нарушил Первую поправку, то это президент США, если она относится и к нему, а не только к Конгрессу США. В своей речи по случаю первого дня Рамадана он сказал (цитирую по русскоязычной прессе): "Мусульмане имеют право исповедовать свою религию, как и любой в нашей стране, и это включает право построить место поклонения на земле, находящейся в частной собственности в Нижнем Манхэттене".

Этими словами он безусловно нарушил первый пункт Первой поправки, поддержав одну из многих религий, исповедуемых гражданами США. Ссылаясь на Первую поправку, президент как будто забыл или сознательно обошел молчанием, что это особое место - фактически братская могила почти трех тысяч его сограждан – людей различных вероисповеданий, агностиков и атеистов. Или рядом с братской могилой можно поклоняться тем, кто совершил это чудовищное злодеяние?

Также президент, ссылаясь на право частной собственности, усилил беспокойство граждан США, 70% которых против строительства мусульманского центра и мечети в Нижнем Манхэттене вблизи Ground Zero, резко снизил уровень общей безопасности в стране, и это означает, что он не выполнил своих прямых обязанностей и фактически поддержал войну одной части населения с другой. И война уже идет. Гражданская.

Сторонники строительства также говорят о том, что мечеть и весь этот комплекс станет символом примирения. Сомневаюсь, что это так. Но возможно, символом примирения могло бы стать предложение президента инициаторам строительства построить не одну только мечеть, но храмы всех основных религий. Однако он такого предложения не сделал. А строить лишь мечеть означает только одно - убийцы примирились с убиенными.

Стоят на улице в Нью-Йорке люди, разделенные рядами полицейских. По одну сторону сторонники строительства мечети, по другую те, для кого это неприемлемо. Война! Пока еще холодная. Но может стать и горячей.

Этой войны могло не быть, если бы власти Нью-Йорка (или Конгресс США, я не знаю, кто там главный) сделали бы то, что собирались вскоре после трагедии 9/11.

Напомню. В свое время было принято решение о создании на Ground Zero памятника. Был объявлен конкурс, представлены и обсуждались различные архитектурные проекты и даже выбран один из них. На мой взгляд, громоздкий и бездушный, как бездушна статистика, оперирующая цифрами, которые могут потрясать, но ничего не говорят о человеке. Но и этого памятника нет. Власти Нью-Йорка и все остальные государственные мужи и дамы, видимо, забыли об этом. Выборы, реформы, кризис, то-се - и памяти о погибших места не нашлось. А куда ушли деньги, потраченные на конкурс и все с ним связанное, никто – даже ушлые журналисты - не спрашивает.

Я бы хотела, чтобы на месте трагедии, с которой начался настоящий двадцать первый век, был парк. С нее же началась и третья мировая война. А Ground Zero - это ее Перл-Харбор.

Парк надо назвать "Парк памяти". Посадить 2976 деревьев - по числу погибших, а может, и больше, чтобы сохранить также и память о тех, кто погиб в Вашингтоне и в Пенсильвании. Деревья разные - каждому свое. Пусть бы их близкие сами выбрали дерево для своего сына, дочери, матери, отца, брата, сестры, друга. И у каждого дерева небольшая мраморная плита с именем, годами жизни и словами, которые хотели им или о них сказать их близкие. Деревья будут расти. И память будет жить - при наших внуках. И при внуках наших внуков.

Вечная память!


Я знаю: дождик будет

Vip Лев Рубинштейн (в блоге Свободное место) 02.08.2010

12

Ныне покойный замечательный артист и исследователь народной музыки Дмитрий Покровский, руководитель прославленного фольклорного ансамбля, рассказал мне однажды такую историю.

Как-то летом в начале 80-х его ансамбль гастролировал по городам России. В их тогдашнем репертуаре помимо прочего были очень архаические, записанные и разученные в какой-то из деревень Белгородской области волхвования о дожде и плодородии. Древняя языческая штука.

Эту вещь они исполняли в каждом концерте. "И вот хочешь верь, а хочешь нет, - рассказывал Покровский, - но в каждом городе, где мы давали концерты, на следующий же день после нашего отъезда начинался дождь и длился несколько дней. И это еще не все. В ансамбле были тогда целых три семейных пары. Так вот, за время гастролей все три пары зачали детей". Верю, почему нет.

А вспомнил я об этом потому, что наткнулся на сообщение о том, что "Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в понедельник во время Божественной литургии в Покровском храме города Лукоянова Нижегородской области молился о ниспослании дождя".

А я и тут ничуть не сомневаюсь в успехе, особенно учитывая повышенную степень благочестия на грани святости, каковую хотя бы одним уже своим обликом излучает Московский патриарх.

Я верю: дождь будет.

Обязательно.

Когда-нибудь.

И мы будем знать, кого за это благодарить.


архимандрит Петр (Кучер), духовник Спасо-Боголюбского женского монастыря

Vip Дерьмометр (в блоге Дерьмометр) 22.07.2010

26

Запомните, дорогие, мир постоянно находится в состоянии войны. Мы думали, что последняя мировая война закончилась в 1945 году - и трын-трава, почивай, Иван, русский победитель, и нечего тебе бояться, все страшное позади. А оказывается, перемирия никогда и не было... Сейчас идет невидимая война, и современное оружие более опасное, нежели пулемет и пушка. В Великую Отечественную видели, как Божия Матерь тянула с окопа прямо на небо, как младенца вела за Собой душу убитого солдата... А есть другое оружие, более страшное... это не сказки и не фантазии, а истинная реальность. Сейчас все больше и больше фактов, которые подтверждают, что на нас экспериментируют психотронным оружием, после которого шизофреники и пьяницы бросаются с 9-го этажа, даже вполне нормальные люди выполняют какие-то преступные, криминальные действия: грабят, убивают, насилуют и т.п. Если еще 50, 100, 200 лет назад этим занимались колдуны: насылали бесов на определенного человека, то сейчас сила зла — бесовская энергия трансформируется через специальные машины... духобитные машины, которые бьют по душе и делают удар по коре головного мозга, человек становится невменяемым, психически больным. Противостоять этому оружию можно только силой молитвы и стяжаемой ею благодатью Духа Святаго. Психотронный — в переводе с греческого обозначает "изменяющий душу, вызывающий нарушения мышления, поведения или восприятия". Так вот, психотронные машины посылают мощное излучение на какого-нибудь человека или группу людей, и когда импульсы действуют на подсознание, люди становятся запрограммированными, т.е. биороботами...

Так против кого в первую очередь направлено психотронное оружие? Прежде всего оно применяется против вождей народа, государственных деятелей, лидеров политических партий, которые ратуют за счастье русского народа и за благо нашей Родины. Можно это оружие использовать против верующих, особенно православных, против духовенства, потому что сатане надо убрать на пути к царству антихриста тех, кто этому противится... У нас есть всемогущее противодействие и противоядие этому оружию — это крестное знамение, исповедание грехов и молитва, особенно Псалтирь и Евангелие. Больше всего бесы этого боятся и трепещут... Известно, что от Престола Божия во время Евхаристического канона исходит божественная энергия и распространяется на десятки, а может, и сотни километров. Конечно, ее невозможно измерить, но это так. Вот представьте себе, когда будет больше действующих храмов и монастырей в России, то бесам на святой земле делать будет нечего. Это для них как взрывы термоядерного оружия, только духовного, божественного, они не знают, куда от него деваться.... Сейчас враг рода человеческого развязал против русского народа, против русского Православия завершающую битву. Если мы не возьмемся за ум-разум, в недалеком времени нам придет конец.

Ссылка


Недемократичная демократия

Vip Владимир Войнович (в блоге Свободное место) 15.07.2010

15818

Даже в такой цивилизованной стране, как Германия, законом запрещена нацистская символика и за рассказы о том, каким хорошим парнем был Гитлер, вполне можно получить тюремный срок.

Я считаю, что нацистская и коммунистическая идеология должны быть запрещены. Должна быть запрещена коммунистическая партия, на счету которой столько чудовищных преступлений против человечности. И пропаганду этих идей тоже следует запретить, так же как пропаганду ваххабизма.

Конечно, это недемократично. Но демократическое общество для самозащиты вынуждено идти на нарушение собственных базовых принципов.

Приведу вам конкретный пример. Недавно я летел из Мюнхена в Москву, и передо мной в очереди на паспортный контроль стояла женщина в мусульманской одежде, в которой были только прорези для глаз. Я думал, офицер на паспортном контроле попросит ее показать лицо. Но нет: он посмотрел на женщину и вернул ей паспорт. Это, конечно, безобразие. Дочь даже сказала мне, чтобы я не садился с этой женщиной в самолет.

Итак, я ничего не имею против наличия 282-й статьи, но толковать ее при желании можно так и сяк - как в советское время по статье об антисоветской агитации сажали за рассказанный анекдот. Любую статью при желании можно толковать как угодно, что показал суд над Ерофеевым и Самодуровым. Ведь судить надо было истцов - это они разжигают ненависть.

Если бы я сказал этим святошам, которые бесновались у суда, что я атеист, они могли меня обвинить в оскорблении их религиозных чувств. Я думал, что на фоне протестов суду стыдно будет выносить обвинительный приговор... Среди лиц, призывавших к наказанию организаторов выставки (пусть и к мягкому), был и протоиерей Владимир Вигилянский, которого я знаю с его детских лет. Он воспитывался в приличной светской семье, был бойким журналистом "Огонька", а потом, став священником, сделался вдруг таким нетерпимым, как это свойственно неофитам. Если такой суд возможен, значит, мы просто живем в средние века.


Таганский суд: прения сторон

Vip Виктория Ломаско (в блоге Свободное место) 13.07.2010

4429

Сначала судья не могла найти ключ от большого зала суда. В обычном зале публике не хватало даже стоячих мест. Православные змейкой вились из зала в коридор и по лестнице. Людей было так же много, как на первом заседании. Поддержать обвиняемых пришли художники Диана Мачулина, Александр Сигутин, Илья Фальковский и Дмитрий Булыгин. Диана обнаружила среди православной молодежи своих бывших сокурсников из Суриковского.

Когда ключ нашелся, оказалось, что в большой зал все желающие тоже не вмещаются. Тогда прессу посадили на скамью подсудимых в клетку. Из-за решетки выглядывали Анастасия Сырова из "АртХроники", Анатолий Голубовский, главный редактор радиостанции "Культура", и другие журналисты. Всех снимало РЕН-ТВ.

Рисунок Виктории Ломаско

(Дальше...)


Таганское правосудие: Ерофеев извиняется

Vip Виктория Ломаско (в блоге Свободное место) 13.07.2010

4429

За две недели до заседания по «Запретному искусству», на котором стороны наконец перешли к прениям, обвиняемые Ерофеев с Самодуровым организовали пресс-конференцию, в которой зачитали свои обращения к руководству РПЦ. Поводом для этого послужило выступление свидетеля - иеромонаха Никодима (Н.Г. Бекенев), который заявил, что с христианской точки зрения эта выставка — богохульство и кощунство. Также Никодим дал правовую оценку — сознательное оскорбление чувств верующих. Скандальность этой ситуации в том, что Никодим заявил, что это официальная позиция русской православной церкви.

Рисунок Виктории Ломаско

(Дальше...)


Не хочу молчать!

Vip Евгений Попов (в блоге Свободное место) 12.07.2010

129

Говорю общие вещи, давным-давно известные в странах, где не было, как у нас, 75 лет тоталитаризма, и понятные цивилизованным русским тоже. Полагаю, что сегодняшний вердикт Таганского суда, признавшего вину Юрия Самодурова и Андрея Ерофеева, – не только возмутительная, непонятная потачка мракобесам и явное нарушение Конституции РФ, но и "деяние, направленное на возбуждение национальной вражды и розни". Даже совершенно аполитичные люди вроде меня вынуждены сегодня не молчать, а ОТКЛИКАТЬСЯ, испытывая неприятные чувства упомянутых "вражды и розни" к тем, кто инициировал и довел до абсурдного финала этот процесс.

Лично мне стыдно за мою страну и отдельных ее граждан, которые, держа в руках мобильники и толкуя о "нанотехнологиях", ведут себя в Третьем тысячелетии, как в Средние века, воспринимая великое наше православие как злобу и нетерпимость к инакомыслящим. Сегодня им не понравилась эта выставка, завтра они, осмелев, при попустительстве властей начнут жечь непонятные им книги. Хорошие перспективы! Наша страна – это наша страна. То есть она для всех, а не только для святош и ханжей.

Юрий Самодуров и Андрей Ерофеев – уже не очень молодые, знающие, эрудированные, уважаемые значительной частью общества люди, посвятившие себя искусству. С ними можно и нужно спорить на диспутах, а не в суде. Я сильно надеюсь, что вышестоящие судебные инстанции отменят это неправедное решение. Сегодня НИ ЗА ЧТО осудили настоящих русских патриотов. Стыдно, господа!