Право
В блогах
Феминистки-невидимки
"Феминизм и проституция, подпольный аборт, гомосексуальность... Даже педантичные палачи Освенцима, Бухенвальда и Заксенхаузена не считали нужным различать нас по оттенкам. Система "винкелей", треугольников на робах у заключенных, предусматривавшая для каждой категории заключенных собственную стигму, в отношении женщин отличалась дальтонизмом. Всех нас красили черным". Так начинается листовка, написанная участницами форума "Феминистская инициатива". Эти листовки раздавали вчера, 2 июня, на "Марше горящих сердец".
Форум "Феминистская инициатива" объединяет три феминистские группы: Московские радикальные феминистки, Московская феминистская группа, Чайная группа. А "Марш горящих сердец" был организован движением за равные права для ЛГБТ, женщин и мигрантов – "Марш равенства", в оргкомитет которого входят и участницы ФИ.
В заявлении организаторов акции говорится: "ЛГБТ (лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендеры), женщины и мигранты оказались в последнее время подходящими кандидатами на роль козлов отпущения. Даже в общегражданском протестном движении им приходится отстаивать свое право бороться наравне со всеми. Поэтому мы хотим, чтобы проблемы дискриминации по полу, ориентации или национальности не замалчивались, чтобы голоса всех меньшинств были слышны". Подчеркну: чтобы голоса всех меньшинств были слышны.
Обычно нас, феминисток, не показывают; мы принимаем участие в общегражданских митингах, организуем собственные акции, но пресса обходит нас стороной. Для примера можно взять сюжет Грани-ТВ: ролик сделан так искусно, что феминисток там просто нет: нет ни отрывочков речей, ни подмеченных камерой лозунгов, то есть феминистских требований просто не существует, как и не существует самих феминисток.
Но простите, мы есть, и мы говорим от лица женщин о тех проблемах, которые нас, женщин, волнуют. И это наша политическая платформа: личное – это политическое.
Когда в конце 60-х годов на Западе покатилась вторая волна феминизма, прессу не заинтересовали ни требования феминисток, ни те проблемы, что ими тогда ставились, интересовало одно - показать истеричных, беснующихся, неадекватных женщин. У нас в этом плане все обстоит печальнее. С одной стороны, имеется такое же отношение, что было в те далекие времена на Западе: феминистки – это истерички. С другой – нас либо вообще игнорируют, либо, если и освещают феминистские акции, то акцентируют не проблемы, что мы затрагиваем, а тот фон, на котором мы выступаем, как это было в прошлогодней кампании "За право на аборт", когда вместо женщин, говорящих о нависшей над ними угрозе, камера фиксировала хоругвеносцев с крестами и их действия и выкрики.
Получается, женщина – это самая нижняя категория меньшинств, и вступаться за нее, освещать ее требования - это совсем не интересно и не престижно. Говорить о проблемах гомосексуальных мужчин, показывать их – это очень важно, это политично, выступать за права мигрантов или выяснять условия содержания мужчин-заключенных – это очень четкая, очень правильная правозащитная позиция. А вот озвучивать проблемы женщин неинтересно.
Действительно, кому, собственно, дело до того, что в мигрантской среде женщина-мигрантка находится под двойным угнетением? Как мигрантка, так как подчас из-за более низкого образования, чем у мужа, плохо знает язык принимающей страны, а следовательно, у нее меньше шансов найти работу. Как женщина, так как она может забеременеть и ей придется либо искать средства на аборт, либо работать в три раза больше, чтобы выжить с ребенком. Кому интересны проблемы лесбиянок, которые находятся в высокой зоне риска "корректирующего изнасилования", когда женщин насилуют под предлогом "чтобы они поняли, что секс с мужчиной лучше"? Кому нужны проблемы женщин, живущих в ситуации домашнего насилия? Или проблемы женщины, попавшей в ситуацию, когда в медицинском учреждении анализы выполнялись с такими проволочками, что срок беременности уже превысил 12 недель, а аборты по социальным показаниям на таком сроке у нас уже запрещены и остается одно – криминальный аборт, но где и как его сделать и как остаться в живых?..
Когда я разворачивала одну из наших «хоругвей», какой-то корреспондент мне сказал, что он был в Освенциме и ничего не слышал там про черный треугольник. Конечно: а зачем об этом слышать и знать, зачем об этом говорить?
Черный треугольник - не тот, что нашивался на робы неконвенциональным женщинам, а черный треугольник невидимости - накрывает нас всех. Но, несмотря на это, нас становится больше: ведь феминизм – это политическое движение за права каждой из нас.
Белорусский сценарий now
Французский суд дал отповедь Генпрокуратуре РФ
Сегодня опубликован текст определения французского суда по поводу письма заместителя генпрокурора РФ Александра Звягинцева, в котором тот выразил возмущение отказом французской стороны экстрадировать российского предпринимателя.
Это судебное определение важно, поскольку оно выходит за рамки конкретного запроса и дает юридическую оценку российской юстиции в целом.
Французский судья называет демарш российской прокуратуры "неуместным" и отмечает, что в письме Звягинцева "элементарная вежливость, общепринятая при осуществлении международного сотрудничества, представляется забытой".
Суть спора связана с делом петербургского предпринимателя Виталия Архангельского, которого российские власти разыскивают по обвинению в экономических преступлениях, а он сам утверждает, что дело сфабриковано с целью рейдерского захвата его предприятий. В ноябре прошлого года французы отказали РФ в его экстрадиции.
В ответ на это решение Звягинцев написал французскому министру юстиции протест, в котором утверждал, что отказ нарушает Европейскую конвенцию об экстрадиции.
Согласно положениям конвенции, экстрадиция должна осуществляться автоматически, без рассмотрения сути предъявленных обвинений, если только беглецу не удастся доказать, что обвинения политически мотивированы или что на родине его ждет неправый суд или пытки. Иными словами, в делах об экстрадиции не работает презумпция невиновности; это обвиняемый должен доказывать, что его ждет заведомая расправа. Звягинцева возмутило, что французский судья отказал в экстрадиции, не особенно вникая в дело Архангельского, на том лишь основании, что общее состояние прав человека в России настолько плохое, что там в принципе невозможен справедливый суд и гарантии прав подозреваемого. Звягинцев назвал такое решение французского судьи "самоуправством".
В опубликованном сегодня определении суд дал ответ, который по сути звучит так: если РФ будет систематически нарушать Европейскую конвенцию о защите прав человека, то она не может рассчитывать на то, что в отношении нее будет соблюдаться Европейская конвенция об экстрадиции.
Вот выдержка из французского определения:
"Принимая во внимание в этой связи, что к делу было приобщено письмо Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Государственному министру, Хранителю Печатей, Министру юстиции и свобод Французской Республики от 23 января 2012 года, в котором этот высокопоставленный чиновник российской юстиции выражает протест против вышеупомянутого решения следственной палаты (отрицательное заключение... в отношении первого требования об экстрадиции Виталия Архангельского)... а именно применения положений статьи 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, утверждая, что данное основание не предусмотрено Европейской конвенцией об экстрадиции 1957 года... и говорится, что данный суд «самоуправно отказал в экстрадиции». Что, таким образом, Следственная палата вынуждена:
- принять к сведению, что элементарная вежливость, общепринятая при осуществлении международного сотрудничества, представляется забытой, наречие «самоуправно» является в данном случае особенно неуместным;
- напомнить, что Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод обязательна для всех членов Совета Европы, в том числе и для Российской Федерации; что, таким образом, применение Европейской конвенции об экстрадиции, естественно, не исключает применения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод..."
Олимпийская машина зла в действии
30 мая судья Центрального района г. Сочи Ващенко Н.П. оставил без изменения решение мирового суда об административном аресте и штрафе в отношении Ирины Бровкиной.
Напомним, что 28 мая в Сочи рядом с баннером «Россия, вперед!» была задержана гражданская активистка Бровкина, которая проводила одиночный пикет перед зданием горадминистрации за отставку мэра Анатолия Пахомова. Причиной проведения пикета стали постоянные и необоснованные отказы в проведении публичных мероприятий, которые, по мнению Ирины, нарушают федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Ирина, проводя одиночное пикетирование, которое не требует согласования, настолько привлекла внимание, что против нее была проведена целая спецоперация. Вначале к Ирине подошла некая женщина-провокатор, которая стала громко высказываться в поддержку отставки мэра, хотя Ирина просила ее не делать этого. Однако это было частью замысла, поскольку пятеро полицейских без нагрудных жетонов, выслушав призывы, подошли к Ирине. Люди, одетые в форму полицейских не представились, забрали паспорт и не стали обременять себя зачитыванием ее прав; позже они заявили, что "у них есть приказ" и стали заталкивать 48-летнюю женщину в уазик. На законную просьбу составить протокол на месте доблестные борцы с гражданами отвечать не стали, доставив в отдел полиции Центрального района (начальник полковник Валерий Медведев) и, продержав более положенных трех часов, на нее стали оформлять протоколы об административных правонарушениях по ч.1 ст.19.3 КоАП "Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции" и ч.1 ст.20.2 "Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования".
Полицейские все время вводили журналистов и граждан в заблуждение относительно того, в каком суде будет рассматриваться дело, и выдали Бровкиной нечитаемые копии протоколов, но это, похоже, обычная практика в обеспечении правопорядка в Сочи.
Ночной сочинский суд был скорым и предсказуемым. Как выяснилось дальше, похожий на сотрудника полиции человек без формы перед зданием, где расположен мировой участок №100 Центрального района, заявил, что процесс почему-то закрытый, и отказался пускать граждан. Судья Александр Мандрыкин в своем определении ничего не сказал о закрытости процесса, однако ни одного ходатайства не удовлетворил, защитника и граждан в процесс не допустил. Использовав показания младшего сержанта И.В. Еременко и старшего лейтенанта В.Г. Кичкинева, он постановил подвергнуть Бровкину административному аресту на трое суток и штрафу в 1000 рублей.
В спецприемник, где Ирина отбывает арест, выехал адвокат, который составил жалобу на действия сотрудников полиции. Адвокаты правозащитной ассоциации "АГОРА" готовы оказать в помощь в написании апелляции и жалобы в Европейский суд по правам человека.
Может быть, новому главе МВД Владимиру Колокольцеву будет интересно посмотреть на людей, похожих на полицейских, которые крадут паспорта, обманывают граждан, на глазах у всех нарушают закон «О полиции» и Конституцию РФ, да и к тому же будут обеспечивать права граждан во время Олимпиады?
Вопросы по массовым акциям
В связи с арестом Александры Духаниной и обсуждением этой темы у меня возник ряд вопросов.
1. Какое количество людей (5, 10, 100, 1000), совершающих насильственные действия, дает, на ваш взгляд, право силовым структурам начать жесткие действия с применением спецсредств против всей массы демонстрантов?
2. Какие, на ваш взгляд, действия этих людей дают право силовым структурам применить огнестрельное оружие?
3. Какие внешние признаки позволяют нам с уверенностью полагать, что большая группа людей (толпа, демонстрация) готова совершать действия противоправного характера?
4. По каким признакам вы отличаете действия провокатора от действий человека в состоянии аффекта?
5. Согласно ли общество принять коллективную ответственность за каждого демонстранта или участника митинга?
6. Существуют ли действия полиции, которые являются для вас недопустимыми, и если да - то какие?
7. Согласны ли вы, что главной проблемой сложившейся ситуации являются действия так называемых провокаторов и хулиганов и дальнейшее развитие ситуации зависит исключительно от них?
И еще один, отдельный и гипотетический вопрос:
8. Если в активные столкновения с полицией вступит более половины участников митинга или демонстрации, какие аргументы в пользу ненасильственных действий вы сможете им привести и станете ли это делать?
Как ищут экстремизм в интернете
C прошлой недели жителя Люберец, одного из лидеров защитников Наташинского парка Ивана Тверского всеми способами вызывали на допросы "по уголовному делу". Все, что удавалось узнать от следователя, - это что расследуется уголовное дело о размещении на Люберецких форумах призывов приезжать 6 мая на Марш Миллионов.
Вот какую хронологию всего этого дела удалось узнать после встречи со следователем.
Рапорт. От помощника прокурора, юриста 3 класса Мартынова А.С. и.о. прокурора, советнику юстиции Саппарову Р.С.
"Сообщаю, что в ходе мониторинга сети интернет мною на форуме lubernet.ru обнаружен призыв к экстремистским выступлениям пользователя Тверской И. Тверской И. призывает граждан выйти на площади городов 6 мая 2012 года и требовать проведения "честных" выборов нового Президента, в случае отказа от согласования соответствующих митингов, Тверской И. предлагает не отступать и все равно выходить, то есть устраивать несанкционированные акции.
Предлагаю данный рапорт с материалами направить для проведения проверки в соответствии с компетенцией в МУ МВД России "Люберецкое".
10.04.2012 А.С. Мартынов
Данный рапорт в тот же день подписывает Саппаров - "согласен".
"Также в связи с изложенным, предлагаю обеспечить общественный порядок на поднадзорной территории 06.05.2012 и в день инаугурации В.В.Путина 07.05.2012".
Я считаю, что для многих прокуратур это был сигнал: хватайте активистов, чтобы они никуда не выехали в эти дни. И особо рьяные так и делали.
Автор этого предписания - сам исполняющий обязанности прокурора, советник юстиции Саппаров Р.Х.
11.04.2012 зарегистрировано 27.04.2012
Это пост на городском портале, призывающий приезжать 6 мая. Здесь нет никаких "экстремистских" призывов.
Статья 280 "Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности" к этому посту никак не может относиться, ведь в выходе на улицы (даже без согласования) заведомо нет никаких насильственных действий. Максимум что может быть - это нарушение федерального закона 54, который разрешает агитацию с момента подачи заявки, то есть это может быть статья 20.2 КоАП, но не более!
Однако прокуратуре понадобилось представить все как уголовное дело, и все перенаправилось в криминальную полицию. После этого я бы мало удивился даже возбуждению уголовного дела по этому никчемному вопросу - и даже заключению предполагаемого обвиняемого под стражу. Ведь именно так происходит на наших глазах с Pussy Riot - девушки уже несколько месяцев в СИЗО, при этом им даже не предъявлены обвинения. Следователи тщательно стараются сочинить, какое уголовно наказуемое деяние приписать взамен их юридически административного правонарушения.
Среди записей на этом листе последняя "Жуков В.И. Решить вопрос в порядке ст. 145 УПК РФ. 27.04.12".
Вот полный путь, как относительно невинные записи в интернете слепая система превращает в уголовные дела.
Что вы думаете по поводу этой истории? Наверное, полицейское начальство и не смотрело в "материалы" дела. Но видел ли сам прокурор Саппаров эти "экстремистские призывы"? Это был сговор в прокуратуре, чтобы полиция наехала на Ивана Тверского? Может быть, "юрист 3 класса" Мартынов действительно не превзошел уровень 3 класса и не может отличить мирный призыв от экстремистского? Или по всем прокуратурам поступил приказ давить на инакомыслящих в преддверии инаугурации, после чего юристики вроде Мартынова делают такие небольшие "ошибки", а прокуроры их подписывают и направляют в МВД, а те включают свои конвейеры, пытаясь запугать активистов?
К сожалению, подобные методы часто работают. Там, где есть зависимость от системы. Например, после невинных "проверок" малого бизнеса мужа Евгении Чириковой многие банки отказались давать ему кредиты, а партнеры отказались дальше сотрудничать. Система дает сигнал своим трясущимся элементам - не имейте с ним дела. В общем-то она иногда большего сделать не может, но иногда и таких "мелочей" бывает достаточно. Я думаю, не один человек был по-тихому уволен после подобных запросов в организации. "Ваш сотрудник ходит на несогласованные митинги" - и даже неважно, правда это вообще или нет. Вот и на меня оказывали очень сильное давление - и к моим родителям приходили, и через институт, - за то, что я участвовал в Стратегии-31. Совершенно мирный митинг (если не считать ментовского беспредела) за свободу собраний представляли как "массовые беспорядки", а меня именовали не иначе как "лидером экстремистов". К подобным "запросам" нужно быть готовым, не видеть в них ничего особо страшного. В целом я считаю, что нужно жить так, чтобы как можно меньше быть зависимым от нашей коррумпированной системы, чтобы у неё было как можно меньше рычагов давления на вас и людей, которые вас окружают.
Всем участникам протестных действий я бы советовал хотя бы немного ознакомиться с нашим законодательством. Кроме того, чтобы вас невозможно было отследить в интернете, установите анонимайзер Tor. А лучше всего, знайте, что можно, а что нельзя писать. Например, можно призывать людей выходить на несогласованную акцию (как в данном случае), но призывы "прокалывать колеса" или тем более кого-то убивать, мягко говоря, незаконны.
Вот письмо Ивана Тверского, где он пишет о своих действиях и о том, что ему предлагал следователь.
"Был утром в уголовном розыске. Материалы из прокуратуры поступили по поводу митинга 06 мая 2012 г. С чего они решили, что это я, непонятно, абсолютно не доказано и взято с потолка! Якобы я призывал жителей на митинг в Москву ранее 05 мая - дня, когда правительство Москвы согласовало митинг на Болотной!))) Это мне пояснил следователь, хотя сам удивлялся этому... "Нельзя призывать на митинг, который пока не разрешили, то есть если бы его не разрешили, то точно было бы правонарушение", - сказал он. Я ему прочел ликбез по федеральному закону о митингах и о предварительной агитации. Вроде он замолк. В общем я полностью отказался давать показания на основании ст.51 Конституции РФ, также сразу попросил не разводить меня на дружбу и приятельские отношения, сказал, что такие приемы нам известны. В принципе ничего страшного. Следователь сказал, что не видит ничего экстремистского. Но если бы я признался, то ему было бы проще закрыть дело. Может, врет. Не знаю. Посмотри фотокопии. Заранее благодарен. С уважением, Иван".
Разумеется, не нужно ни в чем признаваться. Пусть следователь изучит механизмы TCP/IP, обратиться к администраторам сайта lubernet.ru, возможно, ему удастся когда-нибудь доказать, что это был именно Иван Тверской. А вы в полном праве пользоваться 51-й статьёй Конституции и не свидетельствовать против себя, своего супруга или близких родственников.
Иван Тверской поступил совершенно правильно. "Я полностью отказался от объяснений на основании ст.51 Конституции РФ. Непонятно, на каком основании написали в повестке, что я свидетель, и вообще с чего вдруг привлекли постороннего человека? С того, что кто-то копировал мое фото с контакта и написал ник "Tverskoy.I" или как-то так?))) В общем, следователю самому было неудобно за такой идиотизм. Но я еще сразу сказал, что не надо разводить меня на разговор и делать вид, что он мне друг: такие приемы органов нам известны давно... Еще вопрос, может ли сотрудник прокуратуры писать такие рапорты".
"В следующий раз это можете быть вы! Как в той рекламе про стиральный порошок: Вы пишете в Интернете? Тогда мы идет к Вам!, - добавляет Иван Тверской.
Молодая анархистка Саша Духанина
Теплым майским вечером, прогуливаясь по гражданскому лагерю на Чистых прудах, известному как #ОккупайАбай, я периодически останавливался и вслушивался в дискуссии молодых людей. Так я познакомился с молодой анархисткой, которая вместе с друзьями на свои деньги организовала раздачу вегетарианской «Еды вместо бомб». Тогда она для меня была просто Сашей, милой девушкой, рассуждающей о будущем анархо-коммунизма. Сегодня, всего неделю с небольшим спустя, вы все ее уже знаете - как грозу полицейских и участницу массовых беспорядков на Болотной площади. Саша - преступница, которая после 6 мая приходила каждый день на Чистые пруды, Кудринскую площадь и на Арбат, не скрывая своего лица под маской или платком.
Пересмотрев в сотый раз ролик, где Саша кидает в ОМОН(?) кусок асфальта, я так и не смог хоть как-то осудить ее действия. Наверное, потому что от увиденного мне все больше становится жалко ее и стыдно за себя. Жалко потому, что ее действия выражают отчаяние и непонимание - что делать, как остановить полицейских, работающих дубинками направо-налево. Я не нахожу в этом, как сказал бы следователь, преступного умысла. Нет у ее поступка спланированного характера. Наоборот, страх и юношеский максимализм заставили сыграть экспромтом. И да, мне стыдно, что в это самое время я мирно прогуливался по Ботаническому саду, разглядывая цветущую сакуру и азалии. Прочитав про избиения, Ирина сказала, что мы должны быть там, и мы рванули в центр, хотя понимали, что все равно не сможем это остановить. Мне кажется Саша, тоже хотела остановить все происходящее вокруг, но как она это могла сделать?
Одновременно с этим у меня перед глазами стоит человек в маске, ловко заломавший полицейского. Был ли у него преступный умысел, готовился ли он заранее, знал ли, чего хочет и зачем делает то, что делает? Это вопросы риторические - отчасти потому, что и задать их некому: маска с ловкостью скрыла лицо ответчика. Была бы Саша преступницей, она бы в тот день тоже надела маску - и сегодняшний вечер проводила бы с друзьями, а не в камере Петровского ИВС. Желаю я тому человеку в маске оказаться за решеткой? Нет, и неважно, по чьей инициативе он пошел на площадь, своей или продиктованной кем-то. Нет, не желаю - хотя бы потому, что знаю, что это такое, и требовать кого-то посадить может только человек, никогда не бывавший за решеткой. Нет, потому, что уверен, что на скамье подсудимых должны находиться сотрудники полиции вместе со своим начальством, которые устроили бойню на Болотной. Не желаю, потому что завтра вчерашний интеллигентный мальчик с книжками Сартра и Набокова в рюкзаке, насмотревшись на то, как избивают девушек и забирают в участок за безобидную белую ленточку, перейдет ту грань, о которой так боятся говорить «лидеры» протеста, и швырнет злополучный кусок асфальта в полицейское оцепление.
Нам говорят, что мы раскачиваем лодку. Наверное, это мы позволяем себе делать из выборов фарс, запрещать мирные демонстрации и избивать протестующих. Это мы сидим за кремлевской стеной и трепетно пытаемся сохранить все украденные из государственного бюджета миллионы. Да, это мы поощряем убийства журналистов и вскармливаем будущий гитлерюгенд. Но нет, это не мы. Единственные, кто виноват сегодня и кто будет отвечать потом, – это власть. Власть толкает несогласных на те шаги, которые им в силу моральных качеств делать не хочется, но приходится.
Казалось бы, история с беспорядками на Манежной осталась в прошлом, пять молодых парней получили от двух до пяти лет, но не для власти - еще четверо окажутся на скамье подсудимых по этому делу. Саша Духанина открывает новый список, следом за ней уже задержали двоих, и к 12 июня мы узнаем, кого еще боится это великое и процветающее государство. И я думаю, что для вас не будет новостью, что в списке «врагов режима» не будет никого, кроме молодых парней и девушек, которые всего только поставили под сомнение силу этой власти. Они перестали верить и молча слушать. И они готовы отвечать.
P.S. Пока Саша находится в ИВС, ей можно и нужно передавать книги. Потому что, когда ее переведут в СИЗО, там их не примут, а библиотека там никудышная, знаю по своему опыту.
"Почему вы одни?"
Независимые эксперты, филологи, религиоведы, историки церкви, владеющие материалом, доказали, что акция панк-феминисток из группы Pussy Riot точна по содержанию и чиста по форме. Поэтому хотя бы сейчас, после заключения ученых экспертов, всем обиженным людям, особенно православным, представилась чудесная возможность разобраться, что на самом деле с ними произошло, что на самом деле их так обидело. И обида ли это, или это благо для них.
Но тетки в судейских мантиях продолжают игнорировать заключения независимых экспертов, из девчонок выбивают раскаяния в тюрьме, следователям помогают уголовники. Катя Самуцевич в ответ объявила и держала сухую голодовку, тюремное начальство это скрывало.
По телевидению существа, напоминающие скорее инфернальную фауну, чем людей, – это журналист Мамонтов, это матушка Ольга Кобзева, председатель комитета православных женщин, это Вяземский из МГИМО и многие-многие другие – готовят общество к тому, что в конце июня пройдет суд не просто над какими-то панками, захотевшими славы, а над врагами России, врагами народа. Что за акцией протеста в храме Христа Спасителя стоят кукловоды из Лондона и Вашингтона. Что следствие обязано выяснить, кто их хозяева, а подследственные, если хотят облегчить свою участь, должны публично покаяться перед народом, которому наплевали в душу.
Девчонки плюют на своих мучителей, предлагающих им сделку со следствием. Плюют на православную инквизицию и снисходительно прощают преданный ей больной народ.
Узниц православной инквизиции поддерживают всего несколько человек в сквере напротив Мосгорсуда. Какой общественный резонанс могло бы вызвать «писательская прогулка» за освобождение девчонок, в честь того гражданского подвига, который они совершили. Но нет. Писатели лишь в очередной раз явили поклонникам свои неотразимые персоны. Только и всего.
Они бы заставили с собой считаться, если бы совершили поступок, совершили прогулку-шествие по правильному маршруту, прошли от станции метро "Преображенская" до суда, или от станции метро "Печатники" до тюрьмы, посвятили бы свою прогулку не себе, как это было две недели назад, а узницам из панк-группы Pussy Riot.
Между тем на группу протестующих в защиту Pussy Riot в субботу налетела организованная стая молодых скотов. Подонки получили индульгенции и стаями нападают на свободных мирных людей, протестующих против тирании и православия мозга.
Я приехал в разгромленный лагерь протеста напротив Мосгорсуда. Милиция-полиция не знает, что делать с протестующими молодыми людьми; их не больше десяти человек, большинство их них девушки. Несмотря ни на какие угрозы, ребята не уходят.
- Мы будет здесь сидеть, пока сидят Pussy Riot, - повторяют они.
Минувшую ночь они провели стоя под дождем.
Мент из ОВД "Преображеское" отвел меня в сторону, чтобы никто нас не снимал и не подслушивал, и со всей откровенностью сказал:
- Уговори их уйти. Мы не может отвечать за вашу безопасность. Мы не владеем ситуацией. Не знаем, что происходит. Лично я не сомневаюсь, что Pussy Riot ни в чем не виноваты, что суд - всего лишь инструмент расправы над ними. Но объясни мне, почему вас здесь так мало?! Несколько девчонок. Было бы вас хотя бы человек сто, ничего бы с вами не случилось, никто бы вас не тронул. Я боюсь за вас. Правда, боюсь. Не как мент - как человек. Было бы вас много, у нас бы не было претензий. Я бы радовался за вас, скрывал, но радовался. Но вас здесь меньше десяти человек, и мне на вас жалко смотреть. Где ваша оппозиция? Она могла бы сотни тысяч человек сюда привести, если бы захотела, сюда, или к тюрьме. Почему вы одни? Где все?
На меня вылилась его душа.
Сегодня днем к скверу напротив суда подъехал автозак, были задержаны четыре человека - три девушки и один парень, находившиеся в лагере. Их доставили в отделение и обвинили в неповиновении представителям власти.
"Девушки партии"
В свое время, увидев у Сергея Беляка несколько фотографий активисток запрещенной Национал-большевистской партии, я предложил провести выставку в своей галерее под названием "Девушки партии". Выставка состоялась в апреле 2005 года. Примерно тогда же появилась идея довести тему до завершенного проекта.
Почему?
Совсем не потому, что национал-большевички красивы сами по себе, и не потому, что хороши фотографии, чего я просил Сергея избегать специально, а в силу того, что типаж необычен для нашего времени. С одной стороны, это девушки с явной потенцией на роль положительных героев общества через четко выраженное устремление сделать жизнь лучше, а с другой - уголовницы, поскольку многие из них имели судимости с реально назначенными сроками заключения.
Что от того?
"От того" - размышления о несоответствии государственной риторики и событий, которые происходят в стране, и об абсолютной несовместимости такой риторики с искусством. В этом, собственно, и заключается концепция проекта.
За прошедшее с тех пор время Сергей сделал еще массу фотографий, которые дали возможность выпустить полноценный альбом и организовать выставку в Центральном доме художника в октябре 2011 года. В настоящее время мы готовим подачу проекта на соискание премии Кандинского 2012 под названием "Положительное утверждение" (Positive Affirmatiоn).
По поводу проверки, проводящейся Лефортовской прокуратурой на предмет экстремистского содержания альбома, хочу посоветовать рыцарям без страха и упрека поискать такое содержание в других местах. Например, в публичных заявлениях и действиях нашего президента, которые привели к необратимости политического кризиса в стране, разделив ее на два враждебных лагеря.
Мне из прокуратуры пока повестку не присылали, но звонки с вопросами, где найти и как посетить галерею, были.
Одна из фотографий альбома - "Нина"
ОккупайСуд
Лагерь между Мосгорсудом и кладбищем существует дольше, чем любой другой в Москве. От трех до десяти человек там всегда можно найти. Непонятно, как они не боятся - или скрывают, что боятся. Здесь убить могут.
На Арбате, на Садовом кольце, куда бы ни переместился основной лагерь оппозиции, - это всегда центр города, там много людей, много телекамер. Известные люди выступают. Раз в три дня наезжают менты в касках, бронежилетах. Ну, разгонят, ну, кого-то затащат в автозак и через два часа отпустят. А этих нескольких ребят, протестующих днем и ночью в сквере между судом и кладбищем, могут избить, унизить, покалечить. Потому что после высочайшего благословения на травлю Pussy Riot индульгенцию получил каждый скот. Потому что по-скотски ведут себя Кремль и Патриархия - они откровенно плюют на Конституцию и на заповеди. Им важно сломать девчонок в тюрьме, заставить их каяться перед своим скотским народом. У них нет другого выхода, у них нет пути назад, им позарез нужно покаяние девчонок, потому что сами покаяться и остановиться не могут.
Горстка защитников Pussy Riot в пустом сквере напротив суда – легкая добыча для подонков. Это такое место, куда никому не захочется прийти, протестовать, сидеть на виду, ночевать здесь. Трое из пяти человек в лагере, молодые женщины, Таня, Тася, Аня.
Как только три тетки в судейских мантиях оставили Pussy Riot в тюрьме, эти молодые люди решили никуда не уходить, они отошли от общего протестного движения и стали протестовать здесь, напротив суда, ставшего инструментом расправы. Именно они, эти несколько молодых людей являются нравственным стержнем протеста, проходящего сегодня на площадях под камерами телевидения. Миссия этих людей, что лежат на земле в сквере напротив городского суда, важнее чем миссия всего протестного движения в Москве. То хорошее, что было на Чистых прудах, на Садовом кольце, – это производная от того, что есть эти несколько человек.
Пока основная протестная масса мигрирует по центру города, меняя площадки, эти молодые люди сидят на месте и не уходят. Но движение производят именно они. Потому что посадила их на это место любовь. Напротив, протестующая оппозиция, постоянно перемещаясь по центру городу, застыла на месте и никуда не движется, варится в собственном соку. Потому что их протесту не хватает любви. Свергнуть царя Путина, войти в Кремль, в Думу, захватить власть в стране – это не любовь, это политическая борьба, где нет места любви.
Протест против линчевания Pussy Riot в сквере напротив городского суда построен на любви. Чего не скажешь о протестах Навального, Удальцова и других. Ничего кроме борьбы за власть там нет. Поэтому это так увлекает, заводит, к этому невольно присоединяешься; а к протесту против линчевания Pussy Riot присоединиться трудно. Можно себя скомпрометировать. Не хочется опускаться на землю, не хочется оказаться рядом с этими протестующими, похожими на бездомных. Никто не хочет протестовать, будучи похожим на бомжа, лежа на голом месте днем и ночью.
Протестовать хочется вместе с известными людьми, «випами», с молодыми, симпатичными студентами и студентками в центре Москвы. Здесь не скучно, здесь весело. И здесь безопасно. Не страшно.
На том месте, напротив городского суда, страшно. Я просидел там с этими людьми несколько часов днем и час ночью. И сбежал. Там правда небезопасно находиться. Если тебя там будут избивать, ломать тебе кости, никто тебя не услышит, там никого нет. Неслучайно главный судья, тетка, назвала этот протест нецивилизованным. Там правда нет цивилизации. Нет ничего, что тебя защитит.
Они выбрали очень опасный путь протеста. Они провоцирует нападение. Протестуя против линчевания Pussy Riot, они ведут себя, как сами Pussy Riot, они молодцы, они альфа и омега протеста в сегодняшней Москве. Они также безмятежны и свободны на этом месте, как были безмятежны и свободны сидевшие в клетках Pussy в зале суда.
Они неинтересны журналистам. Интерес к Pussy Riot тоже прошел, информационный повод прошел. До суда девчонок продолжают держать и пытать в тюрьме. Их вина состоит в том, что набожный православный русский народ психически сильно болен, а власть и правосудие слеплены из этого народа. Что власть здесь на самом деле принадлежит народу. Что народу плохо, что ему срочно нужна сочная эмоциональная жертва, нужна жертва, которую можно ненавидеть, мучить, насиловать, упиваясь своим благочестием.
Чувство обиды у непросвещенного народа говорит, что Pussy Riot должны быть стерты с лица земли, закопаны живьем в землю. Обиженными себя почувствовали даже оппозиционеры. Потому что они плоть от плоти этого уязвимого народа, в бедах и неудачах которого виновны другие. Pussy Riot на самом деле другие.
Активисты с Баррикадной, с Арбата, с Чистых прудов - они не другие. Другие – это Pussy Riot. Другие – это вот эти несколько человек. Они никуда не двигаются с этого места, но сегодня именно они в авангарде оппозиции.
Сначала я тоже не понимал, какой смысл сидеть напротив несуществующего суда. С таким же успехом можно сидеть напротив продуктового магазина. Я так говорю, потому что три судьи в Мосгорсуде, три тетки в мантиях, оставившие девчонок в тюрьме, - они точно как те три тетки, что работают в продуктовом магазине неподалеку от моего дома, я часто покупаю там хлеб и колбасу. Те же тетки, лицо в лицо. Переоделись, сняли халаты продавщиц и надели судейские мантии. Сняли судейские мантии, надели халаты продавщиц.
На днях я спросил у этих трех продавщиц в продуктовом магазине, у этих самых теток, зачем они оставили молодых матерей в тюрьме. И они мне ответили:
Я их понимаю. Они правда чувствуют обиду. Что девчонки находятся в тюрьме незаконно, знают даже эти продавщицы-судьи. Но дело не в законе. В народе! В обиде!
Но никого эта тема особенно не беспокоит, нового информационного повода нет, чтобы это обсуждать, говорят оппозиционные СМИ. Кричишь им в ответ, что поздно будет, когда наступит информационный повод. Поздно будет, когда начнется суд. Сейчас нужно говорить, кричать. Нет, говорят, по поводу Pussy Riot уже достаточно высказывались журналисты, политики, ждем информационного повода, а пока жизнь продолжается. Только не для этих нескольких людей в сквере напротив суда. Протестная суета, протестное веселье, вторую неделю идущее по Москве, не увело их за собой. Они остановились здесь, они сказали рутине протестного движения «стоп» - здесь место правды, здесь мы останемся.
Pussy Riot исполнили панк-молебен на жертвеннике. Сакральное место для православных в нашей стране - это не амвон в храме, а именно жертвенник, плаха. Именно это показали Pussy Riot, они десакрализовали людоедские комплексы набожного народа. Поэтому их вина за пределами компетенции законов, за пределами Конституции - она больше. Поэтому, не будучи осужденными по закону, они сидят в тюрьме.
Своей акцией Pussy Riot высмеяли также сам протест, само протестное движение, эти девчонки оказались впереди него. Поэтому оппозиция втайне их сторонится. Поэтому эти несколько человек напротив суда сидят одни. Поэтому рядом с ними никого нет.
Pussy Riot сорвали маску набожности со звериной хари народа. Три четверти этого народа, согласно социологическому опросу, желает, чтобы девчонок осудили минимум на семь лет. Pussy также сорвали маску с элиты протестного движения. Протестное движение по сравнению с Pussy Riot является пародией на протест.
Протестные гуляния и митинги недотягивают до того, что сделали эти девчонки. Как недотягивает кочующий по Москве лагерь оппозиции до этого маленького скромного лагеря напротив суда.
Ребята в этом лагере чужие для оппозиционной толпы, они всегда будут чужие, как Pussy Riot. Ничего хорошего здесь в сквере напротив суда их не ждет. Никакого счастливого политического будущего здесь нет. Ловить здесь нечего, здесь холодно и опасно. Активисты из оппозиции сюда не спешат, потому что здесь они никто. Здесь у них не будет драйва, успеха. Если на очередном модном месте в центре города, где пройдут оппозиционные гуляния, они будут смотреться как авангардисты, как прогрессивные люди, то здесь они будут смотреться как отстой.
Три продавщицы в продуктовом магазине, три судьи, три тетки; они день за прилавком стоят, день вершат правосудие в суде; или они и здесь, и там, и в суде, и в магазине, везде. Они сказали мне:
Собаки, огромные, зубастые, подбегают, обнюхивают, автобусы рейсовые проезжают по дороге. Менты проедут, притормозят, постоят, уедут. Люди разные проходят по дороге, сворачивают со своего пути.
Ночью пришли два православных - так они сами себя назвали - молодых парня, один из них достал и показал нож. Но не угрожал. Настроение было хорошее, дружелюбное. До них приходил выразить свою поддержку православный монах.
Днем раньше пришел ученый-биолог, прочел лекцию о дизайне политического протеста. Пришел студент, сказал, что не понимает: какой смысл в таком протесте, какой вообще смысл в жизни?
Подошла пенсионерка, заслуженный учитель России, назвала ребят бездельниками, сказала, что валяться на земле и протестовать легко, но уже через минуту спросила, чем она может помочь, сказала, что готова остаться и спать здесь, что готова на все.
Подошел пожилой мужчина, тоже ветеран труда, имеет награды от государства, живет один. Он спросил меня, что здесь делают эти люди. Я сказал, что протестуют, борются за Pussy Riot. Он спросил, что именно пели девчонки в храме Христа Спасителя. Девушка поднялась с земли и показала в ноутбуке клип панк-молебна. Пожилой мужчина послушал и сказал, что готов подписаться под каждым из этих слов - если нужно, кровью.
- За то, что они очень сильно обидели наш народ...
- Плохо, что сейчас не древние времена. Pussy хорошо бы сжечь, а пепел их развеять, чтобы никто не знал где.